Аналитика

«Нижегородцы должны стать единственными исполнителями Гособоронзаказа для ВМФ»

«Нижегородцы должны стать единственными исполнителями Гособоронзаказа для ВМФ»

Со следующего года в Нижегородской области может появиться новый профессиональный праздник – День судостроителя. На территории области почти два десятка заводов и конструкторских бюро, работающих на военно-морскую тематику, но пока собственного профессионального праздника у корабелов и проектантов нет, их традиционно чествуют в день Военно-морского флота. Накануне праздника представители ведущих предприятий отрасли собрались на пресс-конференцию, где рассказали о проблемах, их решении и перспективах развития предприятий.

В пресс-конференции приняли участие: советник губернатора Нижегородской области Владимир Нефедов, генеральный директор ОАО «КБ «Вымпел» Вячеслав Шаталов, генеральный директор ОАО «ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева» Сергей Платонов, исполняющий обязанности генерального директора ОАО «ССК» (Городец) Дмитрий Савин, заместитель директора института ядерной энергетики и технической физики НГТУ им. р. Е. Алексеева Александр Терехин.

Говоря о перспективах развития отрасли и о приоритетных «флотских» направлениям предприятий региона, Владимир Нефедов отметил, что «Российский флот – гордость нашей страны, часть ее великой военной истории». «Но славные победы были бы невозможны без развитой судостроительной отрасли. Вообще, судостроение относится к третьей группе приоритетов. Сегодня в отрасли трудится около 10 тысяч человек, годовой объем выручки составляет 20 миллиардов рублей, и эта цифра ежегодно растет. Индекс роста объемов производства только по прошлому году составил 135%, - отметил он.

«Но по этому году мы, к сожалению, прогнозируем некоторое снижение по всем экономическим показателям. Так, по результатам мая индекс производства составил 97, 5%, что связано с недостаточной загрузкой ведущих предприятий отрасли – в непростой ситуации завод «Красное Сормово», недостаточно эффективно использует свой потенциал борский «Теплоход» и ряд других предприятий. Кроме того, в прошлом году завершились некоторые госпрограммы, и сейчас идет разработка и внедрение новых. Надеемся, это позволит использовать потенциал нижегородской промышленности более эффективно. В частности, сегодня уже действует программа «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2015–2030 годы», в которой имеется определенная номенклатура продукции, как по боевому кораблестроению, так и по вспомогательному, аварийному флоту, исследовательским и прочим судам. Считаю первостепенной задачей правительства Нижегородской области помочь нашим предприятиям стать единственными исполнителями Гособоронзаказа по ряду кораблей для российского флота», - особо подчеркнул Нефедов.

Так, по его словам, в январе этого года предприятия представили губернатору проект создания мобильных плавучих атомных станций малой мощности от 6,5 до 70 мегаватт. «Такие суда будут очень востребованы при освоении арктического шельфа благодаря своей мобильности и техническим характеристикам, которые позволяют им работать в условиях севера. Возможности кооперации наших нижегородских предприятий позволяют создавать такие плавучие атомные станции по полному циклу – от разработки проекта, которым занималось КБ «Вымпел», до непосредственно строительства. Наше предложение сейчас на рассмотрении, в том числе и в «Росатоме»», - добавил советник главы региона.

В ходе мероприятия Нефедов также обратил внимание на те предприятия и КБ, которые вносят наибольший вклад в экономику области и укрепление обороноспособности страны. Это и завод «Красное Сормово», ОАО «Судоремонтно-судостроительная корпорация», Нижегородский завод «Теплоход», «Волга», КБ «Вымпел», ОАО «ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева» и ряд других.

«Нам необходимо развивать и гражданское судостроение, в том числе и пассажирское. В последние годы это направление кораблестроения почти не развивалось. Сегодня государство проявляет интерес к гражданскому судостроению, и нижегородские КБ готовы работать по созданию гражданских судов. В частности, сегодня КБ «Вымпел» работает над созданием общественного водного транспорта», - особо подчеркнул Владимир Нефедов.

В свою очередь, генеральный директор ОАО «КБ «Вымпел» Вячеслав Шаталов отметил, что «Москва поставила перед нами задачу создать что-то вроде автобусов, только для движения по воде». «Мы ожидаем в ближайшее время возрождения интереса к общественному пассажирскому транспорту и готовы принимать участие в его разработке. Объединенная судостроительная корпорация буквально в конце прошлого года сделало наше предприятие головным по разработке проектов гражданских судов. Это направление в последние годы находилось в тени Гособоронзаказа, но настало время строить собственные гражданские суда, обновлять существующий парк судов», - подчеркнул он.

Шаталов также добавил, что у них есть и проекты круизных судов. «Например, на заводе «Красное Сормово» в скором времени будут делать судно по проекту одесского Морского инженерного бюро. Мы предлагаем свой вариант, на наш взгляд, он более подходит для центральной России и в большей степени соответствует тем требованиям, которые ставятся перед туристическими судами. Одесситы предлагают «закрытый» вариант, при котором человек просто сидит в каюте и не может выйти на борт. По-моему, это неправильно. Наше судно рассчитано на 300 пассажиров, его скорость 20-22 километра в час, оно может выходить в прибрежные морские районы. Сегодня мы предложили рассмотреть наш проект судоходной компании "Водоходъ"», - добавил генеральный директор ОАО «КБ «Вымпел».

Он также подчеркнул, что в 2015 году КБ «Вымпел» исполнилось 85 лет. «Мы занимаемся в основном созданием наплавных мостов, вспомогательного флота по обеспечению кораблей топливом, вооружением, материалами. В последние несколько лет предприятие работает стабильно, с ежегодным темпом роста выпуска продукции примерно 15-20%. Последний успешно реализованный наш проект – судно для испытания торпедного оружия, построенное заводом «Волга». По нашим проектам строит Сокольская судоверфь, планируем в ближайшее время начать сотрудничать с Навашинским заводом. Корабли по нашим проектам строят в 15 регионах страны, на крупнейших судостротельных предприятиях Санкт-Петербурга, Красноярска, Выборга, Хабаровска и т.д», - отметил Шаталов. Он также напомнил, что совсем недавно, в начале июня, широко освещалось знаковое для нашего флота событие – был спущен на воду первый за последние полвека военный ледокол «Илья Муромец». «Я с гордостью могу сказать, что этот уникальный корабль был создан по нашему проекту!», - особо отметил он.

На сегодняшний день госзаказ ОАО «КБ «Вымпел» составляет почти 90% от общего объема заказов КБ.

Говоря о сложностях, возникших на предприятии с переизбранием Совета директоров, Шаталов добавил, что «в ближайшее время мы успешно справимся с ними». Ни о каком банкротстве предприятия речи не идет, напротив, уже видны перспективы на 2017 год. Пока сложно сказать относительно объемов заказов по гражданской продукции, но объем Гособоронзаказа будет не меньше, чем в текущем году, сказал он в заключение.

Исполняющий обязанности генерального директора ОАО «ССК» (Городец) Дмитрий Савин говоря о планах предприятия отметил, что в этом году мы должны сдать четыре металлических и два железобетонных судна для нужд Министерства обороны и погранслужбы ФСБ РФ. Два судна уже сданы без замечаний. Работа по строительству остальных судов идет в строгом соответствии с графиком, к концу сентября должны спустить на воду и доставить заказчику все остальные суда.

Он также добавил, что предприятие работает стабильно. «В следующем году к сдаче планируется 6 судов для Минобороны и 1 для ФСБ РФ. Но заказов, подобных плавучему доку для Азербайджана, среди них, к сожалению, пока нет. Впрочем, Министерство обороны России планирует до 2020 года поставить на вооружение российской армии 80 кораблей разного типа, не считая тех, которые успешно эксплуатируются сейчас. Поэтому, я думаю, скоро возникнет необходимость не только в плавучих причалах, но и в другом виде нашей продукции – плавучих доках. Тем более что мы по-прежнему остаемся единственным в России предприятием, которое не просто специализируется на железобетонных судах, но и может создавать причалы и доки, укомплектованные самым новейшим и уникальным оборудованием и механизмами», - отметил Савин.

«Плавучий док в Азербайджане, который мы проектировали, вот уже полтора года находится в эксплуатации, с его помощью было отремонтировано более 40 судов. Никаких замечаний от заказчика не поступало», - подчеркнул исполняющий обязанности генерального директора ОАО «ССК» (Городец).

Генеральный директор ОАО «ЦКБ по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева» Сергей Платонов, говоря о праздновании 100-летнего юбилея выдающегося отечественного инженера Ростислава Алексеева отметил, что к этому дню готовится много культурных и спортивных мероприятий, и не только силами нашего КБ. «В частности, уже вышел первый том книги о Ростиславе Евгеньевиче. Книга выходит ограниченным тиражом и содержит в себе и биографию талантливого ученого, и воспоминания его коллег и учеников, и техническую информацию о его разработках. Планируются к выходу еще четыре тома. 7 августа 2016 года в Нижнем Новгороде состоится съёмка массовой сцены кинофильма «Обгоняя время», посвященного научно-техническому и биографическому пути Ростислава Евгеньевича. Все желающие приглашаются к участию в съёмках массовой сцены фильма «Обгоняя время», которые пройдут в центре Нижнего Новгорода на Чкаловской лестнице 7 августа 2016 года в 12.00. Съёмочная группа будет реконструировать «Открытие Чкаловской лестницы». Всю дополнительную информацию о фильме можно найти на сайте нашего предприятия. Скоро пройдет регата имени Алексеева. Мероприятий запланировано много, их проведение курирует лично губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев», - отметил он.

Говоря о профподготовке кадров заместитель директора института ядерной энергетики и технической физики НГТУ им. р. Е. Алексеева Александр Терехин, отметил, что Нижегородский государственный технический университет начал подготовку специалистов в области военного кораблестроения с 1921 года. Кроме того, он добавил, что «со времени Великой Отечественной войны мы осуществляем подготовку инженерных кадров для предприятий артиллерийской отрасли, в том числе и корабельной, а с 1962 года и специалистов в области корабельной ядерной энергетики».

За этот период подготовили более 25 тыс. инженеров и конструкторов для предприятий, производящих продукцию по заказам Военно-морского флота. Среди них имена-легенды в военном кораблестроении: создатель крылатого флота и экранопланов Р.Е. Алексеев, выдающийся конструктор ядерных реакторов, в том числе и для Военно-морского флота, основатель Опытного конструкторского бюро машиностроения И.И. Африкантов, основатель Зеленодольского Проектно-конструкторского бюро А.В. Кунахович.

Сегодня университет ведет целевую контрактную подготовку специалистов по планам Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, АО «Объединенная судостроительная корпорация» и Госкорпорации «Росатом» для таких предприятий, как: Конструкторское бюро «Вымпел»; Центральное конструкторское бюро «Лазурит»; Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева; Судостроительный завод «Вымпел» (г. Рыбинск); Зеленодольский завод имени А. М. Горького; Центральный научно-исследовательский институт «Буревестник»; Опытное конструкторское бюро машиностроения имени И.И. Африкантова; Центр судоремонта (г. Северодвинск); Северо-Восточный ремонтный Центр (г. Вилючинск); Дальневосточный завод «Звезда» (ЗАТО Большой Камень).

Причем перечень специальностей и направлений подготовки по образовательным программам с военно-морской тематикой постоянно расширяется. Так, например, совсем недавно мы открыли новую программу подготовки магистров – «Энергетические установки скоростных судов», т.е. для экранопланов и кораблей ВМФ на динамических принципах поддержания.

Александр Терехин также подчеркнул, что проблему нехватки квалифицированных инженерных кадров в области новых вооружений Военно-морского флота успешно решают созданные на многих предприятиях базовые кафедры и филиалы отдельных кафедр НГТУ. «Например, в АО «ОКБМ Африкантов» успешно функционирует кафедра «Конструирование атомных установок», а в АО «ЦНИИ «Буревестник» кафедра «Артиллерийское вооружение». В настоящее время эти кафедры включает в себя лекционные аудитории, аудитории курсового и дипломного проектирования, оборудованные магнитными досками, экранами и современными проекторами для демонстрации лекционных материалов в электронном виде. Студенты имеют возможность учиться в великолепных условиях, используя все последние достижения технического прогресса, причем учат их ведущие специалисты соответствующих отраслей.

Наш университет активно взаимодействует со многими предприятиями в сфере научных исследований, направленных на совершенствование эксплуатационных характеристик многих видов вооружения ВМФ. Так, например, некоторые наши научные коллективы в последнее время выполняют следующие НИР: «Изучение маневренных качеств подводной лодки при ее погружении с обледенением корпуса» (по заказу Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит»); «Модельные испытания поведения надводных судов и кораблей в различных ледовых условиях» (по заказам многих предприятий); «Разработка самоходной ледокольной приставки на воздушной подушке» (в рамках ФЦП Минпромторга России); научные исследования в области гидродинамики элементов корабельных ядерных реакторов (по заказу АО «ОКБМ Африкантов») и др», - добавил он.

С этой целью, по его словам, предприятия создают на нашей площадке свои научно-исследовательские лаборатории с самым современным оборудованием, позволяющим проводить уникальные эксперименты. Примером такого тесного взаимодействия служит созданная по совместному соглашению с АО «ОКБМ Африкантов» научно-исследовательская лаборатория «Реакторная гидродинамика». «Необходимо отметить, что к этим работам активно привлекаются студенты, получающие образование различного уровня - и в бакалавриате, и в специалитете, и в магистратуре. Участие наших студентов в научно-исследовательской деятельности помогает нам реализовать такой важный принцип как «Образование через науку»», - подчеркнул Терехин.

К слову, НГТУ является опорным вузом для АО «Объединенная судостроительная корпорация» и Госкорпорации «Росатом» и включен в программы их инновационного развития, а наши специалисты регулярно приглашаются на заседания научно-технических советов этих корпораций. В состав учебно-методического объединения вузов по ядерной энергетике и технологиям избраны ректор НГТУ С.М. Дмитриев и директор института ядерной энергетики и технической физики НГТУ А.Е. Хробостов, а в состав учебно-методического объединения вузов по кораблестроению - ректор НГТУ С.М. Дмитриев и заместитель директора института транспортных систем С.Н. Хрунков.

«Мы крайне заинтересованы в укреплении взаимодействия НГТУ с предприятиями, специализирующимися на выпуске современных образцов военно-морской техники, и, конечно, осознаем необходимость сохранения и развития научных школ и производственных баз, работающих на благо укрепления могущества нашего Военно-морского флота, который на все времена был и остается объектом национальной гордости», - сказал в заключение заместитель директора института ядерной энергетики и технической физики НГТУ им. р. Е. Алексеева Александр Терехин.

Все новости раздела «Аналитика»

Нижний Новгород
Интервью
Аналитика
Комментарии
19 марта