Аналитика

Коррупция в мундирах: по следам топливных преступлений

Photo by Zbynek Burival on Unsplash
Нижний Новгород. 1 октября. НТА-Приволжье — Коррупция в мундирах: по следам топливных преступлений. 

Криминальный бизнес по хищению топлива из трубопроводов в нашей стране появился еще в 90-е годы. Сейчас, по данным российского Института развития технологий ТЭК, объем контрафактного топлива в России оценивается свыше $6 млрд ежегодно. Доходы от криминального бизнеса, кроме личного обогащения, используются ОПГ для совершения новых врезок, "спонсирования" покровителей и пополнения воровского общака. Правоохранители также неоднократно заявляли о возможном финансировании запрещенных в России экстремистских организаций, включая ИГИЛ.

Чужой среди своих
Этим летом Нижегородская область отметилась громкими задержаниями. Начальника 4-го отдела УЭБиПК областного МВД полковника А.Кислова обвинили в том, что он был посредником во взяточничестве и крышевал ОПГ, которая ежемесячно воровала топливо из магистральных трубопроводов на суммы свыше 20 миллионов рублей, а общий объем похищенного топлива составил более 400 тонн. Полицейский попался при получении взятки из рук своего же бывшего коллеги.

Напомним, что главная задача отдела УЭБиПК, который возглавлял Кислов, это обеспечение экономической безопасности и противодействие коррупции. Получается, что полковник занимался тем, против чего должен был бороться. Сейчас он, как и передававший ему взятки бывший полицейский, а также другие члены преступной группы арестованы. На причастность к преступному сговору проверяются и другие бывшие и действующие сотрудники правоохранительных органов, в том числе руководство ГУ МВД по Нижегородской области.

У нас все схвачено
Назвать этот случай из ряда вон выходящим, к сожалению, нельзя. Криминальные врезки в магистральные трубопроводы уже давно стали обыденным явлением, а заказчиками и участниками топливных преступлений все чаще становятся люди в погонах. Чем же к себе так притягивает преступный бизнес на нефтяной трубе? Прежде всего, своей высокой доходностью и относительно малой опасностью. Сейчас с уверенностью можно сказать, что данный вид преступлений по доходам сравним с торговлей оружием, наркотиками и проституцией. Только за наркотики и нелегальные "стволы" дают реальные сроки, а здесь отпускают на свободу.

Подобный вид преступлений надежно скрыт от посторонних глаз. Это не разбой, грабеж или банальное воровство. Этот "бизнес" управляется жестко структурированными организованными преступными группами, обладающими дорогостоящим оборудованием и сетью исполнителей с четко распределенными функциями.

За каждой криминальной врезкой всегда скрывается коррупция - невозможно без хорошо проплаченного прикрытия организовать хищение топлива из трубы в крупных размерах, доставить его до точек сбыта, а потом открыто продать. Здесь принцип "у нас все схвачено" работает безотказно. Организованные преступные группировки действуют по давно отлаженным каналам, которые редко дают сбой. При возникающей угрозе на помощь криминальному бизнесу приходят "нужные люди", готовые отмазать своих подельников.

Кто крышует врезки
Увы, лихие 90-е из этого криминального бизнеса еще не ушли. Кто только не "крышует" нефтеврезки. Вопиющий случай прикрытия "нефтебизнеса" был недавно отмечен в Самарской области. Следственный комитет, расследуя уголовное дело о хищении нефти из нефтепровода около станции Чагра, вышел на действующего депутата. Не обошлось без соучастия "стражей дорог". Работники ГИБДД закрывали глаза на криминальный трафик на трассах Красноярского края и Ульяновской области.

Не в этих ли примерах "крышевания" кроется ответ на вопрос - почему из сотен возбужденных уголовных дел единицы доходят до суда. По факту сейчас силовики ведут борьбу только с внешними проявлениями топливных преступлений, выявляя простых исполнителей. Организаторы и заказчики криминальных врезок по-прежнему остаются неприкасаемыми, их задержания являются эпизодическими, а значит, об эффективной борьбе с этим видом преступлений говорить пока не приходится. Так, в марте этого года за кражу нефти в особо крупном размере был задержан бывший президент федерации ММА Оренбургской области Виктор Фролов. Вместе с двумя подельниками он смог организовать хищение и сбыт топлива на сумму около 300 млн рублей. На прошлой неделе суд освободил фигурантов из под стражи. Теперь они будут находиться под домашним арестом. Стоит отметить, что это исключительный случай в судебной практике, обвиняемых по статье 210 УК РФ крайне редко отпускают под домашний арест.

Интересно будет проследить и за дальнейшей судьбой рьяного "борца" с коррупцией нижегородского полковника Кислова, что же его ждет дальше? Правосудие часто сравнивают с флюгером, который вертится в разные стороны. Уже отмечено - если дело имеет общественный резонанс, его тщательно рассматривают, а виновные получают заслуженное наказание, несмотря на их связи и прихваты – взять хотя бы пример с футбольными мажорами Кокориным и Мамаевым.

Задержание Кислова поначалу было громким. Смогут ли "решалы" вмешаться в дело Кислова, дойдет ли оно до суда и куда повернется флюгер нижегородского правосудия - покажет время.

Участие нижегородских правоохранителей в крышевании ОПГ не является исключением.  В июне этого года в суд передано дело о преступном сообществе, занимавшимся хищением нефтепродуктов в Киришском районе Ленинградской области. Организатором сообщества следствие видит бывшего начальника ОМВД Киришского района Дмитрия Тимченко. Вместе с ним перед судом предстанут еще двое полицейских. Всего по этому уголовному делу проходит 24 обвиняемых. В Подмосковье сотрудниками ФСБ пресечена преступная деятельность нефтеврезчиков, которым покровительствовал замначальника районного ГИБДД. 

Все новости раздела «Аналитика»

Нижний Новгород
Интервью
Аналитика
Комментарии
19 марта