Конференции | «НТА Приволжье» Новости Н. Новгорода

Министр промышленности и инноваций Нижегородской области Николай Сатаев отвечает на вопросы читателей "НТА-Приволжье"

Интернет-конференция посвящена проблемам развития промышленности, привлечения инвестиций в реальный сектор экономики Нижегородской области - на все заданные вопросы читатели "НТА-Приволжье" смогут получить подробные ответы и комментарии.

Вопросы для Интернет-конференции можно присылать с 13 по 21 ноября 2008 года.

Задать вопрос

Наталья А.

СМИ сообщают, что "министерство промышленности и инноваций Нижегородской области проводит запрос котировок по отбору исполнителя на выполнение научно-исследовательской работы "Исследование возможности создания автономного источника энергии с возможностью аккумуляции для обеспечения устойчивой работы высокотехнологичных производств". Зачем нужен такой "автономный источник", каковы конкретные сферы его применения?

Нужен автономный источник для регулирования  пиковых нагрузок и оптимизации работы энергообъектов, используя современных технологий хранения и трансформации энергии.

Область его применения – это развитие энергетической инфраструктуры,  организация надежного автономного источника энергии,  бесперебойное (резервное) аварийное снабжение потребителей энергией высокого качества.

Круг пользователей такого автономного источника энергии – это потребители, имеющие дефицит энергии,  удаленные от точек подключения к единой энергосети,  нуждающиеся в дублирующем источнике,  критичные к электропитанию, предъявляющие высокие требования к качеству энергии,  нуждающиеся в бесперебойном (резервном) или аварийном источнике питания, например, компьютерные и пользовательские центры, высокотехнологичные производства, медицинские учреждения и др.

Ярослав

Здравствуйте, Вы говорили, что "в Нижегородской области возможен перерасчет тарифов на электроэнергию для предприятий легкой и лесоперерабатывающей промышленности". Когда это произойдет, и с какого времени будет производиться перерасчет?

Тарифы за 3 квартал были пересмотрены, в октябре месяце сделан перерасчет, однако в ноябре счета полученные предприятиями легкой промышленности изменились опять в сторону увеличения.

Министерством промышленности и инноваций 20 ноября по данной проблеме было организовано совещание под председательством вице-губернатора, первого заместителя председателя правительства Нижегородской области по развитию научно производственного и экономического потенциала  Виктора Клочая с участием ОАО "Нижегородская сбытовая компания" (НСК), Региональной службы по тарифам Нижегородской области (РСТ), министерством топливно-энергетического комплекса, Нижегородским управлением федеральной антимонопольной службы, предприятий легпрома.

В ходе совещания выработаны меры по снижению тарифов   на электроэнергию для средних и малых предприятий.

Во-первых, поручено подготовить обращение губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева в адрес председателя правительства Российской Федерации Владимира Путина с изложением проблем роста тарифов на электроэнергию, требующих решения на Федеральном уровне.

Во-вторых, рекомендовано РСТ, НСК использовать право органа исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов не дифференцировать диапазоны годового числа использования заявленной мощности менее 5 тыс. часов  (п.64 приказа Федеральной службы по тарифам России (ФСТ) от 21 октября 2008 года "О внесении изменений и дополнений в Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденные приказом ФСТ от 6 августа 2004 года".

В-третьих, НСК  рекомендовано заключать договоры или доп. соглашения  с потребителями электрической энергии сроком на 1 месяц с учетом сложной финансовой ситуации, сложившейся на промышленных предприятиях области.

В-четвертых, НСК  и другим сбытовым компаниям считать недопустимым отключение от электрической энергии  предприятий всех видов деятельности в случае возникновения спорных вопросов.

Евгений

Скажите, почему в последнее время не слышно о реализации инвестпроекта "Северстали" под Дзержинском? Компания решила отказаться от строительства производства?

Руководство ОАО "Северсталь" приняло решение о переносе проекта в другую область по причине отсутствия площадки в Нижегородской области, соответствующей основным требованиям проекта.

Сергей Александров

Уважаемый Николай Петрович! Финансовая отчетность предприятий региона по итогам 9 месяцев, мягко говоря, не блещет – уменьшение чистой прибыли, а то и рост чистого убытка. Судя по всему, итоги второго полугодия будут еще хуже. Что можно прогнозировать на первое полугодие следующего года, когда появится свет в конце тоннеля? Второй вопрос – какие планы и программы областного правительства придется корректировать в связи с ожидаемым спадом производства?

В первую очередь, надо сказать, что согласно статистическим данным по итогам января-сентября 2008 года положительный сальдированный финансовый результат, полученный крупными и средними предприятиями обрабатывающих производств Нижегородской области, составил 53,7 млрд. руб., что на 32,2 процента больше января-сентября 2007 года. Рост прибыли был зафиксирован в производстве нефтепродуктов, химическом производстве, обработке древесины и производстве изделий из дерева.

Естественно, что производственный сектор, являющийся зависимым как от кредитных ресурсов, так и от платёжеспособного спроса, оказался в наиболее сложном положении в условиях финансового кризиса. Получение кредита на приемлемых для предприятий условиях является сейчас самой острой проблемой поддержания текущей деятельности и дальнейшего развития. Ситуация, сложившаяся на финансовом рынке в настоящее время не позволяет привлекать заемные ресурсы на условиях, выгодных предприятию (высокая процентная ставка, введение дополнительных условий в виде наличия превышающего кредит имущественного залога и т.д.).

Предприятия вынуждены значительно снижать объемы выпускаемой продукции или приостанавливать производства, временно высвобождая работников. Несомненно, что эти моменты, повлияют на показатели финансово-экономической деятельности предприятий (объем отгрузки продукции собственного производства, прибыль, объем инвестиций в основной капитал и др.). Оценочно можно сказать, что зафиксированные в течение 9 месяцев 2008 года темпы роста показателей в период с октября до конца 2008 года  замедлятся. Предположительно, что в процессе восстановления стабильной работы банковской системы данная тенденция замедления темпов роста показателей продолжится и в I полугодии 2009 года.

Меры поддержки в этой ситуации являются, по большому счету, макромерами (принятие решений на федеральном уровне). Наиболее важным является вопрос о согласованной (договорной) системе взаимоотношений банков и предприятий.

Со своей стороны министерство промышленности и инноваций в 2009 году продолжит реализацию мероприятий Программы развития промышленности Нижегородской области на 2007-2010 годы. Так, на 2009 год в рамках реализации Программы развития промышленности на инновационное развитие, повышение качества продукции и поддержку отраслей заложено 134,123 млн. рублей. В целях поддержки предприятий со стороны министерства промышленности и инноваций будет продолжена работа по льготированию предприятий легкой промышленности и предприятий, реализующих приоритетные инновационные проекты. Тем более, что осуществляемая мера по компенсации части процентной ставки (при удорожании кредитных ресурсов) стала в настоящее время особенно актуальна. Кроме этого, инициативная работа по льготированию научных и промышленных предприятий, осуществляющих техническое перевооружение, будет продолжена и реализована до конца этого года. Это направление позволит подтолкнуть банки к принятию положительных решений о кредитовании промышленных предприятий.

Алексей Геннадьевич

Постоянно ходят слухи о грядущих увольнениях на предприятиях. Насколько массовыми станут сокращения работников? Когда следует ожидать пика "оптимизации штатов" и на каких предприятиях?

Надо констатировать тот факт, что производственный сектор, являющийся зависимым как от кредитных ресурсов, так и от платёжеспособного спроса, оказался в наиболее сложном положении в условиях финансового кризиса. Предприятия действительно вынуждены значительно снижать объемы выпускаемой продукции или приостанавливать производства, временно высвобождая либо сокращая работников.

По состоянию на 21 ноября в органы службы занятости обратилось 40 крупных, средних и малых промышленных предприятий обрабатывающих отраслей. Среди основных предприятий, заявивших о наибольшем сокращении в период до февраля 2009 года, - ООО "Автомобильный завод "ГАЗ", ОАО НАЗ "Сокол", ОАО "Капролактам", ОАО "Дзержинское оргстекло", ОАО "Сибур-нефтехим", ОАО "Семеновский арматурный завод". В общей сложности планируется к увольнению порядка 2,3 тыс. человек. Среди указанных предприятиями причин увольнений: сокращение численности штата, в том числе в связи со снятием с серийного производства отдельных номенклатурных позиций, реорганизация, оптимизация организационной структуры предприятий.

Анна

Скажите, пожалуйста, не считаете ли Вы, что предоставление чрезмерных преференций проектам иностранных инвесторов приведет к засилью иностранного капитала и к ущемлению интересов отечественной промышленности?

Для инвесторов большое значение имеет государственная поддержка в виде действующего инвестиционного законодательства и активной экономической политики Правительства области с приоритетом на развитие инновационной составляющей. Самым первостепенным шагом является законодательный аспект инвестиционной и инновационной деятельности. В области создана современная законодательная база, отвечающая потребностям и интересам потенциальных инвесторов, основа которой, – действующие законы "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области" и "О государственной поддержке инновационной деятельности". Законы определяют правовые основы инвестиционной и инновационной деятельности на территории области, устанавливают формы государственной поддержки инвестиционной и инновационной деятельности, порядок ее оказания органами государственной власти области. Направлены они, в первую очередь, на обеспечение роста в реальном секторе экономики, так как сфера материального производства является основой экономики и главным источником доходов бюджета.

Надо отметить, что законы не имеют привилегий для отдельных категорий лиц (иностранных либо региональных инвесторов) и действуют на территории области для всех одинаково.

Правительство Нижегородской области (и министерство промышленности и инноваций, в частности) проводит политику "открытых дверей" в развитии экономических связей региона и заинтересовано в расширении сотрудничества с иностранными компаниями по привлечению новых технологий, оборудования на нижегородские предприятия, в реализации совместных производственных проектов и технопарков.

Для обеспечения притока инвестиций, внедрения инновационных проектов и роста эффективности работы промышленности формируются: соответствующая инфраструктура; имидж области как инвестиционно-привлекательного региона; партнерские отношения с крупными вертикально-интегрированными компаниями и финансовыми структурами. Как показывает опыт, привлечение иностранных инвесторов, заинтересованных в развитии нижегородского производства и реализации совместных проектов, положительно сказывается на развитии отдельных предприятий промышленности, в частности и экономики области, в целом.

Евгений

Николай Петрович, как Вы считаете, повлиял ли финансовый кризис на ранее принятые планы промышленных предприятий?

Надо констатировать тот факт, что в экономике многих стран, в том числе и нашей, в результате финансового кризиса в настоящее время действительно сложилась непростая ситуация.

Производственный сектор, являющийся зависимым как от кредитных ресурсов, так и от платёжеспособного спроса, оказался в наиболее сложном положении в этой ситуации. Получение кредита на приемлемых для предприятий условиях является сейчас самой острой проблемой поддержания текущей деятельности и дальнейшего развития. Ситуация, сложившаяся на финансовом рынке в настоящее время не позволяет привлекать заемные ресурсы на условиях, выгодных предприятию (высокая процентная ставка, введение дополнительных условий в виде наличия превышающего кредит имущественного залога и т.д.).

Естественно, что реализация многих инвестиционных проектов, запланированных ранее, в том числе направленных на модернизацию производства, находится под угрозой. Многие предприятия вынуждены снижать объемы выпускаемой продукции или приостанавливать производства, временно высвобождая работников.

Реальные меры по поддержке предприятий области в этих условиях являются, в первую очередь, макромерами (принятие решений на федеральном уровне). Основная задача на сегодняшний день – восстановление стабильной работы банковской системы, заключающейся в безотказной выдаче кредитов промышленным предприятиям на приемлемых условиях и бесперебойном проведении всех платежных и расчетных операций.

Первоочередной задачей министерства промышленности и инноваций является содействие в нейтрализации последствий мирового финансового кризиса для предприятий промышленности области. Для определения масштабности и оперативного мониторинга возникающих проблем проводится еженедельное анкетирование предприятий. В целях поддержки предприятий будет продолжена работа по льготированию предприятий легкой промышленности и предприятий, реализующих приоритетные инновационные проекты. Тем более, что осуществляемая мера по компенсации части процентной ставки (при удорожании кредитных ресурсов) стала в настоящее время особенно актуальна. Кроме этого, инициативная работа по льготированию научных и промышленных предприятий, осуществляющих техперевооружение, будет продолжена и реализована до конца года. Это направление позволит подтолкнуть банки к принятию положительных решений о кредитовании промышленных предприятий.
Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
23 апреля