Конференции

Заместитель председателя комитета ЗС НО по экономике, промышленности и поддержке предпринимательства Николай Пугин в рамках проекта "Интернет-конференция" отвечает на вопросы читателей "НТА-Приволжье"

Тема интернет-конференции: "Вопросы развития инвестиционного законодательства"

Вопросы для Николая Андреевича Пугина можно присылать до 18 октября
Задать вопрос

Дарья

Николай Андреевич, если не ошибаюсь, ряд депутатов ОЗС, по-моему, коммунисты поднимали вопрос о том, действительно ли необходимо предоставлять налоговые льготы иностранным инвесторам, потому что при большом объеме инвестиций, они платят в бюджет региона смешные налоги. А вы как считаете, насколько необходимы налоговые льготы инвесторам? Ведь решение о размещении здесь своих производств они принимают не из-за налоговых льгот, и не будь их, они бы все равно разместились в Нижегородской области.

В настоящее время все регионы  РФ развивают инвестиционную политику в серьезной конкурентной борьбе. В данной ситуации предоставляемая проектам государственная поддержка оказывает существенное влияние на выбор инвесторов региона для его реализации.
При реализации проектов с участием иностранных инвесторов на территории региона создается юридическое лицо, непосредственно реализующее данный проект. Налоги платятся в соответствии с российским законодательством, плюс создаются высокооплачиваемые рабочие места, производится конкурентоспособная продукция, и развиваются сопутствующие отрасли. Происходит развитие инфраструктуры прилегающих территорий, создаются условия развития сопутствующих более мелких бизнесов и как следствие синергетического эффекта создание новых рабочих мест и рост налоговых отчислений в бюджеты всех уровней.

Елена Геннадьевна

Здравствуйте, Николай Андреевич! Как Вы считаете, какие изменения законодательства могут реально помочь предпринимателям развивать свой бизнес? Как бороться с бюрократическими барьерами?

Уважаемая Елена Геннадьевна!
Ваш вопрос по смыслу повторяет вопрос, заданный мне читателем "НТА-Приволжье",  бывшим предпринимателем Федором 16.10.2012 в рамках данной интернет-конференции. Пожалуйста,  ознакомьтесь с опубликованным ответом. Там отражены практически все аспекты помощи предпринимателям со стороны правительства Нижегородской области.

Михаил

Николай Андреевич, стадион к ЧМ по футболу в 2018 году, как я слышал, планируется строить при создании государственно-частного партнерства. Проявили ли уже инвесторы интерес к этому строительству, можете ли Вы назвать эти компании?

Для реализации этого проекта правительством Нижегородской области рассматриваются различные механизмы, в том числе и механизм государственно-частного партнерства.
В целях привлечения потенциальных инвесторов макет стадиона с прилегающей территорией будет представлен в других регионах и за рубежом.
В настоящее время проект вызывает интерес у различных компаний, российских и иностранных.
Однако, поскольку проект находится в начальной стадии, а в случае его реализации по схеме ГЧП отбор инвесторов будет осуществляться на конкурсной основе, называть эти компании преждевременно.

Егор

Николай Андреевич, вам не кажется, что при вступлении России в ВТО, в нашей области конкуренцию выдержат только промышленные гиганты, да и то за счет сдачи части своих помещений в аренду? Если это не так, то каким образом наши компании смогут соперничать с монстрами мирового бизнеса?

Промышленность Нижегородской области многоотраслевая, и для каждой отрасли вступление в ВТО отразится по-разному. Предприятия, которые уже сейчас экспортоориентированы и успешно конкурируют на мировых рынках уверенно будут развиваться в новых условиях. Это относится к предприятиям металлургии, целлюлозно-бумажной промышленности, нефтепереработки, нефтехимии, судостроения, некоторых видов приборостроения, и самое главное – автомобилестроения. Так, в рамках подготовки к вступлению в ВТО Горьковский автозавод начал создавать продукты, изначально спроектированные с учетом экспортных требований. Среди них – новое семейство легких коммерческих автомобилей "ГАЗель Next" ("Евро-4", "Евро-5" и "Евро-6"), уже в этом году должна начаться крупноузловая сборка и продажи автомобилей "ГАЗель" в Турции. В следующем году планируется активизировать программы по продвижению автомобилей ГАЗ в Восточной Европе.

Существенное ужесточение конкуренции ожидается в легкой (где уже сейчас 80% - импорт, наполовину серый) и пищевой промышленности, производстве лекарств, медицинского оборудования, электроники, гражданского авиастроения, сельхозмашиностроения, автомобилестроения. Расширение присутствия иностранных производителей на внутреннем рынке ужесточит, прежде всего, ценовую конкуренцию, вынуждая снижать цены, а следовательно обороты и финансовый результат. Но надо помнить, что  конкуренция – это не только двигатель торговли в рыночной экономике, это и двигатель прогресса в производстве. Вступление России в ВТО – это очевидный сигнал Правительства бизнесу о необходимости повышать конкурентоспособность и соответствовать требованиям мировой торговли. То есть, если не хватает самодисциплины в развитии эффективности бизнеса, то вот вам более жесткие внешние условия, которым придется соответствовать. Это еще и сигнал для встраивания национальных производителей в международные цепочки создания стоимости. Примеры этому – Либхер –Гидромаш, ГАЗ – Фольксваген, Сибур – Солвей и др. Крупные нижегородские предприятия подобные задачи поставили перед собой уже давно и успешно их решают. Современные формы организации труда, стратегии обучения персонала, выстраивание логистических потоков и продуманные маркетинговые исследования позволяют им выпускать именно тот продукт, который готов приобрести потребитель, тем самым не столько конкурируя, сколько сотрудничая с "монстрами мирового бизнеса".

Действительно, малые и средние предприятия имеют гораздо меньшие возможности для такого развития и сотрудничества и здесь, в первую очередь, необходима продуманная государственная протекционистская политика на разных уровнях, основы которой уже заложены в нашей области. К примеру, создан Центр развития экспортного потенциала Нижегородской области, который именно таким предприятиям оказывает различные виды поддержки, в том числе финансовую, для продвижения продукции на экспорт. Поддержка малого и среднего предпринимательства в области носит системный характер и предполагает содействие на всех этапах развития бизнеса. Конечно, в условиях ВТО возможности государственной поддержки бизнеса ограничиваются, но здесь нам очень важно активнее использовать положительный опыт различных стран по защите отечественного производителя и внутреннего рынка, использовать средства предотвращения демпинга и растущего импорта. Меры поддержки отечественного товаропроизводителя разрабатываются на федеральном уровне в рамках Федеральной программы "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", куда входят подпрограммы по отраслям.

Владимир

Николай Андреевич, есть ли инвесторы на строительство моста в Подновье и моста параллельно Волжскому, строительство Северного и Южного обходов?

В настоящее время по схеме государственно-частного партнерства – то есть с привлечением частного инвестора – планируется к реализации только проект мостового перехода в п.Подновье.
В рамках маркетинговых мероприятий, проводимых правительством Нижегородской области совместно с государственной корпорацией "Внешэкономбанк", к настоящему моменту в реализации данного проекта заинтересованы более 10-ти инвесторов.
Проект мостового перехода параллельно существующему Борскому мосту планируется к реализации за счет бюджетных источников ввиду социальной значимости этого объекта.
Проект Северного обхода в настоящее время находится в стадии предпроектной проработки.
В отношении Южного обхода, по данным Главного управления автомобильных дорог Нижегородской области, в настоящий момент идет строительство первого пускового комплекса третьей очереди. Максимальный срок завершения работы 2 года.
В 2012 году планируется перейти к проектированию второго, третьего и четвертого пусковых комплексов Южного обхода.
В настоящее время продолжается решение вопросов финансирования проекта.

Федор (бывший предприниматель)

Николай Андреевич, почему, несмотря на все выпускаемые законы и действия правительства, мелким предпринимателям до сих пор очень сложно начать свое дело? Постоянные проверки и сотни документов, которые нужно оформить, просто отбивают всякий интерес к этому. Можно ли ожидать, что власти наконец-то пойдут навстречу малому бизнесу и каким-то образом облегчат предпринимателям жизнь?

К сожалению, объем документов, которые приходится получать или согласовывать людям, желающим открыть свое дело, по-прежнему велик. Однако сейчас правительство области старается облегчить "бумажное бремя", которое вынуждены взваливать на себя предприниматели. Понятно, что нельзя открывать фирму лишь по одному наличию паспорта: любая коммерческая деятельность каким-либо образом отражается на жизни горожан и, требуя от фирм соответствия нормам пожарной, экологической безопасности, соблюдения всех регламентов проведения работ, мы тем самым защищаем потребителей от некачественной продукции или услуги, а сотрудников фирмы – от несоответствий действий руководства трудовому кодексу.

Но вы правы – количество требований должно быть разумным, и мы к этому стремимся. Более того – уже сегодня в правительстве разработан ряд мероприятий, которые позволяют частным предпринимателям более успешно преодолеть этап становления.

В области действует Комплексная целевая программа развития малого предпринимательства на 2011-2015 г.г., утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 16.09.2010г. № 618.

Она предусматривает: субсидии на оказание государственной поддержки в виде грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного дела. Гранты выдаются на конкурсной основе. В 2012 году из бюджетов различных уровней выделено 150 млн. рублей, поддержку получат 478 субъектов малого предпринимательства, в том числе 35 начинающих инновационных малых предприятий; возмещение субъектам малого и среднего предпринимательства затрат на уплату первого взноса при заключении договора лизинга оборудования. В 2012 году на данное мероприятие выделяется более 144 млн. рублей; оказание государственной поддержки действующим инновационным компаниям-субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (до 5 млн. рублей); компенсацию затрат действующих малых инновационных предприятий, связанных с участием в салонах, выставках, конференциях, ярмарках, деловых миссиях и иных мероприятиях, связанных с продвижением на региональные и международные рынки продукции, товаров и услуг и предусматривающих экспонирование и показ (демонстрация в действии).

Кроме того, сегодня успешно работает созданная Правительством Нижегородской области автономная некоммерческая организация «Агентство по развитию системы гарантий для субъектов малого предпринимательства Нижегородской области». Агентство предоставляет поручительства по обязательствам (кредитам, займам, лизинговым операциям и т.п.) субъектов малого предпринимательства и организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, выдает микрозаймы, а также предоставляет услуги финансового посредничества.

Олег

Николай Андреевич, как Вы считаете насколько отечественные автомобили будут конкурентоспособными в мире и внутри страны после вступления России в ВТО и снижения пошлин, ведь сейчас доля экспортных отгрузок ГАЗа на страны Европы и ДЗ составляет не более 1% от общего объема выпущенных автомобилей в год, ситуация по другим заводам не намного лучше.

Вступление России в ВТО означает усиление конкуренции для отечественных машиностроителей. В связи с этим первоначальный период адаптации может стать тяжелым для тех предприятий, которые не готовы к внедрению современных международных стандартов и к игре по новым правилам. С другой стороны конкуренция открывает новые возможности, которые мы должны использовать для выхода на зарубежные рынки. У российских производителей на данный момент есть ряд преимуществ перед иностранными, которые важно развивать.

В рамках подготовки к вступлению в ВТО "Группа ГАЗ" начала создавать продукты, изначально спроектированные с учетом экспортных требований. Среди них новое семейство легких коммерческих автомобилей "ГАЗель Next" ("Евро-4", "Евро-5" и "Евро-6"), линейка автобусов "Евро-4", "Евро-5", EEV ("Евро-5+"). Уже в этом году должна начаться крупноузловая сборка и продажи автомобилей "ГАЗель" в Турции. В следующем году планируется активизировать программы по продвижению наших автомобилей в Восточной Европе.

Предприятия "Группы ГАЗ" обладают рядом серьезных преимуществ, которые позволят компании быть успешной в новых условиях: самая большая база лояльных клиентов, самая широкая в России дилерская сеть, доступность запчастей и сервиса, приспособленность техники к российским условиям эксплуатации (климат, плохие дороги, перегруз), сильная конструкторская школа, высокая квалификация персонала.

Новейшие стандарты производства продукции "Группа ГАЗ" осваивает, в том числе, за счет партнерства "Группы ГАЗ" с ведущими международными автопроизводителями: Volkswagen, General Motors и Daimler. Сотрудничество с иностранными партнерами позволит освоить лучшие стандарты мировой автоиндустрии и применить их для дальнейшего развития собственного модельного ряда продукции предприятий "Группы ГАЗ".

"Группа ГАЗ" начала готовиться к ужесточению конкуренции еще до того, когда в России было принято решение об открытии рынка. Компания непрерывно работает над обновлением модельного ряда выпускаемой продукции (новое семейство легких коммерческих автомобилей "ГАЗель NEXT", новое семейство автобусов ПАЗ "Вектор" и др.), реализовывает партнерства с мировыми производителями автомобильной техники и автокомпонентов (VW, GM, Daimler и Bosal), улучшает финансовые результаты и повышает производительность труда (в 2011 году выручка "Группы ГАЗ" составила 132,4 млрд. руб. с ростом 37% к 2010 году, среднемесячная выручка на одного сотрудника выросла на 43,5% по сравнению с 2010 годом – лучшие результаты за всю историю компании), внедряет новые подходы к системе качества и уникальные технологические решения (компьютерные методы проектирования, современные методы контроля качества, прототипирования и выпуска автокомпонентов), инвестирует в развитие персонала (бонусная программа, развитие корпоративного университета).

Алена

Николай Андреевич, а много ли российских инвесторов вкладывается в Нижегородскую область? У меня почему-то слово "инвестор" ассоциируется с иностранными компаниями

Государственная политика по привлечению инвестиций в Нижегородской области реализуется посредством комплексного организационного механизма, нацеленного на повышение эффективности процессов взаимодействия региональной власти с инвесторами.
В регионе действует инвестиционный совет во главе с губернатором Нижегородской области, который рассматривает инвестиционные проекты, планируемые к реализации на территории области, и проекты, претендующие на статус приоритетных инвестиционных проектов Нижегородской области. Инвестиционный совет принимает решение об одобрении либо отклонении, приостановлении реализации инвестиционного проекта. Заседания инвестиционного совета проходят не реже двух раз в месяц.
Большее количество инвестиционных проектов в области реализуется именно российскими инвесторами. Так 75% общего объема инвестиций реализуемых в регионе  проектов принадлежит российским компаниям.
Примером крупных российских проектов, одобренных инвестиционным советом и получивших статус приоритетных, могут служить:
- ОАО "Выксунский металлургический завод" реализует проект Металлургический комплекс стан -5000, объем инвестиций составляет 58,5 млрд.руб.
- ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" реализует приоритетные проекты в Кстовском районе области, объем инвестиций, по которым превышает 35 млрд.руб.;
- ОАО "Сибур-Нефтехим" проект по реконструкции этиленовой установки, размещенной на территории Кстовского района, объем инвестиций – свыше 7 млрд.руб.

Надежда Степановна

Николай Андреевич, каковы, на Ваш взгляд, примеры наиболее удачного инвестирования в бизнес Нижегородской области за последние несколько лет?

Наиболее удачным примером инвестирования в бизнес являются признанные в Нижегородской области приоритетными инвестиционные проекты.
В настоящее время в регионе таких проектов - 70  с общим объемом инвестиций 351,41 млрд. руб.
Среди них можно выделить следующие  проекты:
- ООО "Ондулин-строительные материалы" осуществляет строительство уже 2-ой очереди завода по производству битумно-кровельных материалов торговой марки "Ондулин", принадлежащей корпорации "Onduline Group" (Франция), объем инвестиций – 1,05 млрд.руб;
- Компания ООО "Птицефабрика Павловская", входящая в состав группы предприятий под управлением ООО "УК "Русское поле", реализует на территории Павловского района два проекта по организации производства мяса кур-бройлеров, общий объем инвестиций около 1,3 млрд.руб;
- ООО "РусВинил" на территории Кстовского района области проводит строительство промышленного комплекса по производству поливинилхлорида, объем инвестиций – 55,29 млрд.руб.;
- ОАО "Сибур-Нефтехим" - проект по реконструкции этиленовой установки, размещенной на территории Кстовского района, объем инвестиций – свыше 7 млрд.руб.;
- ООО "Либхерр-Нижний Новгород" - строительство в г.Дзержинск промышленного предприятия для производства конструктивных элементов и компонентов, объем инвестиций – 11,56 млрд.руб.;
- ОАО "Выксунский металлургический завод" - реализация проекта Металлургический комплекс СТАН-5000, объем инвестиций – 58,5 млрд. руб.
-и др.

Арина Юрьевна

Здравствуйте, Николай Андреевич! Скажите, пожалуйста, нижегородские власти рады любым инвесторам? Если нам предложат захоронить ядерные отходы за большие деньги, например, мы согласимся? Или вот в Дзержинске развивается химический кластер, нам это тоже очень необходимо? Здоровье нижегородцев при оценке инвестпроекта всегда на последнем месте?

Инвестиции – это основной регулятор экономики. Нас интересуют инвестиции любого объёма, любой национальности и принадлежности. Однако  если реализация какого-либо проекта наносят вред здоровью людей, проживающих на территории нашей области,  то такой проект не рассматривается к реализации.
В регионе поддерживаются проекты, реализующиеся по последним достижениям техники, что предусматривает осуществление производственной деятельности, с минимальным влиянием на окружающую среду.
Также нужно отметить, что в соответствии с федеральным законодательством в составе проектно-сметной документации производственных объектов обязательно наличие раздела, содержащего перечень проводимых компанией мероприятий по охране окружающей среды.
Развитие нижегородского территориального инновационного кластера в области автомобилестроения и нефтехимии влечет за собой развитие отраслей, на которых базируется экономика всего нашего региона.
Кластерный подход - приоритетный для любой отрасли. Он подразумевает не только модернизацию производств, но и увеличение количества рабочих мест.
Проекты, размещаемые на территории кластера, также проходят все необходимые экспертизы, в том числе и экологическую.

Валерий

Николай Андреевич, пользуются ли какими-нибудь льготами или какой-либо помощью со стороны правительства области участники так называемого "Бизнес-инкубатора"? Если да, то, каким образом осуществляется подобная помощь? Если нет, то почему?

Бизнес-инкубатор предлагает своим клиентам целый комплекс услуг, среди которых:
- предоставление на льготных условиях в аренду оборудованных офисных помещений (оргтехника, мебель, телефон, Интернет) в порядке конкурсного отбора субъектам малого предпринимательства;
- консультационные услуги в сфере менеджмента, маркетинга, ведения бухгалтерского учета;
- помощь в подготовке бизнес-плана;
- оказание содействия в поиске инвестиций и многое другое.

Анна

Какую форму инвестирования в бизнес, на ваш взгляд, государство должно наиболее активно поддерживать: инвестиции в закупку оборудования, обучение персонала, развитие производства, научно-исследовательскую деятельность?

Производство – процесс комплексный, и его успех зависит от того, насколько слаженно работают все его компоненты. Поэтому бессмысленно развивать какое-либо одно направление, не поддерживая при этом другие.
Реалии современной России таковы, что многим промышленным предприятиям "по наследству" от советского прошлого досталось очень много устаревшего – морально и материально - оборудования. Должно ли государство стимулировать компании обновлять парк своих станков, конвейерных линий? Да, должно. В первую очередь – налоговыми льготами. Это окупится вдвойне и втройне. Кстати, крупные компании, такие как "Группа ГАЗ", уже сейчас проводят масштабное техперевооружение.
Развитие НИОКР необходимо не меньше, чем обновление парка оборудования. Современное производство не может не быть технологичным, обновления появляются все чаще, и, чтобы иметь перспективу развития, производители должны проводить научные разработки. То же самое касается и обучения персонала. Грамотная налоговая политика государства поможет российской промышленности развиваться гораздо более быстрыми темпами.

Кирилл Папанин

Планирую создать свой бизнес по продаже кисломолочной продукции из Нижегородской области. Будут ли мне причитаться льготы за реализацию товаров местных производителей?

В соответствии с решениями правительства Нижегородской области товаропроизводителям сельскохозяйственной продукции предусмотрен ряд льгот: субсидия на реализованную продукцию собственного производства (животноводства); субсидия на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях;  и другие льготы.
Более подробно с условиями получения льгот и их величиной можно ознакомиться на сайте министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области (http://www.mcx-nnov.ru) в разделе "Государственная поддержка АПК".  

Святослав

Николай Андреевич, губернатор Шанцев часто говорит о том, насколько привлекательна область для инвесторов. В связи с этим вопрос - какие именно программы для привлечения инвесторов проводятся в области и чем они отличаются от проводимых в других, менее и более привлекательных, регионах?

Все меры поддержки инвестиционной деятельности в Нижегородской области осуществляются в соответствии с региональным законодательством.
В соответствии с Законом о государственной поддержке инвестиционной деятельности созданы устойчивые условия осуществления вложения инвестиций, а именно - условия соглашения с инвестором сохраняются в течение всего срока действия договора независимо от изменений регионального законодательства в части ухудшения этих условий. Государственная поддержка предоставляется инвестиционным проектам, которые признаются приоритетными инвестиционным Советом при губернаторе области.
В 2010 году в Закон области об инвестиционной деятельности были внесены существенные изменения. В частности, в целях повышения мер государственной поддержки установлен максимально возможный размер снижения ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет области, а также исключено обязательное условие роста налогооблагаемой базы для получения льготы по налогу на прибыль. Наиболее значимое изменение позволило предприятиям пользоваться мерами государственной поддержки, в том числе и налоговыми льготами, при реализации нескольких инвестиционных проектов.
В соответствии с Законом области о государственной поддержке инвестиционной деятельности, инвесторам, реализующим приоритетные проекты, предоставляются финансовые и нефинансовые меры поддержки. Финансовая помощь предполагает: налоговые льготы;  компенсацию части процентной ставки по кредитам; освобождение от арендной платы за земельные участки, используемые в целях осуществления инвестиционной деятельности, в части платежей, зачисляемых в бюджет Нижегородской области.
Нефинансовые меры поддержки включают в себя: минимизацию бюрократических рисков на всех этапах реализации проекта; поддержку ходатайств и обращений в федеральные органы государственной власти; распространение позитивной информации об инвесторе и так далее.
Законодательная база большинства инвестиционно-активных регионов во многом схожа, в том числе и в части предоставления налоговых льгот. В последнее время инвесторов привлекают другие составляющие инвестиционного климата в Нижегородской области. В частности, законодательно регламентированы все основные процедуры, связанные с запуском инвестиционного проекта. Сама система старта проекта устроена по принципу "одного окна" - для получения площадки инвестор контактирует только с министерством инвестиционной политики области. Сроки выделения свободного земельного участка для реализации инвестиционного проекта, значительно сокращены (до 104 дней).
Кроме того, правительством области формируется банк данных свободных земельных участков на территории области для реализации инвестиционных проектов с выделением "зеленых" и "коричневых" площадок. В настоящий момент ведется работа по разработке концепции комплексного развития инвестиционных площадок на территории муниципальных районов и городских округов. Кроме того, запланированы предпроектные проработки подведения инженерной и транспортной инфраструктуры к инвестиционным площадкам.
Одной из мер по стимулированию инвестиционной деятельности в области является развитие инфраструктуры, в том числе создание технопарков на территории области.
В рамках комплексной программы "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий", реализуются 2 проекта: строительство Нижегородского технопарка информационных технологий в поселке Анкудиновка и создание технико-внедренческого Открытого парка в поселке Сатис Дивеевского района.
Кроме того, в 2011 году был принят Закон области "О государственной поддержке технопарков в Нижегородской области", направленный на создание благоприятных условий для развития НИОКР и внедрения ее результатов в производство, привлечение инвесторов в научно-технологическую сферу, развитие наукоемких производств.
Еще одним направлением по привлечению инвестиций и созданию на территории региона благоприятных условий для реализации инвестиционных проектов является создание промышленных парков.
В настоящее время осуществляется работа по подготовке проекта закона области "О промышленных парках в Нижегородской области". Данный закон позволит создавать в области специальные инженерно-подготовленные территории, которые будут объединять производственные и иные предприятия посредством общей инженерной, транспортной, телекоммуникационной инфраструктуры и взаимной производственной кооперации (отраслевой промышленный парк). Государственная поддержка резидентов промышленных парков будет осуществляться в виде предоставления налоговых льгот, отсрочки, рассрочки по уплате налогов, инвестиционного налогового кредита, субсидий на создание и развитие инфраструктуры промышленных парков и так далее.
В настоящее время ведется активная работа по созданию двух промышленных парков "Дзержинск-Восточный" и "Бор-Центральный". Практика строительства парка "Дзержинск-Восточный" свидетельствует о том, что создание таких промышленных парков будет способствовать привлечению иностранных инвестиций в регион. Так, на территории данного парка планируют разместить свои производства компании ООО "Ланкесс", ООО "Данфосс" и ООО "А.Раймонд Рус".
Новым направлением инвестиционной политики области является развитие механизмов государственно-частного партнерства, реализация которого позволит привлекать дополнительные инвестиции в область, особенно в объекты общественной инфраструктуры.

Иннокентий

Николай Андреевич, как вы думаете, смогут ли нижегородские предприятия и компании выйти на мировой рынок благодаря вступлению России в ВТО?

Думаю, что да. От присоединения к ВТО однозначно выиграют такие отрасли, как металлургия, нефтяная, газовая, химическая промышленность. Производственные предприятия в данном случае выступят в роли "кузнецов собственного счастья" - их успех будет зависеть от того, насколько быстро они переориентируются на выпуск экспортной продукции, обновят основные фонды и, что главное – повысят качество выпускаемой продукции до мировых стандартов. Крупные нижегородские предприятия подобные задачи поставили перед собой уже давно и успешно их решают. Современные формы организации труда, стратегии обучения персонала, выстраивание логистических потоков и продуманные маркетинговые исследования позволяют им выпускать именно тот продукт, который готов приобрести потребитель.

Наталья

Николай Андреевич, у меня 2 вопроса: почему Нижегородская область традиционно привлекает инвесторов только в промышленность и не пора ли осваивать другие сферы народного хозяйства? Какие, на ваш взгляд, наиболее перспективны? и второй вопрос - что будет с инвесторами после вступления в ВТО? их станет меньше? больше? что будет происходить с нашей экономикой?

Нижегородская область привлекает инвесторов не только в сферу промышленности. Однако необходимо понимать – любой регион, дабы быть успешным, в первую очередь развивает те направления, что приносят ему максимальную отдачу. Для Нижегородской области это высокотехнологичная обрабатывающая промышленность – именно на нее приходится 54% инвестиций. И мы подобным положением вещей можем только гордиться. Среди наших сильных сторон – автомобилестроение, металлургия, нефтепереработка, авиа- и судостроение, радиоэлектроника, лесопереработка, информационные технологии.
Конечно, необходима диверсификация, и любое развитие иных отраслей будет только приветствоваться. Сегодня, когда Нижний Новгород вошел в число городов, принимающих чемпионат мира по футболу-2018, необходимо активно понимать сферу туризма, услуг, спорта. Именно в этих сферах может широко быть представлено государственно-частное партнерство.

Инвестиций в российский бизнес станет больше – я в этом практически уверен. Сегодня Россия – один из крупных игроков мирового рынка и тот факт, что отныне общепринятые правила торговли будут распространяться и на нашу страны, скажется позитивно на ее развитии. Как минимум, увеличится локализация производства в совместных с иностранными компаниями предприятиях: логистическая составляющая дешеветь не будет, а производство комплектующих станет выгоднее размещать в России. Однако теперь, когда мы становимся ближе к экономике других стран и континентов, на нас более существенно будут влиять и периоды ее подъема, и периоды рецессии. Об этом нужно помнить и заранее выстраивать продуманную заградительную политику.
Кстати, по оценке Всемирного банка, членство России в ВТО в течение трех лет принесет стране около 3,3% дополнительного роста ВВП, а через десять лет, за свет позитивного влияния на инвестиционный климат, выгода может увеличиться до 11% роста ВВП.

Владислав

Уважаемый Николай Андреевич! Расскажите, пожалуйста, планируется ли развитие инвестиционного законодательства в сфере поддержки отечественных производителей автокопонентов? Ведь без развитой автокопонентной отрасли создать по-настоящему современный отечественный автомобильный продукт не получится. Здесь имеется ввиду производство компонентов, которые являются основополагающими в конструкции автомобиля и занимают наибольшую долю в его себестоимости - двигатели, коробки передач, тормозные системы, электроника и др. Автомобили, собранные с широким применением импортных комплектующих, сложно назвать полностью отечественными. Ровно как и иностранные авто, собираемые в России из импортных SKD-комплектов по технологии "сварка-сборка-окраска".

Вопрос с промышленной сборкой не так однозначен, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что правительством России было издано два Постановления - № 166 от 29 марта 2005 года и №566 от 16 сентября 2006 года, которые, фактически, вынуждают иностранных производителей автокомпонентов максимально локализовать свое производство в России. Компания, представляя заявку на квалификацию проекта по режиму "промышленной сборки", принимает на себя обязательства осуществить перевод материальной составляющей продукции на местные поставки взамен импорта. Постепенно доля локализации должна составить не менее 30%.
Действительно, SKD-сборка не несет практически никакого смысла в плане развития отечественного автопрома. Однако она применяется лишь на первоначальном этапе, при вступлении инвестора в сферу производства. Простой пример: в 2011 году "Группа ГАЗ" заключила договор с мировоым автопроизводителем Volkswagen/Skoda. Уже через четыре месяца с конвейера сошла первая модель Skoda Yeti, собранная по SKD-технологиям. Но на протяжении всего 2012 года на ГАЗе велась и ведется полномасштабная работа по запуску сборки по полному циклу, включающему в себя окраску, сварку и сборку. Первые Skoda Yeti должны быть выпущены  в 2012 году, в 2013 последовательно будет производиться пуск автомобилей Volkswagen Jetta Skoda Octavia. В соседних цехах ведется подготовка производства Chevrolet Aveo. И это – лишь один из этапов локализации, за ним последует следующий.   Более того, тесное сотрудничество с мировыми автопроизводителями позволяет российским инженерам повышать собственный уровень компетенции.
Еще одним направлением развития нижегородской промышленности является создание кластеров, которым активно занимается правительство Нижегородской области. Сегодня уже сформирован автомобильный кластер, ведется работа по формированию нижегородского инновационного территориального кластера.

Павел

Часто ли инвесторы делают выбор в пользу Нижегородской области именно из-за законов, которые действуют в нашем регионе для поддержки инвесторов. Ведется ли такой мониторинг?

Каждое инвестор, принимая решение о вложении средств в какую-либо область, анализирует целый ряд составляющих, и сказать, что решение было принято только благодаря закону (либо только благодаря географическому положению, простроенным логистическим схемам, высокому уровню доходов населения) нельзя. Все эти факторы учитываются в комплексе. Однако красноречивая статистика говорит о том. Что наша область – одна из самых привлекательных для иностранного капитала. Сегодня мы занимаем 1-е место в ПФО по объему прямых иностранных инвестиций – 999,2 миллиона долларов (это 43,9% в общем объеме таких инвестиций, поступивших в экономику ПФО). По рейтингу журнала Forbes, по итогам 2011 года область заняла 6 место в списке лучших регионов для бизнеса и 4 место по комфортности ведения бизнеса среди регионов России. Можно добавить, что в рейтинге городов, наиболее удобных для бизнеса, Нижний Новгород занимает 5-е место, а на вручении ежегодной премии в области инвестиций Investor Аwards наша область вошла в число призеров в номинации «Лучшая региональная администрация в сфере государственно-частного партнерства».
Да, у Нижегородской области – масса уникальных достоинств – от географического положения (к нам одинаково легок доставлять грузы и автомобильным, и железнодорожным, и водным, и авиа- транспортом) до кадрового (в области работают 56 научно-образовательных учреждений, выпускающих более 60 тысяч молодых специалистов в разных отраслях промышленности. Однако основное преимущество области, на мой взгляд – это команда профессионалов, которая стоит у ее руководства. Только благодаря им закон об инвестиционной деятельности работает на все сто процентов, а не лежит "мертвым грузом", как это зачастую случается с качественными, но, увы, неиспользуемыми в жизни законодательными актами.

Мария

Николай Андреевич, разве у нас еще не достаточно развито инвестиционное законодательство? Если нет, то в каком направлении его надо развивать?

Я вовсе не считаю, что инвестиционное законодательство в Нижегородской области не развито. Напротив, сегодня оно признается одним из наиболее успешных в Российской Федерации, о чем свидетельствуют и отечественные инвесторы, и иностранные. Еще в 2004 году  в нашем регионе был принят закон "О государственной поддержке инвестиционной деятельности", предусматривающий ряд мер господдержки для инвесторов, реализующих приоритетные для Нижегородской области проекты.
Кстати, сам порядок получения подобного статуса понятен и прост. Он работает по принципу "одного окна": инвестор подает заявку в министерство инвестиционной политики области, затем проект рассматривается на инвестиционном совете при губернаторе и, если получает одобрение, сотрудники министерства сами готовят для инвестора весь необходимый пакет документов и обеспечивают комплексную поддержку проекта  на протяжении всего его периода реализации.
Любые законы не являются абсолютной догмой на протяжении веков. Они, как и общество в целом, меняются. По сути, закон – это инструмент, который, если продолжать аналогии, должен быть удобным в использовании. Последние изменения в закон были внесены в 2010 году, в это же время был принят закон «Об участии Нижегородской области в государственно-частном партнерстве», который очень быстро доказал свою эффективность. В настоящее время решается вопрос о создании регионального инвестиционного фонда, о возможности вовлечения в государственно-частное партнерство объектов обеспечения пожарной безопасности и гражданской обороны, о расширении форм таких партнерств.
Аналитика
Интервью
Рейтинги
22 Сентября