Председатель комитета Законодательного собрания Нижегородской области по экономике и промышленности Николай Пугин в рамках проекта "Интернет-конференция" отвечает на вопросы читателей "НТА-Приволжье"
Вопросы для Н.Пугина можно присылать до 16 февраля
Задать вопрос
Каковы перспективы развития автомобилестроительного комплекса Нижегородской области на 2011 год? Есть ли прогнозы по динамике объемов производства по сравнению с 2010 годом?
Горьковский автозавод постоянно обновляет автомобили под требования рынка, заказчиков. В прошлом году начат выпуск новых легких коммерческих автомобилей. Новая линейка получила название "ГАЗель-БИЗНЕС", т.к. это оптимальное решение для бизнеса по затратам и качеству. Заметьте, в новые "ГАЗели" внесено 150 улучшений - на основании опыта ГАЗа и передовых западных технологий. Выпустили затем их с газобаллонным оборудованием и с дизельным двигателем. Теперь всеми любимые "ГАЗели", которые пользуются популярностью на российском рынке уже более 15 лет, выведены на новый уровень комфорта, безопасности и надежности, при этом еще и стоимость владения ими снизилась. Не надо забывать, что таких успехов ГАЗ добился в посткризисный период. ГАЗ - лидер российского рынка коммерческих автомобилей и сделает все, чтобы таковым и оставаться. В 2011 году ГАЗ намерен продолжить модернизацию существующего модельного ряда: сделать оцинкованый кузов, модернизировать полноприводные модели, запустить новый микроавтобус, устанавливать битопливные газово-бензиновые двигатели на цельнометаллические фургоны.
У ГАЗа также есть сильные компетенции в автокомпонентном бизнесе. Ведется активная работа по увеличению продаж компонентной продукции внешним заказчикам. Эта работа усилилась в 2009 году, в результате чего продажи компонентов марки ГАЗ внешним потребителям выросли более чем в два раза. Сейчас среди клиентов ГАЗа в сегменте компонентов - более 200 компаний: не только автопроизводители, но и крупные транспортные компании, предприятия авиапрома. Продукция поставляется холдингам "Соллерс" и "АвтоВАЗ", компании "Российский железные дороги", Объединенной авиастроительной корпорации. В 2011 году это направление также активно развивается, обеспечивая ГАЗ новыми заказами. По итогам 2011 года ожидается значительный рост объемов реализации продукции.
Активно развивается и Павловский автобусный завод. В прошлом году предприятие выпустило новое семейство автобусов ПАЗ-3204, которое отличают конкурентоспособная цена, выгодная стоимость владения, минимальный расход топлива на одного пассажира, увеличенная пассажировместимость, унификация с другими моделями предприятия, надежность подвески на дорогах с любым покрытием, а также доступность запасных частей. По итогам минувшего года павловское предприятие также увеличило объемы производства реализации - более чем на 10%, на 2011 год у предприятия не менее грандиозные планы.
Какова доля в бюджете области от реализации продукции промышленных предприятий?
Объем реализации продукции промышленными предприятиями в общем объеме произведенной продукции составляет около 56%.
Напоминаю, что в понятие "промышленность" входят:
-обрабатывающие производства;
-производства, занятые добычей полезных ископаемых;
-производство и транспортировка энергоносителей
Как Вы считаете,будут ли отношения ЗМЗ и ГАЗа складываться,как сейчас, наилучшим образом, и почему так мало иностранных партнеров возглавляют заводы нашей области?
Привлечение к сотрудничеству иностранных партнеров является эффективным способом сокращения технологического отставания и расширения возможностей российских компаний. Со своей стороны правительство Нижегородской области ведет активную работу по повышению инвестиционной привлекательности региона для иностранных компаний, в том числе и через создание благоприятных налоговых условий. Так, при поддержке Законодательного собрания и правительства Нижегородской области ГАЗ внедряет проекты по организации производства коммерческих автомобилей Mercedes и легковых автомобилей Chevrolet. Также внедряются проекты на созданных в последние годы промышленных предприятиях. Назначение руководства вновь создаваемых предприятий производится по решению заинтересованных сторон.
Какие промышленные предприятия построены на территории области в 2005-2010 годах?
В современных условиях строительство предприятий и создание новых производств требует вложения значительных финансовых средств. Поэтому на законодательном уровне в течение последних пяти лет особое значение придавалось решению вопросов, связанных с обеспечением государственной поддержки предприятий, реализующих проекты по модернизации существующей производственной базы и создании новых объектов.
В частности, с использованием мер государственной поддержки созданы следующие объекты:
- вторая очередь логистического комплекса ООО "АЛИДИ-Недвижимость" (Кстовский район);
- промышленное предприятие для производства конструктивных
- элементов и компонентов для землеройной техники и башенных кранов ООО "Либхерр-Нижний Новгород" (г. Дзержинск);
- промышленный комплекс по производству поливинилхлорида мощностью 330 тыс. тонн ООО "РусВинил" (г. Кстово);
- новый производственный корпус и запуск новой технологической линии
по производству инновационного импортозамещающего кабеля NYM ЗАО
"ЭЛКАБ" (Кстовский район);
- создание на территории нижегородской площадки "Группы ГАЗ"
предприятия полного технологического цикла по производству алюминиевых
паяных радиаторов и радиаторов - отопителей для автомобильной
промышленности с использованием технологии T.RAD Co.Ltd (Япония)
ООО "ТРМ" (Н. Новгород);
- комплекс ОМК "Сталь" по выпуску трубных марок стали для
высокопрочных и коррозионностойких труб, используемых в суровых
климатических условиях и в условиях агрессивной среды (Выксунский район);
- завод по производству битумно-кровельных материалов торговой марки "ОНДУЛИН" (г.Н.Новгород). Производство размещено на основе реконструкции бывшего станкостроительного цеха ОАО "Горьковский автомобильный завод".
- завод по производству пластиковых пробок в Нижегородской области ООО "Берикап" (г. Бор);
- завод по производству сухих строительных смесей ООО "Арзамикс" (г. Арзамас);
- экструзионный завод "ВитаРос" по производству соевой продукции (г. Дзержинск);
- завод железобетонных изделий (г. Кстово);
- линия по производству стеновых сэндвич-панелей ЗАО "Строительная компания "Декор" (г. Бор);
- комплекс каталитического крекинга гидроочищенного вакуумного
газойля ОАО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" (г. Кстово).
Почему Правительство НО не отделило автозаправки, реализующие альтернативные, более экономичные и экологичные виды топлива (например, сжиженный газ!) от бензиновых и "дерет три шкуры" с них за аренду земельных участков в Нижнем Новгороде, буквально – с тройным коэффициентом? Речь идет об объектах, введенных в эксплуатацию уже после того, как область забрала у города все полномочия по земельным вопросам. Знают ли депутаты, что денежный оборот на любой городской бензиновой заправке в 12-15 раз превышает оборот на АГЗС? А платить за аренду приходится, как и бензиновой заправке, по 190 тыс. рублей ежемесячно из валовой прибыли АГЗС в 300 тыс. рублей (до вычета расходов, связанных с оплатой труда, электроэнергии и налогов). При этом Федеральное правительство требует создавать благоприятные условия для бизнеса, способствующего тому, чтобы "сэкономить затраты и улучшить экологию". Только об этом и говорили 31 января на заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию, проходившему в Арзамасе под председательством Президента РФ Дмитрия Медведева. Кому жаловаться? Неужели Президенту?
Со своей стороны Правительство и Законодательное Собрание области создают благоприятные условия и для развития газозаправочного бизнеса. Могу привести пример.
Для организаций и индивидуальных предпринимателей в части автомобилей, оборудованных для использования газомоторного топлива, ставка транспортного налога на одну лошадиную силу снижается на 50 процентов. Данная льгота предоставляется по заявлению налогоплательщика на основании документа, подтверждающего, что автомобиль оборудован для использования газомоторного топлива. Данная мера направлена на стимулирование сбыта предприятий, реализующих газомоторное топливо. И действительно многие предприниматели переоборудовали свой транспорт на сжиженный углеводородный газ.
Если говорить про доходность автозаправок, реализующих бензин и газ, то хочу подчеркнуть, что российское законодательство предоставляет предпринимателям право создания многотопливных заправочных станций. Это может быть одним из направлений повышения доходности газозаправочного бизнеса.
Вопрос о величине ставок арендной платы земельных участков, на которых располагаются заправочные станции, требует детальной проработки. Здесь могу предложить автору вопроса направить в адрес Законодательного Собрания области официальный запрос по данной проблеме. Будем решать данную проблему совместно с Правительством области.
Правительство региона когда-то обсуждало механизмы привлечения в область компаний разных стран для развития здесь автомобильного кластера и производства автокомпонентов. На какой стадии сейчас находится эта идея? Что удалось сделать?
Также развиваются и автокомпонентные проекты. Среди них можно отметить приступившее к работе в прошлом году совместное предприятие компании "Русские машины" и японской T.RAD по производству радиаторов. Сейчас ГАЗ также ведет переговоры с другими иностранными автокомпонентными предприятиями по таким направлениям как производство систем выпуска отработанных газов, производство колес, кузнечное производство.
Недавно показывали дискуссию с представителями департамента транспорта Москвы и Санкт-Петербурга в ходе которой они заявляли, что к концу года на рынке коммерческих перевозок людей постараются на 100% заместить ГАЗели на Мерседесы, Ивеко и другие иномарки, мотивируя это очень низкой безопасностью пассажирских ГАЗелей. Признаете ли Вы факт того, что этот сегмент рынка ГАЗ проиграл, и что Вы собираетесь предпринять для выхода из этой ситуации?
Защита пассажиров "ГАЗели" обеспечивается современными системами активной и пассивной безопасности. К последним, в частности, относятся ремни безопасности, подголовники сидения, безопасные стекла, особо прочные крепления пассажирских сидений.
В 2010 году ГАЗ серьезно обновил свой модельный ряд, запустив модернизированный автомобиль "ГАЗель-БИЗНЕС". Усиление систем активной безопасности связано с применением новых узлов и комплектующих импортного производства: более надежная тормозная система с уменьшением времени срабатывания, улучшение параметров управляемости и информативности рулевого колеса. Применение новых амортизаторов подвески повысило курсовую устойчивость и плавность хода, что положительно влияет на безопасность автомобиля, особенно на неровной дороге. Улучшение обзорности кабины, комфорта водительского места, установка новых элементов освещения – все это также усилило защищенность пассажиров новых "ГАЗелей".
Автомобили "ГАЗель" сертифицированы для пассажирских перевозок в соответствии с законами Российской Федерации и полностью отвечают всем требованиям по активной и пассивной безопасности. По уровню комфорта пассажирские «ГАЗ»ели даже превосходят конкурентов: так, площадь, приходящаяся на одного пассажира в салоне, в "ГАЗели" составляет 0, 56 кв.м., в Fiat Ducato – 0,47-0,38 кв.м., в Ford Transit – 0,45 кв.м.
А любое ограничение использования "ГАЗелей" на пассажирских маршрутах и применение административного ресурса для предпочтительного выбора каких-то марок противоречит антимонопольному законодательству РФ.
Недавно руководство Нижнего Новгорода заявило о закупке около 70 автомобилей для нужд муниципальной Службы скорой помощи. Олег Кондрашов говорил, что, скорее всего, машины будут иностранного производства, так как продукция ГАЗа неконкурентоспособная. Неужели ГАЗели неконкурентоспособны и существенно уступают таким маркам как "Фиат", "Форд"? Рассчитывает ли руководство ГАЗа на то, что для нужд муниципальной скорой помощи буде закупаться продукция ГАЗа?
И о конкурентоспособности "ГАЗелей" по сравнению с инормаками в первую очередь говорит тот факт, что ГАЗ занимает 50% рынка. Потребители рублем голосуют именно за продукцию ГАЗа. И "ГАЗели", в том числе медицинские, их не подводят в самых сложных условиях. Вспомните хотя бы историю, когда при катастрофе "Невского экспресса" медики на всю страну заявили, что на автомобилях Fiat они не могут проехать к месту аварии из-за плохих дорожных условий! А проехать туда первыми смогли именно "ГАЗели" благодаря высокой проходимости. Стоит задуматься и о том, на какие средства наши больницы обслуживали бы дорогие иномарки, которые не предназначены для российского бездорожья, а следовательно, могут ломаться не реже российской техники. И надо учитывать, сколько времени иномарки будут простаивать в ожидании запчастей, пока их ждут больные. Иностранный бренд не всегда означает качество и условия обслуживания, пригодные для российских условий эксплуатации.
Как Вы считаете, какие виды производства сейчас целесообразнее всего развивать в области?
Сейчас более 70% производства приходится всего на 3 отрасли - нефтехимия, металлургия и автомобилестроение. Одним из направлений диверсификации региональной экономики может стать рынок производства товаров народного потребления. Здесь можно говорить о производстве продуктов питания, являющихся предметом первой необходимости. Кроме пищевой промышленности, можно выделить следующие сектора: химико-фармацевтическая промышленность, производство бытовой химии и прочих товаров массового спроса. Данные отрасли характеризуются с одной стороны низкими инвестиционными барьерами и быстрой окупаемостью, а с другой стороны в этих отраслях маловероятны резкие спады, а требования к производственному персоналу относительно низкие, что позволяет обеспечить сектор необходимыми ресурсами и перераспределить сюда высвобождающийся персонал из других секторов экономики. Развитие товаров массового спроса будет стимулировать рост других секторов экономики.
В чем заключается суть "новой промышленной политики" региона? Чем она будет отличаться от старой?
Финансовый кризис показал, что нужно пересматривать подходы к развитию промышленности в регионе. "Новая" региональная промышленная политика должна быть направлена на модернизацию промышленного комплекса региона, совершенствование системы коммерциализации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стимулирование роста объемов инвестиций промышленными предприятиями (в первую очередь перерабатывающих отраслей). Помимо существующих необходимо разрабатывать новые механизмы привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, формировать систему мер финансовой поддержки тех предприятий, которые обновляют основные производственные фонды, внедряют инновационные технологии в производстве, производят инновационную и конкурентоспособную продукцию, создают рабочие места.
Сейчас Законодательное Собрание области совместно с облправительством, Нижегородской ассоциацией промышленников и предпринимателей работает над новой редакцией закона области "О промышленной политике", который должен будет стать реальным инструментом государственного регулирования развития промышленности области.
Со своей стороны хочу предложить руководителям промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов и учебных заведений региона высказывать свои предложения по конкретным мерам и формам государственной поддержки промышленности в регионе. Все мнения и предложения будут обобщены и проанализированы.
Предложения можно направлять по электронной почте: kepzsno@sinn.ru в комитет по экономике и промышленности Законодательного Собрания.
Каковы перспективы развития автомобилестроительного комплекса Нижегородской области на 2011 год? Есть ли прогнозы по динамике объемов производства по сравнению с 2010 годом?
Горьковский автозавод постоянно обновляет автомобили по требованиям рынка заказчиков. В прошлом году начать выпуск новых легких коммерческих автомобилей.
Новая линейка получила название "Газель-Бизнес", т.к это оптимальное решение для бизнеса по затратам и качеству. Заметьте, в новые ГАЗели внесены 150 улучшений –на основании опыта ГАЗа и передовых западных технологий. Выпустили затем из с газобаллонным оборудованием и с дизельным двигателем. Теперь всеми любимы "ГАЗели", которые пользуются популярностью на российском рынке уже более 15 лет, выведены на новый уровень комфорта, безопасности и надежности, при этом ещё и стоимость владения ими снизилась. Не надо забывать, что таких успехов ГАЗ добился в посткризисный период. ГАЗ-лидер российского рынка коммерческих автомобилей и сделает все, чтобы таковым и оставаться. В 2011 году ГАЗ намерен продолжить модернизацию существующего модельного ряда: сделать оцинкованный кузов, модернизировать полноприводные модели, запустить новый микроавтобус, устанавливать битоплевные газово-бензиновые двигатели на цельнометаллические фургоны.
У ГАЗа так же есть сильные компетенции в автокомпонентном бизнесе. Ведется активная работа по увеличению продаж компонентной продукции внешним заказчикам.
Это работа усилилась в 2009 году, в результате чего продажи компонентов марки ГАЗ внешним потребителям выросли более чем в два раза. Сейчас среди клиентов ГАЗа в сегменте компонентов- более 200 компаний не только автопроизводители, но и крупные транспортные компании, предприятия авиапрома. Продукция поставляется холдингом "Соллерс" и "АвтоВАЗ", компании Российские железные дороги, Объединенной авиастроительной корпорации. В 2011 году это направление так же активно развивается, обеспечивая ГАЗ новыми заказами. По итогам 2011 года ожидается значительный рост объемов реализации продукции.
Активно развивается и Павловский автобусный завод. В прошлом году предприятие выпустило новое семейство автобусов ПАЗ-3204, которое отличают конкурентоспособная цена, выгодная стоимость владения, минимальный расход топлива на одного пассажира, увеличенная пассажировместимость, унификация с другими моделями предприятия, надежность, подвески на дорогах с любым покрытием, а так же доступность запасных частей. По итогам минувшего года павловского предприятия также увеличило объемы производства реализации – более чем на 10%, на 2011 год у предприятия не менее грандиозные планы.
За более чем двадцать лет перестройки наша автомобильная промышленность не создала ничего мало-мальски конкурентноспособного на мировом рынке. В чём вы видите основную причину слабости нашего менеджмента?
При этом я понимаю, что мы отстаем по уровню технической оснащенности и уровню технологий от ряда мировых автоконцернов. В советские времена, когда экономическое развитие страны было нацелено в первую очередь на поддержание обороноспособности, в потребсекторе не было ориентиров на рыночные законы, конкуренцию, развитие технологий в соответствии с западными темпами. И это отставание сказалось не только на автомобильной отрасли, но и на ряде других обрабатывающих отраслей. Сейчас мы пытаемся нагнать отставание, сформированное многими десятилетиями, и усилия менеджмента "Группы ГАЗ" принесли серьезные плоды: например, наш конвейер по выпуску легковых автомобилей -уникальный по технологическому уровню для российского автопрома проект, совмещающий в себе высокий уровень автоматизации и передовые методы выпуска автомобилей. Именно опыт, полученный в этом проекте, позволяет ГАЗу привлекать иностранных производителей и достигать с ними договоренностей о сотрудничестве.
Ранее "Группа ГАЗ" и Volkswagen вели переговоры по организации в Нижнем Новгороде сборки автомобилей. Каковы перспективы сотрудничества сторон в настоящее время?
Комментарии