Интервью

Мне не будет стыдно смотреть людям в глаза после того, как я покину пост председателя Законодательного собрания

Мне не будет стыдно смотреть людям в глаза после того, как я покину пост председателя Законодательного собрания

На вопросы агентства "НТА-Приволжье" отвечает председатель Законодательного собрания Нижегородской области Евгений Люлин.

Евгений Борисович, прежде всего, вопрос, который многих интересует – на какую работу Вы переходите после ухода с поста председателя Законодательного Собрания?

Я буду работать на должности заместителя генерального директора ООО "Лукойл-Энергогаз" (дочерняя компания ОАО "Лукойл") в Москве, буду курировать все региональные структуры, все направления региональных проектов. В сфере моей ответственности все регионы присутствия "Лукойла", а также зарубежное направление. Там же разные виды бизнеса – нефтедобыча, нефтепереработка, энергетическое снабжение.

То есть по роду своей деятельности Вы будете связаны и с Нижегородской областью?

Да, в том числе. К моему большому сожалению "в том числе".

Вы планируете взять отпуск перед вступлением в новую должность?

Нет возможности взять отпуск. Я на следующей неделе сдаю полномочия (22 мая состоится заседание Законодательного Собрания Нижегородской области (ОЗС) – НТА-П.), а через неделю я должен приступить к новой работе, так как там много срочных дел.

Собираетесь ли взять в Москву кого-либо из своей команды?

Я об этом сейчас думаю. Безусловно, есть немало людей, и не только в Законодательном Собрании, которых я хотел бы видеть рядом с собой, но другое дело, что это все непросто. Помимо работы есть проблемы с жильем в Москве и многое другое. Буду отталкиваться от возможностей по приглашению специалистов.

Пока Вы не делали таких предложений?

Нет, я же должен предлагать человеку конкретные условия работы, жизни, оплаты труда. Надо понять какие у меня возможности по приглашению специалистов.

Как будете совмещать работу в Москве с работой в Законодательном Собрании?

Эффективно. Если серьезно, я не буду случайным человеком. И я обговорил с руководством "Лукойла", что не могу формально относиться к депутатской работе, так как избран на 4 года, поэтому буду приезжать, не намерен пропускать ни одного заседания Законодательного Собрания. Стучу по столу, надеюсь, что это получится.

Оглядываясь на проделанную работу в Законодательном Собрании, какие моменты Вы можете отметить как очевидные успехи этого органа власти или свои личные, а какие – как промахи, ошибки, из которых необходимо извлечь уроки?

Мне не будет стыдно смотреть людям в глаза после того, как покину этот пост. Потому что делал все, что зависело от меня.

Самое главное, чего добился предыдущий состав Законодательного Собрания, - смогли заменить неэффективное руководство области, даже не о личностях говорю. Это была задача номер один, потому как болото, которое у нас было, могло продолжаться по сегодняшний день. И вероятность этого была во много раз больше, чем назначение нового губернатора.

Второе, Законодательное Собрание стало известным, авторитетным органом власти, к мнению которого прислушиваются и исполнительная власть, и население. Значит, в основном, мы шли правильной дорогой, хотя, конечно, совершая какие-то ошибки. Но в целом считаю, что мы работали нормально.

Кроме того, появилось новое. Депутаты стали инициаторами многих социальных проектов, сделав благотворительность модной. Всем известны такие проекты, как "Передвижная стоматология", программа для поликлиник "1945", программы помощи детским домам, по строительству спортивных площадок и многие другие.

Сегодня Законодательное Собрание прошло самый сложный период, как это обычно бывает в первый год работы, тем более оно формировалось на новых принципах – партийные выборы, партийные фракции. Сегодня я вижу, что Законодательное Собрание становится единым механизмом. Год назад это были разношерстные группы со своими интересами, со своими амбициями. Сегодня люди научились воспринимать друг друга независимо от фракций и партий. В этом смысле я абсолютно спокоен, так как Законодательное Собрание со всеми своими плюсами и минусами состоялось, обрело устойчивость.

Ваши рекомендации преемнику на посту спикера Законодательного Собрания?

За 5 лет создан очень эффективный Аппарат Законодательного Собрания, один из лучших в России, как признают в Госдуме РФ. Это нужно беречь, не забывая привносить что-то новое в работу. Сегодня Аппарат – это профессионалы, которые могут решать любые поставленные задачи. Кстати, это тоже одно из достижений. Я пожелал преемнику беречь людей, сохранять рабочий настрой. Другими рекомендациями я поделюсь с ним в индивидуальном порядке.

В одном из интервью, Вы рассказали, что в Вашей жизни был момент, когда оказались на улице - квартирная хозяйка выставила вещи, и, придя вечером с работы, Вы увидели их под дождем у подъезда. Было необходимо принимать решение в малознакомом городе, причем не только за себя, но и за жену с ребенком на руках.

Это было почти 30 лет назад.

Тем не менее, Вы запомнили этот момент.

А как его не запомнить?

Тогда, по Вашим словам, "помогли добрые люди". Кто это были - сослуживцы, соседи?

Люди, которые жили в этом доме. Валентина Васильевна, ныне уже покойная, нас приютила в своей квартире, хотя у нее не было особых возможностей - маленькая двухкомнатная квартира, в которой она проживала вместе с дочерью. С полгода мы жили у них в этой квартире, мебели особой не было, да и ставить ее особо некуда было.

Предыдущий вопрос связан, кроме любопытства, с тем, что председатель Законодательного Собрания является человеком во власти, и переход на другую работу может уменьшить число людей, которые называли Вас своим другом из каких-то интересов. Готовы ли Вы к тому, что придется пересмотреть свои отношения с этими людьми?

Я взрослый человек и прекрасно знаю цену настоящим друзьям, знаю - кто друзья, кто сослуживцы. Друзья меня никогда не кидали, не забывали, не продавали. Думаю, хорошие добрые отношения останутся у меня со всеми, с кем я работал. По-другому в моей жизни не бывало. Приходилось менять место работы, и таких разочарований не было. А те, кто поступают не очень порядочно, прилично, к числу друзей никогда не относились. Я убежден, что никаких разочарований не будет.

Наоборот, грусть, даже искренняя скорбь, от расставания со многими людьми. Все-таки за 5 лет с огромным количеством людей сблизился по-человечески. Это и руководители районов, члены правительства, руководители общественных организаций, люди из других структур. Сложна будет минута расставания с коллегами из Аппарата Законодательного Собрания, все-таки у нас сложилась, я считаю, исключительная атмосфера. И люди будут грустить, ну, и я буду.

Среди причин ухода с поста спикера Законодательного Собрания Вы называли стремление перейти в хозяйственный сектор, нежелание "засиживаться" на одном месте, также говорили о людях, желающих этого ухода. Какова пропорция внутренних, личных причин и внешних обстоятельств?

В этой пропорции 99% - личные причины, может быть 100%. Чтобы ни говорили, что я с кем-то не сработался, я могу работать и в системе противодействия, наоборот, даже становлюсь более собранный и упертый. Все решения мои, абсолютно.

Пять лет работы председателем Законодательного Собрания - достаточно большой срок, уже понимаешь, что-то кардинально нового не сделаешь, так как многое становится привычным и очень сложно выходить на новые витки развития в той сфере, где работаешь. На самом деле, я в одной должности впервые работаю 5 лет. На авиационном заводе проработал 25 лет, но в разных должностях, менялся характер работы, увеличивались объемы.

У Вас нет полного единодушия по всем вопросам с губернатором Нижегородской области Валерия Шанцева. По каким основным позициям Ваши мнения с губернатором расходятся?

Наши разногласия сильно преувеличены. Всерьез, принципиально, мы спорили 3 раза за 2 года. Все остальное – дискуссии по рабочим вопросам. Пожалуй, все эти три момента разногласий были связаны с кадровыми назначениями.

Вы можете их перечислить?

Ну зачем, не хочу, чтобы это еще раз звучало из моих уст, это и так всем известно.

С губернатором есть разный взгляд, разные оценки конкретных людей. Это естественно.

Второе, у нас разные системы управления. Мы сложившиеся люди, у каждого свой стиль, метод. Не соглашаясь в технологиях, деталях, мы не делали из этого острой проблемы. Полного единомыслия не должно быть, в этом нет ничего хорошего. Не нужны две ветви власти, если они не спорят. Споры, дискуссии по содержанию должны быть.

Деятельность нынешнего губернатора я искренне оцениваю очень высоко. В любом деле самое главное – результат. Результат работы нынешнего правительства налицо. Поэтому нет смысла говорить о том, как делает, правильно или неправильно. Делает так, как считает нужным. Он отвечает за результат и результата добивается. Все мне нравится или не все, дело не в этом. Хотя конечно, не все нравится.

Как Вы можете прокомментировать мнение, что с приходом нового губернатора происходит смена политической элиты в регионе, а в экономику приходят московские структуры?

Это разговоры какие-то непонятные. Вообще элита существует независимо ни от кого, поэтому ее сменить невозможно. Элита, это не люди, которые стоят выше всех, а люди, которые больше всех делают, созидают. Москвичей, наверное, 1% в областном правительстве, остальные - нижегородцы. В сфере производства работают те же люди, в экономике вершат дела представители нижегородской элиты. Где мы видим смену элит в культуре, науке и образовании? Элита не может зависеть ни от Люлина, ни от Шанцева, ни от Сидорова. Поэтому никакой смены не происходит. Меняются люди, меняются должности, но я не считаю, что принадлежность к элите определяется должностью человека.

У Вас есть значительный опыт партийного строительства. Почему, по-Вашему, в Нижегородской области затянулся процесс организации партии "Справедливая Россия", которую прочат на роль основного конкурента "Единой России"?

Процесс затянулся не только в Нижегородской области. Считаю, что партия пока работает плохо, полгода занимаются организационными вопросами. С такой подготовкой они, в лучшем случае, будут на третьем-четвертом месте. Такие партии победителями или даже основными конкурентами не бывают. Не понимаю, почему их записали в основные конкуренты, я так не думаю. Я не вижу пока этой партии, вижу время от времени какие-то заявления, обсуждают - собрались они или не собрались, один лидер или второй. Или они должны довольно критично пересмотреть всю свою деятельность, или им уготована роль середнячка, который будет бороться не с "Единой Россией", а с "ЛДПР" или с кем-нибудь еще. По сегодняшнему состоянию дел, это скорее политический аутсайдер, если не будут предприняты какие-то энергичные шаги. Это партия на уровне 10-12%, я имею в виду ближайшее будущее.

Как Вы можете оценить первые итоги деятельности Сергея Некрасова на посту секретаря политсовета Нижегородского регионального отделения (НРО) партии "Единая Россия"?

Вижу, что он работает с большим желанием. О результатах говорить рано, вообще результаты будут в декабре. Меня радует, что он энергичный, динамичный, вникает во все дела, очень много ездит, знакомится с партийными организациями на местах, с лидерами.

Конечно, нужно ему добавлять публичности. Публичность для партийного руководителя, это не его личное дело, а дело партийное. Мне не очень нравилось, когда приходилось светиться на всяких мероприятиях, но это необходимость. Постепенно Некрасов к этому приходит, у него есть перспективы нормальной хорошей работы.

Началось ли формирование партийных списков "Единой России"?

Идут неофициальные обсуждения в группах, оцениваются возможности в каждой партийной организации. Но системной работы по формированию списков я пока не вижу.

Евгений Борисович, не исключаете возможность того, что Ваша фамилия появится в партийных списках?

Исключаю. В этом нет никакой необходимости. Довольно давно уже говорил, что не пойду в Государственную Думу. Тем более, будучи в Москве, заниматься выборами…

Ну, можно включить в список для рейтинга, но номинально находиться в списке, не имея возможности эффективно заниматься избирательной кампанией, я - категорически против.

Судья по "делу Дикиных" вынес определение в отношении Вас. Вы опротестовали в суде это определение. Как развиваются события?

Естественно был протест, юристы занимаются этим вопросом. В мае, если не перенесут, должно быть рассмотрение в Верховном Суде РФ. Сказать честно, мне некогда уделять этому внимание. Если будет нормальное детальное рассмотрение, то, безусловно, частное определение должно быть отменено.

Независимо от решения суда, я не буду ни прыгать от радости, ни лить слезы. Самое главное, как человек сам себя ощущает. Я уверен, что не сделал ни одного шага, ни полшага, чего-то не правильного в этом деле.

Все новости раздела «Интервью»

Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
29 марта