Конференции | «НТА Приволжье» Новости Н. Новгорода

Интернет-конференция председателя комитета ЗС НО по экологии и природопользованию Владислава Атмахова

Председатель комитета Законодательного собрания Нижегородской области по экологии и природопользованию Владислав Атмахов отвечает на актуальные вопросы обращения с отходами на территории региона.
Задать вопрос

Марина

Добрый день! Я о проблеме несанкционированных свалок, которые в том числе оставляют фуры из других регионов. Какие вы видите возможности для усиления контроля в этой сфере? Может прикреплять какие-то устройства к каждой въезжающей фуре, чтобы отследить ее перемещение? Или есть другие способы?

Добрый день. Мне не очень понятен Ваш вопрос, но я постараюсь ответить. Из вашего вопроса вытекают две ситуации:1) ввоз отходов на территорию нашей области из других регионов фурами и 2) мусор, который оставляют водители большегрузных машин после себя на так называемых стоянках, в результате чего образуются несанкционированные  свалки вдоль дорог.

Конечно, прикрепить к каждой въезжающей в наш регион фуре устройство для отслеживания мы не сможем.

Но необходимо отметить, что все мусоровозу, которые осуществляют работу на территории нашей области в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами оборудованы соответствующей системой ГЛОНАС и их перемещение строго отслеживается. Каждый региональный оператор из своей зоны деятельности везет отходы на закрепленный за ним мусоросортировочный комплекс или полигон. Вывалить отходы в лесополосе или на несанкционированной свалке он не сможет, это будет зафиксировано. Это и было одной из целей реформы обращения с ТКО.

Что касается ввоза на территорию области отходов из других регионов, то  в соответствии со ст. 5.161 Кодекса Нижегородской области об административных правонарушениях ввоз на территорию области отходов, не являющихся вторичными материальными ресурсами, для размещения  запрещен и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 4 до 5 тыс. рублей; на должностных лиц - от 30 до 50 тыс. рублей; на юридических лиц - от 300 до 500 тыс. рублей.

А если рассматривать вторую ситуацию, то здесь все зависит от уровня культуры каждого отдельно взятого человека. Культурный, ответственный за свое  поведение человек никогда не оставит после себя мусор на обочине вдоль дороги. Он всегда довезет его до организованного места сбора. Для того чтобы исправить ситуацию, предотвратить образование несанкционированных свалок нам необходимо прежде всего прививать уровень культуры населению области и страны, правильно  воспитывать подрастающее поколение. На мой взгляд, именно сейчас необходимо уделять повышенное внимание экологическому образованию и воспитанию детей. Одними административными мерами мы ситуацию не исправим.

Владимир

Владислав Олегович, в районах областного центра ситуация с вывозом отходов улучшается, это видно. Но как только подходишь к центру, видно переполненные урны и мусор возле них. Как так получается, что за центром следят меньше, чем за обстановкой в районах?

Добрый день Владимир! Спасибо Вам за Ваш вопрос. На самом деле утверждать, что где - то следят меньше, а где - то больше, наверное не совсем правильно.
Во многих районах области до начала реформы ситуация с вывозом мусора была достаточно  плачевная. Отсутствовали места накопления ТКО и  оборудованные контейнерные площадки. Особенно это касалось частного сектора. У муниципальных образований отсутствовала финансовая возможность для самостоятельного решения данной проблемы. Правительство региона серьезно подошла к этому вопросу и в 2019 году из областного бюджет на обустройство контейнерных площадок и приобретение контейнеров муниципальным образованием было выделено порядка 399 млн. руб на указанные цели.
По итогам 2019 года:
- обустроено 2904 контейнерных площадок,
закуплено:
- 5380 контейнеров для накопления ТКО объемом 1,1 куб.м.;
- 2261 контейнер для раздельного накопления ТКО объемом 1,1 куб.м.;
- 484 металлических бункера для накопления ТКО объемом 8 куб.м.
В рамках подготовки к началу оказания услуги региональными операторами и их подрядными организациями закуплено более 13 тысяч контейнеров для накопления ТКО на сумму более 115 млн. рублей, и более 150 единиц техники на сумму около 1 млрд.рублей.
Контейнерную площадку обязан содержать собственник земли, на которой она расположена. Контейнерную площадку на придомовой территории может содержать орган местного самоуправления или УО, ТСЖ, ЖСК, ЖК по заданию собственников помещений в МКД . Дело в том, что "бремя содержания имущества несет собственник этого имущества". Если контейнерная площадка расположена за пределами придомовой территории, содержать ее должен орган местного самоуправления. Получается, что отвечать за содержание контейнерной площадки будет орган местного самоуправления, если земельный участок под МКД не сформирован или не поставлен на кадастровый учет. В соответствии с пунктом 148(12) Правил предоставления коммунальных услуг (утверждены постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354) региональный оператор отвечает за обращение с ТКО с момента погрузки  в мусоровоз, т.е. мусор который выпал в момент погрузки региональный оператор  обязан поднять.
В ситуации, которую описываете Вы необходимо понять почему перегружены контейнеры, их количества  недостаточно для данного количества обслуживаемого населения или региональным оператором нарушается график вывоза отходов, в связи с чем происходит переполнение.
Если нарушается график вывоза необходимо наказать регоператора, если контейнеров недостаточно, необходимо принимать меры по увеличению их количества.
В любом случае, если ответственные лица не реагируют на Ваши обращения можно направить заявление в государственную жилищную инспекцию Нижегородской области либо позвонить по телефону горячей линии 430-79-19, будет произведена соответствующая проверка и виновные лица будут наказаны. Либо можете направить письменное обращение в комитет Законодательного Собрания по экологии и природопользованию. Мы со своей стороны  тоже примем необходимые  меры.

Дмитрий

Владислав Олегович, прошу Ваш комитет взять на контроль ситуацию с рекой Рахма в Нижнем Новгороде, которую еще в советские времена серьезно загрязнил завод им. Петровского своими отходами. Есть ли какая-то возможность через комитет повлиять на то, чтобы ее и берега вокруг нее почистили?

Добрый день.
Благодарю ваш за Вас вопрос и за вашу активную экологическую позицию.
В феврале текущего года комитетом совместно с министерством экологии и природных ресурсов, представителями научного сообщества, Вузов создана рабочая группа по вопросу расчистки водных объектов в целях их охраны и предотвращения негативного воздействия, заседания которой проходили на регулярной основе вплоть до настоящего времени.
Проделана огромная работа в данном направлении, определены водные объекты, которые нуждаются в расчистке в первоочередном порядке в соответствии с разработанными критериями отбора необходимости и приоритетности выполнения работ по расчистке водных объектов, предложенных органами местного самоуправления, имеющие разработанные технические задания и сметные расчёты, которые прошли экспертизу в ГБУ НО «Нижегородсмета». Также по водным объектам, по которым поступают многочисленные обращения граждан, будут разработаны технические задания и сметные расчёты для включения в подпрограмму 2 "Развитие водохозяйственного комплекса Нижегородской области» государственной программы "Охрана окружающей среды Нижегородской области" в целях их восстановления и экологической реабилитации, таким образом эта работа будет непрерывно продолжаться, и комитет со своей стороны предпримет все необходимые шаги по включению реки Рахма в указанную подпрограмму.

Марина

Добрый день!
у соседнего дома (ул. Донецкая, Нижний Новгород) есть контейнер для железных банок, а около моего дома (ул. Усилова) нет. Когда такие контейнеры появятся везде?

Добрый день.
Очень актуальный вопрос, спасибо.
По сравнению с началом перехода на новую систему обращения с ТКО характер обращений граждан изменился. Теперь очень многих интересуют вопросы, связанные с внедрением раздельного накопления отходов.
Одной из основных задач на 2020 год и последующие периоды является отработка и совершенствование механизма раздельного накопления отходов.
Для осуществления внедрения раздельного накопления ТКО разработан и утвержден Порядок накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, утвержденный постановлением Правительства Нижегородской области от 5 июня 2018 года № 407.
Решение о раздельном накоплении ТКО, образующихся в многоквартирных домах, принимается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме. Раздельное накопление ТКО, образующихся в индивидуальных жилых домах, осуществляется на контейнерных площадках, внесенных в реестр контейнерных площадок, в случае принятия соответствующего решения органом местного самоуправления.
Принятое решение о раздельном накоплении ТКО обязательно к реализации для потребителей, органов местного самоуправления, региональных операторов по обращению с ТКО.
Принятое решение о раздельном накоплении ТКО направляется региональному оператору по обращению с ТКО в течение 10 дней.
Региональным операторам установлены единые тарифы на услугу по обращению с сортированными ТКО, в среднем на 20 % ниже тарифов на обращение со смешанными ТКО.
С 1 января 2020 года на территории Нижегородской области при организации раздельного накопления ТКО применяется двухконтейнерная (двухпоточная) система раздельного накопления ТКО, при которой морфологические компоненты ТКО: бумага, картон, различные виды пластика, металл, стекло, текстиль размещаются в специальном сетчатом контейнере желтого цвета. Компоненты ТКО, не подлежащие размещению в сетчатом контейнере, размещаются в контейнере зеленого цвета. Установка сетчатого контейнера на контейнерную площадку, внесенную в реестр контейнерных площадок, осуществляется:
1) собственниками помещений в многоквартирном доме в случае принятия решения о раздельном накоплении ТКО, образующихся в многоквартирном доме, или органами местного самоуправления.
2) органами местного самоуправления в случае принятия решения о раздельном накоплении ТКО, образующихся в индивидуальных жилых домах.
В настоящее время Правительством области проводится мониторинг перехода на раздельное накопление ТКО.
Процесс идет, и я уверен, он будет только набирать обороты. Минэкологии Нижегородской области разработана памятка по переходу на раздельное накопление ТКО, которая направлена во все муниципалитеты для работы и распространения, а также в средства массовой информации.

Владимир

Владислав Олегович, если к примеру в моем дворе не регулярно вывозят мусор и я не могу никому дозвониться, могу ли я достучаться до обслуживающей организации через обращение в Ваш комитет?

Добрый день!
Согласно пункту 17 Приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 своевременный вывоз ТКО из мест накопления обеспечивается в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз). Допустимое отклонение сроков не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5 °С и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °С.
Кроме того, сообщаем, что за каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчетного периода (календарного месяца), в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 3,3 % размера платы, определенного за такой расчетный период.
За вывоз мусора перед собственниками и нанимателями жилых помещений отвечают региональный оператор, управляющая организация, ТСЖ, ЖСК. В связи с этим обращаться по вопросу невывоза мусора необходимо либо к региональному оператору либо в свою жилищную организацию.
Региональный оператор отвечает за вывоз мусора в следующих случаях:
а) В "частном секторе";
б)  В многоквартирных домах при следующих обстоятельствах:
- собственниками помещений в качестве способа управления выбрано непосредственное управление;
-  собственниками помещений не выбран и/или не реализован способ управления;
- расторгнут договор на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенный управляющей организацией, товариществом или кооперативом с региональным оператором по обращению с ТКО;
- собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение о переходе на "прямые договоры" с региональным оператором.
Если ответственные лица не реагируют на Ваши обращения можно направить заявление в государственную жилищную инспекцию Нижегородской области либо позвонить по телефону горячей линии 430-79-19, где оперативно обрабатываются все заявления и принимаются необходимые меры по устранению нарушений либо написать обращение на мое имя.

Анна

Здравствуйте. Как быть с отходами, скапливающимися вдоль малых рек Нижнего Новгорода? Несмотря на реформу, в этом вопросе ничего не меняется? Это по-прежнему фактически помойки. Ведётся ли какая-то работа и будут ли привлечены регопепаторы, будут ли учитывать такие навалы мусора как вновь выявленные свалки?

Добрый день.
Благодарю ваш за Вас вопрос, который продолжает оставаться острым несмотря на переход на новую систему обращения с ТКО.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 15.12.2018) "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней:
а) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов;
б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
По информации министерства экологии Нижегородской области по итогам инвентаризации мест несанкционированного размещения отходов 468 незаконных свалок ликвидировали в Нижегородской области в 2019 году.
Учет проводился по межрайонным отделам регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды.
Ликвидация несанкционированных свалок — это та задача, которую перед нами поставил Президент России Владимир Путин в национальном проекте „Экология“. Но убирать незаконные места размещения отходов муниципалитеты должны не только для того, чтобы реализовать нацпроект. Это их обязанность по наведению порядка, по созданию привлекательности районов. Это один из показателей их работы. При этом они должны не просто ликвидировать незаконные места размещения отходов, но и не допускать их повторного возникновения.
В 2019 году муниципалитетам из регионального бюджета было выделено 100 миллионов рублей на ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов.
Губернатор Нижегородской области поручил региональному министерству экологии и природных ресурсов усилить в 2020 году экологический надзор в части образования несанкционированных свалок.
Кроме того, что касается именно очистки берегов вдоль малых рек, то в феврале текущего года комитетом совместно с министерством экологии и природных ресурсов, представителями научного сообщества, Вузов создана рабочая группа по вопросу расчистки водных объектов в целях их охраны и предотвращения негативного воздействия, заседания которой проходили на регулярной основе вплоть до настоящего времени. Таким образом работа в данном направлении ведется комплексно и держится на постоянном контроле нашего комитета.

Ольга

Владислав Олегович, недавно обнаружила, что на остановках общественного транспорта есть емкости, где можно оставить использованные батарейки. Не зная об этом я постоянно искала экопункты, чтобы оставить их там. Могли бы Вы дать рекомендацию администрации Нижнего Новгорода усилить информационную работу? Чтобы люди знали об этом

Добрый день!
Спасибо Вам за ваш вопрос.

Хотелось бы отметить, что действительно, в настоящее время в жизнь горожан активно внедряется система раздельного накопления отходов, соответственно расширяются общественные пространства и площадки для раздельного накопления отходов (в том числе батареек) например, на остановках общественного транспорта, с помощью которых, горожане кроме элементарного удобства, получают улучшение санитарно-гигиенических условий. Кроме того, в Нижнем Новгороде широко применяется практика установки экопунктов. В настоящее время на территории города Нижнего Новгорода установлено и действует 45 экопунктов и 1 в г. Дзержинск по приему вторсырья, в 36 из которых также принимают и батарейки. Они расположены в каждом районе города. Установлены администрацией города и компанией "Исток".

Что касается Вашего предложения, комитетом в рамках взаимодействия несомненно будет дана соответствующая рекомендация по усилению информационной работы администрации города в данном направлении, хотя администрация города активно вела и продолжает вести информационную, разъяснительную работу с населением о всех нововведениях, ставших доступными для жителей в рамках перехода на раздельное накопление отходов.
Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
20 апреля