Помощник полномочного представителя президента РФ в ПФО, член Координационного совета Общероссийского народного фронта в Нижегородской области Александр Школьник в рамках проекта "Интернет-конференция" отвечает на вопросы читателей "НТА-Приволжье"
Вопросы для А.Школьника можно присылать до 13 августа. Задать вопрос
Здравствуйте, Александр. В какой-то момент президент РФ озвучил позицию государства в отношении поддержки церковных инициатив: "Государство и впредь намерено поддерживать инициативы Церкви, направленные на укрепление гражданского и межрелигиозного согласия". Почему в целом в России и в регионах, в частности, огромное количество средств выделяется на поддержку РПЦ и ее инициатив и не уделяется почти никакого внимания общественно-полезным и социально ориентированным инициативам со стороны представителей других христианских конфессий?
Другое дело, что авторитет и влияние у различных конфессий, у различных религиозных организаций - разный. Русская православная церковь является традиционной для нас – для русских, которые составляют 80% населения России. И, безусловно, у РПЦ огромная роль в формировании гражданского мира и согласия в стране, в воспитании молодого поколения, в развитии национального российского менталитета. Это положение дел может нравиться или не нравиться – но это факт, с которым спорить бесполезно.
При этом власть, безусловно, не переходит грань, обозначенную в законе – церковь и государство в России разделены. Не соглашусь с Вами по поводу огромного количества бюджетных средств, направляемых, якобы, на развитие РПЦ. Ничего подобного в реальной жизни нет. Церковь развивается за счет собственной хозяйственной деятельности и за счет благотворительности.
В последнее время все чаще говорится об усилении радикальных взглядов в молодежной среде. Под гражданским обществом чаще всего понимается самоорганизация граждан, в чем нельзя отказать, в частности, националистическим движениям. Как Вы считаете, не является ли усиливающийся русский национализм своеобразной формой развития гражданского общества?
При этом национализм может быть мощной силой, которая сплачивает людей для достижения высоких целей, а может вырождаться в урода под именем "расизм". Все зависит от целей и действий людей, которые называют себя националистами.
Как человек государственный замечу, что России сегодня очень не хватает публично обсужденных и принятых на федеральном уровне законов, которые бы описывали национальную политику Российской Федерации. Упрямый факт, но Концепция национальной политики в РФ до сих пор не принята Государственной думой. Хотя еще в 2005 году проект прошел некоторую общественную обкатку и был готов к обсуждению в Думе.
Почему важно иметь такую Концепцию? В ней четко закрепляется понятийный аппарат: что мы называем нацией, национальностью, национализмом и так далее. Четко определяется, что такое "хорошо", и что такое "плохо" в делах межнациональных. Где грань между острым диалогом и расистским высказыванием. За что мы награждаем, а за что наказываем. Какие могут быть разрешенные обществом и законом формы национального развития в России. Какова роль русского народа, его задачи, его миссия. Понятно, что у русских в России особая роль – это, как говорится, государственнообразующая национальность. Кстати, по стандартам Евросоюза, Россия – мононациональное русское государство. Особое внимание должно быть уделено развитию русского языка, русской языковой культуры – в силу того, что это общий язык для народностей, населяющих Россию и многих близких и дальних стран. И самое главное – какие цели ставит перед собой российское общество в национальной политике? Как превратить наш многонациональный уклад в реальное конкурентное преимущество? Как сделать, чтобы наше богатство в виде национальных культур, наше умение организовать сожитие многих и многих народов под единой крышей - стало мощным движителем развития России?
Считаю, что депутаты нового созыва Госдумы обязаны в самое ближайшее время организовать публичное обсуждение тезисов Концепции национальной политики и уже в следующем году принять соответствующие законы.
Александр Яковлевич! Как вы оцениваете свое участие в праймериз по выборам депутатов Госдумы РФ?
Ставил для себя задачу попасть в десятку. Эту задачу выполнил. Следовательно, экзамен сдал.
Хорошо, что "Единая Россия" использовала отработанную на Западе технологию праймериз – отбор в ходе предварительного внутрипартийного голосования лидеров общественного мнения. Тем самым партия определяет тех людей, за которых потом будут голосовать избиратели.
Кандидаты проходят "обкатку" на встречах с выборщиками. Приобретают навыки публичной работы. Учатся вести диалог с избирателями. По себе скажу – это крайне важно и очень полезно.
Плохо то, что остальные партии пока не используют праймериз в определении списков кандидатов. Предпочитают кулуарный, кабинетный способ формирования списков. Но я уверен – на следующих выборах все партии последуют примеру "Единой России".
Здравствуйте. Как известно, одним из признаков гражданского общества является самоуправление. Российские власти с одной стороны заявляют о необходимости развития институтов гражданского общества, но с другой стороны в нашей стране наметилась тенденция отмены всенародных выборов мэров городов. Как вы думаете, не пора ли отказаться или, по крайней мере, свести к минимуму, подобную практику и все-таки вернуться к идее всенародных выборов главы муниципалитетов? Ведь в Конституции РФ как раз и говорится, что единственным источником власти в стране является народ.
И вот почему.
По действующему федеральному закону об основах местного самоуправления система местной власти может строиться по двум схемам: условно назовем эти схемы "сильный глава" и "сильная дума".
По первой схеме вся власть в муниципалитете принадлежит избираемому на прямых тайных выборах главе города. Он формирует бюджет, он тратит бюджет, в его ведении кадры администрации муниципалитета. При "сильном главе", как правило, слабая и зависимая дума.
По второй схеме муниципалитетом руководит глава города, который одновременно является и председателем муниципальной Думы. В этом случае глава муниципалитета либо избирается на прямых тайных выборах (как и по первой схеме), либо избирается из числа депутатов муниципальной думы.
В чем же принципиальная разница первой и второй схем? При схеме "сильная дума" полномочия "сильного главы" поделены между двумя руководителями. Представительскими функциями, управлением думой, формированием бюджета занимается глава города – председатель думы. А хозяйством (тратами в рамках бюджета и кадрами) занимается тот самый нанимаемый думой по контракту руководитель администрации муниципалитета (сити-менеджер).
У всех этих схем есть свои плюсы и минусы. Каждый муниципалитет должен внимательно смотреть – какая система организации власти является самой эффективной в конкретном случае. В чем я с вами совершенно согласен, Виктор, что при выборе организации местного самоуправления не должно быть никакой кампанейщины.
У экспертов есть такое мнение, что "сильный глава" был оправдан в сложные 90-е. Более демократичная модель "сильной думы" актуальна для современности – эта схема похожа на модель управления крупными корпорациями. Но еще раз повторю – каждый раз необходимо взвешивать все плюсы и минусы. Согласитесь, разница в управлении городами-миллионниками и малонаселенными деревнями есть и она существенна.
Здравствуйте, Александр! Президент Дмитрий Анатольевич неоднократно заявлял о слабости, несовершенности как такового гражданского общества в России и необходимости усиления его составляющих компонентов. Естественно, многие граждане согласны с этим тезисом. Может ли каким-либо образом, в этой связи, институт полпредов президента в федеральных округах сыграть свою роль в способствовании усилению и активизации институтов гражданского общества? И в чем она может быть выражена?
Что делает полпредство по этой теме? Поддерживает те общественные проекты, которые воспитывают и просвещают людей, развивают мир и стабильность в межнациональных и межконфессиональных взаимоотношения, формируют демократические навыки и традиции, обеспечивают равенство политических прав и возможностей.
Полномочный представитель президента и его сотрудники многое делают для координации усилий различных государственных и муниципальных органов власти – опять же в целях развития гражданского общества.
Этот ежедневный труд далеко не всегда публичен, да это, наверное, и ни к чему. Главное, чтобы дело делалось.
Знакомились ли Вы с проектами, представленными в рамках конкурса социальных проектов "Открытый Нижний". Как Вы считаете, проект формирования молодёжной Интернет-палаты связан с развитием институтов гражданского общества? Можете ли Вы оказать поддержку этому проекту в какой-либо форме?
Александр, в качестве кого Вы проводите конференцию: в качестве госслужащего или в качестве общественного деятеля? Считаете ли Вы совместимым со статусом гос-(муниципального)служащего участвовать в мероприятиях политических партий, движений (съездах, советах), есть ли категории гос (муниципальных)служащих, которым закон или этика не позволяют в рабочее время участвовать в таких мероприятиях? Не могли бы Вы привести примеры соблюдения/нарушения этих ограничений?
Спасибо за ответ.
Федеральное законодательство не лишает госслужащего политических прав. Закон справедливо ограничивает возможности использования госслужащим своего положения в пользу той или иной политической партии. Например, я не имею право в рабочее время позвонить по служебному телефону и попросить кого-либо проголосовать за ту или иную партию. Но вот по своему личному телефону во вне рабочее время я это сделать могу. Потому что я хоть и госслужащий, но такой же россиянин, как и Вы. Я имею полное право, защищенное Конституцией России, заниматься политической и общественной деятельностью.
Более того, если вопрос будет касаться деятельности государственной власти, полномочного представителя президента России в Приволжском округе – я с удовольствием отвечу на него.
Александр Яковлевич! Вы как видный не только политический, но и общественный деятель, в последнее время стали больше уделять внимание студенческим организациям, молодежным движениям. Скажите, это Ваша личная инициатива?
Студенчество – это вообще особая история. Самое время с друзьями, командами быть активными и заниматься политикой, спортом, но и учебой, будущей карьерой. Безусловно, я всегда на стороне тех, кто начинает интересные и полезные проекты.
Комментарии