Интервью

Мы ждем от Молодежного парламента не популистских заявлений, а конструктивных предложений

Мы ждем от Молодежного парламента не популистских заявлений, а конструктивных предложений
На вопросы агентства "НТА-Приволжье" отвечает председатель Законодательного собрания Нижегородской области Виктор Лунин

Виктор Николаевич, нам стало известно, что Законодательное собрание планирует создание музейно-выставочного комплекса. Что это будет за музей?

В 2009 году Законодательному собранию Нижегородской области исполняется 15 лет. Это не только юбилей, но и важное политическое событие, подведение определенных итогов работы по созданию и совершенствованию регионального законодательства.

Действительно, мы хотим создать музей представительных органов власти Нижегородской области, ведь в Нижегородской губернии и Нижнем Новгороде земство исчисляется с давних времен, его история уходит далеко в прошлое. Думаю, что нам удастся собрать очень интересную, отчасти уникальную экспозицию. Музей будет располагаться в холле второго этажа, и открыт для всех посетителей Законодательного собрания. Концепцию экспозиции мы разрабатывали совместно с литературно-мемориальным музеем Н.А.Добролюбова. Она будет состоять из нескольких частей, и периодически мы будем ее обновлять.

Я вообще к музейному делу неравнодушен. Когда работал в Сбербанке, была идея создать музей в первой сберкассе Нижнего Новгорода, которая размещалась на улице Варварской в деревянном здании напротив театрального училища. Была идея создать там экспозицию по истории становления и развития банковского дела на нижегородской земле.

Что помешало осуществить задуманное?

Здание историческое, сделано из досок, которые не распилены, а вытесаны топором. Комитет по охране памятников выдвинул требование, чтобы при реставрации здания применялась именно эта технология. А есть ли вообще сейчас люди, готовые сделать из цельного дерева доску, это же какой труд? Я немного понимаю, что такое работать лесорубом, работал в свое время. Одним словом, проект получился слишком дорогим с точки зрения денежных затрат.

Депутатами Государственной думы последнего созыва стали сразу три депутата Законодательного собрания области. Как сейчас складываются с ними взаимоотношения?

Замечательно. Во-первых, они у нас часто бывают, приходят на пленарные заседания. Во-вторых, при губернаторе области есть постоянно действующее рабочее совещание с депутатами Госдумы, представителями правительства и Законодательного собрания.

В целом, мы исходим из того, что все десять депутатов от Нижегородской области должны отстаивать интересы региона и быть ориентированными на решение конкретных проблем. Некоторые инициативы мы оформляем совместно. А бывает и так, что передаем условную "пальму первенства" тому или иному депутату. Для меня как председателя Законодательного собрания не имеет значения, кто инициативу подал, мне важен результат. Если инициатива оформляется на депутата Госдумы, тогда быстрее решаются многие процедурные вопросы.

Знаете, если человек прошел Земское собрание, Законодательное собрание и пришел в Москву, то не понаслышке знает жизнь региона изнутри. Безусловно, тот опыт, который здесь получил, например, Роман Антонов, работая в комитете по бюджету и налогам, потом в ранге заместителя председателя Законодательного собрания, помогает ему в работе члена комитета по бюджету в Госдуме. Его уже на мякине не проведешь, то же касается и других наших коллег депутатов.

Законодательное собрание стало уже своеобразной кузницей кадров. Председатель комитета по жилищной политике и градостроительству Александр Сериков недавно был назначен руководителем первой общественной приемной председателя партии "Единая Россия" Владимира Путина, открытой в Нижнем Новгороде. С чем связано назначение Серикова на эту должность?

У нас были консультации по этому вопросу с представителями комиссии президиума генсовета "Единой России" по работе с обращениями граждан. Мне был задан прямой вопрос: "Кто из депутатов мог бы возглавить общественную приемную, желательно в ранге председателя одного из комитетов?". Я назвал четыре кандидатуры - Вячеслав Лазарев, Александр Сериков, Валерий Осокин, Дмитрий Малухин. Знаю, что с каждым из них были встречи, в итоге выбор был сделан в пользу Александра Алексеевича Серикова.

Насколько высока вероятность того, что секретарем политсовета регионального отделения "Единой России" также станет депутат Законодательного собрания?

В настоящее время кандидатура секретаря политсовета рассматривается в Москве. Я бы не хотел раньше времени называть фамилии или оценивать шансы кандидатов. Могу только сказать, что это люди достойные и обладающие заслуженным авторитетом.

12 октября прошли довыборы в Законодательное собрание по Семеновскому избирательному округу. Как Вы оцениваете избрание депутатом начальника Горьковской железной дороги Сергея Козырева?

Сергей Козырев, вне всякого сомнения, усилит депутатский корпус. Его выдвижение от НРО "Единой России" было сильным и правильным решением. Горьковская железная дорога объединяет почти два десятка регионов и начальник ГЖД регулярно общается с руководителями этих субъектов, руководителями федеральных структур. Эти знания не академические, а практические, основанные на колоссальном объеме информации, которую по роду деятельности приходится обобщать и анализировать. Когда такие люди задают вопрос, то это, что называется "не в бровь, а в глаз".

Начальники ГЖД всегда были депутатами Законодательного собрания. Вспомним Омари Шарадзе, Хасяна Зябирова. Для Сергея Козырева обязанности депутата также не будут в новинку, он избирался депутатом Московской областной думы. Конечно, как руководитель дороги он отвечает за весь комплекс работ, но как депутат может способствовать тому, что ряд вопросов в Семеновском округе будет решен чуть пораньше.

На довыборы по Семеновскому округу своих кандидатов выдвинули также КПРФ и ЛДПР, а "Справедливая Россия" отказалась от участия в выборах, объяснив это тем, что за оставшееся время депутат не успеет многого сделать. Как Вы прокомментируете это?

Думаю, что они просто испугались. Не смогли найти достойную кандидатуру, а любой проигрыш на выборах - это удар по самолюбию.

Полномочия депутатов нынешнего созыва заканчиваются через 2,5 года. Много это или мало? Знаете, для одного человека достаточно и года, чтобы помочь своим избирателям реальными делами, другому и пяти лет не хватит, он в округе не появляется. Поэтому когда человек говорит, что депутат ничего не успеет сделать, это неправда, пустая отговорка.

Проект по созданию Молодежного парламента вышел на финишную прямую. До этого в течение нескольких лет велись лишь разговоры, консультации. Таким образом, появление Молодежного парламента стало проявлением чьей-то политической воли, чьей?

Я с большим удовлетворением отмечаю, что нашел единомышленников по этому вопросу и в Законодательном собрании и в правительстве Нижегородской области. Совместными усилиями нам удалось реализовать этот проект. В конце октября состоится первое заседание Молодежного парламента, будут сформированы его руководящие органы, комитеты и так далее.

В последнее время с молодежью работали по остаточному принципу, факультативно. Но государство должно координировать работу с молодежью, это очень большая и сложная задача. Если посмотреть на советский период, то там были и пионерская организация, и комсомол. В этих организациях было очень много хорошего, все это нужно взять на вооружение.

Задача, которую мы ставим перед Молодежным парламентом, – определять, давать предложения, что же нужно современной молодежи от федеральной, региональной, местной власти. Какие проблемы стоят наиболее остро и что необходимо для их решения. В целом мы ждем от Молодежного парламента не популистских заявлений, а конструктивных предложений, к которым намерены самым серьезным образом прислушиваться.

А к обсуждению бюджета их допустите?

А кто сейчас мешает этим заниматься? У нас бюджет публичный. Он обсуждается и на правительстве, и с главами местного самоуправления и в трудовых коллективах. У нас бюджет везде обсуждается.

Как Вы оцениваете принятый в первом чтении бюджет области на 2009 год?

Очень положительно. И дело даже не в его показателях – доходы и расходы на уровне 100 млрд. рублей. Меня часто спрашивают: "Насколько социально ориентированным является бюджет?" Могу с полной ответственностью сказать - бюджет Нижегородской области на 100% социально ориентированный. Могу с карандашом в руке это показать по каждой статье. Строительство дорог. Это не социальная ориентация бюджета? Содержание любой поликлиники, тепло, медикаменты, зарплата врачам, поддержка вложений денег в коммунальные сети, строительство жилья для молодых специалистов. Это не социальная ориентация?

При обсуждении бюджета достаточно активно велась дискуссия по поводу расходов на агропромышленный комплекс. Председатель профильного комитета Николай Шкилев предлагал дополнительно направить на эти цели 1 млрд. рублей из областного бюджета. В какой степени проблемы сельского хозяйства могут решаться на уровне региона, а в какой – на уровне федерального центра?

Когда год назад подняли цены на молоко, какая была волна возмущения! Если сельхозпроизводители поднимают цены на свою продукцию – зерно, мясо, молоко, овощи - все очень остро реагируют на это. А когда растут цены на электроэнергию, например, такой реакции не наблюдается. Руководители Вачского района мне на встрече недавно жаловались, что цена на электроэнергию с 1 января выросла в 2,4 раза! Это и есть проблема федерального масштаба.

Затраты на энергетику, ГСМ, удобрения, сельскохозяйственную технику являются значительными составляющими в себестоимости сельхозпродукции. У нас есть лимиты электроэнергии, которые регулируются государством, а есть лимиты, которые не регулируются. Регулируемая часть потихонечку сворачивается, поэтому в целом стоимость электроэнергии для производителя повышается в разы. То же самое можно говорить про "горючку", про технику и удобрения.

Как решить эту проблему?

Необходимо компенсировать удорожание затрат сельхозпроизводителям. Это задача федеральная. С регионального уровня такое резкое подорожание мы не можем компенсировать, нам дай Бог справиться с известкованием и фосфоритованием кислых почв, помочь в приобретении элитных семян или племенных животных. С моей точки зрения, необходимо разделить функции федерального и регионального бюджетов в этой сфере, и тогда дело бы пошло лучше.

На селе люди очень трудолюбивые, но когда у тебя каждый день бой за урожай, очень сложно отслеживать конъюнктуру рынка, анализировать динамику цен на горюче-смазочные материалы, запчасти, технику, удобрения, отслеживать движение кредитных ресурсов. Времени физически не хватает.

Сельхозпроизводителям нужно помогать, и это делают во всем мире. У нас в 90-годы бытовало мнение, что рынок самостоятельно все отрегулирует, выправит, до сих пор некоторые горячие головы так говорят, это наивно.

Приближается дата вашего юбилея, есть повод подвести некоторые предварительные итоги того, что сделано на посту руководителя Законодательного собрания, определить ближайшие задачи.

Первое. Я горжусь тем, что меня окружают очень талантливые коллеги-депутаты, с которыми мне не только приятно работать, но даже спорить по разным вопросам доставляет огромное удовольствие. Это люди, которые очень хорошо представляют, кто есть кто, и что есть что.

Второе. Аппарат Законодательного собрания – это высококвалифицированные и ответственные специалисты, которые помогают нам, депутатам в подготовке законопроектов, дают информацию, как обстоят дела в других регионах, чтобы не торить уже проложенную дорогу, а использовать лучший опыт и наработки.

Благодаря этому все новые начинания находят понимание и поддержку, будь то создание Молодежного парламента или мониторинг законодательства. Очень горжусь тем, что мы создаем для правительства, для муниципальных органов, для трудовых коллективов, для населения совершенную правовую базу.

Среди важнейших законов, принятых в последнее время я бы отметил законы "О жилищной политике в Нижегородской области", "О государственном надзоре в сфере благоустройства", "О ветеранах труда", целый комплекс законов, направленных на охрану окружающей среды и улучшение экологической обстановки. На подходе законы "Об охране жизни и здоровья граждан", "О государственной поддержке малого и среднего бизнеса", "Об энергосбережении", "О продовольственной безопасности".

Можно ли говорить о том, что жизнь в области меняется к лучшему?

Это действительно так. Может быть не самый масштабный, но очень жизненный пример. В свое время много было споров относительно строительства в районах области физкультурно-оздоровительных комплексов. Первый же ФОК, построенный в Сергаче, доказал правильность этой программы. Сейчас там ежедневно занимаются около тысячи человек, и взрослые и дети. Между прочим, там и преступность вниз пошла, это взаимосвязанные, с моей точки зрения, вещи. Состояние души, здоровья, также рублем не измеришь – это просто иное качество жизни.

Так же как и благоустройство. На улицах наших городов и поселков стало значительно чище, а чистота – основа всей культуры. Мы этим летом проводили в Павловском районе эксперимент и из средств фонда поддержки развития территории организовали труд детей по благоустройству. Платили небольшие деньги – 60 рублей в день. Теперь они когда видят, что их сверстники пытаются что-то сломать-поцарапать, то уже говорят: "Послушай, я тут трудился не для того, чтобы ты безобразничал!". Понимаете, дети, которые навели красоту на улицах, стали беречь чистоту и призывать своих сверстников делать то же самое. Это здорово.

Все новости раздела «Интервью»

Аналитика
Интервью
Комментарии
27 Мая