Конференции | «НТА Приволжье» Новости Н. Новгорода

Председатель комитета по экологии и природопользованию Законодательного собрания Нижегородской области Александр Назаренков в рамках проекта "Интернет-конференция" отвечает на вопросы читателей "НТА-Приволжье"

Тема Интернет-конференции: "Проблемы городских озелененных территорий"

Вопросы для А.Назаренкова можно присылать до 20 октября
Задать вопрос

Валерия

Здравствуйте, Александр. Скажите, как Вы относитесь к конкурсу детского рисунка о судьбе бытовых отходов, организованного "Дронтом"?

Экологический центр "Дронт" - известная и уважаемая общественная экологическая организация, причем не только на территории нашей области, но и за ее пределами. Мы реализуем много совместных проектов и эколого – ориентированных акций. Считаю, что все они направлены на решение вполне конкретных вопросов, связанных либо со здоровьем детей (как наш совместный проект "Растения дарят здоровье детям"), либо на защиту и благоустройство родников (проект "Родники Нижегородской области"), либо на развитие экологического туризма в области (проект - конкурс журналистских работ "Экотур") и др. Вопросы, связанные с бытовыми отходами, актуальны для нашего региона. Мусора мы действительно производим очень много. И мусорим вокруг тоже много. А это, во многом, воспитательный процесс. Считаю, что приучать к чистоте и к бережному отношению и к природе, и к окружающему миру надо человека с детства. Поэтому с большим интересом воспринял информацию об этом новом "детском" проекте экоцентра "Дронт". И, конечно, всецело его поддерживаю, тем более, что вопросам экологического образования и воспитания наш комитет всегда уделял и уделяет повышенное внимание.

Валентин

Здравствуйте, Александр! "Я часто вижу молодых людей, сидящих в парках и раскидывающих вокруг себя бутылки, упаковки от чипсов, окурки. Потом кто-то этот мусор убирает. Но молодежь приходит снова, и все по кругу. Мне кажется, что отучить их от этого возможно, только заставив самостоятельно прибрать весь мусор в парке, как вы относитесь к такому способу наказания?"

Согласен. Ведь недаром говорят, что чисто не там где убирают, а там, где не мусорят. А чтобы не мусорили, нужны, в том числе и меры воспитательно – принудительного воздействия. Вопрос в том, кто это должен осуществлять и как реально это сделать?  И здесь я вновь возвращаюсь к проблеме, которую я уже озвучивал: необходимости создания мобильных спецподразделений экологической милиции, в задачу которых должно входить, в том числе и патрулирование парковых зон, отслеживанием там порядка и недопущения образования на этих территориях несанкционированных свалок, замусоривания и незаконных вырубок и нанесения ущерба зеленым насаждениям.

Андрей

Александр Валерьевич!

Вопрос Асхата Каюмова про ГМО был достаточно конкретным: "Планирует ли Комитет по экологии и природопользованию Законодательного собрания выступить с инициативой введения запрета на использование бюджетных средств для покупки ГМО - продуктов. Почему мы разрешаем кормить детей в школах и больных в больницах самым дешевым и опасным, тратим на это народные деньги и поддерживаем иностранных производителей? Этот вопрос очень интересен многим. Каково Ваше личное отношение к ГМО - продуктам, как Вы оцениваете их безопасность?

Пока такая инициатива в комитете не планируется. Мое отношение к ГМО – продуктам - как к существующей объективной реальности и части современной жизни. Другое дело, что у людей должна быть объективная информация о том, какого качества произведенный продукт, выложенный на прилавке конкретного магазина, есть ли в нем ГМО. И у человека, безусловно, должно быть право выбора, какой продукт ему покупать, на основании этих сведений.

Поэтому считаю, что информация о содержании ГМО в том или ином продукте должна присутствовать на его упаковке в обязательном порядке. Существующая в Нижегородской области программа "Покупайте Нижегородское на 2009 – 2012 г. г.", которую поддерживают и губернатор, и правительство области, и, конечно, Законодательное Собрание ориентирована на поддержку местного товаропроизводителя, в том числе и средствами областного бюджета.  И в первую очередь, поддерживается нижегородский товаропроизводитель, выпускающий экологически чистую продукцию без искусственных компонентов и генно – модифицированных организмов.

Сергей

Планируется ли посадка новых деревьев в уже существующих парках? Как часто подрезают, спиливают аварийные деревья?

Такая работа естественно планируется и проводится, в том числе и согласно нормам областного Закона "Об охране озелененных территорий в Нижегородской области". Ведется она и в городских парках. Здесь нужно отметить следующее. Часть городских парков у нас находится в муниципальном управлении, являясь муниципальными учреждениями. А часть передана в аренду. Например,  Сормовский парк. Пользователь или арендатор проводит обследование территории взятого им в аренду парка самостоятельно, составляя акт об обследовании и передавая соответствующую информацию в районную комиссию по обследованию состояния зеленых насаждений, которая принимает окончательное решение, например, об аварийной вырубке. Снос аварийных деревьев осуществляется по мере необходимости на основании визуального обследования территории парка, после принятия комиссией положительного решения. На законных основаниях или вынужденной вырубке подвергаются, как правило, аварийные деревья по санитарному состоянию, больные, достигшие критического возраста. Вырубка осуществляется в соответствии с постановлением администрации города Нижний Новгород от 18 июля 2006 года  № 2444 "О выдаче разрешений на снос и пересадку зелёных насаждений на территории города Нижний Новгород",  где установлено, что снос и пересадка зелёных насаждений на территории города осуществляется на основании распоряжения, выданного главой администрации соответствующего района города. Распоряжение на снос деревьев выдаётся на основании актов обследования зелёных насаждений и решений вышеупомянутых районных комиссий, которые создаются из представителей Главного управления благоустройства города Нижнего Новгорода, муниципального учреждения административно - техническая инспекция по благоустройству города Н. Новгород, МУ Горкомэкология. Обязательное компенсационное озеленение в натуральной форме осуществляется путем посадки деревьев взамен уничтоженных из расчета "дерево за дерево". Расчет компенсационной стоимости зеленных насаждений, денежной составляющей натурального озеленения и стоимости компенсационного озеленения осуществляет уполномоченный администрацией города Нижнего Новгорода орган в области охраны окружающей среды –  то есть, все тот же МУ Горкомэкология. Посадка проводится ежегодно по муниципальным контрактам в согласованных местах, в том числе и в городских парках. Финансирование этих работ осуществляется из бюджета г. Н.Новгорода по разделу "Охрана окружающей среды", если парк находится под муниципальным управлением. Выбор подрядчиков осуществляется на конкурсной основе. Арендатор парка осуществляет новые посадки деревьев за свой счет.

Олег

Действительно ли существует норма для застройщиков — за одно срубленное дерево  - посадить два или три? И куда высаживаются эти деревья, если возле стройки сажать некуда? Кто следить за выполнением этой нормы?

Поскольку вопросы озеленения, в том числе и компенсационного, задают очень часто, постараюсь комплексно ответить на целый ряд возможных вопросов по теме.

Вопросы озеленения в г. Н.Новгороде, в том числе правонарушения, связанные с повреждением зеленых насаждений (которые зафиксированы в Главе 3 Кодекса об административных правонарушениях Нижегородской области) рассматриваются Муниципальным учреждением  Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов г. Н. Новгород (Горкомэкологии г. Н.Новгород).
Теперь о вырубке зеленных насаждений. На законных основаниях или вынужденной вырубке подвергаются, как правило, аварийные деревья по санитарному состоянию, больные, достигшие критического возраста. Вырубка осуществляется в соответствии с постановлением администрации города Нижний Новгород от 18 июля 2006 года № 2444 "О выдаче разрешений на снос и пересадку зелёных насаждений на территории города Нижний Новгород", где установлено, что снос и пересадка зелёных насаждений на территории города осуществляется только на основании распоряжения, выданного главой администрации соответствующего района города. Распоряжение на снос деревьев выдается на основании актов обследования зеленых насаждений и решений комиссий, которые создаются из представителей Главного управления благоустройства города Нижнего Новгорода, муниципального учреждения административно - техническая инспекция по благоустройству города Н. Новгород, МУ Горкомэкология. Компенсационное озеленение в натуральной форме осуществляется путем посадки деревьев ценных пород взамен уничтоженных из расчета "дерево за дерево". Расчет компенсационной стоимости зеленных насаждений, денежной составляющей натурального озеленения и стоимости компенсационного озеленения осуществляет уполномоченный администрацией города Нижнего Новгорода орган в области охраны окружающей среды – то есть, все тот же МУ Горкомэкология. Посадка проводится ежегодно по муниципальным контрактам в согласованных местах. Финансирование этих работ осуществляется из бюджета г. Н.Новгорода по разделу "Охрана окружающей среды". Выбор подрядчиков осуществляется только на конкурсной основе.

Дмитрий, Н.Новгород.

Здравствуйте. Раньше областные власти говорили о том что парк "Победа" будет перенесен на другое место, а эта территория будет отдана инвестором. Хотелось бы узнать действительно ли есть такие планы? Куда будет перенесен парк и что будет построено на месте парка "Победа"?

Наш комитет в свое время занимался, в том числе и этим вопросом, когда решалась судьба парка "Дубки" (точнее, вопрос с предполагаемым строительством на его территории торгово – развлекательного комплекса). Тогда парк "Дубки" удалось отстоять. По парку "Победы" также есть позитивная информация. Парк "Победы" никуда переносится не будет. Он останется на прежнем месте и останется именно парком. Это нам подтвердили и в городском Комитете охраны окружающей среды и природных ресурсов (Горкомэкологии) г. Н.Новгород. А вот территория, расположенная рядом с парком, по сообщению все того же городского Комитета, скорее всего будет передана инвестору с вероятным строительством торгового комплекса.

Анна

Планируется ли в Нижнем Новгороде какая-то масштабная акция по установлению новых детских площадок, вернее оборудования на них. Сейчас появляются новый горки и качели, но все это местячково и в соседних дворах — однообразно. Хотелось бы что-то поинтереснее и современное

Я о какой – либо планируемой масштабной акции в этом направлении не слышал. Но знаю точно, что некоторые депутаты, в том числе и Законодательного Собрания области, и городской Думы г. Н.Новгород на собственные средства или на средства депутатского фонда на развитие территорий (эти целевые деньги выделяет депутату областной бюджет) устанавливают детские площадки в своих избирательных округах. Например, активно это делает в Ленинском районе депутат Законодательного Собрания, член нашего комитета В.А.Жук, другие депутаты. Поэтому, если есть необходимость в установке такой площадки в Вашем дворе (или, например, площадки на несколько дворов),  могу Вам порекомендовать обратиться с коллективным письмом (например, от жителей нескольких домов или дворов) к Вашему депутату с просьбой рассмотреть возможность выделения средств из фонда развития территорий, например, в 2012 году на строительство (установку) детской площадки либо по стандартному, либо по индивидуальному проекту.

Ольга

Как Вы относитесь к идее Кондрашова возродить летние концертные площадки в парках?

Идея неплохая, если у администрации есть конкретные планы по возрождению парков как культурно – досуговых мест времяпрепровождения граждан. Как Вы помните, раньше многие парки у нас в стране так и назывались "Парками культуры и отдыха". Если мы возродим культуру отдыха населения, а летние концертные площадки всегда были элементом такого "культурного отдыха" (это и "живая" музыка оркестра, и  танцевальные вечера и т. д.), то, уверен, в целом, ситуация в наших городских парках, в том числе и с наведением там чистоты и порядка, станет лучше.

Вера

Нет ли планов дифференцировать мусор по разным контейнерам, что облегчило бы утилизацию и дальнейшую переработку?

Планы такие есть и они частично дорабатываются, частично реализуются. Например, г. Дзержинск участвует в пилотном проекте (администрации г. Дзержинск  совместно с немецкой фирмой "Ремондис") по раздельному сбору мусора: пластик, бумага, стекло. В планах Комитета также совместно с Нижегородским отделением Всероссийского общества охраны природы разработка и реализация проекта по оснащению контейнерами по раздельному сбору мусора нескольких детских садиков.

Мы понимаем, что идея раздельного сбора мусора, бережного отношения к окружающей среде и рациональному использованию вторичных ресурсов (а именно они получаются или отбираются при раздельном сборе мусора) должна "впитываться" с детства. Поэтому очень хочется, чтобы данный образовательный проект был реализован. Вопрос, как всегда, в нахождении необходимых средств. Будем решать.

Елена

Господин Назаренков, обсуждал ли комитет возможности содержания в чистоте наших откосов в парке Швейцария, за университетом, да и в других местах тоже? Виды оттуда прекрасные, но чуть ниже посмотришь, а там - бутылки, бумажки, пакеты. Некрасиво.

Отдельно данный вопрос по парку Швейцария не обсуждался. Однако, у нас в области действуют как минимум 2 нормативных правовых акта прямого действия – Закон области "Об охране озелененных территорий в Нижегородской области" и Закон области "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области", а также есть соответствующие организации, в чьи функции входят и контрольно – надзорные мероприятия как по обеспечению сохранности озелененных территорий, так и по обеспечению чистоты и порядка: областное министерство экологии, административно – техническая инспекция, Горкомэкологии г. Н.Новгород, Нижегородская межрайонная природоохранная прокуратура. Надо просто активнее использовать свои полномочия и наводить порядок.

Далее. Практически все парки в г. Н.Новгород являются муниципальными, поэтому в соответствии с Федеральным законом № 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация благоустройства и озеленения территорий, воспроизводства городских лесов, особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов, - все эти вопросы являются вопросами полномочий органов местного самоуправления, в частности, вопросами городских (и, соответственно, районных) властей г. Н.Новгород.

И, конечно, вновь затрону тему о том, что нам, по крайней мере, в областном центре необходима экологическая милиция, которая бы могла осуществлять весь комплекс мер контроля за соблюдением законодательства об охране окружающей среды – в том числе составлять протоколы об административных правонарушениях по всем статьям глав 3 и 5 Кодекса об административных правонарушениях Нижегородской области (в части охраны зеленых насаждений), а также главы 8 КоАП Российской Федерации (охрана окружающей среды и природопользования).

Асхат Каюмов

Александр Валерьевич!
В 2007 году был принят областной закон "ОБ ОХРАНЕ ОЗЕЛЕНЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ", которым были утверждены нормативы площади озелененных территорий общего пользования на одного жителя для населенных пунктов Нижегородской области. 7 сентября текущего года мы отметили четырехлетие этого закона. Однако, мы также отметили, что в течение этих четырех лет постоянно происходит констатация того факта, что ряд муниципальных образований откровенно игнорируют этот закон, не обеспечивая жителей своих населенных пунктов нормативным количеством озелененных территорий. Одна из серьезных причин такого наплевательского отношения к принятому в регионе закону - отсутствие наказаний за его нарушение.

Планирует ли Комитет по экологии и природопользованию Законодательного собрания проявить инициативу по введению, наконец, наказания (например, в рамках областного административного кодекса) для тех глав муниципальных образований, которые не принимают мер к доведению количества озелененных территорий до нормативного?  

Комитет по экологии и природопользованию, уделяя этой проблеме должное внимание, обратился в Правительство области с предложением включить вопрос о состоянии, перспективах развития, количественных и качественных характеристиках озелененных территорий общего пользования в муниципальных образованиях Нижегородской области как одну из важных тем ежемесячных совещаний Губернатора области с Главами муниципальных образований.  

В ответном письме Правительства области нам было сообщено, что предложенная нашим комитетом тема включена в план данных совещаний. Считаем, что на этой встрече необходимо поднять вопрос об обеспеченности населения муниципалитетов зелеными насаждениями, исходя из нормативов площади озелененных территорий общего пользования, утвержденных областным Законом.

Асхат Каюмов

Александр Валерьевич!
В мире не утихают споры о безвредности или опасности геномодифицированных продуктов. Окончательного, научно доказанного взгляда на эту проблему нет. В связи с тем, что безопасность таких продуктов не доказана, ряд стран запретили у себя использование ГМО.

В России некоторые регионы также ввели запрет на использование на своих территориях за счет бюджетных средств ГМО-продуктов, прежде всего для питания в детских учреждениях и других объектах социальной сферы. Планирует ли Комитет по экологии и природопользованию Законодательного собрания выступить с аналогичной инициативой? Это позволило бы не только профилактически защитить нижегородцев от сомнительной продукции, но и перенаправило бы бюджетные деньги на закупку продуктов у местных производителей (в Нижегородской области ГМО-продукты не выращиваются), что послужило бы им дополнительной поддержкой.

В августе месяце 2011 года Законодательное Собрание области во втором окончательном чтении приняло областной Закон "О продовольственной безопасности", где в статье 9 "Региональный продовольственный фонд" в пункте 6 записано: приобретение в региональный продовольственный фонд пищевых продуктов, полученных из генетически модифицированных источников, не допускается. Есть также инициативе Законодательного Собрания области (подготовлена в мае 2011 года) по внесению изменений в Федеральный закон "О семеноводстве", касающаяся усиления контроля за производством и использованием в агропромышленном комплексе Российской Федерации сортов сельхозрастений, не прошедших исследование по всему комплексу хозяйственно – ценных признаков, среди которых одним из важнейших является качество и безопасность получаемой продукции. Эта инициатива, на наш взгляд, также будет способствовать дополнительным барьерам, в том числе и завозу из – за рубежа генетически модифицированных продуктов питания.

При этом, вопрос может быть также адресован к моим коллегам из комитета по аграрным вопросам и к профильному министерству сельского хозяйства региона, в случае. Если необходима более подробная информация.

Золотницына Анна

Добрый день!Вопрос: Где и Как утилизировать энергосберегающие лампы,которые продаются уже много лет в городе? То,что предприятия заключают договора-понятно,а простые жители,использующие их в быту? Все выбрасывают просто в мусор,значит-ртуть,в них содержащаяся,отравляет воздух нашего города!

Согласно Постановления правительства Российской Федерации № 681 от 3 сентября 2010 года "Об утверждении правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств и осветительных ламп", утилизация энергосберегающих ламп возложена на органы местного самоуправления (пункт 8 данного Постановления гласит о том, что органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юрлиц, индивидуальных предпринимателей и физлиц о порядке осуществления этого процесса). Весной этого года, насколько нам известно, Комитетом по охране окружающей среды г. Н.Новгород (ул. Б. Покровская, дом 20, тел. 433-78-02, председатель комитета – Лаптев Лев Александрович) подготовлено, а городской администрацией г. Н.Новгород принято решение предложить домоуправляющим компаниям (ДУКам) организовать прием от населения ртутьсодержащих, люминисцентных и энергосберегающих ламп.

Так что, можете смело обращаться в свой ДУК за необходимой информацией: куда сдавать, как это делать и когда приносить. Если Вы такой информации не получаете (а я предполагаю, что далеко не все ДУКи быстро "сориентировались" и предприняли необходимые действия, то можете обратиться в тот же городской Комитет по охране окружающей среды за разъяснениями и информацией о том, куда сдавать отработанные лампы?  Списки сертифицированных предприятий у них имеются, а по поводу пунктов приема они также могут дать разъяснения.

Юлия, Нижний Новгород

Не планируется ли создание парков или скверов в микрорайоне Верхние Печеры? Район развивается, строится, а гулять негде...

Опять-таки, рекомендую обратиться в администрацию г. Н.Новгород, в частности, в Департамент градостроительного развития и архитектуры  (тел. 439-02-46; дир. Департамента Романычев Михаил Юрьевич; Кремль, корпус 5, комн. 405). Там, безусловно, должна быть эта информация. От себя могу сказать, что наш комитет совместно с Нижегородским отделением Всероссийского общества охраны природы и экоцентром "Дронт" в течение нескольких лет регулярно проводит социально – экологические мероприятия по озеленению территории, прилегающей к Верхнепечерскому оврагу.

И, собственно, если грамотно и разумно подойти, то в том же Верхнепечерском овраге можно создать отличный парк, благоустроив эту территорию для жителей всего этого большого микрорайона. Известная в городе ландшафтная фирма "Архилэнд" несколько лет назад даже создала, причем практически бесплатно отличный эскизный проект такого парка именно в этом месте. К сожалению, это проект до сих пор не реализован. Но его вполне можно "реанимировать" и, как говорится, вернуть к жизни.

Арсений, Нижний Новгород

Здравствуйте Александр. Меня очень сильно беспокоит тенденция последних лет, когда на территории скверов и парков осуществляется строительство домов, торговых центров и прочих объектов. Неужели нет законодательной и нормативной базы для защиты наших эеленых насаждений, ограничить строительство, а лучше всего полностью запретить? Ведь вопросы экологии для города очень актуальные.

Нормативная правовая база как раз есть. И неплохая. Просто законы нужно соблюдать, а для их соблюдения и действия за этим нужно следить соответствующим уполномоченным федеральным, региональным и городским структурам. Их, кстати, тоже немало: областное министерство экологии, административно – техническая инспекция, Горкомэкологии г. Н.Новгород, Нижегородская межрайонная природоохранная прокуратура. Надо активнее использовать свои полномочия и наводить порядок. Нашим комитетом совместно с комитетом по жилищной политике и градостроительству, а также комитетом по регламенту и депутатской этике разработан, а Законодательным Собранием области в 2007 году принят областной Закон «Об охране озелененных территорий Нижегородской области».  Это был первый и достаточно эффективный шаг для начала работы по учету и сохранению уже имеющихся озелененных территорий общего пользования региона. В частности, Статья 9 данного закона четко гласит: "Охране подлежат все озелененные территории Нижегородской области. На озелененных территориях общего пользования запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории, в том числе: строительство зданий и сооружений, кроме случаев размещения объектов спорта, гражданской обороны, вентиляционных шахт метрополитена, объектов, связанных с содержанием территории, памятников, инженерных сооружений и общественных туалетов и если иное не установлено законодательством".

При активном участии нашего комитета по экологии, Правительство области создало областной Реестр озелененных территорий общего пользования, что также будет способствовать их сбережению и сохранению. В данном Реестре находится информация о 362 озелененных территориях общего пользования городов, рабочих поселков и иных административных центров муниципальных районов, включая г. Н.Новгород и его районы.

21 сентября 2011 года городская Дума г. Н.Новгород приняла решение за № 35 "О порядке ведения перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода", который представляет собой свод данных об озелененных территориях общего пользования г. Н.Новгород (куда войдут и парковые зоны) с информацией о местоположении данной территории, указанием границ, общей площади, функционального назначения земельных участков, на которых эти территории расположены, характеристики зеленых насаждений. Целью данного документа (и в нем это записано) в том числе "является эффективное управление озелененными территориями и обеспечение прав граждан и общественных объединений на достоверную информацию об их состоянии".

Для сбережения городских парков, зеленых насаждений, недопущения образования там несанкционированных свалок,  да  и для наведения порядка и чистоты в городах, в том числе и в г. Н.Новгород, считаю, что очень важно продолжать развивать тему, которую впервые поднял наш комитет еще 6 лет назад – тему создания подразделений экологической милиции, которые бы могли осуществлять весь комплекс мер контроля за соблюдением законодательства об охране окружающей среды – в том числе составлять протоколы об административных правонарушениях по всем статьям главы 3 и 5 Кодекса об административных правонарушениях Нижегородской области (в части охраны зеленых насаждений), а также главы 8 КоАП Российской Федерации (охрана окружающей среды и природопользования).

Людмила Ивановна

Здравствуйте. Не собираются ли ограничить выгул собак на территории парков?

В начале этого года мы в комитете по экологии рассматривали проект федерального закона "Об ответственном обращении с животными" и поддержали его в первом чтении вместе с Правительством области. Инициатором законопроекта стали депутаты комитета ГосДумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии во главе с его председателем - Е.А.Туголуковым. Законопроект давно ожидаемый, поскольку определяет законодательно права и обязанности владельцев животных и, в частности, владельцев собак. Этому посвящена Глава 3 законопроекта. В ней также прописаны основные требования к владельцам собак, в том числе при содержании собак потенциально – опасных пород, предусматривающую, в частности, обязательную регистрацию собак опасных пород, ведение реестра зарегистрированных животных и т. д. Отдельно 5 Глава законопроекта устанавливает дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско – правовую ответственность за нарушение требований законопроекта. Есть там и положения, касающиеся выгула собак.

Так что сейчас ждем, когда ГосДума примет законопроект во втором, решающем чтении.  Самое, на мой взгляд, важное требование, которое должно учитываться при выгуле собак и, в первую очередь, потенциально опасных пород, - чтобы этот процесс был безопасен для окружающих. То есть, собака должна быть в наморднике и на поводке. И еще один важный момент, который тоже нужно соблюдать: выгул собак должен быть "экологически чистым" (то есть хозяин должен, в случае необходимости, убрать за своим четвероногим другом).

Владимир

Какие перспективы по благоустройству парков Кулибина и Пушкина?

Благоустройство городских парков – это, в первую очередь, работа органов местного самоуправления и их расходные обязательства, в том числе и согласно нормам федерального законодательства, в частности, 131 – го Федерального закона @Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации@,  в котором четко сказано, что "организация благоустройства и озеленения территорий, воспроизводства городских лесов, особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов", - все эти вопросы являются вопросами полномочий органов местного самоуправления, то есть и вопросами городских властей г. Н.Новгород. Поэтому можно смело обращаться в администрацию г. Н.Новгород по данным вопросам. В частности, информацию можно получить в городском Комитете по охране окружающей среды г. Н.Новгород (ул. Б. Покровская, дом 20, тел. 433-78-02), председатель комитета – Лаптев Лев Александрович. Или в городской Думе г. Н.Новгород у председателя постоянной комиссии по экологии Барковского Михаила Владимировича (Кремль, корпус 5, тел. 411-87-99). Компетентно на эту тему могут ответить и в Департаменте градостроительного развития и архитектуры  администрации г. Н.Новгород (тел. 439-02-46; дир. Департамента Романычев Михаил Юрьевич; Кремль, корпус 5, комн. 405).

Что касается моего мнения относительно перспектив благоустройства парков Кулибина и Пушкина, то могу сказать, что за последнее время относительно неплохо налажена уборка парка Кулибина, поставлены лавочки, урны.  В нормальном состоянии и действует детская площадка. Есть крытый павильон для шахматистов: они в этом парке собираются многие годы. Приведены в порядок дорожки. Вопрос в том, чтобы городская власть и районная администрация не ослабляли контроль за состоянием парка и его уборкой и тогда, я уверен, там будет постоянный порядок.

Относительно парка им. Пушкина. Как известно, есть решение инвестиционного совета о строительстве там нового оперного театра с обязательным благоустройством парковой территории. При этом, как известно, для решения вопроса о строительстве театра была проведена смена зонирования территории: часть территории парка выведена из зоны "р" –  "зоны рекреации" в зону "д" – "деловой активности". Очень важно, в этой связи, чтобы будущее строительство не "убило" оставшуюся рекреационную часть парка той техникой, которая будет там работать. Но это, опять – таки,  задача городской и районной власти: тщательно отслеживать ситуацию на стройке. И, наверное, – общественности. На тот бардак, который был на территории парка до недавнего времени (грязь, кучи мусора, не относящиеся к функциям парка разного рода увесилительные заведения), городская администрация тоже, наконец, обратила внимание, о чем свидетельствуют и результаты неоднократных проверок состояния уборки парка и системности этого процесса. Сейчас ситуация по благоустройству парка и его регулярной уборке, насколько мне известно, также взята на тщательный контроль и районной администрацией.

Инна Михайловна

Добрый день! Скажите, пожалуйста, не планируется ли ввести более жесткий контроль за выгулом собак в парках?

В начале этого года мы в комитете по экологии рассматривали проект федерального закона "Об ответственном обращении с животными" и поддержали его в первом чтении вместе с Правительством области. Инициатором законопроекта стали депутаты комитета ГосДумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии во главе с его председателем - Е.А.Туголуковым. Законопроект давно ожидаемый, поскольку определяет законодательно права и обязанности владельцев животных и, в частности, владельцев собак. Этому посвящена Глава 3 законопроекта. В ней также прописаны основные требования к владельцам собак, в том числе при содержании собак потенциально – опасных пород, предусматривающую, в частности, обязательную регистрацию собак опасных пород, ведение реестра зарегистрированных животных и т. д. Отдельно 5 Глава законпроекта устанавливает дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско – правовую ответственность за нарушение требований законопроекта. Есть там и положения, касающиеся выгула собак. Так что сейчас ждем, когда ГосДума примет законопроект во втором, решающем чтении.

Катерина

Здравствуйте! Есть ли планы по открытию новых парковых территорий в городе?

На эту тему, конечно,  лучше поинтересоваться в городском Комитете по охране окружающей среды г. Н.Новгород (ул. Б. Покровская, дом 20, тел. 433-78-02), председатель комитета – Лаптев Лев Александрович. Или в городской Думе г. Н.Новгород у председателя постоянной комиссии по экологии Барковского Михаила Владимировича (Кремль, корпус 5, тел. 411-87-99).

По имеющейся в нашем распоряжении информации, могу сказать следующее. Общефедеральный стандарт обеспеченности зелеными насаждениями – 16 квадратных метров в расчете на одного жителя. В среднем же на одного жителя областного центра приходится (по разным источникам) от 8 до 12 кв. метра зеленых насаждений общего пользования (в нагорной части), а в заречной – около 5 кв. метра. Особенно мало зеленых насаждений в Московском районе – 1,4 кв. метра, Ленинском – 2,1 кв. метра, Канавинском – 2,2 кв. метра. Но даже эти цифры ряд специалистов считают завышенными. Лучше ситуация в Сормове (за счет огромного массива Сормовского парка) и на Автозаводе (за счет постоянной работы администрации района в данном направлении). Комитет по экологии совместно с Нижегородским отделением Всероссийского общества охраны природы проводил и проводит неоднократные акции по посадке зеленых насаждений в Ленинском, Московском, Нижегородском районах Нижнего Новгорода и эту работу мы также будем продолжать.  

Одним из аспектов решения проблемы сохранения и улучшения ситуации с озелененными территориями такого крупного мегаполиса, каким является наш областной центр и одновременно перспективным резервом озелененных территорий общего пользования, влияющих на экологическую составляющего жизни густонаселенного города, на мой взгляд,  могут стать так называемые существующие де – факто традиционные, часто неучтенные, зоны отдыха населения. И если их учесть в официальных документах развития города, например, в том же Генплане, то они могут стать городскими и районными парками с различной степенью озеленения и благоустройства. В настоящее время эти территории представляют собой городские пустыри или участки так называемой "естественной" неблагоустроенной природы, интенсивно используемые горожанами для отдыха. Таких зон в городе не менее 15. Их общая площадь не менее 1 тыс. га.  Это как раз те недостающие нам озелененные территории общего пользования, которые в принципе могут решить рекреационные, а, значит, и частично, экологические проблемы нашего города. Кроме того, памятники природы Нижнего Новгорода расположены во всех восьми городских районах и образуют сеть особо охраняемых природных территорий Нижнего Новгорода. В настоящее время в городе насчитывается 33 памятника природы, утвержденных решениями областных властей. Около 20 памятников в настоящий момент прошли процедуру описания и предложены к охране. Считаю, что одной из задач властей города является сохранение этих уникальных уголков живой природы, как, впрочем, и таких городских парков и зеленых зон, как парки "Дубки", "Швейцария", "Сормовский", парк "Победы".

Александра Драницына

Здравствуйте. Насколько серьезна, на ваш взгляд, возможность положительного решения о поднятии уровня Чебоксарского водохранилища?
С уважением, Александра Драницына.

Определенная вероятность принятия решения о подъеме ГЭС, конечно существует. Ведь "проталкивают" решение данного вопроса – и это общеизвестно, -  в первую очередь, энергетики, "энергетическое лобби", чьи позиции достаточно сильны и в федеральной исполнительной власти, и в органах власти законодательной. При этом, мы в Нижегородской области – и в Правительстве области, и в Законодательном Собрании, и нас поддерживают в этом муниципалитеты и общественность, – уверены, что здравый смысл все – таки восторжествует, поскольку несоизмеримы, так называемый экономический эффект от подъема уровня ГЭС и тот огромный потенциальный ущерб – и социально – экономический и экологический, который может быть нанесен этим действием и за который придется расплачиваться не одному только нашему региону, да и не одному поколению.

Проблема подъема уровня Чебоксарского водохранилища  обсуждается очень давно. Правительство области и Законодательное Собрание, наш профильный комитет по экологии, видя все возможные негативные последствия подъема уровня водохранилища до 68 – ой отметки, отстаивают позицию о неприемлемости и опасности подъема уровня воды. Нашу позицию разделяют и профессионалы – экологи, известные  ученые – практики, озвучивавшие информацию об экологических, экономических и технических последствиях подъема воды, в том числе для уникальной фауны Заволжья (это связано с краснокнижными видами, например, русской выхухоли, серой  цаплей, чьи колонии просто могут исчезнуть, в связи с подтоплением территорий и мест их постоянного обитания), а также в связи с возможным и вполне реальным ущербом, который угрожает уникальным объектам историко – культурного наследия, например, комплексу Макарьевского монастыря в Лысковском районе, храму Александра Невского в заречной части г. Н.Новгород и др. Нашу позицию полностью поддерживает республика Марий Эл, для которой возможный подъем уровня Чебоксарского водохранилища также приведет к непредсказуемым экологическим и экономическим последствиям.

Создана  и действует специальная рабочая группа из депутатов Законодательного Собрания, представителей Правительства области, муниципалитетов, профессионалов -  экологов, в которую, кстати, входят и представители ОАО "Русгидро". Одной из задач был анализ складывающейся ситуации и анализ информации по возможным последствиям предполагаемого подъема Чебоксарской ГЭС. Был проведен ряд заседаний (в том числе, очередное - в конце сентября месяца) совместно с представителями Правительства области, выездные заседания с обследованием местности в ряде районов области, которые непосредственно затронет подъем уровня воды.  Также были обследованы гидротехнические сооружения, многие из которых строились еще в советские годы, целый ряд из них недостроены или находятся в неудовлетворительном состоянии и не смогут выполнять функции, препятствующие воздействию воды, в случае подъема ГЭС. Очевидно, что подъем уровня воды с 63 – ей до 68 – ой отметки  непредсказуемо скажется на жизнедеятельности заречной части г. Н.Новгород: это и подтопление жилых микрорайонов, подтопление территорий многих промпредприятий, на которых есть и площадки с промышленным оборудованием и промотходами.  Все это будет уходить в воду, что не может не сказаться на экологической обстановке в большом городе. Позицию органов власти Нижегородской области мы излагаем на совещаниях, которые проходят  с представителями ОАО "РусГидро". В декабре прошлого года  в Законодательном Собрании было проведено большое совещание с руководством "РусГидро", представителями общественности области, при участии органов госвласти и тех муниципальных районов области, которые попадают в зону подтопления.  В этом году мы провели совместные поездки с обследованием территорий г. Дзержинск и его промзоны, провели в составе совместной рабочей группы обследование территорий Заречной части г. Н.Новгорода вместе с руководством МУ "Инженерная защита г. Н.Новгород", убедившись в том, что потребуются огромные усилия и колоссальные миллиардные средства на обеспечение инженерной защиты Заречной части Нижнего, чтобы нейтрализовать последствия подъема ГЭС. На наш взгляд, и это подтверждается экономическими выкладками специалистов, вероятный экономический ущерб будет значительно превышать предполагаемую выгоду от генерации дополнительных 20 Мегаватт электроэнергии, которую рассчитывают получить, благодаря подъему уровня воды в ГЭС. Экологический ущерб, ущерб объектам культурного наследия региона от пагубности данного шага также будет значителен и его просто не рассчитать по экономической шкале, потому что не все можно оценить в рублевом эквиваленте.

Я сам избран депутатом Законодательного Собрания от Канавинского района. Как Вы знаете, данный район расположен в заречной части, на низинном берегу Волги и испытает на себе все негативные процессы, связанные с возможным подъемом уровня Чебоксарской ГЭС и подтоплением значительных территорий.  Поэтому, моя позиция также понятна и неизменна. И я рад, конечно, что моя позиция по этому вопросу совпадает и с позицией Законодательного Собрания, и с позицией Губернатора,  Правительства области о недопустимости подъема Чебоксарской ГЭС до 68 – ой отметки.

Наталья

Недавно на одном из местных каналов был интерактивный опрос: что делать с городскими парками. Из предлагаемых вариантов ответа - навести чистоту и порядок, лучше охранять от бомжей и пьяниц, построить больше развлекательных атракционов... Что, на ваш взгляд, нужно делать в первую очередь? Вообще, гулять с детьми в наших парках стало просто невозможно. То на шприцы и бутылки натыкаешься, то на собачьи "радости"... Когда уже введут какие-то жесткие правила и главное ШТРАФЫ? И если они существуют - почему они не соблюдаются? Ведь даже для милиции это было бы выгодно - прошел в выходной по парку - пополнил городскую казну...

На мой взгляд, парками, в первую очередь, нужно заниматься. И заниматься, поскольку они городские, конечно же, в том числе, должна и городская власть. Сейчас городским паркам явно не хватает крепкой "хозяйской" муниципальной руки. Надеюсь, что для новой городской власти городские парки не станут второстепенной проблемой, учитывая их рекреационную и экологическую составляющую, ведь это и "легкие" города, которые помогают нам дышать, и зоны отдыха для десятков тысяч нижегородцев, которые пребывают в городской черте не только в будние, но и в выходные дни.

Безусловно, на городские озелененные территории, на их содержание и благоустройство также нужно выделять целевые муниципальные средства. Сейчас их выделяют не достаточно, а остаточно. Поэтому и состояние наших парковых зон тоже часто "остаточное".

Одной из ключевых причин плачевного состояния озелененных территорий общего пользования, к которым относятся и парки, до недавнего времени также относилась их частая "неучтенка" в системе городского и муниципального хозяйства, отсутствие четких границ и т. д.  Нашим комитетом совместно с комитетом по жилищной политике и градостроительству, а также комитетом по регламенту и депутатской этике разработан, а Законодательным Собранием области в 2007 году принят областной Закон "Об охране озелененных территорий Нижегородской области". Это был первый и достаточно эффективный шаг для начала работы по учету и сохранению уже имеющихся озелененных территорий общего пользования региона. При активном участии Законодательного Собрания и нашего комитета, Правительство области создало областной Реестр озелененных территорий общего пользования, что также будет способствовать их сбережению и сохранению. В данном Реестре находится информация о 362 озелененных территориях общего пользования городов, рабочих поселков и иных административных центров муниципальных районов, включая г. Н.Новгород и его районы. Буквально на днях, 21 сентября 2011 года городская Дума г. Н.Новгород приняла решение за № 35 "О порядке ведения перечня озелененных территорий общего пользования города Нижнего Новгорода", который представляет собой свод данных об озелененных территориях общего пользования Нижний Новгород (куда войдут и парковые зоны) с информацией о местоположении данной территории, указанием границ, общей площади, функционального назначения земельных участков, на которых эти территории расположены, характеристики зеленых насаждений. Целью данного документа (и в нем это записано) в том числе "является эффективное управление озелененными территориями и обеспечение прав граждан и общественных объединений на достоверную информацию об их состоянии".

Для сбережения городских парков, зеленых насаждений, недопущения образования там несанкционированных свалок,  да  и для наведения порядка и чистоты в городах, в том числе и в г. Н.Новгород, считаю, что очень важно продолжать развивать тему, которую впервые поднял наш комитет еще 6 лет назад – тему создания подразделений экологической милиции, которые бы могли осуществлять весь комплекс мер контроля за соблюдением законодательства об охране окружающей среды – в том числе составлять протоколы об административных правонарушениях по всем статьям главы 3 и 5 Кодекса об административных правонарушениях Нижегородской области (в части охраны зеленых насаждений), а также главы 8 КоАП Российской Федерации (охрана окружающей среды и природопользования). При этом, нужно сказать, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", организация благоустройства и озеленения территорий, воспроизводства городских лесов, особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов, - все эти вопросы являются вопросами полномочий органов местного самоуправления, то есть и вопросами городских властей Н.Новгород.
Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
19 апреля