Конференции | «НТА Приволжье» Новости Н. Новгорода

Интернет-конференция депутата ЗС НО Галины Клочковой

"НТА-Приволжье" представляет интернет-конференцию депутата Законодательного собрания Нижегородской области Галины Клочковой. Парламентарий ответит на вопросы по теме: “Итоги учебного года 2020-2021. Планы и перспективы”
Задать вопрос

Жанна

Галина Юрьевна!
Раньше много было разговоров о количестве уроков физкультуры в неделю. В нашей школе даже были такие случаи, когда ребята с математики убегали поиграть в баскетбол на уроке физкультуры другого класса. Это, конечно, зря, но все-таки сколько по-Вашему должно быть часов физкультуры в неделю?

Добрый день, Жанна!

Сейчас очень много говорят о том, какую роль должны играть уроки физкультуры, спорт в школе. Всё, что нам необходимо на эту тему обсуждать будет касаться инфраструктуры этого предмета, и вообще всего, что связано с физкультурой и спортом в образовательном учреждении. То есть очевидно, что если в школе есть прекрасный современный спортивный зал, а иногда даже и бассейн, если есть спортивные площадки: волейбольные, баскетбольные, хоккейная коробка, то дети, абсолютно точно, не будут пренебрегать уроками физкультуры, более того, их любовь к спорту не будет ограничиваться только этими уроками. А если ещё и учителя физкультуры будут не просто тренерами по общефизической подготовке, а будут иметь чемпионские звания в каких-либо видах спорта, то тогда тем более в школе появятся и баскетбольная команда, и волейбольная команда, и хоккейная команда.

То есть нельзя сказать, сколько часов физкультуры должно быть в школе, но нужно сказать, что это очень важная часть образования, как с точки зрения формирования командных навыков, навыков лидерства, навыков взаимодействия, так и с точки зрения просто укрепления физической формы, потому что понятно, что сидение за партой, за компьютером, вообще сидение наших детей очень сильно влияет на общее здоровье и настроение.

Я считаю, что очень здорово, что новые школы будут оснащены оборудованием для спорта по самому высокому классу, а количество обязательных часов будет увеличиваться за счет секций по выбору учеников.

Олег

Добрый день!
Заговорили об отмене ЕГЭ. Ваша позиция по этому поводу?

Добрый день, Олег!

Об отмене ЕГЭ говорят очень давно, но всё больше это напоминает такие популистские лозунги, которые специалисты, работающие в школе, наверное, с ходу не поддержат. Дело не в том, запретим мы один экзамен и заменим его на другой, а дело в том, каким образом осуществлять оценку деятельности школы и учеников.

Сегодня - ЕГЭ это тот инструмент, который как-будто бы позволяет оценивать и то, и другое, но на самом деле толком не оценивает ни работу учителя, ни работу школы, потому что ни для кого не секрет, что к ЕГЭ готовят специальные люди - репетиторы, которые готовят именно и только к ЕГЭ.

Я считаю, что экзаменов мало не бывает, они должны быть разные, также как и конкурсы, олимпиады, и в идеале, мне кажется, набор каких-то разных испытаний: от сдачи ГТО до участия в конкурсе, музыкальном или творческом - вот это всё должно стать предметом изучения в приёмных комиссиях ВУЗов, мы же точно знаем, что и спортсмены, и музыканты, и художники, желанные студенты любых ВУЗов, и сейчас фестиваль «Студенческая весна» ещё раз это ярко демонстрирует. То есть ЕГЭ в этом ряду должен был стать одним из таких экзаменов, который школьник и выпускник может сдавать в любое время, не раньше чем он закончит 10 классов, но в любом наборе, государство же возьмёт на себя обязанности финансирования 4-х экзаменов, как и сегодня, а весь остальной набор, он может сдавать, он может пробовать себя, и сразу не выбрать ту специальность, которая ранее казалась ему важной, нужной, которая приближала бы его к профессии. Он идёт в экзаменационный центр, сдаёт экзамены, готовится к ним, меняет профиль, ВУЗ, или меняет высшее профессиональное учебное заведение, и, мне кажется, что это правильный путь.

Школу ученик заканчивает и получает аттестат на основе тех оценок и на основе тех способов оценивать результаты, которые принимает школа, на которые согласны родители, которые существуют в школе с 1 по 11 класс, и следы этих оцениваний есть, и каждый учитель точно знает какая оценка должна стоять в аттестате по тому или иному предмету, вот к этому, я думаю нужно вернуться.

И точно так же школа, свои испытания различного рода, будь это защита каких-то исследовательских работ или какие-то устные экзамены в формате круглых столов, тоже может внедрять и использовать, просто нужно такое количество возможностей дать ребёнку, чтобы ему хотелось через экзамены, какой бы формы они ни были, предъявить свои настоящие и реальные знания, и самому определить, что именно он хотел бы положить в основу своей будущей профессии, какие именно предметные навыки.

Майя

Здравствуйте!
Каких специалистов в школе сегодня не хватает?

Добрый день, Майя!

Действительно, школа меняется, и современная школа требует новых специалистов, и их не то, что не хватает, их, действительно, просто нужно специально готовить. Новые программы требуют от нас способности интегрировать предметы и соединять уроки на основе трансдисциплинарных тем, и специалисты в разных областях наук будут создавать новое содержание школы, основываясь на тех федеральных стандартах, которые уже существуют.

Понятно, что школе сейчас нужны IT-специалисты, и это показало прошедшее онлайн-обучение, и, несмотря на то, что мы не хотим возвращаться к этой форме, очень много уже можно сделать, даже если ребенок заболел или по каким-то причинам не может посещать школу. То есть всё равно, это форма, которая требует специалиста. И школьные IT-специалисты должны отличаться большей включённостью в проблемы школы, в проблемы социализации, в работу со школьниками по присутствию в социальных сетях, то есть эти специалисты должны быть не только связаны с программированием, но ещё должны быть профессионалами в области социальных коммуникаций. Наверно, мы переучим педагогов и научим их и этим компетенциям, но тем не менее, если бы в школе были такие специалисты, было бы хорошо.

Естественно, школе нужны психологи, но не просто люди, которые способны трактовать какие-то тесты или их проводить, например, связанные с профориентацией, которая очень востребована у родителей, но мне кажется, что школе необходимы медиаторы, то есть люди, способные улаживать конфликты, способные учить детей выходить из конфликта, способные решать конфликтные ситуации между учителями и детьми, между родителями и детьми, то есть вот эта особенность психологического сопровождения школьников должна быть поддержана выпуском вот таких новых современных специалистов.

Ну, и конечно, сейчас много об этом говорят, специально для школы должны быть подготовлены специалисты в области здравоохранения, будет ли это врач, будет ли это медсестра, будет ли это фельдшерская специализация, но это будет человек, который точно знает специфику работы школы, детей в школе, и помогает им учиться, то есть это очень важно. То же самое, что сейчас говорят о необходимости специальной подготовки для обеспечения охраны школы. То есть я думаю, что привычный наш разговор о том, что школе не хватает учителей по таким-то предметам, должен сместиться разговором о том - а каким образом современный учитель может совмещать в себе и способности преподавателя, и одну из тех компетенций, о которых я сказала выше.

Наталья

Добрый день! Как Вы думаете, стоит ли в школах проводить уроки правовой грамотности? Чтобы доступным языком объяснять детям, как во взрослой жизни избежать проблем и не стать жертвой мошенников?

Добрый день, Наталья!

Вопросы о том, стоит ли проводить в школах уроки практической грамотности, экономической грамотности и разного рода практических занятий, возникают постоянно. Проблема в том, что все они заставляют нас задуматься в принципе о проблемах современного образования. То есть, наверное, не нужны специальные уроки правовой, налоговой или финансовой грамотности, просто, начиная с начальной школы, внутри обычных, привычных предметов мы должны научиться анализировать тексты, или читать тексты на эти темы, задавать по ним вопросы, то есть соединить умения, связанные с изучением родного языка, и, кстати, английского тоже, с содержанием текстов, которые бы так или иначе могли  быть предметом дискуссии о правах, обязанностях, ответственности, внимательности, не говоря уже о том, что все учебные предметы абсолютно точно должны содержать в оценивании элемент практического применения тех знаний, которые они получают на уроке. Поэтому, действительно, современная школа, работающая с детьми, информационно перегруженными, должна и будет перестраиваться на разбор практических навыков социальной жизни.

Анастасия

Галина Юрьевна, в моем детстве в школе не было предметов типа ОБЖ и так далее. Но таких предметов все больше. Не кажется ли вам, что они забирают лишние часы и ребята недополучают знания по таким классическим предметам как алгебра и литература?

Добрый день, Анастасия!

Предметы, такие как ОБЖ, и, как Вы обозначаете, «и так далее», действительно, вводились на волне создания в школе пространства для практических занятий. И, когда мы смотрим на учебный план отдельных школ, мы не можем не заметить, что там есть такие занятия, как классные, обязательные, занятия по выбору, так и внеурочные занятия. Классические предметы - алгебра, литература или русский язык, математика и физика не становятся меньше по объему и часовой нагрузке, просто из-за постоянно меняющегося фокуса на школьное образование, который зачастую связан с какими-то конкретными проблемами, которые нужно быстро перенести на школьное образование - вот из-за этого складывается ощущение, что мы всё время говорим об одних и тех же предметах: ОБЖ или спорте, или втором иностранном языке, например. Так вот, мне кажется, будущее всё же за теми учебными планами, будут ли они универсальными или вариативными, которые предлагают всё-таки в основе своей классические предметы, по крайней мере по названию, но с современным наполнением, то есть: проектно-исследовательская деятельность, самостоятельная работа, собственные траектории в том или ином предмете - это то, что дети будут делать, как в школе, так и с помощью каких-то заочных форм и занятий по выбору. Мне представляется, что предметы, которые целиком направлены на практическую деятельность в школе быть должны, но они должны быть связаны с творчеством, со спортом, с какими-то занятиями из социальной жизни, то есть с теми же приёмами безопасной жизни, которые на этом предмете и изучаются, то есть это та самая практическая часть. Она может быть урочная, внеурочная, и должна быть интересной для детей. Мне кажется, что предметы типа ОБЖ, если они трансформируются в походы, квесты, в практические работы, дети будут воспринимать с интересом и это нисколько не снизит ценность классических предметов.

Ольга

Галина Юрьевна! Как Вы думаете, стоит ли сделать более широким список предметов, который дети могут изучать по выбору

Добрый день, Ольга!

Я думаю, что список предметов действительно может быть более широким в рамках тех предметных областей, которые у нас представлены, и, если мы говорим о том, что государственные стандарты в старшей школе вообще подразумевают индивидуальную образовательную траекторию, то более раннее приобщение детей к выбору каких-то межпредметных направлений и трансдисциплинарных тем, всё это подготовит их быстрее к осознанному и профессиональному выбору набора предметов и их изучению.

Я думаю, что, если мы говорим, например, о начальной школе, то нам нужно уже сейчас, изменяя представление о традиционной школе и переводя на более высокий уровень школьную систему, давать как можно больше возможностей детям попробовать навыки действия, учебного действия, креативного, творческого. На мой взгляд и изобразительное искусство, технология и музыка, и танцы - всё это должно быть у детей по выбору с самого начала. В средней школе это может быть и менее обширная тема, связанная с учебными действиями, потому что много предметов, но, тем не менее, это может уже быть более профессиональный подход, потому что в это время дети уже определяются с кружками, секциями, с какими-то направлениями своей внеурочной, внешкольной деятельности. А вот когда мы говорим о старшей школе, действительно, спектр предметов, который может быть не похож на традиционные школьные предметы, к которым мы привыкли, он, скорее всего, будет расширяться, потому что изменяются и профессии, к которым готовятся ваши дети.

Олег

Добрый день! Как сегодня соотносится уровень образования в городских и сельских школах?

Добрый день, Олег!

Уровень образования, понятие, которое в системе управления образованием, оценивается результатами Государственной Итоговой Аттестации, и я думаю, что по этим результатам, которые всегда открыты, и их можно посмотреть, и проанализировать - большой разницы между городской и сельской школой вы не увидите, потому что дети понимают, как готовиться к экзаменам, и очень много есть материалов, много онлайн-ресурсов, и очень много есть возможностей у детей индивидуально подготовиться, поэтому если мы говорим о такой оценке как итоговая аттестация, то, скорее всего, если разница и будет, то она не будет большой или критически большой.

Другое дело, что оценивать уровень школьного образования с точки зрения инфраструктуры, с точки зрения возможностей, которые получают дети, нам необходимо, и здесь школы, построенные в малых городах и селах могут обладать даже большим потенциалом и большими идеями и возможностями, чем городские школы, которые зачастую сильно переполнены и обучение в которых ведётся в двухсменном графике, а значит свободных помещений для занятий группами, для выбора факультатива существенно меньше, поэтому, с точки зрения инфраструктуры нас сильно выручит строительство новых школ, в которых уже будет запланировано достаточное количество помещений и для лабораторий, и творческие мастерские, и для занятий спортом, и,  возможно, хореографией или музыкой. По крайней мере, новые школы должны строиться с учётом вот этих возможностей, тогда, мы будем обсуждать не уровень образования по цифрам и процентам, а будем обсуждать его по тем потенциальным и вероятным детским успехам, которые они демонстрируют по окончанию школы, уже получая высшее образование или средне-специальное, и выбирая профессию.

Сергей

Добрый день! Президент во время обращения к Федеральному Собранию раскритиковал некоторые учебники истории. А в нижегородские школы такие книги попадали? Просто интересно, чему наших детей учат

Добрый день!

Я думаю, что вопрос относительно учебников, по которым учатся нижегородские дети, логично задавать конкретным руководителям учебных заведений конкретными родителями. Действительно, учебники, в которых можно было бы найти некорректное отображение вопросов истории, о чём сейчас много спорят, можно было найти лет 10-15 тому назад, когда школы обладали огромным и разнообразным набором учебников, и учитель выбирал из этого многообразия то, что ему казалось наиболее целесообразным.

За последнее время всё-таки произошла определённая унификация и учебных курсов и учебников. И Рособрнадзор очень много сделал для того, чтобы выявлять особенности преподавания истории на более высоком и продвинутом уровне, если мы говорим о гимназиях и на обычном среднем уровне, и вопросы подготовки экзаменов, и проведение олимпиад. Поэтому я думаю, что в целом беспокоиться о нижегородских школьниках не стоит. А родителям как раз было бы интересно обратить внимание на все ресурсы, которыми пользуются дети при подготовке заданий по истории, так как очевидно, что они не используют только учебники по истории, и вот здесь наше общее внимание должно быть приковано к тому, как учитель подбирает информационный материал, как дети пользуются дополнительной литературой, интернет-ресурсами, умеют ли они критически осмысливать то, что они читают, умеют ли они использовать факты для того, чтобы глубже понять те или иные события отечественной истории, особенно те факты, которые связаны с Великой Отечественной войной, с Великой победой нашей страны.

Большую роль, конечно, в этом играет личность учителя, его образованность, его культура, его внимание к деталям. И я думаю, что художественная литература, кино, документальные фильмы, которых у нас много и сделаны они великолепно, сейчас уже проходят следующий уровень - они оцифровываются, иногда выпускаются в цвете. И всё это могло бы очеловечить историю, как предмет, и сделать его близким для наших школьников. И я считаю, что дело в том, каким образом наши учителя получают профессиональную переподготовку, на сколько широким спектром дополнительной литературы они пользуются и да, как внимательно они относятся к материалам учебников, когда задают тот или иной параграф, или вопрос, на самостоятельное обучение.

Юлия

Галина Юрьевна, как Вы думаете, в новом учебном году запреты, связанные с пандемией, будут сняты в нижегородских школах или пока рано об этом говорить?

Добрый день, Юлия!

Я думаю, что в новом учебном году не должно быть таких сильных и серьезных ограничений, какие мы испытали в прошлом и в этом году. Тем не менее, я уверена, что этот год не прошёл бесследно для организаторов образования, что многие школы пересмотрели свои стратегии в отношении здоровья учеников и учителей, в отношении чистоты и внимания к своему здоровью.

Я думаю, что нам как депутатам предстоит ещё раз проработать всё, что связано с организацией работы школьных врачей, диспансеризацией учителей, вакцинацией, это всё практически точно будет предметом подготовки к новому учебному году. Специальные сессии для педагогов по преодолению последствий пандемии мы тоже ждём, и я уверена, что придётся также позаботиться об эмоциональном состоянии учеников и учителей, проверить, может быть с помощью психологов, на кого наиболее сильно повлияла ситуация.

То есть новый учебный год, скорее всего, мы будем встречать более смелыми, более ответственными и уверенными в том, что только от каждого из нас зависит насколько благополучным будет учебный год.

Виктория

Здравствуйте! Очень беспокоит ситуация с выпускными из-за пандемии. Депутаты отслеживают эту ситуацию? Выпускные будут?

Добрый день!

По мнению специалистов Роспотребнадзора ситуация с пандемией улучшается, поэтому и ограничения постепенно снижаются. Тем не менее, я думаю, каждая школа, продумывая выпускные вечера, должна иметь в виду все меры предосторожности. То есть всё ещё нам понадобятся и рециркуляторы, и измерение температуры на входе для взрослых и детей, и обеззараживающая уборка, если речь идёт о помещении, и наличие масок для тех, кто недавно привился, или у кого ослабленный иммунитет. То есть уже ни для кого не секрет, что нам нужно привыкать жить в обстоятельствах, требующих от нас большей внимательности и аккуратности друг к другу.

Выпускной вечер это действительно самый важный момент в жизни выпускников, самый красивый, самый интересный, и хочется, чтобы этот праздник запомнился надолго. И только от самих учеников, их родителей, организаторов в школе зависит, чтобы никаких последствий, неприятных и губительных для здоровья не было, а наоборот были самые светлые воспоминания, и всё, что на этом празднике будет сказано, все добрые слова, станут хорошим напутствием. Во всяком случае я уверена, что так и будет, и что будет прекрасная погода, что выпускники смогут погулять и что действительно смогут провести последний школьный праздник, так, как это делали до них старшие товарищи.
Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
25 апреля