Реклама
Конференции

Интернет-конференция депутата Законодательного cобрания Нижегородской области Галины Клочковой

Вопросы принимаются на тему: “Итоги учебного года 2018-2019. Планы и перспективы”.
Задать вопрос

Лидия Петровна

Есть мнение, что наше образование безнадежно устарело: система образования в таком виде не только не дает нужных знаний, но и может травмировать ребенка.Галина Юрьевна, согласны ли вы с этой точкой зрения? И как вы считаете, в чем основная проблема современной школы?

Лидия Петровна, это не частное мнение, это результат не одного серьёзного исследования. Наше  прошлое образование соответствовало эпохе промышленных революций, когда классно-урочная система готовила рабочих разной квалификации и оценивалось наличие конкретных знаний по конкретному предмету. Мир изменился , и продолжает стремительно меняться. Сегодня наличие гаджетов предполагает доступ к любой информации, а перечень навыков, которые необходимо усвоить в процессе одиннадцатилетнего обучения в школе, все больше напоминает требования к кандидатам на очень престижные места в известных корпорациях - креативность, критическое мышление, умение рефлексировать и работать в команде, готовность к работе в условиях многозначности. И это не считая главных, связанных с эмоциональным интеллектом. Умение работать самостоятельно и правильно планировать время, быть упорным в достижении цели и в то же время способным работать над ошибками - вот чему должны наши дети научиться в школе. Как можно это сделать, сидя за партой и видя только учителя и затылок сидящего впереди? Нужно трансформировать и школьное время, и школьное пространство. Я не про революцию в образовании сейчас, я про другое образование.

И если уж честно про основную проблему в школе, то это, по-моему, неспособность принять необходимость перемен. Не тех, которые между уроками, а тех, которые меняют жизнь учителей и учеников. И учиться нам придется теперь всю жизнь, лучше приготовиться к этому в школе.

Ксения

Галина Юрьевна,  в школах проводятся Всероссийские проверочные работы по всем предметам. Изначально они вроде бы задумывались как проверка работы учителя. Но на практике получается, что вроде бы неплохая идея становится проблемой для учеников. Не все учителя строго следуют программе, а потом выясняется, что дети не получили той информации, которую они должны знать для успешной сдачи этих работ. Проблема еще и в том, что с этого года оценки за ВПР планируют учитывать при подсчете итоговых оценок.
Разве это справедливо? Почему у нас всё так?... (

Здравствуйте, Ксения!

Полностью разделяю Вашу озабоченность. Мое экспертное мнение по поводу этих работ сложно уложить в несколько фраз. Тем не менее. Да, работы направлены на выявление навыков, которые должны быть сформированы у детей согласно содержанию Федеральных государственных стандартов (ФГОС). А учителя «привязаны» к программам и учебникам, к темам и примерным заданиям. Навыки, в том числе и коммуникативные, формируются не на одном учебном предмете и демонстрируются не всегда осознанно. Это знает любой учитель. Но что делать - проценты достижений учеников не дают покоя тем, кто управляет образованием. Думаю, мы все должны понимать, оценки, в том числе и итоговые, не гарантируют серьёзных изменений в интеллектуальной и эмоциональной сферах учеников, а вот глубокое изучение потребностей ребенка, его интересов и увлечений могут на это очень повлиять. Я за то, чтобы учителя учились изменениям, а не критериям и показателям!

Ольга

Добрый день! А может стоит публиковать ежегодный рейтинг школ области - по уровню знаний, достижений?

Здравствуйте, Ольга!

Идея рейтингов очень интересна, но нужно придумать, как наиболее объективно помочь родителям в выборе школы. Иногда я думаю, что субъективное мнение отдельных выпускников, опирающееся на жизненные ценности, тоже помогает, а этого обсуждения в социальных сетях более чем достаточно. Пока же рейтинги, основанные на показателях (средних, что важно) ЕГЭ и участия в олимпиадах интересны, но не отражают реальных заслуг отдельной школы как системы или отдельных учителей как выдающихся специалистов.

Мне кажется, интересным было бы запустить рейтинговое голосование среди студентов по поводу роли школы в становлении их профессионального выбора, например.

Василий

Галина Юрьевна, в некоторых вузах в мире нет вступительных экзаменов, правда и вылететь оттуда легко. Как Вы считаете, может ли такая практика закрепиться у нас?

Добрый день, Василий!

Очень сложный вопрос для меня. Я уверена, что проблемы высшего профессионального образования будут подробным образом описаны в ближайшее время в связи с национальным проектом по созданию научно-образовательных центров. И тогда, я думаю, успехи и исследования отдельных выпускников школ заставят ВУЗы приглядеться не к баллам ЕГЭ, а к потребностям в получении тех или иных навыков. Тогда, наверное, наиболее современные специальности в наиболее инновационных ВУЗах потребуют таких «пробных» студентов. По мне, такая прекрасная возможность найти увлеченных в будущем профессионалов!

Антон Андреев

Добрый день, скажите, существует ли вероятность, что английский язык станет обязательным ЕГЭ?

Вопрос о расширении перечня обязательных экзаменов для получения аттестата о полном среднем образовании поднимается постоянно. Были предложения и об экзамене по истории, теперь вот по английскому языку. Мне представляется, что решение проблемы лингвистической грамотности не зависит от наличия или отсутствия экзамена. Скорее, наоборот. Ведь сегодня существует масса возможностей сдать экзамен и получить настоящий Кембриджский сертификат, дающий право, в отличие от ЕГЭ, на получение образования за рубежом. Только вот желающих немного - мотив для серьёзного изучения языка должен быть серьёзным. Что касается навыков коммуникации, то лучше нам поработать над новыми формами уроков английского, чтобы эмоционально и осознанно наши ученики становились подготовленными для общения с иностранцами, как по работе, так и по учебе, в будущем.

Марина

Добрый день, Галина Юрьевна! Многие школы Нижнего Новгорода  практикуют проведение для 9-классников помимо ОГЭ дополнительные экзамены для перехода в 10 класс. Нередко количество параллелей 10 классов намеренно снижается. Если 9-х классов в параллели было 5, то 10-х набирают только 2. В итоге ребенок,
проучившийся в родной школе 9 лет, причем достаточно неплохо, оказывается в ситуации, когда он вынужден переходить в другую школу. Насколько законно проведение администрацией школы такой дополнительной экзаменовки для перехода из 9 класса в 10? Спасибо)

Добрый день, Марина!

Очень серьёзный вопрос Вы задали. Родители учеников зачастую легкомысленно относятся к документальным основам жизни своего ребенка. В Школе, кроме Устава, есть некоторое количество документов, которые регламентируют и наличие специальных программ, и процедуру оценивания, в которую входят и экзамены, контрольные работы, проекты, что-то ещё, может быть. Не зная этих документов, родители сами соглашаются, иногда даже пишут заявления, на подобный отбор, полагая, что их детей это коснется в последнюю очередь. Мой совет - поговорите в школе с теми, кто отвечает за аттестацию, ознакомьтесь с документами, встретьтесь с теми родителями, которые тоже не очень разбираются в вопросе и положитесь на помощь специалистов из районного управления образованием. Если все эти меры не помогли Вам в решении вопроса о 10 классе, подумайте, хотите ли Вы оставить своего ребенка в школе, где такое некорректное отношение к Закону "Об образовании в РФ" или лучше продолжить образование в колледже или другом среднем профессиональном учреждении, где и учиться интереснее, и пользы для будущей карьеры больше!

Александра

Галина Юрьевна, все говорят об информационном обществе, технологиях. Но портфель первоклассника весит под три килограмма! И это при весе ребенка 25-30 кг. Взрослым-то порой тяжело его нести. Когда в наших школах, наконец, появятся полноценные электронные учебники, и детям и их родителям не придется таскать эти тяжести?

Здравствуйте, Александра!

Полноценные электронные учебники давно существуют, проблема не в их наличии или отсутствии, а в другом: современные дети перестают "совпадать" с современными учителями именно на поле информационных технологий. Там, где даже уже для малыша очевидно преимущество электронного носителя, учитель планомерно добивается привязанности к бумажному тексту. Спору нет, рабочие тетради существуют во всем мире. Но! Они рассчитываются не более, чем на одну четверть, поэтому не занимают много места. Грустно, что Роспотребнадзор, вместо того, чтобы всерьез работать с соответствующими научными структурами, просто предлагает…иметь два комплекта - для школы и дома! Думается, что активные, умные и великодушные родители помогут нам всем выйти из этой ситуации, предложив новые идеи и поддержав тех учителей, которые с удовольствием погружаются в мир новых возможностей.

Георгий

Галина Юрьевна, какие изменения Вы бы внесли в ЕГЭ?

Здравствуйте, Георгий!

Спасибо за своевременный вопрос! Дело в том, что именно сейчас я готовлю документы о внесении изменений в порядок Государственной итоговой аттестации. Это сложная законодательная инициатива, но важная для будущих выпускников и их родителей. Дело в том, что ЕГЭ, появившись как разумный инструмент расширения возможностей выпускников для получения высшего профессионального образования, превратился в серьезную угрозу для развития среднего образования. Поясню. Именно в 10 и 11 классах начинается процесс формирования осознанного выбора будущей профессии, нужны серьёзные учебные курсы с исследовательскими задачами, нужно время для осмысления широкого социокультурного контекста - мир стремительно меняется, и нынешним молодым людям нужно быть готовым к изменениям, учиться новым навыкам, эмоциональным и социальным. А получается, что школы, чья репутация напрямую связана с результатами ЕГЭ, основную часть учебного времени посвящает подготовке к экзаменам. Нам нужны правила, по которым специально созданные и работающие под контролем Рособрнадзора Экзаменационные центры занялись бы круглогодично процессом приема ЕГЭ, а школа могла бы выдавать аттестат на основе двух базовых экзаменов, как и сейчас, а остальное время работала с углублением знаний по предметным областям, оцениваемым самими учителями. Нужно заинтересовать учителей работой, а не оценкой их труда через экзамен, нужно обучать учителей современным методам ведения исследований, а не тестам! И доверять их оценкам, а не перепроверять их компетентность. В конце концов, это работает как на престиж учителя, так и на ценность образования как образа жизни.
Аналитика
Реклама
Интервью
Реклама
Комментарии
Реклама
24 Мая