Аналитика
Каким будет Нижний Новгород через пять лет? Взгляд социолога на цифровизацию
Нижний Новгород. 15 марта. НТА-Приволжье — Каким будет Нижний Новгород через пять лет? Взгляд социолога на цифровизацию
Любопытно, что термин "футурология" появился лишь в середине XX века — его предложил социолог Осип Флехтхайм в 1943 году в письме к знаменитому фантасту Олдосу Хаксли.
Несмотря на столь позднее рождение самого понятия, прогнозировать будущее пытались давно - этим занимались еще Платон и Аристотель. Современному же ученому гораздо легче — за его спиной века известной и задокументированной истории, оглядываясь на которую можно предсказать, какими те или иные явления станут в будущем.
По утверждению доцента кафедры социологии проектной деятельности и проконкурентного регулирования ННГУ Александра Солдаткина, занимавшегося в конце 2018 года исследованием конкурентной среды, около 20% жителей Нижегородской области готовы к такой форме социальной активности, как размещение отзывов о различных компаниях на специализированных сайтах.
На первый взгляд эта цифра принадлежит к конкретной области, мало связанной с будущим региона. Но это совершенно не так. Ученый убежден, что что полученные результаты указывают на отношение нижегородцев к различным цифровым практикам в принципе.
Следовательно, около 20% жителей региона можно назвать неким "цифровым активом". Приблизительно такое же количество относится с одобрением к подобного рода деятельности. Интересно, однако, что порядка 40% не хотят иметь с названной активностью в интернете ничего общего. Однако, поясняет Александр Солдаткин, это не враждебное отношение, а, скорее, сосредоточенность на собственной жизни.
Те самые 20% - это люди, которые готовы включаться в различного рода практики обратной связи как с бизнесом, так и с органами власти - региональными и муниципальными. Столько же жителей Нижегородской области готовы использовать мобильные приложения для сбора и отсылки информации о недобросовестном поведении бизнеса в конкуренции.
"Я думаю, что примерно такая же доля горожан может включиться в подобного рода взаимодействие с госструктурами — информировать власть о беспорядках на дорогах и каких-то коммунальных неурядицах", - добавляет ученый.
Появление инструментов для быстрой обратной связи с властью
По словам Александра Солдаткина, у ряда городов страны существует специальный интерфейс для моментальной связи человека с органами власти. В Москве, к примеру, это приложение "Активный гражданин". Вполне вероятно, убежден исследователь, что что-то подобное появится в скором времени и в Нижнем Новгороде.
"Это было бы действительно полезно. В Стратегии развития области есть пункты об обратной связи между гражданами и органами власти. Это тоже социально-ориентированная задача, которая концентрируется на формировании сектора НКО области, занимающегося обучением населения и развитием гражданских практик", - подчеркивает Александр Солдаткин.
Следует заметить, что в Стратегии развития есть и задачи, связанные с цифровой экономикой. Речь идет о реализации таких проектов, как "Умный город". Подразумевается, что пространство для жизни человека сквозным образом будет пронизано самыми разнообразными цифровыми связями.
Как пояснил социолог, на настоящий момент говорить о цифровизации как о делах грядущих дней неразумно — это уже настоящее. И те проекты, которыми сейчас занимаются власти — попытка создать интегрированную систему связи с гражданами и сбора необходимой информации о том, что происходит в городе. В частности, установка Глонасс-навигаторов на общественном транспорте дает возможность и властям увидеть, где находится транспорт, и горожанам узнавать, где сейчас их автобус. Специалист подчеркнул, что районы области не будут сильно отставать в данном направлении - это "догоняющее развитие", и оно происходит очень быстро.
Исследователь убежден, что региональный проект - портал "Команда Правительства" — это одна из действенных форм взаимодействия между властью и гражданами, которая особенно эффективна в городе сравнительно маленького масштаба, потому, что "здесь связи короче".
"Если будет налажен поток обратной связи — это может оказывать некое влияние на принимаемые решения. Власть будет оперативно видеть реакцию людей", - добавил ученый.
Цифровизация социальной сферы
Одно из главных направлений цифровизации — это планирование развития социальной сферы, то есть всех сервисов, которые касаются граждан. Названная задача потребует некоторых изменений в системе сбора и мониторинга информации и работы с "большими данными". Все это выльется в возможность более тщательного планирования, когда известен, например, уровень и специфика заболеваемости маленьких детей в возрасте 2-3 лет.
"Если это что-то хроническое и с риском длительного измененного состояния здоровья - к моменту, когда эти дети пойдут в школу, можно спланировать коррекцию профиля школьной медицины. То есть если у властей есть такие данные и их можно анализировать — доступно изменение профиля работы всех социальных служб", - рассказал Александр Солдаткин.
Кроме того, если будет известно, что определенная группа людей приближается к пенсионному возрасту и есть достаточно данных об этом слое населения — можно планировать разного рода персонифицированные пенсионные сервисы для них.
Бабушки в Интернете: информационные технологии перестанут быть привязанными к возрасту
Не следует забывать и о том, что россияне, которые в 2000-х были молодыми и осваивали Интернет сейчас отмечают сорокалетие. Кроме того, они составляют значительную долю населения.
"Таким образом привязка информационных технологий к возрасту — она размылась", - уверен Александр Солдаткин.
По мнению исследователя, в дальнейшем ситуация будет развиваться таким образом, что все пожилые люди спокойно смогут взаимодействовать с новыми цифровыми продуктами, которые им предложит мир будущего.
Важно помнить о том, что цифровизация в нашей стране началась в первой половине 2000-х — именно тогда очень активно развивались тематические проекты, воплощаемые государством. В частности, была принята программа "Электронная Россия", в рамках которой был огромный проект по подключению к Интернету всех школ страны.
Цифровизация городской среды
Еще один вектор развития, убежден исследователь, - это цифровизация городской среды. Уже через пять лет мы увидим в Нижнем Новгороде хорошо оборудованные умные остановки, слаженно работающие приложения для отслеживания транспорта, а также проекты с дополненной реальностью, которые могут помочь человеку лучше ориентироваться в городе и больше узнать о нем.
"Условно говоря, можно навести смартфон на какое-то здание и получить информацию о постройке - посмотреть, как оно выглядело век назад. Все это уже технологически есть. Наряду с цифровизацией городской среды существуют разного рода сервисы, управляемые через Интернет. Они могут серьезно изменить поведение людей в городе. Есть сервисы каршеринга, такси, заказа еды", - увлеченно рассказал Александр Солдаткин.
По его словам, современные люди не заметили, как оказались в будущем и сейчас мы будем наблюдать переход количества в качество. К примеру, роль подключения масс к политическим процессам резко возросла когда появился сравнительно дешевый и массовый доступ к Интернету с мобильных устройств.
Любопытно, что пока Интернет был доступен лишь с компьютера — он был для тех, у кого есть компьютер, то есть для специалистов.
"Когда Интернет появился у каждого в кармане - это довольно сильно повлияло на то, как люди себя ведут. Поэтому предсказать, что станет с Нижним Новгородом когда уровень распространения каких-то из ныне существующих сервисов достигнет некой критической точки, довольно трудно. Вот возьмутся, например, люди участвовать в какой-то обратной связи и с телефона что-то такое посылать в городскую администрации и правительство области — никто не знает, как это поменяет обстановку", - резюмировал специалист.
Любопытно, что термин "футурология" появился лишь в середине XX века — его предложил социолог Осип Флехтхайм в 1943 году в письме к знаменитому фантасту Олдосу Хаксли.
Несмотря на столь позднее рождение самого понятия, прогнозировать будущее пытались давно - этим занимались еще Платон и Аристотель. Современному же ученому гораздо легче — за его спиной века известной и задокументированной истории, оглядываясь на которую можно предсказать, какими те или иные явления станут в будущем.
По утверждению доцента кафедры социологии проектной деятельности и проконкурентного регулирования ННГУ Александра Солдаткина, занимавшегося в конце 2018 года исследованием конкурентной среды, около 20% жителей Нижегородской области готовы к такой форме социальной активности, как размещение отзывов о различных компаниях на специализированных сайтах.
На первый взгляд эта цифра принадлежит к конкретной области, мало связанной с будущим региона. Но это совершенно не так. Ученый убежден, что что полученные результаты указывают на отношение нижегородцев к различным цифровым практикам в принципе.
Следовательно, около 20% жителей региона можно назвать неким "цифровым активом". Приблизительно такое же количество относится с одобрением к подобного рода деятельности. Интересно, однако, что порядка 40% не хотят иметь с названной активностью в интернете ничего общего. Однако, поясняет Александр Солдаткин, это не враждебное отношение, а, скорее, сосредоточенность на собственной жизни.
Те самые 20% - это люди, которые готовы включаться в различного рода практики обратной связи как с бизнесом, так и с органами власти - региональными и муниципальными. Столько же жителей Нижегородской области готовы использовать мобильные приложения для сбора и отсылки информации о недобросовестном поведении бизнеса в конкуренции.
"Я думаю, что примерно такая же доля горожан может включиться в подобного рода взаимодействие с госструктурами — информировать власть о беспорядках на дорогах и каких-то коммунальных неурядицах", - добавляет ученый.
Появление инструментов для быстрой обратной связи с властью
По словам Александра Солдаткина, у ряда городов страны существует специальный интерфейс для моментальной связи человека с органами власти. В Москве, к примеру, это приложение "Активный гражданин". Вполне вероятно, убежден исследователь, что что-то подобное появится в скором времени и в Нижнем Новгороде.
"Это было бы действительно полезно. В Стратегии развития области есть пункты об обратной связи между гражданами и органами власти. Это тоже социально-ориентированная задача, которая концентрируется на формировании сектора НКО области, занимающегося обучением населения и развитием гражданских практик", - подчеркивает Александр Солдаткин.
Следует заметить, что в Стратегии развития есть и задачи, связанные с цифровой экономикой. Речь идет о реализации таких проектов, как "Умный город". Подразумевается, что пространство для жизни человека сквозным образом будет пронизано самыми разнообразными цифровыми связями.
Как пояснил социолог, на настоящий момент говорить о цифровизации как о делах грядущих дней неразумно — это уже настоящее. И те проекты, которыми сейчас занимаются власти — попытка создать интегрированную систему связи с гражданами и сбора необходимой информации о том, что происходит в городе. В частности, установка Глонасс-навигаторов на общественном транспорте дает возможность и властям увидеть, где находится транспорт, и горожанам узнавать, где сейчас их автобус. Специалист подчеркнул, что районы области не будут сильно отставать в данном направлении - это "догоняющее развитие", и оно происходит очень быстро.
Исследователь убежден, что региональный проект - портал "Команда Правительства" — это одна из действенных форм взаимодействия между властью и гражданами, которая особенно эффективна в городе сравнительно маленького масштаба, потому, что "здесь связи короче".
"Если будет налажен поток обратной связи — это может оказывать некое влияние на принимаемые решения. Власть будет оперативно видеть реакцию людей", - добавил ученый.
Цифровизация социальной сферы
Одно из главных направлений цифровизации — это планирование развития социальной сферы, то есть всех сервисов, которые касаются граждан. Названная задача потребует некоторых изменений в системе сбора и мониторинга информации и работы с "большими данными". Все это выльется в возможность более тщательного планирования, когда известен, например, уровень и специфика заболеваемости маленьких детей в возрасте 2-3 лет.
"Если это что-то хроническое и с риском длительного измененного состояния здоровья - к моменту, когда эти дети пойдут в школу, можно спланировать коррекцию профиля школьной медицины. То есть если у властей есть такие данные и их можно анализировать — доступно изменение профиля работы всех социальных служб", - рассказал Александр Солдаткин.
Кроме того, если будет известно, что определенная группа людей приближается к пенсионному возрасту и есть достаточно данных об этом слое населения — можно планировать разного рода персонифицированные пенсионные сервисы для них.
Бабушки в Интернете: информационные технологии перестанут быть привязанными к возрасту
Не следует забывать и о том, что россияне, которые в 2000-х были молодыми и осваивали Интернет сейчас отмечают сорокалетие. Кроме того, они составляют значительную долю населения.
"Таким образом привязка информационных технологий к возрасту — она размылась", - уверен Александр Солдаткин.
По мнению исследователя, в дальнейшем ситуация будет развиваться таким образом, что все пожилые люди спокойно смогут взаимодействовать с новыми цифровыми продуктами, которые им предложит мир будущего.
Важно помнить о том, что цифровизация в нашей стране началась в первой половине 2000-х — именно тогда очень активно развивались тематические проекты, воплощаемые государством. В частности, была принята программа "Электронная Россия", в рамках которой был огромный проект по подключению к Интернету всех школ страны.
Цифровизация городской среды
Еще один вектор развития, убежден исследователь, - это цифровизация городской среды. Уже через пять лет мы увидим в Нижнем Новгороде хорошо оборудованные умные остановки, слаженно работающие приложения для отслеживания транспорта, а также проекты с дополненной реальностью, которые могут помочь человеку лучше ориентироваться в городе и больше узнать о нем.
"Условно говоря, можно навести смартфон на какое-то здание и получить информацию о постройке - посмотреть, как оно выглядело век назад. Все это уже технологически есть. Наряду с цифровизацией городской среды существуют разного рода сервисы, управляемые через Интернет. Они могут серьезно изменить поведение людей в городе. Есть сервисы каршеринга, такси, заказа еды", - увлеченно рассказал Александр Солдаткин.
По его словам, современные люди не заметили, как оказались в будущем и сейчас мы будем наблюдать переход количества в качество. К примеру, роль подключения масс к политическим процессам резко возросла когда появился сравнительно дешевый и массовый доступ к Интернету с мобильных устройств.
Любопытно, что пока Интернет был доступен лишь с компьютера — он был для тех, у кого есть компьютер, то есть для специалистов.
"Когда Интернет появился у каждого в кармане - это довольно сильно повлияло на то, как люди себя ведут. Поэтому предсказать, что станет с Нижним Новгородом когда уровень распространения каких-то из ныне существующих сервисов достигнет некой критической точки, довольно трудно. Вот возьмутся, например, люди участвовать в какой-то обратной связи и с телефона что-то такое посылать в городскую администрации и правительство области — никто не знает, как это поменяет обстановку", - резюмировал специалист.
текст Наталья Денисова; фото Анастасия Макарычева, Владимир Яшин.
Комментарии