Конференции

Заместитель председателя комитета нижегородского Заксобрания по экономике, промышленности и поддержке предпринимательства Николай Пугин в рамках интернет-конференции отвечает на вопросы читателей "НТА-Приволжье"

Тема интернет-конференции: "Законодательное обеспечение развития промышленности региона на ближайший период".

Вопросы Николаю Андреевичу Пугину  можно задавать до  12 декабря.
Задать вопрос

Дмитрий

Николай Андреевич, как обстоят дела с высокотехнологичными отраслями промышленности? Испытывают ли они трудности из-за санкций, ведь программное обеспечение в основном иностранное, да и многие комплектующие для компьютеров производят за рубежом. Например, на потребительском рынке комплектующих из-за роста доллара уже наблюдается подорожание в среднем на 30%. Есть ли такая проблема у наших предприятий и если есть, то какие законопроекты помогут с ними бороться?

Нет смысла отрицать: некоторая зависимость отечественных предприятий от иностранного программного обеспечения действительно существует. Исторически сложилось, что в нашей стране разработке ПО уделялось меньше внимания, нежели другим отраслям. Впрочем, по такой же схеме развивается и большинство зарубежных стран – каждая из них делает акцент лишь на определенные отрасли промышленности, закрывая остальные за счет импорта. Однако, думаю, что у каждого высокоразвитого государства должен существовать «резервный вариант» – возможность существовать за счет внутренних источников производства.
Например, что уже сегодня РФЯЦ-ВНИИЭФ работает над созданием собственных программных продуктов для нужд российских предприятий атомной энергетики и оборонно-промышленного комплекса. Специалисты РФЯЦ-ВНИИЭФ также ведут разработку собственной системы управления базами данных.
Кроме того, институт производит и суперкомпьютеры. Ядерный центр уже передал российским промышленным предприятиям более 60 суперкомпьютеров. Значительная часть вычислительных комплексов направлена предприятиям высокотехнологичных отраслей промышленности: авиационной, атомной, космической, автомобильной.
Таким образом, предприятия действуют по «резервному варианту», вступающему в силу в условиях нестабильной экономической и политической ситуации. В этом существует своя выгода: когда кризис будет пройден, российские компании смогут конкурировать с иностранными и на рынке высокотехнологичного ПО, а исполнительная и законодательная власть всегда будет способствовать этому.

Ксения И.

Здравствуйте! Николай Андреевич, Законодательное Собрание часто предоставляет налоговые льготы иностранным компаниям, которые на них и не рассчитывали, когда принимали решение создать производства в нашем регионе. Зачем это делается, не лучше ли предоставить эти льготы местным инвесторам или уже действующим производствам, хоть и небольшим? Как вы поощряете местных производителей и новые идеи наших бизнесменов, связанные именно с производством? Спасибо!

Законодательство Нижегородской области предусматривает равные возможности для всех инвесторов (иностранных и российских) для участия в конкурсе на получение проектом статуса приоритетного и государственной поддержки в форме налоговых льгот. Главное, чтобы инвестор был зарегистрирован на территории Нижегородской области и уплачивал налоги в бюджет региона.

Местные инвесторы (предприятия) активно пользуются государственной поддержкой. При этом надо учитывать, что государственная поддержка в соответствии с Законом Нижегородской области от 31.12.2004 № 180-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Нижегородской области" предоставляется инвесторам, которые реализуют инвестиционные проекты, т.е. вкладывают средства в новые производства и модернизацию. Такой возможностью воспользовались следующие российские предприятия:
ОАО "Птицефабрика "Павловская" (2 проекта)
ОАО "Выксунский металлургический завод"
ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез"
ОАО "ГК "Ока"
ЗАО "Дробмаш" и другие.

Местные производители также имеют возможность воспользоваться программами поддержки, которые разрабатывают министерство промышленности и инноваций Нижегородской области – для промышленности, министерство поддержки и развития предпринимательства – для малого предпринимательства, министерство сельского хозяйства – для предприятий сельского хозяйства.

В последнее время Нижегородской области удалось привлечь на свою территорию иностранных инвесторов, которые разместили здесь свои производства. Выбор Нижегородской области во многом обуславливался наличием законодательства о государственной поддержке. При этом данные инвесторы заключали соглашения о сотрудничестве, в которых одним из пунктов указывалось, что Правительство Нижегородской области рассмотрит возможность предоставления налоговых льгот в установленном законодательством порядке.

Николай Рубинин

Николай Андреевич, сейчас многое говорится об импортозамещении. Когда же, наконец, нижегородские предприятия смогут выпускать конкурентоспособное оборудование, электронику? Или мы так и будем продолжать работать только на оборонку? Даже посуду лучше импортную покупать, одежду тоже. А ведь у нас в области есть предприятия различного профиля.

Импортозамещение – это не самоцель и не "волшебная пилюля", которая разом вылечит российскую экономику от всех "болезней". Да, оборонная промышленность не должна быть зависимой от иностранных производителей – и акцент на развитие импортозамещения именно в оборонке абсолютно верный.

Между тем, я не вижу смысла возвращаться к "натуральному хозяйству" и производить в нашей стране абсолютно все, в чем может возникнуть потребность у человека или предприятия. Это пройденный этап развития общества, сегодня он выглядит более чем архаично.

Да, государство должно быть самостоятельным. Однако следует понимать, что любые санкции – явление временное и нет смысла развивать «с нуля» производство какого-либо второстепенного товара именно для того, чтобы выпуском отечественного аналога компенсировать отсутствие импортного оригинала.

На мой взгляд, успешное решение в данном случае – создание на территории России производств в сотрудничестве с иностранными партнерами и совместных предприятий. По этому пути идет ГАЗ: за последние годы на его территории открылось несколько контрактных производств автомобилей иностранных марок, созданы автокомпонентные СП . Реализация таких проектов позволяет своевременно заимствовать технологии самого высокого мирового класса, переносить их на существующие производственные проекты.

Этот же путь выбирают и другие компании. Например, Нижегородский завод имени Фрунзе, входящий в концерн ««Радиоэлектронные технологии» и немецкая компания Rohde & Schwarz запустили совместное серийное производство радиоизмерительной аппаратуры (РИА) для радиоэлектронной и аэрокосмической отраслей.

Я мог бы привести множество примеров подобного не менее успешного партнерства. Та же нижегородская компания "Нижфарм", вошедшая в состав европейской Stada AG благодаря четко выстроенной системе качества производства продуктов. Поэтому на вопрос "когда же нижегородские предприятия смогут выпускать конкурентоспособную продукцию?" ответ будет: "уже сегодня".

Что касается легкой промышленности, то, смею уверить, не стоит думать, будто название бренда, написанное латиницей, автоматически означает, что продукция произведена за пределами России. Сегодняшний рекламный рынок диктует свои правила игры: зачастую для повышения привлекательности бренда (чаще всего в данном случае речь идет об одежде и обуви) российские компании берут для своих товаров иностранные названия, что повышает их объем продаж. Думаю, это должно нас заставить задуматься: а так ли объективно мы относимся к отечественной промышленности? Не довлеет ли над нами стереотип, пришедший из прошлого, будто иностранное – непременно лучше российского? Ведь в реальности наша промышленность сделала очень заметный шаг в развитии за последние десять лет.

Мой совет в данном вопросе – больше активности в работе и веры в собственные возможности.

Роман

Николай Андреевич, несколько лет назад В.П.Шанцев заявил, что в Нижегородской области будет создан автомобильный кластер, но этого до сих пор не произошло. Многие ведущие автопроизводители больше склоняются к Самаре, например. В чем дело, может, у нас нет необходимого законодательства?

Роман, речь шла не о создании, а о развитии существующего нижегородского кластера. Автомобилестроительный кластер в нашем регионе начал формироваться более  80 лет назад – в 1932 году, в год начала работы Горьковского автозавода. Именно с запуском ГАЗа в регионе стала образовываться целая "индустрия" поставщиков автокомпонентов. В нижегородском регионе годами и десятилетиями формировался кластер промышленных предприятий, инженеров, рабочих, высших и средне-специальных учебных заведений. В течение последних нескольких лет нижегородский кластер получил оформление как кластер в современном понимании: в регион пришли передовые иностранные технологии, существующие в Нижегородской области предприятия вышли на новый уровень развития благодаря интенсивному обновлению выпускаемой продукции и сотрудничеству с ведущими компаниями мирового автопрома.

Серьезным шагом в развитии кластера стало подписание в октябре 2011 года соглашения между Правительством Нижегородской области, холдингом "Русские машины" и "Группой ГАЗ". Соглашение создало серьезную почву для совершенствования законодательной базы в целях развития кластера и фиксирует значительный объем инвестиций, направляемых компаниями промышленной группы "Базовый элемент" (куда входит "Группа ГАЗ") на развитие предприятий Нижегородской области (более 7 млрд. рублей).

Основное преимущество нижегородского автомобилестроительного кластера перед другими кластерами, существующими в стране – его диверсифицированность. В то время как каждый из российских кластеров нацелен на производство только одного вида автомобильной техники (например, Калуга, Тольятти и Санкт-Петербург специализируются на выпуске легковых автомобилей, Набережные Челны – на выпуске грузовых автомобилей), тогда как предприятия нижегородского кластера выпускают коммерческие автомобили (ГАЗ), легковые автомобили (ГАЗ), автобусы (ПАЗ), дорожно-строительную технику (ЗЗГТ) и военную технику (Арзамасский машзавод), автокомпоненты (ГАЗ, "Сотекс", T-Rad, "Нижегородские моторы" и др.). Каждое из предприятий нижегородского кластера может работать с предприятием автопрома любой специализации. На территории Нижегородской области действует множество машиностроительных, оборонных и приборостроительных предприятий, многие из которых являются поставщиками компонентов для автомобилестроения.

На нижегородской площадке "Группы ГАЗ" реализуется целый ряд крупных проектов, способствующих развитию кооперационных связей между предприятиями и дальнейшему повышению инвестиционной привлекательности региона, – как проектов по развитию производства автомобилей, так и автокомпонентных проектов.

В рамках соглашения с VOLKSWAGEN Group Rus на ГАЗе идет сборка автомобилей Škoda Yeti, Škoda Octavia и Volkswagen Jetta, в рамках соглашения с  Daimler – автомобилей Mercedes-Benz Sprinter,  с General Motors – Chevrolet Aveo. На площадке ГАЗа работают производства компаний Lear и «Сотекс» (производство сидений), T-Rad (производство радиаторов), Collini (гальванические покрытия). В 2012 году начато серийное производство современных систем выпуска отработанных газов в рамках совместного предприятия с бельгийской компанией Bosal, в 2014 году открыто СП со шведским производителем крепежа Bulten. Сотрудничество с иностранными производителями – это модернизация мощностей ГАЗа и развитие его компетенций, обеспечение техники марки ГАЗа современными комплектующими.

Реализация данных проектов стала успешным шагом в привлечении ведущих мировых производителей к локализации высокотехнологичных автокомпонентных производств в Нижегородской области и дальнейшему развитию в регионе автомобильного кластера. Предприятия "Группы "ГАЗ" и другие нижегородские производители, а это более 250 компаний, готовы обеспечить локализацию до 80% автомобиля.

Можно сказать, что в сравнении с вновь формирующимися автомобилестроительными кластерами (где есть только группы автособрочных и автокомпонентных производств, сервисные компании) нижегородский уже имеет все сформированные элементы системы. Нижегородский имеет свою историю и богатые традиции развития автомобилестроительной и смежных отраслей, составляющих промышленную и экономическую основу кластера. Мы видим, что предпосылки формирования нижегородского кластера создавались еще в советский период истории, до появления кластерного подхода к развитию экономики. Нижегородский кластер включает в себя помимо традиционных предприятий автопрома, собственные структуры НИОКР, свою собственную конструкторскую и инженерную школы с богатыми историческими традициями. В Нижегородской области существует сеть ВУЗов, готовящих инженерные кадры для автопрома. В регионе создана современная законодательная база, направленная на привлечение инвесторов, реализацию инвестпроектов, развитие новых производств.

Кроме того, Нижегородскую область отличает уникальное географическое положение по отношению к ключевым автомобилестроительным центрам в России и к рынкам сбыта.

Таким образом, нижегородский автомобилестроительный кластер обладает экономическим, промышленным, научным и образовательным, логистическим, социальным, политическим и управленческим базисом, что и отличает его от аналогичных кластеров в России.

Н.Петров

А какие законы готовятся региональным парламентом для повышения инвестиционной привлекательности Нижегородской области в сложившейся международной ситуации?

Региональное правительство, Законодательное Собрание постоянно занимаются вопросами повышения инвестиционной привлекательности области на протяжении последних лет. Естественно, в сложившейся ситуации требуются новые подходы к совершенствованию этой работы. Правительством  создан ряд организационных структур для реализации этой работы: создана экспертная группа из числа 18 представителей бизнеса, ассоциаций, президентов компаний и другие меры.
Законодательное Собрание принимает активное участие в реализации мероприятий по улучшению инвестиционного климата, проводимая им работа позволяет готовить необходимые нормативные правовые акты, действие которых направлено на поддержку инвестиционной привлекательности Нижегородской области.

Законодательным Собранием подготовлены предложения и замечания к государственной программе "Развитие инвестиционного климата Нижегородской области". Программа представляет собой систему мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, ресурсам и инструментов политики органов власти Нижегородской области.
В результате были сформулированы замечания и предложения, большинство из которых приняты к исполнению разработчиками.
По итогам анализа отмечено, что при оценке результативности Программы целесообразно учитывать не только такие факторы, как повышение инвестиционной активности и увеличение количества поступающих инвестиций, но и расширение географии поступающих инвестиций, увеличение налоговых поступлений в бюджет, а также рост занятости населения. Кроме того, рекомендовано учесть инфраструктурные риски, в целях минимизации которых необходимо запланировать меры по снятию энергодефицита и развитию транспортно-логистической инфраструктуры.

Уверен, что подобная работа даст положительные результаты. Тогда и появятся новые конкретные предложения. Будет сформирован рабочий документ, отражающий конкретные сроки исполнения мероприятий, учитывающих непосредственно мнение предпринимательского сообщества региона, направленного на улучшение инвестиционного климата Нижегородской области.

Александр Борисович

Здравствуйте, Николай Андреевич! Говорят, ГАЗ ждут сокращения персонала и выпуска продукции. Так ли это?

В связи с продолжающимся падением спроса на российском рынке коммерческих автомобилей у всех автопроизводителей снижаются объемы производства. Но, несмотря на уменьшение объемов российского рынка, конвейеры Горьковского автозавода по выпуску автомобилей марки ГАЗ работают в обычном режиме. При этом в 2014-м году предприятие приступило к производству нескольких новых моделей семейства NEXT. Новые продукты означают, что ГАЗ развивается, что у завода есть будущее.

Александр Григорьевич

Почему, несмотря на заверения облправительства о том, что санкции почти не повлияли на нашу промышленность, у нас сокращения на заводах ГАЗ и ПАЗ? Там некоторых людей сняли с высокооплачиваемых профессий и заставили работать сварщиками, чтобы меньше платить. Еще смены сокращают, чтобы людям зарплату уменьшить? Что сделает с этим Заксобрание? Как так выходит, что в области у нас всё хорошо, а автомобильные заводы, которыми мы всегда гордились, простаивают без заказов.

Вы правы, в ситуации экономической нестабильности автомобильная промышленность страдает быстрее, чем другие отрасли. И в особенности – рынок коммерческого транспорта: малый и средний бизнес в условиях финансовой неопределенности резко приостанавливают инвестирование в транспорт.

ГАЗ, как и все предприятия автопрома, в условиях падения объемов производства подстраивает график работы под рыночный спрос. Но стоит отметить, что сейчас производства "ГАЗелей" и автобусов ПАЗ работают в режиме полной рабочей недели, на четырехдневный же режим перешли офисные работники и служащие. Планирование объемов производства на предприятиях "Группы ГАЗ"ведется по так называемой "тянущей" системе: каждая единица техники имеет конкретного заказчика уже в момент начала сборки на конвейере.

ГАЗ снижает себестоимость продукции, сокращает складские запасы и так далее, чтобы высвободить средства для разработки новых продуктов, которые позволят сохранить рабочие места. Тем не менее, понятно, что усилий производителей недостаточно для преодоления кризисных явлений в автопроме. Поэтому необходимы совместные действия компаний и органов власти, в том числе такие меры стимулирования спроса как утилизационные программы, которые были введены в этом году.

Владимир

Николай Андреевич, скажите, пожалуйста, о проекте технопарка "Анкудиновка". По плану, технопарк "Анкудиновка" будет разделен на несколько функциональных зон. В частности, 90 тыс.кв.м будет отведено под общественно-деловой центр, 105 тыс.кв.м - для размещения технологических объектов, 225 тыс.кв.м - под жилые дома. Кроме того, на территории IT-парка будут расположены спортивные центры, парковки и общежитие для молодых специалистов площадью 80 тыс. кв. м. К 2011 году в IT-парке будет создано 13 тысяч рабочих мест. А что имеем сейчас?

Строительство технопарка в сфере высоких технологий "ИТ-парк Анкудиновка" осуществляется при поддержке Минкомсвязи РФ. Перечень объектов технопарка, подлежащих проектированию и строительству, согласуется непосредственно с Минкомсвязи РФ при формировании заявки на предоставление бюджету Нижегородской области субсидии из федерального бюджета.
Строительство инженерной инфраструктуры, бизнес-инкубатора, бизнес-центра технопарка осуществляется за счет средств федерального и регионального бюджетов.
Объекты деловой инфраструктуры, жилищного строительства, здания якорных резидентов технопарка и др. изначально предполагалось реализовывать за счет привлечения на территорию технопарка частных инвестиций.
С 2007 года по настоящее время осуществлено строительство инженерной инфраструктуры технопарка.
В рамках реализации проекта 2009-2011 годах за счет средств областного бюджета осуществлено строительство здания бизнес-инкубатора технопарка "ИТ-парк Анкудиновка", который расположен на обособленной территории (г.Н.Новгород, ул. Ларина, 22, лит. "Д") площадью 5400 кв. м, в котором в настоящее время располагаются резиденты технопарка.

Показатели деятельности резидентов технопарка за 9 месяцев 2014 года приведены в таблице№1.

Продолжается строительство ключевого объекта технопарка – бизнес-центра технопарка (I очередь строительства), расположенного непосредственно на территории технопарка "ИТ-парк Анкудиновка", площадью 13 114 кв. метров.


Андрей Павлович Кочетков

Николай Андреевич, добрый день! Скажите, пожалуйста, на каком этапе находятся сегодня проекты законов области об утверждении соглашений по приоритетным инвестиционным и инновационным проектам, реализуемым в Нижегородской области, плановые сроки рассмотрения которых обозначались вторым полугодием 2014 года? Спасибо.

По информации министерства инвестиционной политики Нижегородской области сообщаю, что в настоящее время идет подготовка к внесению в Законодательное Собрание Нижегородской области двух проектов законов области об утверждении инвестиционных соглашений:
- проект закона Нижегородской области об утверждении инвестиционного соглашения между Правительством Нижегородской области и ООО "ННПП";
- проект закона Нижегородской области об утверждении инвестиционного соглашения между Правительством Нижегородской области и ОАО "Сбербанк".

В настоящее время проекты законов проходят конкурсную процедуру в Правительстве Нижегородской области. Конкурсная процедура включает в себя следующие этапы:
Подача заявки инвестором на предоставление проекту статуса приоритетного и государственной поддержки;
получение отраслевого заключения на проект;
получение заключения министерства финансов Нижегородской области о возможности предоставления государственной поддержки;
внесение вопроса о предоставлении статуса приоритетного на инвестиционный совет при Губернаторе Нижегородской области;
принятие распоряжения Правительства Нижегородской области о признании проекта приоритетным;  
разработку проекта закона Нижегородской области об утверждении инвестиционного соглашения между Правительством Нижегородской области и инвестором и организацию процедуры согласования законопроекта.

Окончательный этап – это внесение вопроса в Законодательное Собрание Нижегородской области.

В 2014 году поступило 9 заявок на придание инвестиционному проекту статуса приоритетного инвестиционного проекта Нижегородской области и получения государственной поддержки, из них на получение:
финансовых мер государственной поддержки – 7 проектам, в том числе:
6 проектам - в форме налоговых льгот; 1 проекту - в форме частичной компенсации процентной ставки по кредитам;
нефинансовых мер государственной поддержки – 2 проектам.

1 проект находится на стадии согласования проекта закона;
3 проекта – внесены в повестку инвестиционного совета при Губернаторе Нижегородской области;
4 проекта направлены на отраслевую экспертизу и экспертизу министерства финансов Нижегородской области;
1 проект направлен на доработку.

Проекты законов области об утверждении инвестиционных соглашений вносятся в Законодательное Собрание по мере прохождения заявками конкурсной процедуры.

Алла Валова

Андрей Николаевич, хочу у Вас поинтересоваться какие изменения, и были ли они, внесены в Закон Нижегородской области "О туристской деятельности на территории Нижегородской области"? На мой взгляд, туризм у нас начинает развиваться, важно не упустить момент и помочь ему законодательно.

В настоящее время изменения в закон "О туристской деятельности на территории Нижегородской области" от 12 февраля 2008 года №8-З не вносились.

Однако, что касается содействия развитию туризма на территории области, то министерством поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг реализуется государственная программа "Развитие предпринимательства и туризма Нижегородской области". В рамках настоящей программы оказывается государственная финансовая поддержка субъектов туристской деятельности на реализацию инвестиционных проектов в сфере туризма. Всего за период реализации программ развития туризма оказывалась поддержка проектам, направленным на строительство, ремонт и реконструкцию средств размещения, пассажирских и прогулочных судов, туристских автобусов. Кроме того в рамках государственной программы реализуются маркетинговые мероприятия, направленные на продвижение нижегородского турпродукта на российском и международном рынках, а также мероприятия по совершенствованию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма.

Также в целях реализации областного закона о туристской деятельности разработаны постановления Правительства Нижегородской области и на министерство возложены обязанности по ведению областного реестра субъектов туриндустрии, а также добровольной аккредитации экскурсоводов (гидов), инструкторов-проводников и гидов-переводчиков на территории Нижегородской области.

Александра

Здравствуйте, Николай Андреевич. У меня такой вопрос: какие законы приняты ЗС НО для поддержки малых предприятий Нижегородской области, занимающихся промышленностью? Как будет осуществляться поддержка таких предприятий в кризисный 2015 год?

Думаю, ни у кого не возникнет сомнений в важности развития малого бизнеса. Он – одна из ключевых составляющих экономики, тот базис, который должен существовать всегда, вне зависимости от сложности экономической ситуации. И руководство региона обязано оказывать ему поддержку.

Сегодня в Нижегородской области существует закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области». Для его исполнения правительство утвердило программу «Развитие предпринимательства и туризма Нижегородской области на 2014-2016 годы»" в которой прописано множество мер поддержки.

Перечислю основные. В первую очередь – это субсидирование затрат по договорам лизинга. Возместить расходы можно по действующим на момент подачи заявки договорам, заключенным в текущем финансовом году (или двух предшествующих) на срок не менее 12 месяцев.

Кроме того, региональный бюджет может субсидировать малому бизнесу часть затрат, связанных с приобретением оборудования – если оно послужит развитию, либо созданию производства. Ограничение – не более 6 миллионов рублей на один субъект малого и среднего бизнеса и не более 50% от общей суммы затрат.

Предприниматели, которые только начинают свое дело, могут рассчитывать на гранты правительства. Выиграть их имеют право субъекты малого предпринимательства Нижегородской области, с даты регистрации которых на момент подачи заявки на предоставление субсидии прошло менее года, при условии софинансирования бизнес-проекта собственными средствами, составляющими не менее 15% от запрашиваемой субсидии.
Если вы только начинаете свой бизнес или хотите его развить, советую обратиться в региональное министерство поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг, где вам предоставят максимально полную информацию и расскажут, на какую поддержку вы можете рассчитывать.

Жангир

Какие важные законопроекты может принять Заксобрание для, например, снижения потерь крупнейших предприятий региона от санкций? Ведь снижение количества производимой продукции и увеличение затрат на необходимые материалы и энергию может повлечь сокращение персонала, а в итоге и разорение. Могут ли предприятия ожидать каких-нибудь "поблажек" или субсидий?  

Должен сказать, что информация о крупных потерях нижегородских предприятий несколько преувеличена. Да, 2014 год стал для экономики непростым, однако компании Нижнего Новгорода и области уверенно держатся на плаву и даже развивают производство. Статистика свидетельствует: этот год промышленность нашей области закончит с перевыполнением плана на 1%. Рост небольшой, но он есть.
    
Дело в том, что нижегородские предприятия в подавляющем большинстве представляют перерабатывающие отрасли, которых санкции коснулись в меньшей степени, чем добывающие.
    
Кроме того, промышленность нашей области демонстрирует высокую степень развития, создает высококачественные товары по передовым технологиям. Это дает ей конкурентное преимущество в борьбе за покупателя – что и показывают экономические результаты года.
    
В любом случае сегодня государственная власть разрабатывает и внедряет комплекс мер, направленных на поддержку импортозамещения, дальнейшего развития российских производств.
    
Кроме того, на федеральном уровне готовится к принятию закон "О промышленной политике", направленный в первую очередь на поддержку высокотехнологичных отраслей - в его создании принимают непосредственное участие депутаты от Нижегородской области.
    
Уверен, правительство Нижегородской области, Законодательное собрание, Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей будут создавать условия для развития предприятий нашего региона в условиях нынешней сложной макроэкономической ситуации, и это является главным приоритетом нашей работы.
Аналитика
Интервью
Рейтинги
15 Октября