Конференции | ИА «НТА Приволжье» Новости Нижнего Новгорода

Председатель комитета Законодательного собрания Нижегородской области по вопросам государственной власти и местного самоуправления Валерий Осокин в рамках проекта "Интернет-конференция" отвечает на вопросы читателей "НТА-Приволжье"

Тема Интернет-конференции: "Разделение полномочий глав местного самоуправления: за и против".

Вопросы для Интернет-конференции можно присылать до 16 октября. Задать вопрос

Ольга

Валерий Владимирович, по вашему мнению, с чем связана столь низкая явка на минувших выборах в Нижегородской области и Нижнем Новгороде? И как вы считаете, почему результат "Единой России" оказался таким высоким (фактически в 2 раза выше, чем 5 лет назад)?

Уважаемая Ольга!
Не соглашусь с оценкой низкой явки населения на выборах 10 октября. Так, явка по аналогичным выборам депутатов и мэра Нижнего Новгорода в 2005 году составила 34,8 %, в 2010 году - 31,81%, то есть примерно на таком же уровне. В Дзержинске явка в 2005 году составила  39,78%, а в 2010 году даже больше - 42,79%. Полагаю, в Дзержинске интригу добавляло избрание  мэра.  Традиционно на местных выборах особенно в мегаполисах явка ниже, чем на федеральных.
В отношении результатов партии "Единая Россия" по выборам депутатов Думы Нижнего Новгорода действительно следует отметить их значительный рост - с 27,34% в 2005 году до 58,43% в 2010 году. По моему мнению, такой положительный результат является следствием активных действий "Единой России" по реализации за последние годы партийных проектов. Причем как федерального, регионального, так и местного уровня. Это строительство новых дорог, комплексное благоустройство,  ремонт больниц, школ и т.п. Очевидно, и личный рейтинг В.Е.Булавинова в городе также способствовал увеличению поддержки партии "Единая Россия", членом которой он является.

Ирина Наумовна

Валерий Владимирович, добрый день!
Ранее уволить мэра, выбранного прямым голосованием, было нельзя или крайне сложно. Подскажите, прописана ли законодательно процедура увольнения ("отрешения") "сити-менеджера" и главы местного самоуправления сейчас?

Уважаемая Ирина Наумовна!
Процедуры удаления главы местного самоуправления (МСУ) в отставку и расторжения контракта с главой администрации ("сити-менеджером") законодательно урегулированы. Они определяются Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Главу МСУ (вне зависимости от способа его избрания: населением или из состава депутатов) может отправить в отставку представительный орган муниципального образования. Для этого необходимо два условия. Первое – инициирование данного вопроса депутатами представительного органа (не менее 1/3 состава) или губернатора области. Второе – наличие оснований для постановки такого вопроса.
Эти основания также определены федзаконом, и они следующие:
1) решения, действия (бездействие) главы муниципального образования, повлекшие (повлекшее) наступление последствий, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 статьи 75 указанного Федерального закона;
2) неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, уставом муниципального образования, и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации;
3) неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд.
Далее представительный орган в течение месяца должен рассмотреть инициативу об удалении главы в отставку. При рассмотрении данного вопроса главе предоставляется возможность дать депутатам представительного органа муниципального образования объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку. По итогам рассмотрения представительный орган принимает решение либо об удалении главы муниципального образования в отставку либо отклоняет инициативу. Для принятия решения необходимо 2/3 голосов от установленной в уставе численности депутатов.
Контракт с главой местной администрации может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления:
1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных федеральным законом (в части осуществления им предпринимательской деятельности параллельно с работой в администрации);
2) губернатора области - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Нижегородской области, а также в связи с несоблюдением выше указанных ограничений;
3) самого главы местной администрации - в связи с нарушениями условий контракта органами местного самоуправления и (или) органами государственной власти Нижегородской области.
С момента расторжения контракта глава администрации прекращает свои полномочия.
Существует еще один способ досрочного прекращения полномочий как главы муниципального образования, так и главы местной администрации.
Согласно федзакону такими полномочиями обладает губернатор области, который издает правовой акт об отрешении данных должностных лиц от должности в случае:
1) издания указанным должностным лицом нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, уставу, законам Нижегородской области, уставу муниципального образования, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а это должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;
2) совершения указанным должностным лицом действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если это установлено соответствующим судом, а указанное должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

Татьяна

Как Вы можете прокомментировать итоги выборов мэра Дзержинска?

Уважаемая Татьяна!
Следует сразу оговориться, что выборы мэра Дзержинска еще продолжаются. 24 октября этого года пройдет второй тур выборов.
Население города сделало выбор на первом этапе (тем самым дало свою оценку прежней администрации Дзержинска), думаю, что и во втором туре жители города примут взвешенное решение. От этого решения будет зависеть развитие Дзержинска в течение ближайших 5 лет.

Надежда Михайловна

Уважаемый Валерий Владимирович!
Каких, на Ваш взгляд, больше моментов во введении должности "СИТИ-МЕНЕДЖЕРА" - положительных или отрицательных?

Уважаемая Надежда Михайловна!
Положительных моментов в такой системе управления, считаю, больше. Это и усиление требований к кандидатам на должность "сити-менеджера" и его  меньшая политизированность. К отрицательным, наверно, можно отнести потенциальную возможность несовпадения мнений главы муниципального образования и главы администрации по отдельным вопросам развития района, города или сельсовета.  Но это нормальное состояние. Как говорится, "в спорах рождается истина".  

С. Петренко

Валерий Владимирович, а как, по вашему мнению, насколько вероятно, что данная управленческая модель приживется в России?

Уважаемый г-н С.Петренко! К сожалению, Вы не указали Вашего имени.
С моей точки зрения, оценивать данную управленческую модель в Нижегородской области пока рано. В современном варианте она стала применяться у нас в области менее двух лет назад. В других субъектах Федерации подобная структура органов местного самоуправления была установлена намного раньше. Мы не должны забывать, что Россия настолько разнородна, субъекты Федерации настолько различны, что универсального решения в данном вопросе быть не может. Выбор модели остается на усмотрение жителей муниципальных образований и соответствующих органов местного самоуправления.  

Елена

Насколько возрастет нагрузка на городской бюджет при введении новой должности сити-менеджера? Не возникнет ли нестабильная политическая ситуация, если два первых лица не смогут поладить друг с другом? Или безнаказанность за некоторые действия, если они начнут кивать друг на друга и говорить, что "это не в моей компетенции"?

Уважаемая Елена! Сразу следует оговориться, что никакой "новой" (в смысле – дополнительной) должности не появляется. Ранее в структуре городской власти было два должностных лица: глава города (мэр), который возглавлял администрацию, и председатель городской Думы. В настоящее время два должностных лица остаются, происходят лишь структурные изменения: глава города (мэр) возглавит городскую Думу (он в данном случае и будет исполнять полномочия ее председателя), а администрацией будет руководить "сити-менеджер". Таким образом, нагрузка на городской бюджет не увеличится.
По поводу компетенции главы города и "сити-менеджера" я уже высказывался в ответ на предыдущие вопросы. Конечно, от того, насколько четко и однозначно будут прописаны полномочия в уставе города, и зависит наличие или отсутствие конфликтных ситуаций. В свою очередь, и федеральное законодательство проводит четкую границу в тех или иных полномочиях данных должностных лиц по решению вопросов местного значения. На мой взгляд, в спорных моментах (а они, наверное, неизбежны) как раз и должны проявляться такие качества профессионального руководителя, как терпение, мудрость, и готовность отвечать за свои поступки перед жителями города.  

Михаил

Здравствуйте, уважаемый Валерий Владимирович!
Если бы Вам предложили должность "сити-менеджера" Нижнего Новгорода,  Вы согласились бы?

Уважаемый Михаил! Я убежден, что "сити-менеджером" должен быть нижегородец. Я же родился, вырос и всю жизнь провел в городе Дзержинске.

Александр

Кто, по вашему мнению, может стать сити-менеджером в Нижнем Новгороде? Какими способностями должен обладать кандидат на этот пост?

Уважаемый Александр!
По поводу способностей и требований к кандидатам на должность "сити-менеджера" я уже высказывался в предыдущих ответах. В Нижнем Новгороде есть немало достойных людей. Наиболее подходящую кандидатуру, отвечающую всем установленным требованиям, представившую лучшую программу развития Нижнего Новгорода, должны выбрать депутаты городской Думы.  

Георгий

Здравствуйте, Валерий Владимирович!
Какой смысл разделять полномочия главы города и глав администрации, разве разделение полномочий  повысит эффективность работы местных властей? Не опасаетесь, что после разделения полномочий между главой города и "сити-менеджером" будут постоянные конфликтные ситуации, которые, в свою очередь негативно, отразятся на работе муниципалитета?

Уважаемый Георгий! Уважаемый Юрий!
Такое разделение в структуре органов местного самоуправления, на мой взгляд, дает ряд преимуществ. Во-первых, всем комплексом хозяйственных вопросов при такой системе занимается профессионал-управленец, а не политик. Таким образом, популизма в работе становится ощутимо меньше. Во-вторых, новая система исключает назначение на должность "сити-менеджера"  случайного человека, так как он избирается по результатам конкурса. Нельзя забывать, что условия избрания главы на муниципальных выборах достаточно простые: достаточно быть гражданином России, достичь возраста 21 года, быть дееспособным, не находится в местах лишения свободы по приговору суда. Каких-либо  профессиональных ограничений для замещения данной должности не предусматривается.  
В то время как к кандидатам на должность главы администрации, замещаемую по конкурсу, предъявляются жесткие требования к уровню образования, стажу работы, за свою деятельность они несут полную ответственность. Если результаты их работы неудовлетворительны, контракт с ними может быть расторгнут.

Юрий

Какие преимущества имеет система сити-менеджмента?

Уважаемый Юрий, ответ на вопрос Вы можете прочитать выше.

Сергей

Как вы оцениваете итоги первого срока Виктора Портнова на посту мэра Дзержинска?

Уважаемый Сергей! Думаю, что жители Дзержинска, пришедшие на выборы 10 октября, уже выразили свою оценку деятельности действующего мэра города.

Глеб Иванович

Валерий Владимирович, поясните, пожалуйста, в чем разница между главой местного самоуправления и главой администрации?

Уважаемый Глеб Иванович! Уважаемая Даша! Позвольте ответить на Ваши вопросы совместно.
Основные функции, а точнее полномочия мэра (главы Нижнего Новгорода как муниципального образования) и "сити-менеджера" (главы администрации города) определяются Федеральным законом от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставом города Нижнего Новгорода.
Мэр города является высшим должностным лицом города и обладает рядом исключительных полномочий, которые не могут быть реализованы иным органом или должностным лицом. Так глава города осуществляет следующие полномочия:
1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые городской Думой;
3) издает в пределах своих полномочий свои правовые акты;
4) вправе требовать созыва внеочередного заседания городской Думы;
5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами области.
Глава города, исполняя в соответствии с Уставом города полномочия председателя городской Думы, руководит ее работой.
В свою очередь, глава администрации ("сити-менеджер") возглавляет на принципах единоначалия администрацию города Нижнего Новгорода, которая осуществляет полномочия по реализацию вопросов местного значения города Нижнего Новгорода, т.е. является исполнительным органом местного самоуправления. Глава администрации подконтролен городской Думе, обязан ежегодно представлять городской Думе отчет о результатах деятельности администрации.
По сути, глава города определяет основные направления развития муниципального образования, координируя деятельность всех органов местного самоуправления, а местная администрация, возглавляемая "сити-менеджером" обеспечивает их реализацию.  
Конкретный же объем полномочий определяется Уставом города Нижнего Новгорода.
Закрепление компетенции того или иного органа или должностного лица местного самоуправления в уставе муниципального образования имеет принципиальное значение. Зачастую федеральные нормативные акты не определяют конкретный орган местного самоуправления, который вправе осуществлять те или иные полномочия по решению вопросов местного значения.  В этом случае устав муниципального образования будет являться тем нормативным актом, который и будет разграничивать компетенцию между представительным органом, главой муниципального образовании и местной администрацией.

Даша

Какие функции будут у сити-менеджера и у мэра в Нижнем Новгороде? Как они будут разграничены?

Уважаемая Даша.
Ваш вопрос по сути совпал с вопросом Глеба Ивановича.
Ответ вы можете прочитать выше.

Евгений

Кто будет назначать сити-менеджера? Кто будет предлагать его кандидатуру, из какого круга будет этот кандидат?

Уважаемый Евгений!
"Сити-менеджера" будет назначать представительный орган (городская Дума, Земское собрание района, сельский Совет), а контракт (трудовой договор) с ним будет подписывать глава муниципального образования. Депутаты выбирают кандидатуру из числа лиц, представленных специально создаваемой представительным органом конкурсной комиссией.
Следует сказать, что закрытого перечня инициаторов внесения таких кандидатур не предусмотрено. Их могут предлагать сами жители муниципального образования, органы власти, либо граждане могут предлагать свои кандидатуры в порядке самовыдвижения. В любом случае в комиссию должно поступить личное заявление от кандидата.
Порядок проведения конкурсов, подачи документов, процедуры рассмотрения и т.п. определяется нормативным актом представительного органа каждого муниципального образования. Поэтому в некоторых деталях процедура проведения таких конкурсов может различаться, скажем, в Нижнем Новгороде и городе Выксе.
Комиссия рассматривает кандидатуры на предмет соответствия требованиям, установленным законом области и уставом муниципального образования.
Например, для главы администрации города Нижнего Новгорода это требования к высшему образованию, стажу работы на руководящих должностях в области финансов, права, промышленного производства, иных отраслях экономики или социальной сферы не менее трех лет либо стаж муниципальной или государственной службы соответственно на высших или главных муниципальных (государственных) должностях муниципальной (государственной) службы не менее трех лет, либо стаж работы на постоянной основе на выборных муниципальных (государственных) должностях не менее трех лет.
Требования, предъявляемые для главы администрации ("сити-менеджера")  установлены в уставе муниципального образования и, как правило, с ними можно ознакомиться на официальных сайтах органов местного самоуправления, в правовых базах данных. Кроме того условия проведения конкурса и  указанные требования публикуются в средствах массовой информации не позднее чем за 20 дней до его проведения.
Таким образом, любой гражданин, отвечающий указанным требованиям, вправе участвовать в конкурсе на замещение данной должности.
Аналитика
Интервью
Комментарии
15 Ноября