Интервью

Областной бюджет на 2012 год сформирован солидный, он решает многие серьезные социальные вопросы

Областной бюджет на 2012 год сформирован солидный, он решает многие серьезные социальные вопросы
Владимир Александрович, начнем с недавно принятых изменений в закон о госдолге. Госдолг Нижегородской области увеличен до 65%. Чем опасно это для региона? Каков объем госдолга на сегодняшний день, и когда правительство сможет его погасить?

Если сравнивать с другими регионами, которые берут кредиты под 10%, мы кредитуемся ниже ставки Центробанка – всего под 5,8% годовых. Только в этом году мы сэкономили порядка 800 млн. на обслуживание госдолга. Если сравнивать с нашими соседями, то долг Татарстана, например, составляет 98-99%, и в ПФО ни у кого уровня ниже 78% нет.

Госдолг на 2012 год мы предлагаем вырастить от 8 до 10 млрд. рублей, в зависимости от исполнения доходной части бюджета на сумму того дефицита, который мы закладываем. Но мы не выходим за рамки бюджетного кодекса, и предельный госдолг по нормативам у нас не нарушается. Я считаю, что главный вопрос не в том, сколько занимать, а в том, на что идут заемные деньги. Если все расходы будут направлены на структуру содержания, тогда это плохо, а если есть статья на развитие экономики и качества жизни, тогда это совсем другая картина. Мы более 5 млрд. направляем на преференции нашим промышленным и сельскохозяйственным предприятиям. Мы можем этого и не делать, но мы должны думать о перспективе, потому что если будет вторая волна кризиса, то наши предприятия будут конкурентоспособными, и вместо сокращения принесут еще больше доходов.

Второе – это создание дорожного фонда. На него мы направляем более 17 млрд. рублей, из них на дороги - 9 млрд, а на строительство других дорожных объектов - 8 млрд. рублей. Если бы мы сегодня не строили эти объекты, а перенесли бы их реализацию на будущий год, то их стоимость с учетом инфляции выросла бы, соответственно, затраты на них были бы гораздо больше.

Можно было бы поступать, как поступали раньше, в 2004 году и начале 2005 года. Тогда бюджет принимался с учетом больших ожидаемых доходов. Можно взять и приписать себе на 5 млрд. рублей больше и не выполнить, что и делалось регулярно из года в год. Также расходы были занижены, вместо 90 млрд. прописывали 85 млрд. рублей. Давайте вспомним, что было в те годы: не платили коммунальные расходы, люди воевали с "Нижновжэнерго", зарплата задерживалась, учителя бастовали. Эти долги никуда не делись. Дефицит бюджета маленький, а кредиторская задолженность – огромная, и мы обязательно ее вернем. Если бы у людей, которые дают нам деньги, хоть на секунду было бы сомнение, что мы не сможем их вернуть, тогда мы бы не смогли их занять.

Вспомните, в 2004 году Нижегородская область решала вопрос долгов по Еврозайму – это был скрытый дефицит. Область выступала гарантом, и тогда никто не хотел давать денег. Нам пришлось подключать правительство РФ, и под давлением федерального центра, Минфин России и Сбербанк частично покрыли этот долг. Даже, когда губернатор Шанцев пришел к руководству областью, мы частично возвращали этот заем, хотя его на бумаге не было.

Нижегородское правительство внесло проект облбюджета-2012 в Заксобрание. Дефицит облбюджета прогнозируется в объеме 10 млрд. рублей. Аналогичный вопрос — сможет ли правительство хотя бы уменьшить дефицит и когда?

Дефицит мы уже уменьшили на миллиард по сравнению с 2011 годом. В среднесрочном плане заложено снижение в 2013 году до 4,5 млрд., а в 2014 году - до 2,5 млрд., а также снижение госдолга до 50%.

Бюджетным кодексом предусмотрен дефицит до 15% от собственных доходов. Наш дефицит составляет 12%. Это безопасная цифра. Покрывать дефицит мы будем так же, как госдолг. Это выпуск облигационного займа на 8 млрд. и привлечение кредитов вышестоящего бюджета - не менее 3 млрд.

Назовите основные расходные статьи облбюджета на 2012 год, в чем особенность бюджета будущего года?

По доходам бюджет составляет почти 94 млрд, по расходам - почти 104 и заложен дефицит 9,8 млрд. Если сравнить темпы роста с 2011 годом, это 115 процентов по доходам. Если взять бюджет 2005 года, это рост в 3,5 раза. Область за последние 6 лет нарастила с 26 до почти 100 млрд. собственных доходных источников. Бюджет солидный, решает многие серьезные социальные вопросы.

С каждым годом мы увеличиваем средства, направляемые на развитие социальной сферы. 70% доходов, а это почти 70 млрд. рублей будут направлены на социальные нужды. Из них почти 24 млрд. - это содержание 750 бюджетных учреждений - здравоохранение, образование, соцполитика. На соцвыплаты, а их у нас более 80-ти, будет направлено почти 17,5 млрд. Это пособия труженикам тыла, детям-сиротам, чернобыльцам, пенсионерам, ветеранам войны. Все пособия проиндексированы. Также это повышение заработной платы. На это предусмотрено почти 4 миллиарда. С 1 сентября 2011 года на 30% учителям, с 1 октября 2011 года на 6,5% работникам остальных учреждений социальной сферы, с 1 сентября 2012 года на 30% педагогическим работникам детских домов и с 1 октября 2012 года на 20% всем работникам учреждений дошкольного и дополнительного образования. Суммы колоссальные.

Минрегионразвития РФ признал пилотным проект среднесрочной программы развития Нижегородской области до 2015 года. Каковы основные направления и ожидаемые результаты этой программы? На что правительство обратит особое внимание в ближайшие годы?

Программа социально-экономического развития Нижегородской области на период до 2015 года подготовлена в целях реализации Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года. Она направлена на достижение главной цели Стратегии развития - обеспечение уровня благосостояния и стандартов качества жизни населения Нижегородской области.

В программу включены областные целевые программы, федеральные целевые программы, крупные инвестиционные проекты и основные нормативно-правовые акты, планируемые к реализации до 2015 года на территории Нижегородской области. В программу вошли 58 областных и 16 федеральных целевых программ.

В 2012-2015 годах финансирование мероприятий программы за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников будет составлять более 200 млрд. рублей ежегодно (ОЦП, ВЦП, ФЦП, ФАИП, привлеченные частные инвестиции).

Основными результатами реализации программы станут рост к 2015 году объема валового регионального продукта на душу населения в 2,2 раза от уровня 2010 года, рост инвестиций в основной капитал в 2,2 раза, рост среднедушевых денежных доходов в 2 раза, а также создание не менее 20 тыс. новых рабочих мест.

Назовите сроки переноса свинокомплекса "Ильиногорский"? В какой район его планируется перенести, что будет построено в Володарском районе на месте свинокомплекса?

Закрытие этого комбината планировалось уже давно. Его владельцы продали компанию. Он не соответствует сегодняшним требованиям и нормам ГОСТа. Комплекс располагался внутри поселка 37 лет, такое предприятие не может работать так долго на одном месте. Африканская чума явилась еще одним подтверждением, что нужно выводить эту проблему за санитарные зоны.

Пока сокращения работников очень небольшие. В ряде в СМИ появилась информация о том, что Ильиногорский комбинат прекратит свое существование уже с 1 декабря. Но это не так. У нас даже нет холодильников для того, чтобы сохранить столько мяса в случае его закрытия.

Сейчас обсуждается предложение о том, чтобы разместить новое предприятие на юге области на территории трех районов, так как по сегодняшним требованиям все цеха должны быть разделены. Всем желающим будет предложено переехать туда. Им будет предоставлено жилье с рассрочкой до 15 лет.

Также принято решение о строительстве на территории Володарского района комплекса по выращиванию индейки. Руководитель этого предприятия готов принять к себе работников Ильиногорского мясокомбината.

Мы готовы помогать в решении этого вопроса, и совместно с Минсельхозом разрабатываем проект, согласно которому, люди смогут переехать в новое место жительства и работать на новом предприятии. Еще раз говорю о том, что жилье им будет предоставлено в рассрочку на 10-15 лет. Сегодня, я пока не могу сказать точно по срокам, когда это будет.

После освобождения свинокомплекса, там будут размещены новые рабочие места. Сам мясокомбинат останется на месте, также останутся комбикормовые комплексы и все коммунальное хозяйство. Оттуда будут выведены только сами свинофермы.

Облправительство поддерживает отрасли инновационного производства. Каков объем средств, выделенных на поддержку инновационного производства в 2011 году? Какие производства развиваются наиболее успешно?

Под "коренной модернизацией" предприятий мы подразумеваем не просто замену старого, изношенного оборудования на современное. Это и строительство новых производств, полностью основанных на инновационных разработках, и работа с персоналом промышленных предприятий.

Что касается поиска инвестиций на мероприятия по модернизации и их источников, то это – прерогатива собственников предприятий. Наша же функция как государственного органа заключается в создании условий, которые максимально способствуют техническому перевооружению и модернизации промышленной деятельности, а также стимулируют руководителей и собственников предприятий внедрять инновации, наукоемкие, ресурсосберегающие технологии.

В рамках Стратегии развития области до 2020 года в регионе принята программа развития промышленности Нижегородской области. Ее суть – систематизация и усовершенствование мер по финансовой господдержке предприятий и организаций. В первую очередь, мы направляем деньги в виде субсидий предприятиям, реализующим приоритетные инновационные проекты. Общий бюджет этого направления в 2011 году составляет 4,2 млрд. рублей, что в 14 раз больше уровня прошлого года. Кроме того, мы понимаем, что практики без теории не существует. Поэтому правительство области финансирует научные проекты, как основу для будущих технологических разработок.

Также на финансовую господдержку имеют право организации, обновляющие оборудование. Начиная с 2010 года, мы возмещаем часть процентной ставки за пользование кредитами коммерческих банков предприятиям, осуществляющим техническое перевооружение основных средств. Для того чтобы получить право на компенсацию, организация должна отвечать ряду условий – производить и реализовывать собственную продукцию, иметь собственные средства производства, состоять на налоговом учете и быть зарегистрированной в соответствии с действующим законодательством на территории Нижегородской области. Лишаются права на возмещение части процентной ставки предприятия, имеющие задолженность по заработной плате и налоговым платежам, а также выплачивающие своим сотрудникам зарплату ниже двух величин прожиточного минимума.

В октябре планировалось запустить канатную дорогу Н.Новгород-Бор в пуско-наладочном режиме. В какой стадии находятся работы по строительству канатной дороги, каковы сроки введения ее в эксплуатацию?

В данный момент идут работы по монтажу кабеля связи, который соединит две станции канатной дороги, а также осуществляется регулировка оборудования. Мы не форсируем ход работ, потому что речь здесь идет о безопасности людей.

Общая сумма вложений в строительство канатной подвесной дороги – 800 млн. рублей.

По канатной дороге длиной 3,6 тыс. метров будут курсировать 56 комфортабельных 8-местных кабин, что обеспечит максимальную пропускную способность в тысячу человек в час. Волжский мост перегружен. В связи с этим, люди испытывают большие неудобства, особенно в зимний период. Иногда дорога на работу занимает у них 1,5 – 2 часа. По канатной дороге путь займет не больше 12-15 минут. Что касается стоимости проезда, то она будет не выше, чем на других видах междугороднего общественного транспорта.

Сейчас с уверенностью можно сказать, что ничто не помешает нам запустить канатную дорогу в эксплуатацию до конца этого года.



Все новости раздела «Интервью»

Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
28 марта