Интервью

2011 год прошел ровно, но мы подготовились к рывку

2011 год прошел ровно, но мы подготовились к рывку

Олег Александрович, каковы планы городской администрации по организации движения пассажирского автотранспорта в Нижнем Новгороде? Изменится ли стоимость проезда в автобусах и троллейбусах в 2012 году?

По федеральному закону вопросы организации общественного транспорта являются обязанностью муниципалитета. С 2012 года за счет средств бюджета города будет финансироваться не только электро-, но и автотранспорт. "Нижегородпассажиравтотранс" передан в ведение муниципалитета с 1 января 2012 года. Этот вопрос давно должен был быть решен, но отношения между областным правительством и городской властью складывались таким образом, что до сегодняшнего момента он откладывался.  

Что изменится в связи с принятием "Нижегородпассажиравтотранса"? Справится ли городской бюджет с финансированием данного предприятия?

Вопрос передачи "Нижегородпассажиравтотранса" из областной собственности в муниципальную является непростым решением для городского хозяйства - это достаточно серьезная нагрузка на городской бюджет. У предприятия было много долгов. Около 900 млн. рублей задолженности было погашено из областного бюджета до передачи предприятия в муниципальную собственность. На баланс города предприятие принято с кредиторской задолженностью в размере около 250 млн. рублей - это долги по текущим расходам, таким, как топливо и запчасти,  долги по заработной плате перед работниками. На покрытие убытков предприятий пассажирского транспорта в бюджете предусмотрено 840,2 млн. руб. Для социальной поддержки отдельных категорий граждан  предусмотрена реализация льготных месячных проездных билетов и единых социальных проездных билетов.

Как изменится теперь система общественного транспорта в Нижнем Новгороде и не повысится ли стоимость проезда?

Главный плюс передачи "Нижегородпассажиравтотранса" в муниципалитет то, что теперь весь общественный транспорт будет находиться в одних руках. Это поможет сделать его максимально эффективным. Вся система общественного транспорта должна быть выстроена так, чтобы у нижегородцев не было проблем с тем, как добраться из одного конца Нижнего Новгорода до другого, чтобы жители успевали на работу или учебу. Кроме того, нужно сделать транспорт максимально комфортным и при этом сохранить приемлемую и разумную плату. В течение января 2012 года будет разработана программа дальнейшей работы "Нижегородпассажиравтотранса". Получив в свое ведение весь пассажирский транспорт, городская администрация проведет анализ пассажиропотока. Транспортная схема города не менялась достаточно долгое время. Если раньше в основном люди работали на Автозаводе, то теперь рабочие потоки сместились в верхнюю часть города, которая является сегодня деловым центром. До передачи "Нижегородпассажиравтотранса" многие автобусные маршруты закрывали в виду их малой рентабельности. Теперь маршрутная сеть будет кардинально оптимизирована. За счет этого администрация города планирует вывести городской общественный транспорт на безубыточную работу без повышения стоимости проезда. Доминанта будет за муниципальными автобусами, поэтому мы планируем пересмотреть схему движения коммерческих маршрутов, которые должны не дублировать, а дополнять социальный транспорт. Кроме того, в сфере коммерческих перевозок, я думаю, обязательно появятся автобусы малой вместимости иностранных марок. Не останутся без внимания и крупногабаритные автобусы: они также нуждаются в обновлении.  

Разработать новую маршрутную сеть для города-миллионника - очень сложная задача. Мы ведем сегодня переговоры с различными проектными компаниями. Признанный авторитетом в вопросах организации общественного транспорта считается питерский институт, однако и в Нижнем Новгороде есть специалисты высокого уровня. Например, недавно сотрудники НГТУ заявили, что тоже смогут разработать новую схему. Думаю, что они обязательно примут участие в конкурсе.  

Есть ли у городской администрации какие-либо планы по обновлению автопарка?

Конечно, в обновлении нуждается не только автобусный парк, но и электротранспорт, и метрополитен. Необходимо отметить, что с момента пуска метро подвижной состав нашей поземки не обновлялся, а только капитально ремонтировался. К открытию станции метро "Горьковская" нам предстоит приобрести сразу три состава поездов. Затраты на покупку одного состава мы заложили в городском бюджете на 2012 год, остальные вагоны рассчитываем приобрести по лизинговой схеме, а также за счет субсидий из областного и федерального бюджетов.  

Вы сказали про электротранспорт. Какова судьба городского трамвая?

Пока я отвечаю за городское хозяйство - этот вид транспорта в Нижнем Новгороде будет существовать. Трамвай – одна из визитных карточек Нижнего Новгорода. Именно здесь более 100 лет назад впервые в России были открыты регулярные трамвайные маршруты.  

Я не раз говорил, что выступаю за расширение трамвайной сети, особенно в тех частях города, где неудобно и невыгодно организовывать постоянные автобусные маршруты.  

Администрация Нижнего Новгорода намеревалась привлекать средства федерального бюджета на приобретение автобусов большей вместимости. На каких условиях это возможно, сколько автобусов планируется приобрести в 2012 году?

К сожалению, такой программы сейчас не существует. Ранее действовала программа софинансирования, когда область оплачивала 30% стоимости автобуса, а 70% финансировали из федерального бюджета. Пока программа приостановлена, как только она будет возобновлена, администрация города подаст свою заявку на участие.  

Вы заявляли, что городская администрация планирует до 1 апреля 2012 года ввести электронный проездной билет. Как он будет работать, сколько стоит нововведение, на кого он рассчитан и какова его стоимость?  

Сейчас мы изучаем опыт других городов по использованию электронных проездных, учли плюсы и минусы. Есть несколько вариантов практической реализации этого проекта. С апреля мы планируем начать поэтапное введение электронных карт на маршрутах. Полностью оборудовать городской транспорт для использования электронных проездных билетов мы рассчитываем за 2 года, а не за 4 как было в других городах-миллионниках. В Нижнем Новгороде будет все сделано для удобства жителей. Отмечу, что также ведется серьезная работа по внедрению единой социальной карты льготника - электронного проездного билета для социально незащищенных слоев населения. И могу заверить, что его цена не изменится.  

Многие эксперты, оценивая Вашу деятельность на посту главы администрации за год, отметили, что Вам удалось сформировать работоспособную команду. Завершено ли ее формирование? Ожидаются ли в следующем году кадровые перестановки?  

На первоначальном этапе работы вопрос формирования команды встает перед любым руководителем. Я сразу заявил о своих приоритетах - сохранить профессиональный костяк существовавшей структуры администрации - людей, которые имеют большой опыт. В следующем году моя команда будет продолжать совершенствоваться. Наша главная цель – максимально ускорить решение накопившихся в городе проблем и как можно быстрее выполнить обещания, данные нижегородцам.

Найдется ли место в новой команде Владимиру Лазареву, который возглавлял упраздненный департамент здравоохранения?  

Владимир Николаевич - профессионал, и как врач, и как чиновник, кроме того, он имеет депутатский опыт. Поэтому у Владимира Николаевича есть предложения от областного правительства, от представителей крупного бизнеса. Ведущие медицинские учреждения Нижнего Новгорода и других городов России готовы предложить ему высший  руководящий пост. Но мы не хотели бы, чтобы такой специалист, как Владимир Николаевич, покинул столицу Приволжья. В ближайшее время он сам примет решение, куда двигаться дальше.  

Администрация города планировала обратиться в облправительство с просьбой о включении 1,7 тыс. га в черту города. Чем выгодно городу присоединение этих территорий?  

Что касается обращения в правительство Нижегородской области, то мы хотели бы рассмотреть вопрос о включении в городскую черту территорию площадью около 1,7 тыс. га, расположенную между Московским шоссе и трассой М7 в районе поворота с московской магистрали на Саранск. В этом месте возможно строительство необходимых для экономического развития города современных промышленных предприятий. 

А вообще, расширение границ - необходимое действие с точки зрения стратегического развития города. В первую очередь, администрация Нижнего Новгорода будет вести работу по включению в черту города территорий площадью около 500 га, которые сейчас относятся к Богородскому району - земли до границ поселка Новинки и деревни Кусаково. В этом месте пока планируется строительство стадиона к Чемпионату мира по футболу 2018 года, а также новой транспортной развязки и автостанции.  

Еще одним пунктом в плане работы по расширению границ города стоит присоединение и обслуживание территорий вокруг очистных сооружений. Сейчас эти земли относятся к Кстовскому району и, в частности, включают в себя деревню Афонино. Жители этого поселка давно пользуются социальной инфраструктурой Нижнего Новгорода: услугами "скорой помощи", поликлиник, пассажирского транспорта, и включение Афонино в состав Нижнего Новгорода узаконит их право. После этого администрация намерена начать работу по присоединению к городу пляжей на левом берегу Волги и еще одного участка в районе Московского шоссе.  

Олег Александрович, Вы предложили создать фонд поддержки многодетных семей. Когда будет создан фонд, кто его возглавит? На какие нужды будут распределяться деньги фонда, и кто будет принимать решение об оказании помощи той или иной семье?  

Почему я пришел к этой идее? Люди, оказываясь в трудных ситуациях, обращаются за помощью к городской власти, мы рады оказать поддержку, но законы и процедуры настолько сложные и ограничительные, что мы не имеем права на это либо не можем выделить средства оперативно, как того требует жизненная ситуация в семье. А за счет фонда можно будет быстро предоставлять людям адресную финансовую помощь. Она будет оказываться по согласованию со службами социальной защиты и городской ассоциацией многодетных семей. Сейчас идет процесс юридической регистрации фонда. Будет создан попечительский совет. Я сам планирую его возглавить и перечислять на его счет собственные средства.  

Думаю, что идея о создании фонда может в дальнейшем придать импульс к появлению различных законодательных инициатив в области поддержки многодетных семей.  

Администрация планировала решить проблему дефицита мест в детских садах в течение трех лет. Какая ведется работа в этом направлении?  

Мы принимаем все необходимые меры для того, чтобы решить проблему дефицита места в детских садах. Последние 5 лет в Нижнем Новгороде ежегодно растет рождаемость и, соответственно, увеличивается число детей, посещающих детские сады. В 2007 году их было 44,868 тысяч, в 2011 году - 54,3 тысячи. На 1 декабря 2011 года очередь на получение мест в детских садах составляет 7,5 тысяч человек.  

В 2011 году расходы на реализацию программы "Развитие сети муниципальных дошкольных образовательных учреждений" составили более 108 млн. рублей. За год отремонтированы и введены в действие 16 дополнительных групп на 320 мест в действующих детских садах. Идет реконструкция 3 детских садов в Сормовском районе в общей сложности на 520 мест.  

Что касается новых дошкольных образовательных учреждений, то в 2011 году началось строительство 3 детских садов. В микрорайоне "Водный мир" в Автозаводском районе - на 220 мест и в микрорайонах "Гордеевский" и "7 небо" в Канавино - на 220 мест каждый. Все они откроют двери для воспитанников уже в 2012 году.  

Город активно включился в областную программу по созданию семейных детских садов. В декабре завершается строительство 9 таких объектов на 10 мест каждый (по 3 - в Сормовском и Приокском районах, 2 - в Автозаводском, 1 - в Московском). В следующем году нам останется подключить их к коммуникациям.  

На 2012 год запланировано строительство 10-ти новых детских садов и реконструкция 11-ти уже существующих в Приокском, Московском, Сормовском и Советском районах города.  

Когда будет решен вопрос о дате празднования Дня Нижнего Новгорода? Проведены ли планируемые опросы? Каков их результат?  

До 1 мая мы определимся с решением этого вопроса. Я убежден, что празднование Дня города необходимо перенести. Ведь для того, чтобы организовать яркий праздник, нужна хорошая погода. В этом году на площади Минина было все организовано красиво, масштабно, но дети мерзли, им было холодно. Есть еще один веский аргумент - нынешняя дата празднования Дня города не подкреплена  ни одним  историческим событием.  

На первом заседании Общественного совета, созданного при администрации города, я поинтересовался у экспертов, стоит ли, в принципе, поднимать вопрос о переносе даты празднования Дня города. На эту тему развернулась дискуссия. Хочу отметить, что мы никуда не торопимся и будем обсуждать этот вопрос, пока мнение всех заинтересованных нижегородцев не будет услышано. Пока я запустил опрос на странице в своем блоге.

Там мнения нижегородцев разделились следующим образом: День города нужно праздновать летом, чтобы гарантия от капризов природы была выше - 47,2%; дату празднования Дня города переносить не следует - это устоявшаяся годами традиция, которую нужно сохранить - 22,6%; лучше совместить с каким-то крупным праздником и "убить сразу двух зайцев" - 13,2%; это вообще не праздник. День города нужно упразднить - 17%.  

Думаю, что масштабную опросную кампанию мы начнем уже в 2012 году. А окончательное решение о переносе даты празднования Дня города будет приниматься с учетом мнения большинства жителей города.

Какие планы у администрации по развитию парка "Швейцария"? Найден ли инвестор, есть ли проект развития?  

Привлечение инвесторов - единственный путь развития для парков Нижнего Новгорода, поскольку в городской казне, для которой приоритетным являются ремонт кровель, дорог, школ, строительство детских садов и т.д., элементарно не хватает средств на развитие городских парков. Однако без возможности долгосрочной аренды ни один инвестор в эту отрасль не придет. А предоставить такую аренду невозможно по причине того, что парки являются муниципальной собственностью. Если же сделать парки открытыми акционерными обществами или обществами с ограниченной ответственностью, то инвесторам можно будет предложить аренду сроком на 49 лет. 

При этом сейчас мы видим, что паркам не хватает собственных денег на содержание и уж тем более развитие территорий, и они вынуждены сдавать свою площадь в аренду под шашлычные, чтобы сводить концы с концами. Согласитесь, эта картина тоже не приятна нижегородцам: при обилии подобных заведений, парк перестает быть похожим на место для культурного семейного отдыха.  

Что касается непосредственно парка "Швейцария", то сейчас у него вообще нет одного хозяина: одна территория принадлежит муниципалитету, а другая – лесному хозяйству. Это не совсем правильно, необходимо, чтобы земля принадлежала одному владельцу.

При этом даже если вопрос о смене формы собственности парка будет решен положительно, это вовсе не означает, что "Швейцария" станет частной собственностью. Этого не будет, ни законы, ни условия не позволят его продать. Даже инвесторов таких нет, которые говорили бы о намерении купить парк. Необходимо создать юридические и комфортные условия для привлечения инвестиций. Сейчас мы рассматриваем юридические возможности для привлечения инвесторов.  

На сегодняшний день есть инвестор, который проявил интерес к парку - это компания "Автобан", которая хочет построить аквапарк на пр.Гагарина. Почему я склонен доверять этому инвестору? Он не планирует сорвать сразу большой куш при минимальных затратах. Он настроен на серьезные капиталовложения в парк. Все мы прекрасно понимаем, что строительство аквапарка - дело не одного дня, для этого потребуется подвести к площадке серьезные инженерные коммуникации. Именно поэтому, я считаю, что "Автобан" является серьезным инвестором и настроен на продолжительную, продуктивную работу.  

В Нижнем Новгороде планировалось обеспечить бесплатный доступ Wi-Fi на центральных улицах. В какой стадии находится реализация проекта?  

На данный момент идет проработка параметров условий доступа к сети Интернет. В конце января начале февраля сеть будет работать в тестовом режиме на площади Горького и в начале Большой Покровской. В полном объеме интернет заработает весной 2012 года.  

Создан ли институт советников из знаменитых нижегородцев при городской администрации? Кто в него вошел?

Институт создан. Пока в число советников входят Олег Тактаров и Наталья Водянова. Если еще у кого-нибудь появится желание поработать на благо города, то будем их привлекать, в частности, хотелось бы, чтобы были известные, самостоятельные советники из сферы спорта, бизнеса, промышленности.  

Как Вы оцениваете итоги выборов в Госдуму?

Явка, которая составила почти 60%, еще раз подчеркивает уровень значимости выборов для нижегородцев. Это подтверждение того, что люди активно проявляют свою гражданскую позицию, им не безразлично, что будет происходить в стране и кто будет стоять у руля этих перемен.

По итогам выборов у Нижегородской области получилось сформировать сильную, влиятельную команду, которая будет представлять интересы региона в Госдуме. Сейчас это особенно актуально, поскольку в ближайшие годы на федеральном уровне будут решаться такие серьезные вопросы, как поднятие уровня Чебоксарской ГЭС, строительство объездных дорог, газификация сел и т.д.

Каковы основные итоги работы администрации за минувший год, и каковы первоочередные планы на 2012 год?

Для меня это был первый год на посту главы администрации города. Было много нового, с чем-то пришлось столкнуться впервые. Определенное время ушло на то, чтобы разобраться в системе работы городской администрации, нюансах управления городским хозяйством.  

Одной из первоочередных наших задач на протяжении всего года оставалось исполнение бюджета. На пост главы администрации города я был назначен в декабре 2010 года, когда основной финансовый документ на 2011 год был сверстан. Поэтому нам приходилось придерживаться уже намеченных статей расходов.  

Что касается 2012 года, то мы планируем разработать Стратегию развития города Нижнего Новгорода до 2030 года, на основе которой будет складываться долгосрочная бюджетная политика города.  

Но ведь часть из намеченных на перспективу программ уже начала реализовываться в 2011 году?  

Если говорить о дорогах и строительстве, то был открыт Канавинский мост, расширен Окский съезд, отремонтирован пешеходный мост в Кузнечихе, начата реконструкция площади Лядова. Выполнен огромный объем работ по ремонту внутридворовых территорий, почти 1 млн. кв. м дорог был отремонтирован.  

Была продлена набережная Федоровского, где мы разбили Аллею дружбы с городами-побратимами. Наконец, определился вопрос с застройкой Нижневолжской набережной в районе Речного вокзала. Высокий синий забор в этом месте стоял два года. Благодаря вмешательству администрации, инвестор изменил планы, и теперь вместо торгово-развлекательного комплекса там будет построен туристический центр.  

Уже было сказано о том, какая работа проведена по сокращению дефицита мест в детских садах. Из социально значимых объектов был открыт физкультурно-оздоровительный комплекс школы №186, капитально отремонтированы Центр социальной реабилитации детей-инвалидов, поликлиника №51, женская консультация №5, переехал в новое помещение с современным оборудованием городской эндокринологический центр.  

Кроме того, в уходящем году была проделана не малая часть подготовительной работы для реализации проектов, намеченных в 2012 году. Это всевозможные проектные работы по строительству детских садов, ФОКов и т.д. Получение земельных участков под волновое переселение. В общем, тот самый задел, который позволит в следующем году перейти к практическому этапу реализации всех наших замыслов.  

На будущий год мы выходим на практическую стадию нашей программы по расселению ветхого фонда, уже готовы все документы и решения инвестсовета. Мы приступаем к строительству муниципальных домов.  

К 4 ноября 2012 года должно быть закончено строительство подходов к метромосту, завершена реконструкция площади Лядова и главное – пущено метро в нагорную часть Нижнего Новгорода.  

Наша главная задача не довольствоваться тем, что все спокойно - этого недостаточно, мы слишком далеко пропустили наших конкурентов, нам надо их догонять. У нас задача быть с ними не вровень, а перегнать их. Мы должны стать третьим городом страны, как минимум. Для этого есть желание и необходимые ресурсы. Будем работать.

Все новости раздела «Интервью»

Аналитика
Интервью
Комментарии
12 июня