Интервью

Альтернативы вступлению России в ВТО нет

Альтернативы вступлению России в ВТО нет

На вопросы агентства "НТА-Приволжье" отвечает генеральный директор Торгово-промышленной палаты Нижегородской области, член Совета Общественной палаты Нижегородской области Дмитрий Краснов

Дмитрий Германович, что ожидает российскую и, в частности, нижегородскую экономику, после того как страна вступит во Всемирную торговую организацию (ВТО), с какими негативными последствиями может столкнуться бизнес в данной ситуации, каковы пути решения возникающих проблем?

Альтернативы вступления России в ВТО нет. И тема – вступать или не вступать – на сегодняшний день закрыта. В любом случае, наверное, к концу 2007 года или в следующем году мы станем членами Всемирной торговой организации. Думаю, что начинать обсуждение с негативных последствий – это неправильно, начинать надо с позитива.

Мы должны себе четко представлять, что, кроме того "плача Ярославны", который мы слышим со стороны предпринимателей и промышленников, произойдет очень много положительных изменений, которые мы не можем использовать сегодня. Нужно говорить о том, что мы получим позитивного. На самом деле, мы сможем решить ряд проблем работы на внешних рынках, касающихся поставок наших товаров в Соединенные Штаты и Европейский союз, а также будут сняты ограничения по импорту из этих стран. Вступление России в ВТО откроет выход на данные рынки, которые являются очень большими и перспективными. Необходимо использовать возможности внешних рынков на фоне растущей промышленности России. При всем желании или нежелании мы никаким образом не сможем повлиять на эти процессы – это уже существующие явления, их нужно принять и понять, как нам с этим жить.

Хотя опасения, что вступление России в ВТО, кроме плюсов, имеет и свои минусы, обоснованны. Необходимо говорить о том, что можно сделать сегодня. В настоящее время главной проблемой российского правительства является ревальвация рубля, сейчас рубль укрепляется и очень мощно. Ревальвация рубля – это непростая проблема для наших экспортеров.

Как отразится вступление в ВТО на малом бизнесе

Конечно, вступление в ВТО принесет ряд неприятных последствий, особенно для малого бизнеса. Наши предприятия малого бизнеса еще не стали одной большой составляющей нашей экономики, они до сих пор не имеют четкого и ясного законодательства, обеспечивающего их деятельность. Существующее на данный момент законодательство не позволяет вести малый бизнес с максимальной эффективностью. На мой взгляд, одной из форм поддержки малого бизнеса станет введение патента на его ведение. Человек покупает патент и получает возможность заниматься своим бизнесом, люди сами найдут способы и средства для его развития.

Кроме того, необходимо устранить взимание платы за подключение к инфраструктурным сетям, в частности, к электрическим. Это странно - брать деньги за подключение. За что? Если ставить электроподстанцию, то это понятно. Но взимание денег за подключение провода – нецелесообразно. Это надуманная услуга, которая якобы направлена на развитие РАО "ЕЭС России", которое является акционерным обществом. Пусть РАО "ЕЭС России" само изыскивает средства на развитие сетей.

Чем для экономики Нижегородской области является вступление в ВТО, что необходимо сделать для того, чтобы переход к новой организации экономического процесса был наиболее эффективен?

Нижегородская область отличается от других регионов тем, что у нас нет сырьевых ресурсов. Наши ресурсы – это люди, а наше богатство – интеллектуальный потенциал. В этих условиях мы должны понимать, что при вступлении в ВТО пострадает система машиностроительного комплекса, постольку мы окажемся в условиях жесточайшей конкуренции с мировыми производителями.

Необходимо создавать налоговые преференции на приобретение нового оборудования, что позволило бы предприятиям серьезно обновить станочный парк. Есть необходимость освободить от каких-либо серьезных налогов или предоставить налоговые каникулы предприятиям инновационного характера, поскольку инноватика – это одно из принципиальных направлений развития нашей промышленности. Мы имеем такую фундаментальную науку, что для нас это принципиально важно.

Необходимо обеспечить переход промышленности к кластерному способу реорганизации и развития промышленного производства и, в первую очередь, уделять особое внимание развитию существующих структур, таких как авто-, авиа- и судостроение, вокруг базовых предприятий создавать смежные производства. Причем механизмы взаимоотношения между предприятиями должны основываться на экономической целесообразности сотрудничества.

Пока экономические механизмы не до конца отработаны, коррупционным путем вопросы зачастую решаются проще. Банкротство является инструментом не оздоровления бизнеса, а передела собственности, часто криминальным.

Какова роль кадров в процессе вступления в ВТО?

Нельзя обходить вниманием и такой серьезный аспект, как кадровый вопрос. На самом деле, сегодня нижегородские предприятия должны, наряду с созданием комплекса правил управления кадрами, вводить элементы изменения ментальности людей. Современная система менеджмента кадров предполагает эффективную систему контроля качества и создания для людей надлежащих условий их профессиональной деятельности. А когда люди работают на грязном станке – это не то. Есть предприятия, на которых к этим вопросам относятся серьезно, но в целом менять ментальность работников непросто.

Другая проблема – это отсутствие квалифицированных рабочих кадров. У нас в области 22 тыс. безработных, и потребность в рабочих кадрах на предприятиях составляет около 20 тыс. И зарплата сейчас у рабочих неплохая. Но мы, к сожалению, за постперестроечный период забыли, что рабочая профессия является почетной. И сегодня рабочий не должен стоять с лопатой или киркой, сегодня рабочий должен иметь образование на уровне не ниже техникума, так как на предприятиях теперь используются сложные современные станки с ЧПУ. Конечно, на станках 60-х годов он этому не научится.

Как Нижегородская региональная Общественная палата сможет участвовать в решении данных вопросов?

Эти проблемы касаются всех отраслей и всех видов промышленности, всех людей живущих у нас в области и России. Это входит в компетенцию Общественной палаты. Мы не собираемся подменять каким-то образом органы власти и управления. Наша задача на сегодняшнем этапе – приступить к мониторингу и изучению этой ситуации, привлечь к ней внимание органов власти и управления, экономистов и активных людей для того, чтобы начать готовить какой-то обоснованный, реально подготовленный план, программу действий. Не кричать что все плохо, а готовиться к ситуации.

Пока многие не понимают, что в реальности означает вступление России в ВТО, для этого в районах Нижегородской области планируется провести ряд семинаров, которые будут посвящены данному вопросу, а также будут изложены возможные пути ведения деятельности в новых условиях.

Как вступление в ВТО повлияет на сельское хозяйство региона?

Есть мощные варианты развития сельского хозяйства. Сегодня село может развиваться только за счет переработки. Мы не являемся регионом, где земледелие является высокодоходной деятельностью, а входим в зону так называемого рискового земледелия. Поэтому мы должны понимать, что наша выгода – это взращивание культур, которые будут давать реальную прибыль.

Безусловно, переработка – это тот механизм, который позволит увеличить оборот денег и обеспечить рост добавочной стоимости на реализуемые товары.

Также необходимо уделить особое внимание развитию такой культуры как рапс, из которого можно вырабатывать все более востребованное на мировых рынках биотопливо. Например, Германия, в ближайшие годы намерена перевести 20% автомобилей на биотопливо. Таким образом, рапс становится аналогом нефти. Но для этого необходимо обеспечить ряд мер господдержки для сельхозпредприятий, которые будут культивировать данную культуру.

После того, как Россия станет членом ВТО, предусмотрен некий "переходный период", предполагающий, в частности ряд налоговых преференций для российских предприятий? Что на Ваш взгляд необходимо в это время сделать?

Налоговые преференции должны даваться только для развития производства, для закупки новых технологических цепочек. Если просто создавать налоговые преференции, не указывая, куда их направлять, предприятия не будут вкладываться в развитие, потому что в России пока нет осознания необходимости инвестировать в развитие.

Кроме того, налоговые преференции должны предоставляться для создания и развития инновационных производств.

В настоящее время меняется позиция таможенных органов, они постепенно переориентируются от простого контроля за ввозом в страну на решение задач развития предприятий.

Пока очень медленно меняется политика налоговой службы, хотя они тоже начинают заниматься не только теми предприятиями, которые работают, развиваются и получают прибыль, но и занимаются теми, кто этого делать не хочет. Это очень хороший подход.

Как на Ваш взгляд будет меняться коррупционная емкость отечественной экономики? Будет ли она снижаться при вступлении в ВТО?

Обязательно. Сейчас большая коррупционная емкость обусловлена тем, что правила меняются по ходу пьесы, а законы в ряде случаев имеют обратную силу. Для людей, работающих в бизнесе, важна стабильность. При вступлении в ВТО будет внедряться европейская система учета, которая будет более прозрачной. Будут разрабатываться новые правовые механизмы, правила игры станут стабильными.

После вступления в ВТО Россия станет другой страной с точки зрения организации экономики.

Все новости раздела «Интервью»

Аналитика
Интервью
Комментарии
06 Декабря