Интервью

При реализации нацпроектов важно не только отследить, как потрачены федеральные средства, но и обеспечить достижение конкретных результатов

При реализации нацпроектов важно не только отследить, как потрачены федеральные средства, но и обеспечить достижение конкретных результатов

На вопросы агентства "НТА-Приволжье" отвечает заместитель полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе Георгий Матюшкин.

Георгий Олегович, сейчас большую актуальность приобрела тема приоритетных национальных проектов, реализация которых начинается в стране. Какова готовность регионов Приволжского федерального округа к нацпроектам?

С инициативой о реализации приоритетных национальных проектов выступил президент РФ Владимир Путин. В сентябре 2005 года были определены 4 основные направления, которые затрагивают интересы большинства граждан России. Это национальный проект по развитию агропромышленного комплекса, национальный проект "Доступное комфортное жилье", проект в сфере образования, а также национальный проект в области здравоохранения. Для реализации национальных проектов был создан специальный Совет, который возглавил сам президент РФ, а также президиум Совета, который возглавил первый заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Медведев. Тогда же были даны соответствующие поручения министерствам и ведомствам, которые задействованы в реализации этих проектов. На сегодня выстраивается организационная схема реализации проектов: распоряжением президента созданы межведомственные комиссии по реализации национальных проектов "Доступное комфортное жилье" и "Агропромышленный комплекс".

Национальные проекты, по моему мнению, - это следующий этап изменения самой методологии государственного управления в стране. Мы идем постепенно от отраслевого правления, к программно-целевому, и поэтому, несколько лет назад, собственно, и появились федеральные адресно-инвестиционные программы и федеральные целевые программы, в которых установлено, какие именно результаты от реализации данных программ необходимо достичь. Сейчас мы двигаемся дальше к проектному управлению, когда утверждаются сетевые планы реализации национальных проектов, где прописаны сроки, мероприятия, исполнители и контрольные индикаторы.

При этом, при реализации нацпроектов существуют отличия от федеральных целевых программ в сфере разграничения компетенции. Например, на правительство РФ возложена реализация национальных проектов, за это на местах также ответственны губернаторы и главы республик. При этом на администрацию президента РФ возложены вопросы координации и контроля деятельности федеральных и региональных органов власти.

В настоящий момент эти формы контроля и координации создаются.

Так, в каждом субъекте, входящем в Приволжский федеральный округ, при главах исполнительной власти созданы советы по реализации национальных проектов и определены чиновники, которые отвечают за каждый из нацпроектов.

С другой стороны, при каждом главном федеральном инспекторе образованы контрольные комиссии, в которые входят представители силовых структур, правоохранительных и контрольных органов.

Прежде всего, необходимо не допустить расхищения средств, которые будут выделяться из федерального бюджета на реализацию нацпроектов. На сегодня принято решение, что на национальные проекты будет выделено 180 млрд. рублей, включая госгарантии. При этом, нужно отметить, что работа по распределению денежных средств только началась.

Как будут распределяться федеральные средства?

В качестве принципиальной позиции при распределении средств на реализацию национального проекта выдвинут тезис о том, что деньги должны быть распределены на конкурсных условиях. При этом важно не только проконтролировать, как потрачены средства, важно еще достичь конкретных результатов. И это тоже предмет президентского контроля.

Вы, наверно, знаете о том, что в рамках национального проекта принято решение обновить парк машин скорой помощи. В связи с этим необходимо отследить, чтобы каждый автомобиль был надлежащим образом укомплектован, чтобы он не сломался, выйдя за ворота завода. Кстати, данный проект очень интересен для ПФО, так как заводы, которые собирают автомобили "скорой помощи", в основном, сосредоточены здесь, в Приволжском федеральном округе. Это, в частности, ОАО "Горьковский автомобильный завод" и АО "Ульяновский автомобильный завод". То есть данные предприятия имеют возможность получить на конкурсных условиях государственный заказ и создать дополнительные рабочие места.

Нужно отметить, что федеральные средства должны пойти в те регионы, где они могут быть использованы с наибольшей отдачей, наиболее эффективно, где определены наилучшие условия софинансирования.

С моей точки зрения, у национальных проектов существует как бы две задачи. Есть экономическая составляющая, есть социальная. С одной стороны, национальные проекты должны выступать "локомотивом" развития важнейших отраслей экономики. Например, национальный проект "Доступное и комфортное жилье" должен дать импульс развитию промышленности строительных материалов, в целом стройкомплекса. С другой стороны, у всех четырех нацпроектов есть социальная составляющая – забота об интересах работников соответствующих отраслей народного хозяйства, повышения качества жизни людей.

Это оптимальная формула. Цель реализации нацпроектов – повышение качества жизни людей.

Что можно сказать о первых успехах регионов ПФО в получении денежных средств в рамках национальных проектов? В частности, уже был проведен конкурс в сфере здравоохранения.

Действительно, предполагается, что в целом по России, в рамках национального проекта в сфере здравоохранения, будет построено 8 высокотехнологичных медицинских комплексов. И я считаю большим успехом, что из восьми высокотехнологичных комплексов три будет построены в Приволжском федеральном округе. Минздравсоцразвития на конкурсе определило, что в Башкортостане будет построен кардио-хирургический комплекс, в Пензе – комплекс сердечно-сосудистой хирургии, и комплекс травматологии, ортопедии и эндопротезирования – в Чувашии.

На сегодня площадки под строительство выделены во всех трех субъектах. Строительство этих комплексов будет осуществляться на принципах софинансирования. На сегодня определено, что вопросы выделения площадки под застройку, подвода коммуникаций, инфраструктуры, строительства нулевого цикла берут на себя субъекты. Также они берут на себя обеспечение этих высокотехнологичных комплексов медицинским персоналом – обученным и квалифицированным. При этом строительство комплекса и оснащение его оборудованием предполагается проводить за счет федеральных средств.

Почему именно эти регионы получили право на строительство комплексов?

Критерии, которые были применены, это, в первую очередь, - условия софинансирования. Кроме того, бралось во внимание наличие сильной медицинской школы и высококвалифицированных специалистов.

Кроме того, при принятии решения о строительстве этих комплексов были учтены иные показатели: доступность помощи и необходимость в том или ином виде врачебной помощи, то есть учитывалась медицинская статистика заболеваемости и доступность медицинских комплексов для людей из соседних регионов.

Расскажите, пожалуйста, о новшествах в государственном регулировании тарифов на услуги ЖКХ, которые вступили в силу с 1 января.

Функцией государства и органов местного самоуправления является обеспечение безопасных условий жизни людей. Вот, к примеру, на улице -33, и государство обязано обеспечить хорошие условия проживания людей, чтобы люди не замерзли, чтобы в домах было тепло, чтобы граждане были обеспечены всеми необходимыми инфраструктурными вещами: электричеством, теплом, горячей водой и так далее.

Проблемы жилищно-коммунального комплекса известны каждому. И каждый в своей повседневной жизни встречается с тем, что в домах не очень тепло, и мусор вывозится не так часто, как бы хотелось.

Также нужно сказать, что коммуникации ЖКХ в регионах округа значительно изношены. Так, в среднем по округу, износ сетей составляет 50-60%. Это высокий показатель, понятно, что необходимы инвестиции для того, чтобы эти сети постепенно заменять и внедрять новые технологии. Инвестиции необходимы… А откуда эти инвестиции могут взяться? Если мы говорим о том, что живем в рыночной экономике, эти инвестиции могут взяться из тарифов на услуги организаций ЖКХ. Есть установленная законом процедура формирования этих тарифов, есть определенная система, когда организация жилищно-коммунального комплекса рассчитывает свои тарифы исходя из своих затрат, при этом в тарифы закладывается инвестиционная составляющая.

Что может сделать государство? Государство может сделать две вещи. Первое и, с моей точки зрения, самое важное – это реформировать саму систему жилищно-коммунального комплекса таким образом, чтобы возникла внутренняя конкуренция, чтобы уйти от монополизма и создать конкуренцию между различными организациями, которые поставляют на рынок свои жилищно-коммунальные услуги. Это объективно заставит организации конкурировать между собой. Тогда они будут, просто в силу законов экономики, стремиться снизить свои издержки и, таким образом, увеличить прибыль, а, следовательно, вкладывать средства в развитие и модернизацию.

Второй метод влияния – это еще одна важнейшая функция государства – социальная – то есть забота о тех, кто не в состоянии позаботиться о себе самостоятельно. В целях реализации этой функции приняты изменения в 210-й федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса". Эти изменения вступили в силу с 1 января 2006 года.

Ведь, тарифообразование в ЖХК – это всегда конфликт интересов. Потому, что организации жилищно-коммунального комплекса заинтересованы в максимальном росте тарифов, так как это позволяет улучшить свои условия труда, увеличить финансирование своего бизнеса и, следовательно, более эффективно модернизировать оборудование, сети и быть привлекательными для сторонних инвесторов. Но, с другой стороны, существует социальная функция государства, и государство говорит "подождите, подождите, да, это важно, это надо делать, но давайте установим определенный баланс между экономическими интересами граждан и интересами коммунальных компаний". И я считаю, что это вполне возможно.

Изменения в федеральный закон № 210 и приняты для того, чтобы сбалансировать рост доходов граждан и рост доходов организаций ЖКХ. Предусмотрено, что Федеральная служба по тарифам устанавливает, в соответствии с законом, предельный индекс роста тарифов, во-первых, на услуги организаций ЖКХ в целом. Это первый контур контроля. Второй контур контроля - Федеральная служба по тарифам устанавливает предельный индекс роста тарифов на услуги ЖКХ для граждан, и на квартплату. То есть, возникает двухконтурная система контроля. Таким образом, в соответствии с законом, который вступил в силу, Федеральная служба по тарифам 10 января эти предельные индексы установила, в том числе, для всех субъектов, входящих в Приволжский федеральный округ.

Наименьший индекс роста тарифов, установленный для 2006 года, в Мордовии - это 115%, наибольший (с учетом инвестиционной программы) – в Нижегородской области – 123,2%. В принципе, на сегодня мы посмотрели все регионы на предмет приведения тарифов к федеральным требованиям. По закону, тарифы должны быть приведены в соответствие с этим предельным федеральным индексом в течение 1 месяца, то есть до 10 февраля 2006 года.

Нужно сказать, что на 17 января 2006 года в субъектах ПФО уровень тарифов, в основном, в пределах федеральных установленных нормативов. За исключением одного – республики Марий Эл.

Есть ли еще какие-то изменения федерального законодательства, которые направлены на дополнительную социальную защиту населения?

Помимо ограничения роста тарифов на услуги жилищно-коммунального комплекса, есть еще иные меры реализации социальной функции государства.

Как пример. Система по установлению жилищных субсидий была выстроена еще несколько лет назад. И она себя оправдала. Это основанное средство выполнения социальной функции государства по облегчению бремени содержания жилищного помещения для малообеспеченных слоев населения. В частности, федеральным стандартом установлено, что плата за жилье и за коммунальные услуги не может превышать 22% от совокупного дохода семьи. В 12 субъектах ПФО этот норматив так и установлен - на уровне 22 %.

В трех субъектах ПФО население разделено на категории в зависимости от доходов. Это в Мордовии, Самарской и Саратовской областях. А в Нижегородской и Оренбургской областях установлен стандарт ниже федерального – 18% и 20% соответственно. То есть в Нижегородской области не более 18% от совокупного дохода семьи могут "съедать" расходы на ЖКХ и квартплату. Если у гражданина доходы таковы, что услуги ЖКХ и квартплата больше этой величины, у него, в соответствии с законом, возникает право получения жилищных субсидий. Он идет в соответствующий уполномоченный орган, пишет заявление, прикладывает документы, которые установлены законодателем. В итоге принимается решении о субсидии. Если у гражданина меняются условия, он пишет заявление, идет перерасчет и так далее.

На сегодня, в целом по ПФО 1,3 млн. семей получают субсидии. Среднемесячный размер субсидии составляет 477 рублей на семью. Помимо этого существуют льготы по оплате ЖКУ. В целом льготами у нас в округе пользуются 6,8 млн. из 30 млн. человек, проживающих в регионах Приволжского федерального округа. То есть, процент тех, кто пользуется жилищными субсидиями и льготами достаточно высок. Среднемесячный размер льгот - 154 рубля на каждого.

Расходы граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг рассчитываются исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения – это 18 кв. м на человека, 36 кв. м – на двоих, 42 кв. м. – на троих, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, который устанавливается властями субъекта. Кроме того, надо отметить, что для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом. Субсидии перечисляются до срока внесения квартплаты, что тоже принципиально.

Средний размер субсидии на семью в месяц в 2005 году варьируется в регионах округа от 250 рублей в Ульяновской области до 726 рублей в Пермской области. Понятно, почему такой разброс в цифрах: потому что уровень доходов в Пермской области выше, чем в Ульяновской области, соответственно и стоимость услуг ЖКХ выше.

Доля населения, получающая субсидии, максимальна в Татарстане и Пермской области, и составляет соответственно 23% и 20,6% от числа проживающих.

Вот эта система субсидирования, она существует несколько лет. Между тем, в середине декабря 2005 года было издано постановление правительства РФ № 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг". И были установлены новшества, связанные с той логикой, о которой я говорил в самом начале. Это повышение адресности и защита тех слоев населения, которые каким-либо образом ущемлены в своих интересах.

Во-первых, этими изменениями предусмотрено, что граждане, проживающие в частном фонде, также вправе обратиться в органы МСУ для получения субсидии.

Второе: сумма субсидий должна рассчитываться, исходя из размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг на одного члена семьи для семей разной численности.

Третье – субсидии гражданам предоставляются при отсутствии задолженности по оплате ЖКУ или при заключении соглашения о ее погашении. Раньше человек получил субсидию – заплатил. Представляете, человек болен, вдруг понадобилась срочная помощь, заплатил куда-то деньги, просрочил платеж, ему говорят "у вас задолженность по оплате ЖКУ, - вы теряете право на получение субсидии». Сейчас предусмотрено этим постановлением, что если человек добросовестный, если он попал в такую ситуацию, он получает возможность подписать соглашение о погашении задолженности по оплате услуг ЖКХ и продолжать получать субсидии. Социальная мера? Безусловно, социальная.

И, наконец, необходимо знать, что размеры субсидий, предоставленные гражданам до выхода постановления президента РФ № 761 от 14.12.2005 года, пересчету не подлежат в течение всего периода, на который они были предоставлены, кроме случаев, когда размеры субсидий увеличиваются. Это находится на контроле главных федеральных инспекторов аппарата полномочного представителя президента РФ в ПФО.

Все новости раздела «Интервью»

Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
29 марта