Интервью

Нижегородское медиасообщество достаточно профессионально, но, все-таки, главный судья здесь потребитель, именно он голосует рублем или кнопкой на пульте.

Нижегородское медиасообщество достаточно профессионально, но, все-таки, главный судья здесь потребитель, именно он голосует  рублем или кнопкой на пульте.

Чем занимается министерство информационных технологий, связи и СМИ?

В сентябре 2010 года губернатором Нижегородской области было принято решение о создании министерства информационных технологий, связи и СМИ. Оно создано на базе нескольких существовавших раньше структур – управления информатизации, пресс-службы Правительства и сектора связи в департаменте транспорта.

Есть целый ряд аргументов в пользу этого решения. Во-первых, министр, как член Правительства, имеет несколько больше возможностей, чтобы проводить определенные решения на региональном уровне. Во-вторых, министерство, как орган исполнительной власти, имеет больше самостоятельности, а, значит, более оперативен в принятии собственных решений по регулированию сферы деятельности. Кроме того, консолидация ресурсов в одной структуре позволит эффективнее распоряжаться бюджетными средствами и формировать единую инфраструктуру. Так, например, раньше все региональные министерства самостоятельно планировали работу и заказывали услуги по подключению к сети Интернета у разных провайдеров, по разным ценам; разрозненно приобретали программные продукты. При централизованной закупке таких услуг, программного обеспечения затраты могут быть ниже Одна из главных задач министерства - формирование единой политики информатизации для всех органов исполнительной власти Нижегородской области.

Что подразумевается под понятием "электронное правительство"?

Когда говорят про "электронное правительство", то чаще всего имеют в виду процедуры оказания госсуслуг, то есть всего того, что касается общения власти с гражданами и юридическими лицами, а также предоставление услуг как результата действия власти. На самом деле, в понятие "электронного правительства" входит все, что касается работы органов госвласти и использования новых технологий (электронный документооборот, системы межведомственного взаимодействия, позволяющие органам власти оперативно обмениваться друг с другом той или иной информацией, сайты и порталы органов исполнительной власти, системы планирования работы, сервисы, связанные с размещением госзаказа). Условно его можно разделить на два контура: внутренний (организация работы внутри органов власти) и внешний.

В Нижегородской области уже несколько лет существует система электронного документооборота практически по всем основным направлениям: регистрация документов, их хранение в электронном виде, обмен документами между органами исполнительной власти, электронная система согласования - распоряжения, постановления правительства, нормативные акты губернатора сегодня в оперативном режиме рассылаются всем участникам процесса. У большинства чиновников есть своя электронная подпись. Однако есть еще над чем работать - часть документов дублируется в бумажном виде. Это связано, прежде всего, с отсутствием федерального законодательства по электронной подписи. На законодательном уровне значимость электронной подписи четко не закреплена и это не позволяет в полной мере использовать все возможности электронного документооборота.

В Иркутской области создается система информирования населения о формировании платежей за жилищно-коммунальные услуги. Информация о тарифах и о том, как и из чего формируется квитанция об оплате коммунальных услуг, доступна на специальном сайте. Планируется ли в рамках проекта "электронного правительства" в Нижегородской области создать подобную систему?

Во многих городах страны при участии органов местного самоуправления организовывались подобные системы. Делалось это на площадках муниципальных предприятий. В Нижегородской области есть несколько подобных примеров. Так, по инициативе министерства ЖКХ и ТЭК разрабатывался похожий продукт. Кроме того, есть сервисы, которые разрабатывали и внедряли коммерческие компании, и они функционируют в нескольких муниципалитетах области.

По сравнению с другими регионами в Нижегородской области достаточно неплохой состав услуг, которые уже переведены в электронный вид. На портале госуслуг представлен сервис, благодаря которому нижегородцы могут сообщить о какой-либо проблеме в системе ЖКХ. Человек заходит, заполняет определенную форму и описывает проблему, с которой он столкнулся. Информация автоматически уходит в соответствующие компетентные органы – в министерство ЖКХ, управляющую компанию, муниципалитет, а человек получает некий ключ, с помощью которого он впоследствии может отслеживать прохождение своей заявки. Сейчас мы пытаемся в тестовом режиме на этом примере проработать технологию, и потом на портале появится целая серия услуг подобного вида.

Во время визита в Финляндию Вы ознакомились с разработками финских компаний "Tieto Oy" и "QPR Software". Будет ли нижегородское правительство использовать технологии этих компаний для создания электронного правительства?

Компании, с которыми мы общались в Финляндии, довольно крупные и известные, и у них действительно есть интересные разработки. Не исключено, что их программные продукты будут применяться в развитии "электронного правительства" в Нижегородской области. Например, у компаний "QPR Software" есть положительный опыт работы с российскими регионами, в частности – с Самарской областью и городом Москвой; их пакеты используют две трети муниципалитетов Финляндии. Предлагаемые решения очень эффективны, а самое главное это то, что они используются централизованно и адаптированы для России. Что касается другой компании - "Tieto Oy", то мы ждём их представителя на Международном IT-форуме, который состоится в регионе в апреле. Планируется также изучить предлагаемые продукты более подробно с точки зрения их возможного применения в Нижегородской области. В целом должен сказать, что мне очень понравилось отношение финских коллег. В Нижегородской области они видят крепкого партнера, и у них большое желание сотрудничать с нашим регионом.

Есть ли в Нижегородской области программа развития информационных технологий? Каковы ее основные направления и сроки реализации?

С 2012 года мы запустим новую программу "Развитие информационного общества в Нижегородской области", которая сейчас разрабатывается министерством и в апреле будет внесена на рассмотрение в правительство Нижегородской области. Один из серьезных акцентов этой программы – консолидация усилий по формированию инфраструктуры. Что мы имеем сегодня? Объем финансирования программы информатизации Нижегородской области в 2010 году составил меньше 30 млн. рублей, и это вызывает определенное недоумение у специалистов. Причем, 13,5 млн. рублей из этих средств в сентябре 2010 года Нижегородская область получили из федерального бюджета. Это копейки. При этом реальный объем финансирования данных мероприятий в разы больше, но он идет по линии наших коллег из других министерств. Кроме того, в программу дополнительно войдут такие направления, как создание Универсальной электронной карты, геоинформационных систем, сети многофункциональных центров.

Насколько готова Нижегородская область к введению в 2012 году универсальных электронных карт? Стоимость реализации этого проекта? Насколько будут защищены персональные данные граждан в случае введение электронной карты?

Нет ничего абсолютно безопасного. При этом сегодня практически нет людей, которые не пользуются банковскими пластиковыми картами. Универсальная карта – это, по сути, тот же самый инструмент, с теми же средствами защиты, которые позволяют на технологическом уровне защитить информацию. Кроме того, универсальная карта не будет хранить информацию непосредственно на себе. На ней будет определенная закодированная информация о носителе, и карта будет неким ключом, который позволит получить доступ к информации, хранящейся в ведомственных базах. С 1 июля вступает в силу закон, который ограничивает органы государственной власти в запросе дополнительной информации с граждан, если она уже есть в другом органе. Это серьёзный стимул для развития IT-технологий.

Отмечу, что в Нижегородской области для введения электронной карты приняты необходимые организационные решения, создана соответствующая группа во главе с вице-губернатором, в бюджете заложены соответсвующие средства для начала работы. В конце прошлого года мы создали государственное учреждение - Центр информационных технологий Нижегородской области, которое наделили полномочиями работы с универсальной картой.

В первую очередь нас сегодня ограничивает отсутствие технических требований к универсальной карте. По инициативе Правительства РФ была создана федеральная управляющая компания ОАО "Универсальная электронная карта", и ей было дано поручение сформировать набор требований к самой карте, требования к инфраструктуре, требования к банкам - участникам процесса. Эти требования должны быть утверждены Правительством РФ. При этом региональные власти должны строго руководствоваться этими требованиями, так как создается единая федеральная универсальная карта, правда с региональными особенностями, но в первую очередь – федеральная. Законодательно установлены довольно жесткие сроки – с 1 января 2012 года каждый желающий должен иметь возможность получить эту карту.

Планируется ли оборудовать областной транспорт, в том числе и используемый в ЖКХ системой ГЛОНАСС?

У нас уже есть такой опыт. На территории Нижнего Новгорода две службы управления городским транспортом используют технологию GPS/Глонасс для мониторинга за автотранспортом – это и пассажирский транспорт и коммунальная техника, всего около 3 тыс. единиц техники оборудовано соответствующими приборами.

На днях мы получили проект типовой региональной программы по использованию результатов космической деятельности и сейчас приступили к разработке проекта соответствующей программы для Нижегородской области.

Расскажите о программе развертывания цифрового телевидения в Нижегородской области. Каковы этапы, сроки и объемы ее реализации?

Было очень активное обсуждение этой программы. Но средств в бюджете на реализацию мероприятий данной программы предусмотрено не было. В результате было принято решение, что в 2011 году такой программы не будет, ее принятие отложили. Потом, в ходе обсуждения было принято решение, что развертывание цифрового вещания ближе к коммерческому проекту и в настоящее время региональный ОРТПЦ взял на себя поиск инвестора, чтобы сделать это проектом с привлеченными внебюджетными ресурсами.

В сентябре 2010 года Вы заявили, что считаете неэффективной схему финансирования региональных издательств и телекомпаний, которые получают бюджетную поддержку. В чем это выражается?

Я действительно высказывался об этом. Неэффективность, по моему мнению, заключается в том, что государственным СМИ средства выделяются без учета результатов работы. По сути, это некое сметное финансирование: смог доказать необходимую численность людей, техники и выпуск определенного тиража – получил определенные деньги. На мой взгляд, основной оценкой работы СМИ как раз должна являться аудитория. Для органов госвласти ценность СМИ заключается не просто в их наличии, а в возможности донести определенную информацию. Средство массовой информации должно охватывать максимальное количество участников, а государство должно финансировать его в зависимости от этого вклада.

Нужны некие механизмы оценки результативности работы СМИ. Мы все равно со временем придем к тому, что финансирование государственных СМИ будет осуществляться в соответствии с их вкладом в достижение поставленных целей. Все остальное должно быть их заработком. Государство не должно оплачивать просто существование того или иного издания.

Когда и на каких условиях произойдет объединение телекомпаний ННТВ и "Кремль"?

Действительно, это тема недавно стала "горячей", возможно, потому, что была неправильно понята, хотя в том или ином виде поднималась уже неоднократно. Решение о том, кто будет "старшим", кто второстепенным, кто в кого вольется, сколько людей сократится, либо, наоборот, добавится, пока нет. главное в том, что обе компании государственные. У одной компании одни плюсы, у другой – другие. На мой взгляд, будет логично, если и финансы, и команда, и оборудование будут объединены для решения одной общей задачи. Главное сейчас – сделать это наиболее эффективно, чтобы не потерять людей, аудиторию, успешные проекты. То или иное решение о судьбе телекомпаний будет принято, я думаю, в апреле. Решение будет совместное и взвешенное, обязательно с учетом мнения коллективов обеих компаний.

Как Вы оцениваете медиарынок Нижегородской области?

Все познается в сравнении. Если сравнивать с Москвой – то наш медиарынок слабее, а если сравнивать, например, с Югрой (мне это проще, так как я родом оттуда) то он здесь несколько богаче. И это объективно – больше аудитория, больше плотность населения, больше потребность в информации и рекламе, больше возможностей для заработка, а значит сильнее конкуренция и, следовательно, выше качество.

В этих условиях работают и коммерческие, и бюджетные СМИ, но бюджетные имеют как преимущества (гарантированное финансирование), так и дополнительные обязательства перед учредителями.

На мой взгляд, Нижегородское медиасообщество достаточно профессионально, даже в сравнении с нашими столицами, недостатка в информации нет, в выборах способа ее получения – тоже, но, все-таки, главный судья здесь потребитель, именно он голосует рублем или кнопкой на пульте.

Все новости раздела «Интервью»

Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
16 апреля