Аналитика

США заменили конкуренцию манипуляциями

США заменили конкуренцию манипуляциями
Сотни тысяч россиян могут потерять работу из-за недобросовестных действий американской администрации. Включив в черный список таких производителей, как Группа ГАЗ, США преследовали вполне понятные цели. О целях и задачах правительства США, а также современных "правилах " конкуренции в статье "Независимой газеты".

Выдавить российские машиностроительные предприятия не только с международной арены, но и с российского рынка, заменив их американскими производителями, в США придумали с помощью не конкуренции, а системы запретов, объявив санкционную войну, по сути, всему российскому народу. Включив в черный список таких производителей, как Группа ГАЗ, США преследовали вполне понятные цели. Что нужно сделать, чтобы оттеснить слишком активного и успешного российского производителя? Придумать нерыночные способы давления, чтобы не дать ему производить и таким образом освободить рынок от нежелательного и настырного конкурента.

Таким образом, 6 апреля 2018 года Минфин США включил ГАЗ, "Русские машины" и еще целый ряд крупных российских предприятий из разных сфер экономики, подрезав на взлете успешно развивающиеся компании страны. Цинизм этого шага почувствовали не только в России. Не обрадовались санкционной атаке честные промышленники в Европе и Азии. Даже некоторые американские бизнесы, которые тесно сотрудничают с Россией, недоумевают по поводу недальновидности собственного правительства. Как поддержать странную инициативу, которая отбрасывает мировую экономику далеко назад, разрушает налаженные связи, лишает бизнес взаимовыгодного сотрудничества, а людей – работы?

Правительства многих стран мира, включая Францию, Германию и Австрию, призвали США отказаться от столь безответственных действий. После этого американцы пошли на некоторое «смягчение», растянув время окончательного вступления санкций в силу до 23 октября. После этого всему американскому бизнесу запретят вести дела с санкционными компаниями. Но это еще не все, так как вторичные санкции направлены и на европейские компании, на которые ведется американское давление, чтобы они отказались от сотрудничества с российским партнером.

Удар под дых

Почему в качестве мишени был выбран именно ГАЗ? Анализируя причины включения ГАЗа в санкционый лист, журнал "Эксперт" обратил внимание на то, что отдельного упоминания в американском санкционном списке удостоилась компания, специализирующаяся почти исключительно на гражданском автомобилестроении, а не на военной технике. "То ли американцы плохо ориентируются, то ли речь идет, как и в случае с "Рособоронэкспортом", всего лишь о недобросовестной конкуренции", – отмечает издание.

Многие эксперты уверены, что санкционный удар был направлен именно в адрес наиболее конкурентоспособных компаний из ключевых отраслей экономики страны.

Глава "Опоры России" Александр Калинин отмечает, что «ГАЗ сейчас активно выходит на внешние рынки, и внесение под санкции означает попытку выдавить эту российскую компанию с международных рынков».

А может, основная причина в том, что ГАЗ "перешел дорогу" американцам в первую очередь на российском рынке? В России, например, давно работает Ford, который, будучи одним из лидеров по производству легких коммерческих автомобилей в мире, в России все никак не преодолеет 5%-ый барьер на рынке коммерческой техники, где лидирует ГАЗ. Кроме того, ГАЗ давно стал привлекательным для международных инвесторов. Завод установил серьезные деловые отношения с европейскими, японскими и другими международными компаниями. Такие взаимовыгодные взаимоотношения, очевидно, не нравятся американским властям.

Для США Россия, похоже, стала слишком сильным конкурентом, чтобы цивилизованно сражаться на экономическом поле боя. Потому в ход пошли недобросовестные методы выдавливания. Выбран самый подходящий момент, чтобы больнее ударить по наиболее успешному национальному производителю коммерческой автомобильной техники. Сейчас ГАЗ достиг наилучшего за многие годы развития, стал лидером на российском рынке, создал широкую линейку современных автомобилей, автобусов, грузовиков, стал на равных конкурировать с самыми известными иностранными марками и начал расширять свое присутствие на зарубежных рынках. И это, несомненно, неприемлемо для США, которые хотят контролировать все рынки, все отрасли, весь мировой финансовый и промышленный сектора. Расчет американской стороны – ослабить российское машиностроение и подстелить соломки собственным игрокам автобизнеса. Таков современный формат войны, войны на экономическом фронте. Когда на кону – экономическое превосходство американского бизнеса, все средства хороши.

Тысячи безработных

Чем чреват разрыв отношений с многочисленными зарубежными партнерами, если в октябре санкции вступят в силу? Прекратятся поставки на заводы автокомплектующих из-за рубежа, предприятия лишатся возможности работать в иностранных валютах, остановятся поставки на экспорт. Хотя на ГАЗе за последние годы и были созданы современные производства комплектующих совместно с зарубежными партнерами, все же остаются компоненты, которые в России до сих пор не производятся.

По словам заместителя гендиректора Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей Дениса Замотина, "кооперация наших предприятий с зарубежными высока, взять хотя бы автотранспортную отрасль, химическую, приборостроение. Есть ряд позиций, которые не только Нижегородская область, но и Россия в принципе не производит. Пока есть определенный технологический задел, но потом придется договариваться с западными партнерами или искать замену, налаживать собственное производство". Речь идет о практически полном импортозамещении в российском автопроме, а это непростой и длительный процесс. Чтобы наладить производство аналогичных деталей в России, нужно несколько лет, многомиллиардные вложения и серьезные усилия государства.

Но пока страна будет переходить на полностью внутреннее производство компонентов – что будет с заводами, выпускающими конечную автомобильную продукцию? Все конвейеры будут остановлены. А в Группе ГАЗ – 13 предприятий в восьми регионах страны: автозавод "Урал", выпускающий легендарные внедорожники, Ярославский моторный завод, снабжающий двигателями всю отрасль, Павловский, Ликинский и Курганский автобусные заводы, которые поставляют пассажирский транспорт во все регионы страны, моторный завод в Ульяновске, завод автосамосвалов в Саранске и др. Это более 40 тыс. рабочих и их семьи, таким образом под угрозой оказалась судьба десятков тысяч россиян.

Более того, парализация деятельности предприятий ГАЗа неизбежно повлечет за собой остановку производств или серьезное падение объемов на сотнях других российских заводах. Все они связаны с ГАЗом единой производственной цепочкой: поставщики компонентов, дилеры, производители спецтехники. А это значит, что под удар в отрасли попадут уже почти полмиллиона человек.

Кроме того, остановка предприятий ГАЗа – это колоссальный удар и по транспортному обеспечению социальных учреждений страны. Для школ, больниц и социальных центров ГАЗ производит школьные автобусы, автомобили скорой медицинской помощи, транспорт для пассажирских перевозок. Это уже не "наказание" отдельных лиц, как заявляли американские политики, а война против сотен тысяч.

Хотя представители Соединенных Штатов не раз заявляли, что санкции не направлены против российского народа, реальность говорит об обратном. На самом деле это решение ломает судьбы десятков тысяч людей. "Ударили как будто по Дерипаске, но за ним – тысячи рабочих мест, вот что страшно", – говорит профессор Нижегородского государственного технического университета Александр Золотов. Санкции бьют по каждому гражданину страны, лишая обычных людей рабочих мест и отнимая средства к существованию.

Общее дело

Что делать в такой ситуации? Вспомним историю. В годы Великой Отечественной войны ГАЗ был мишенью целенаправленных бомбардировок. Серия бомбовых авиаударов со стороны немецкой авиации проводилась с осени 1941 по лето 1943 года. На Горький, как тогда назывался Нижний Новгород, было сброшено свыше 33 тыс. бомб – это самые крупные удары люфтваффе по тыловым районам Советского Союза в годы войны. Основной целью было разрушение промышленного потенциала города.

Восстановительные работы начались уже во время бомбардировок, для этого привлекались строительно-монтажные бригады из Москвы, с Урала, Сибири, из Средней Азии. Восстановлением ГАЗа занималось свыше 35 тыс. человек.

Как когда-то объединились люди для защиты ГАЗа, так и сейчас надо вместе выстроить защиту от экономической агрессии. Рабочие, общественники, лидеры профсоюзных организаций – все те, кто хотят с уверенностью смотреть в завтрашний день, должны сплотиться и высказать свою позицию. Противостоять грубому "отжиму" бизнеса c рынка и добиваться полной отмены санкций можно только сообща, потому что, по сути, каждый – в санкционном списке.

Все новости раздела «Аналитика»

Интервью
Аналитика
Рейтинги
20 Сентября