Интервью

Задача правительства области – не заниматься бизнесом, а содействовать развитию бизнеса

Задача правительства области – не заниматься бизнесом, а содействовать развитию бизнеса

На вопросы агентства "НТА-Приволжье" отвечает министр промышленности и инноваций Нижегородской области Борис Есин.

Борис Иванович, правительством Нижегородской области разработана стратегия развития области до 2020 года. Расскажите о том, как велась работа, и как определялись приоритетные отрасли?

В разработанной стратегии развития Нижегородской области 23 отрасли были взяты на проработку, в том числе все перерабатывающие отрасли, которые курирует министерство промышленности. Участники разработки программы, в том числе и зарубежные эксперты, исследовали и изучили ситуацию развития этих отраслей области, сопоставили, что есть у нас, что есть в мире, и какой прогноз развития на будущее.

Кроме того, были изучены отрасли с низкой рентабельностью, однако принимался во внимание и тот факт, что рынок ряда отраслей растет, и доходы могут быть увеличены и по этим отраслям. Это с одной стороны. С другой стороны - у Нижегородской области в ряде отраслей уже много сделано и есть перспектива на будущее. Поэтому, отрасли, исходя из этих критериев, были разделены на 3 группы.

Первая группа – это приоритетные отрасли, вторая группа – отрасли средней приоритетности, в третью группу вошли отрасли, которым необходима поддержка, и по экономической значимости, эти отрасли в дальнейшем доходов принести могут меньше, чем первые две группы.

В первую группу приоритетного направления вошла автомобильная промышленность, поскольку рынок автомобильной промышленности растет, у нас есть мощнейшие заводы – ГАЗ, ПАЗ, ЗМЗ, а также много мелких производителей автокомпонентов и комплектующих.

Около 200 тыс. жителей области занято в этой отрасли. Доля машиностроения в промышленном производстве области около 25% от общего объема производства, поэтому это приоритетная отрасль.

Также в приоритетной первой группе - пищевая промышленность, фармацевтическая промышленность. Пример того же "Нижфарма" говорит о том, что отрасль интересная, лекарственные препараты всегда будут востребованы на рынке.

Нефтепереработка тоже в приоритете. Почему эта отрасль приоритетна? Потому, что уже сегодня занимает первое место по итогам четырех месяцев текущего года - 29,5% в объеме промышленного производства. У НК "Лукойл" есть мощнейшие инвестиционные программы.

Кроме того, сейчас во всем мире развивается радиоэлектроника. К сожалению, у нас в Нижегородской области гражданской радиоэлектроники немного, но, тем не менее, у нас есть научный потенциал, есть кадры. Наша радиоэлектронная промышленность связана в основном с оборонкой, но все равно, со временем будет переток, и у нас есть условия для развития этой отрасли.

Также, последние годы, и у нас в области в том числе, развивается образование и новые технологии. И в дальнейшем, по оценке экспертов, этот процесс будет только усиливаться. Конечно, это не промышленность, но тоже отрасль экономики.

Металлургия в стратегии развития отнесена ко второй группе приоритетов, но, тем не менее, я считаю, что эта отрасль для нашей области очень перспективная. В общем объеме производства металлургия занимает почти 20%. Понятно, что лидером этой отрасли является Выксунский метзавод, который входит в состав "Объединенной металлургической компании". И у них много инвестиционных программ, и каждый год осуществляются новые проекты. Недавно на ВМЗ состоялась презентация одного из проектов по модернизации производства – ОМК намерена построить прокатный стан по производству широкоформатного листа "5000". Проект предполагает инвестиции собственных и заемных средств у Сбербанка, а также крупного итальянского банка.

"Горьковский металлургический завод", "Кулебакский металлургический завод" тоже не стоят на месте. У них сейчас есть интересные программы по развитию. Поэтому, если сегодня металлургия занимает 20% в общем объеме, то при реализации всех этих проектов значимость и конкурентоспособность предприятий только возрастет, и я считаю, что металлургия является тоже очень перспективной отраслью.

На Ваш взгляд, какие отрасли нуждаются в поддержке правительства, а в какие отрасли нужно больше привлекать частных инвестиций?

Некоторые отрасли могут развиваться сами, без усилий правительства, а некоторым отраслям надо уделять больше внимания. Конечно, правительство должно в большей степени уделять внимание первой группе приоритетов, хотя если взять сельское хозяйство, лесопереработку, легкую промышленность, отрасли, которые вошли в третью группу, это не значит, что ими не надо заниматься. Почему? Потому что здесь занята определенная часть населения, и эти направления очень важны в социальном плане, важны для поддержки людей, работающих в этих отраслях.

Сегодня деревоперерабатывающая отрасль занимает полпроцента в общем объеме промышленного производства. Но, тем не менее, у нас много лесов, а это ресурс возобновляемый.

Доля легкой промышленности в объеме производства Нижегородской области небольшая. Но уже сейчас некоторые предприятия - "Маяк", "Весна", "Русь", развиваются достаточно успешно, хотя этот бизнес конкурентный, но, тем не менее, под чужими марками наши предприятия делают неплохую одежду, и она на рынке тоже востребована. В программе правительства вот уже несколько лет существует раздел оказания помощи предприятиям легкой промышленности. Как правило, это компенсация процентной ставки по кредитам.

Согласно разработанной стратегии развития нижегородское правительство намерено привлекать в область не только иностранные, но и крупные российские инвестиции.

Существует два момента развития нашей промышленности. С одной стороны – поддерживать и развивать действующие предприятия за счет модернизации существующих производств, с другой стороны - развивать за счет строительства новых предприятий и привлечения дополнительных инвестиций.

Недавно Валерий Шанцев заявил о том, что автомобильный концерн "Volvo" проявляет интерес к сотрудничеству с Нижегородской областью. Обсуждаются ли возможности сотрудничества с "Volvo"?

Я уже сказал о том, что автомобильная промышленность – это приоритетное направление работы в Нижегородской области. Причем, останавливаться только на "ГАЗе", например, как сборщике, или на "Руспромавто", в целом не стоит. Поэтому в область обязательно надо привлекать мировые бренды.

Мы заинтересованы в приходе не обязательно "Volvo" на нижегородскую землю, мы принимаем меры, изучаем и презентуем стратегию Нижегородской области не только у нас в России, но и за рубежом, для того, чтобы пришли автомобильные бренды со сборочными производствами на территорию Нижегородской области.

Кроме того, сейчас продолжаются переговоры с немецкими предпринимателями по организации производства автокомпонентов на территории Нижегородской области. Уже были встречи и в Германии, и здесь, у нас. Сейчас делегация области находится в Германии, где расскажет о Нижегородской области, о мерах поддержки инвесторов со стороны правительства.

За последние 10-15 лет накоплен огромный опыт организации больших кластеров по производству автокомпонентов в той же Германии, Испании, поэтому те предприниматели, которые успешно реализовали эти проекты за рубежом, хотят перенести опыт и на Россию. В свою очередь, в Нижегородской области есть производство, есть подготовленные люди, поэтому производство автокомпонентов это тоже тема, которую мы не забываем. Где есть сборка, туда приходят и производители автокомпонентов, это выгодно.

Есть ли компании, которые сейчас интересуется областью, те, которые намерены инвестировать в автомобильную отрасль?

Да все интересуются! Вы знаете, что и "Toyota" интересовалась, и с "Nissan" шли переговоры, и "Honda" приезжала сюда, были встречи с представителями фирмы "Volkswagen".

Все исследуют ситуацию на российском рынке, изучают условия в том или ином регионе для организации производства. И если готовится к реализации крупный проект, например, строительство завода, то иностранные компании заручаются поддержкой не только региональных властей, но и федеральных. Так было и с "Volkswagen" по строительству завода в Калужской области. Здесь сложный процесс принятия решения.

Заявляет ли сейчас кто-то о строительстве заводов у нас?

Чего-то горячего и нового сейчас нет. Но, я еще раз говорю, эта работа начата, и все равно в Нижегородскую область кто-то придет. Сейчас достаточно активно ведет себя и "Руспромавто". Вы слышали о том, что "Группа ГАЗ" и корпорация DaimlerChrysler подписали соглашение о покупке производственных активов завода Sterling Heights Automotive Plant (штат Мичиган, США), где производят Chrysler Sebring и Dodge Stratus, а также лицензии на это производство.

Кроме того, за последнее время они много сделали по приведению своих производств к соответствующему уровню. И сегодня очень прилично выглядят и "ГАЗ", и "ПАЗ".

Поэтому все равно надо ориентироваться на мировых производителей, где очень высокие технологии и в разработке автомобилей, и в организации их производства. Поэтому я думаю, что нужны контакты, контакты, контакты.

Реализация каких проектов намечается в ближайшее время по другим отраслям?

Сейчас на выходе неплохой проект в Заволжье. ООО "Фройденберг Политекс" (российское подразделение Freudenberg Politex Group, Италия) организовало производство полиэстерного нетканого полотна, и я думаю, что в сентябре первая производственная линия, в создание которой компания намерена вложить $15 млн., будет пущена в эксплуатацию.

Немало проектов в Дзержинске, в основном, проекты инициируют собственники, которым сейчас принадлежат Дзержинские предприятия.

В частности, недавно мы встречались с руководством "Сибур-Нефтехима" и представителями "Сибура". Сейчас они прорабатывают вопрос строительства завода по производству поливинилхлорида (ПВХ). Пока трудно говорить о том, на какой площадке они остановятся, сейчас рассматриваются 6 площадок - 4 в Кстово, 2 в Дзержинске. Это будет один из крупнейших в Европе заводов. Сейчас трудно оценить объем инвестиций в производство, но это сотни миллионов долларов.

Какая площадка наиболее перспективна для строительства подобного завода?

"Сибур-Нефтехим" хочет, чтобы это производство разместилось на территории "Капролактама". Ведь "Капролактам" купил Сибур. Здесь есть вся необходимая инфраструктура, поскольку нужна хорошая площадка для размещения этого производства, порядка 40 га. А на территории этого предприятия такие площади есть.

Если брать действующие заводы нефтехимии, то практически на каждом из них есть готовые проекты, которые готовятся к реализации - на "Оргстекле", "Пластике", "Синтезе". Я считаю, что нефтехимия, хотя ее доля в объеме промышленного производства порядка 5% , еще скажет свое слово в ближайшем будущем.

А какие проекты намерен реализовать "Нижфарм"?

Так как "Нижфарм" был продан одной из крупных европейских фармацевтических фирм, вы знаете об этом, сейчас должен идти синергетический эффект. С одной стороны – возможности "Нижфарма" как такового, это что касается производства, опыта производства, интеллектуальной части, а с другой стороны - рынок, который открылся в Европу благодаря одному из крупнейших игроков на рынке фармацевтической отрасли.

Совет директоров "Нижфарма" обсуждает возможность расширения производства.

Конкретики пока нет, но мы с Младенцевым обсуждали вопрос покупки "Жемчуга" в Вознесенском районе. Министерство судостроения СССР в свое время строило завод по производству электронной техники, но он так и не был достроен. Сейчас несколько маленьких арендаторов на площадях этого недостроенного предприятия занимаются в основном механообработкой.

Поэтому мне, со своей стороны, хочется занять людей, организовать производства, поскольку "Жемчуг" - это огромные площади. И плюс рабочая сила, которая там не востребована.

Но пока переговоры с "Нижфармом" ни к чему не привели. Поскольку Вознесенский район находится территориально далеко от Нижнего Новгорода, их не заинтересовало это предложение. Кроме того, в ходе переговоров выяснилось, что для фармацевтической промышленности, сама строительная часть - это не главные затраты. Если для многих предприятий построить здание это уже большая часть затрат, то в фармацевтической промышленности самое главное – это создание производства с соответствующим микроклиматом. А это очень дорогое удовольствие.

А то, что "Нижфарм" думает о развитии, это не секрет. Недавно был открыт склад европейского уровня для хранения продукции, для этого компания купила соседние площади, рядом с "Нижфармом". Поэтому возможность развития у этого предприятия есть и на той площадке, где они сейчас. Фармацевтическая промышленность - это лакомый кусочек, чтобы привести сюда еще каких-то игроков этой отрасли, и это было бы очень хорошо. У нас есть медицинская академия, медицинские училища, поэтому кадры можно подготовить. И мы считаем, что это тоже одно из перспективных направлений развития экономики области.

Кто-то хочет купить наши заводы?

Мы ищем новых собственников для предприятий-банкротов или предприятий, находящихся в сложном финансовом положении, но конкретно говорить об этом пока не стоит.

Какие крупные российские компании намерены придти в область?

Много заявок по лесопромышленному комплексу. Поскольку у нас не использована расчетная лесосека и деревообработка, инвесторы обращают на это внимание. Сейчас управление лесного хозяйства и министерство промышленности отрабатывают несколько инвестиционных заявок.

При разработке стратегии области мы провели районирование области, в том числе определили инвестиционные зоны по нашим лесным районам. Для организации производства строительных материалов нужны определенные запасы древесины. Например, организовать фанерное производство можно в Выксе, поскольку здесь хорошо развита лесопереработка. Можно задействовать Кулебаки, Навашино, Вачу, Ардатов.

У нас большой участок леса был в Семеновском и Ковернинском районах. Сейчас он сдан в аренду. Московская группа оформила права аренды этих лесных массивов и сейчас готовит инвестиционный проект для производства строительных материалов в Семенове.

Вы знаете, наверное, что российско-китайское совместное предприятие "Тайга-Шеньян МДФ" выкупило земельный участок под строительство завода по производству плит МДФ (полностью заменяют натуральную древесину) в Уренском районе Нижегородской области, этот проект уже одобрен инвестиционным советом при губернаторе и уже реализуется. В частности, готовится площадка под строительство завода.

Также к нам пришла московская фирма "АВК-Стиль", которые давно работают на территории Нижегородской области, и они выиграли конкурс по продаже имущества Сатисской мебельной фабрики. У них есть договора с Икеей, они уже туда делают поставки.

У "Базового элемента" тоже есть направление, связанное с деревопереработкой. Например, поступила заявка от структур, близких к "Базелу", чтобы им подобрать площадку для строительства комбината по производству фанеры. И сейчас они рассматривают несколько вариантов. То есть в деревопереработке есть несколько потенциальных инвесторов, с которыми мы ведем работу. И для инвесторов важно закрепить за собой полученные ресурсы, хотя этот вопрос на сегодняшний день непрост, поскольку согласно действующему законодательству эти площадки даже в аренду надо передавать на конкурсной основе.

А конкурс по определению арендатора может выиграть не та структура, которая сегодня хотела бы реализовать этот проект. И наша задача, подобрать инвестора, и помочь ему закрепить за собой эти лесные ресурсы. Хотя лесной кодекс до сих пор не принят, но я думаю, что в рамках существующего законодательства можно эти вопросы решать. По крайней мере, мы готовы, чтобы потенциальным инвесторам помочь, закрепить за собой эти ресурсы. То есть по деревопереработке сейчас достаточно много проектов и вариантов обсуждается.

Украинская корпорация "Богдан" рассматривает возможность строительства завода на одной из площадок Нижегородской области. Как идут переговоры?

Представители компании встречались с Валерием Шанцевым, и губернатор поддерживает эти начинания. Им предложено рассмотреть площадку, которая в свое время была подготовлена администрацией Борского района для организации производства автомобилей "Тойота". Проект, который не состоялся. И этот вариант сейчас отрабатывается. Но пока я не видел заявки на строительство от компании для рассмотрения инвестиционным советом, но переговоры продолжаются. И, возможно, в скором времени вопрос будет решен.

Как Вы оцениваете то, что иностранные компании становятся владельцами наших предприятий? Может быть, выгоднее, чтобы предприятия были в областной собственности?

Задача правительства области – не заниматься бизнесом, а содействовать развитию бизнеса. Что касается собственности, то мы действуем в рамках существующего законодательства, поэтому тут ничего нового изобретать не надо. Это с одной стороны. А с другой стороны, ведь собственники, как правило, хотят владеть собственностью, поэтому излишнее смешение не нужно. Я так считаю. Содействие со стороны правительства, создание условий для развития бизнеса – это мы делаем. А участвовать в собственности, зачем? И потом, в бюджете области просто нет денег, для того чтобы инвестировать в производство.

Все новости раздела «Интервью»

Аналитика
Интервью
Комментарии
13 апреля