Реклама
Интервью

Вы так нежно обходили тему возраста, но мне вот уже 60

Вы так нежно обходили тему возраста, но мне вот уже 60
Тележурналист, член Академии российского телевидения, директор российского центра "Практика" Нина Зверева: "Вы так нежно обходили тему возраста, но мне вот уже 60"

Биография

Нина Витальевна Зверева родилась 25 мая 1952 года в Горьком. Окончила Горьковский государственный университет по специальности "филолог". Затем училась в Московском институте повышения квалификации работников телевидения и МГУ. С 1975 года Нина Зверева работает на Горьковском государственном телевидении. Шесть лет была собственным корреспондентом программы "Вести", вела политическое ток-шоу, в 1998 году стала лауреатом профессиональной премии "Тэффи".

В 1992 году Нина Зверева основала и возглавила первую в России частную школу телевизионного мастерства "Практика".

Нина Витальевна - член Академии Российского телевидения и Союза журналистов России. Директор Международного мультимедийного фестиваля "Живое слово" и Всероссийского конкурса работников СМИ "Родная речь". Является автором популярных учебников по журналистике и ораторскому мастерству.

Нина Зверева награждена орденами Дружбы и Почета, медалью Ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.

Замужем, вырастила трех детей.

Здравствуйте, в студии Роман Скудняков, в эфире программа "Без галстука". Этот человек с легкостью пробивается через строй охраны к президенту России, а в очереди в магазин почти всегда оказывается последним. У нас в гостях известный журналист, член Академии российского телевидения Нина Зверева.

Нина Витальевна, здравствуйте.

Здравствуйте.

Я знаю, что в советское время не часто Вам везло и Вы часто плакали — то Вы в конец очереди попадали, то продукты перед Вами заканчивались. Скажите, как так получалось, ведь журналисты — пробивные люди, неужели Ваш профессионализм не очень-то и действовал?

Очередь - это вообще ситуация, мне кажется, такая позорная и угнетающая для любого человека. В этой ситуации человек, у которого есть внутри какое-то чувство собственного достоинства и желание потратить время по-другому... Потом был еще дугой момент: я очень узнаваемая была и идти без очереди или идти сзади, как многие предлагали. Видели, говорили: "Ах, Вы с телевидения", поэтому надо было идти в конец. Другое дело, что за мной очередь никто не занимал. Но я знаю, что я не одна такая, много таких людей.


Со своим мужем, я знаю, Вы познакомились, когда Вам было 12, а ему 15 лет. Вот уже более 40 лет вы вместе. В чем секрет, что не успели надоесть друг другу?

Наверное, в том, что мы друг друга выбрали осознанно, несмотря на то, что встретились действительно рано. Влюблена была я, он нет. Я добивалась его внимания.

Женщина добивается мужчину...

Мы понимали оба, что семья - это не столько где-то вспыхнувшая страсть, сколько партнерство, дружба, желание и умение иметь детей, все делить пополам. У меня муж - такого европейского склада человек, который считает, что нет женских вещей, мужских, поэтому мы делили обязанности пополам очень легко.

Я знаю, что президент Борис Ельцин с удовольствием давал Вам интервью, несмотря на все препоны — службу охраны, протокол. Ну, мы знаем, как эти службы ограждают всех своих первых лиц. Скажите, вот эта возможность быть "близко к телу", что это? Журналистская удача, может быть, женское обаяние или откровенная наглость?

Во-первых, я должна сказать, что тогда служба охраны работала не так, как сейчас. Я думаю, что к Путину вот так вот не подойдешь ни за что.

То есть тогда было попроще?

Гораздо проще. Тогда можно было просто крикнуть: "Борис Николаевич, у меня вопрос!". И он раздвигает всех и подходит сам. Первый раз, может быть, повезло. Мы как-то со Сладковым рискнули, встали около машины, не там, где все. Не прогнали нас, действительно, повезло, потому что все уже в городе меня знали, эффект узнаваемости сработал. Ну а дальше зацепила вопросом. К этому времени мне уже было 40 лет и я должна была уже научиться задавать вопросы.

Сегодня, кстати, политики демонстрируют все большую открытость, хотя есть обратные случаи, с этим согласен. Могу сказать, что губернатор четырежды в неделю проводит прямые эфиры, где напрямую отвечает на те вопросы, которые ему задают напрямую. В двух блогах также работает с населением. Некоторые считают, что это неправильно, столько времени первое лицо тратит на прямые эфиры, блоги. Может быть, лучше и проще грамотно проводить совещания в Кремле, жестко, четко. Или лучше это совмещать?

Все понимаем прекрасно, что доверие к власти подорвано, как и к журналистам, мы тут все оказались в одной ситуации. И если мы хотим вернуть доверие, то надо работать по-честному. Прямой эфир - это по-честному.

Кстати, Вы совсем недавно стали вести свой сетевой дневник. Пытаетесь идти в ногу со временем?

Ну, я так не могу сказать, я даже не могу сказать, что у меня свой сетевой дневник. У меня свой сайт ninazvereva.ru. У меня очень много учеников, много посещений этого ресурса. По-моему, до 2-х тыс. в день. Я решила, что надо общаться почаще. Вообще факт такой — все любят всегда свежее, свежий продукт. Как хороши не были бы ваши тексты, выложенные 3 года назад, вряд ли у вас будет много посетителей. Поэтому нужно что-то новенькое. Мне очень нравится мой блог, меня перепечатывают, в блогах Москвы я имею тоже свой дневник, там у меня тоже много заходов. Это важно.

Рубрика "Все дело в галстуке". И непростой вопрос: какая связь между хорошим журналистом и хорошим галстуком?

Мне кажется, соответствие времени, умение почувствовать время. Казалось бы, ерунда с этими галстуками, но всегда видно - модно или не модно. Еще смелость. Ведь все-таки яркий галстук оденет не каждый мужчина, но понятно, что это галстук-босс. Также и журналист - хороший вопрос. А еще надо уметь одеть галстук на голое тело. Это бывает очень красиво, стильно. Я несколько раз видела — очень красиво. Тут пиджак, голое тело и галстук. Это должен уметь делать и человек, который носит галстук, и журналист, безусловно.

Рубрика "Без купюр". Короткие вопросы, короткие ответы. Известное высказывание гласит: что написано пером, не вырубить топором. Но журналисты тоже любят шутить. Например, в 1999 году радио BBC объявило, что гимн Британии "Боже, храни королеву" меняется на европейский гимн, исполняемый на немецком. Вскоре на радио позвонили из офиса принца Чарльза и попросили прислать копию нового гимна. Вот так шутка чуть не стала причиной серьезного скандала. Журналист имеет право на такие шутки?

Надо всегда знать меру. Это, вообще, великая наука. Все рано все делают ошибки. Некоторые шутки доводят людей до слез - это плохие шутки. А некоторые шутки, например, выставка ослов, знаете, 1 апреля во Франции? Знаменитая шутка. Тогда тоже было объявлено, что выставка ослов, все пришли, а оказалось — посмотрите друг на друга. Хорошая шутка. Если людям весело, то это хорошо. Если кто-то плачет, то нельзя.

А Вас часто разыгрывали?

Меня легко разыграть. Я очень доверчивая, поэтому очень часто разыгрывали. Сладков, по-моему, даже пострадал. Он очень любил меня разыгрывать, мы столько лет работаем вместе, это замечательный оператор, с которым много работаем. Он знал, что я легко покупаюсь на все. Поэтому, когда он в первый раз всерьез мне сказал, что мне нужно в Москву, а была я на даче: "Тебя орденом награждают" - я не поверила. За мной пригнали машину, тысячу раз говорили, что это правда, но я не могла поверить.

Во время путча в 1991 году Вы были в Москве, снимали события, которые там происходили. Совсем недавно массовые события, акции происходили в Москве. У Вас не было ощущения дежавю?

Нет, я же была. Я ходила на проспект Сахарова посмотреть, кто пришел и как пришел.

Не то?

Мне показалось, что это какое-то новое явление, малоизученное и очень интересное. Мне кажется, что люди просто пришли постоять и сказать: "Вот, мы тоже есть". Это именно тот класс менеджеров, уже свободных людей, постперестроечных, может быть, они сами не знают, как и чего они хотят в политике, но они хотят просто сообщить, что они есть. Они слушали то, что говорили с трибуны не очень внимательно, часто свистели или топали. Но было приятно, что так много красивых трезвых лиц, очень много симпатичных людей. А тогда в 91-м все было по-другому. Мы тогда что думали? Что вот сейчас пройдет несколько буйных лет, месяцев, Россия станет другая — демократичная, открытая, с легитимными выборами, со свободной конкуренцией. Очень этого хотелось. Но оказалось, что путь очень долгий. Ведь существует в киноиндустрии, я ведь проработала 5 лет на "медиамоскве", существует такой закон, о котором я не знала, чтобы сделать хороший фильм, люди планируют вложить в рекламу фильма столько же денег, сколько стоит фильм. Фильм стоит 2 млн. долларов и реклама 2 млн. долларов. Мне кажется, что такое долгое советское время предопределило то, что и путь реформ, он не дай Бог, тоже 70 лет, но, может быть, не 70, но больше. Конечно, очень горько и обидно то, как про те времена иногда говорят, как исключительно про ельцинские времена, разрушительные, бандитские. Это, мне кажется, неправильно, нельзя все черным цветом, там было много нового и яркого, много было заложено хорошего. Так как, когда говорят про управляемую демократию, мне больно это слышать, потому что я в это абсолютно не верю.

Нина Витальевна, массовые акции нужно уметь освещать. Вот "РИА Новости" сделали специальную памятку для журналистов. Если Вы обратили внимание, наш стол немного похож на магазин, где есть практически все. Вот у меня вопрос. Выберите, пожалуйста, из предметов те, которые по мнению "РИА Новости" не надо брать с собой на освещение массовых мероприятий. Варианты: шапка меховая, перчатки, аптечка, фотоаппарат, батарейки, шоколад, ручка, вода и дневник.

Шапку нельзя брать однозначно. Если, тем более, это телевизионный журналист, то даже, когда 40 градусов мороза, надо работать без шапки. А так не знаю. Я легко обойдусь без шоколада и без шапки. Без батареек вот никак. Это диктофон, фотоаппарат.

То есть шоколад Вы не любите?

Я легко не ем, особенно, когда работаю. Вот собственно и все.

Вот я Вас и подловил. На самом деле, все нужно с точки зрения "РИА Новости". Я просто хотел, чтобы Вы порассуждали на эту тему.

Но шапка для телевидения - это невозможно. Любая, какую бы Вы не одели, это будет некрасиво. Только если это имиджевая история, как Лужковская кепка. Тогда да.

За годы советской власти образ сильной женщины типа Паши Ангелиной — первой женщины-тракториста или героини Нонны Мордюковой, стал таким естественным для большинства женщин, что быть слабой женщиной почти ругательство. Скажите, пожалуйста, Вы позволяете себе быть слабой?

Конечно.

Когда?

Когда я хочу быть женщиной.

Часто это бывает?

К счастью, часто.

Все-таки успешные люди чаще хотят проявлять свою силу.

Ну знаете, я любимая женщина. Так что все, дальше без комментариев.

Будучи журналистом, Вы часто работали в полевых условиях, горячих точках. Самое сложное все-таки было в Чечне?

Я не хотела бы выглядеть как человек, который был в горячей точке. Не было у меня горячих точек. Чечня была, да. Может быть, даже довольно опасно, 1995 год, но мы ездили большой официальной делегацией и представить, что с нами что-то случиться было невозможно. Так что этого в моей жизни не было.

Как стать оратором? Этот вопрос задают очень многие. У каждого из нас бывают ситуации, когда надо выступить с речью — официальные мероприятия, дни рождения. Есть люди, которые готовы к абсолютно любой публичной дискуссии, а есть те, которые очень сильно сомневаются. Вы случайно не на сцене родились?

Близко, наверное, близко к сцене. Потому что мой друг Окопов считает, что есть дети, которые лезут на табуретку и читают стихи, их оттуда никогда не снимешь, даже если они их плохо помнят, а есть другие дети, которые знают все стихи наизусть, но прячутся за маму и бабушку. Конечно, я из первой серии, это очевидно. Ну и драмкружок, кружок "Мне еще петь охота", с 8 лет на телевидении. Боязни камеры не было никогда, боязни сцены не было никогда. Другое дело, что мои выступления не всегда были успешны и удачны. Но я вот так набивала свои первые шишки, в том числе и на телевидении. А что касается ораторского мастерства и красноречия, то я теперь ведь учу этому, у меня ученики делятся примерно пополам телевизионные и из числа топ-менеджеров, политиков, бизнесменов. Оказывается, этому тоже можно научить.

Даже если нет никаких предпосылок?

Абсолютно. Любого заику, любого испуганного человека. Были у меня ученики, у которых потели ладошки, пот лил градом, когда они просто вставали перед камерой или перед аудиторией. Выходили они другими людьми. И так как я точно знаю набор рекомендаций и рецептов, я теперь написала свои книги, провожу очень много тренингов.

Кстати, есть большое количество советов и в интернете. Безусловно, Вы большой специалист в этой сфере. Можно несколько советов проверить, из того, что доступно, как Вы к этому относитесь?

С удовольствием.

Например. Начинайте говорить только после того, как установится тишина.

Я бы не так сказала. Я бы сказала сделайте тишину.

Можно очень долго ждать тишины.

Это невозможно. Очень многие учителя так делают, они будут ждать весь урок, но тишина не установится, дети не хотят учиться, особенно у тех, кого они не знают. Нет, надо сделать что-то, это могут быть даже не слова. Надо обязательно привлечь к себе внимание и установить тишину. Но говорить только тогда, когда слышат все, это точно.

Главное - это импровизация, а поэтому не надо записывать свою речь перед выступлением.

Целиком не надо, она держит глаза, она мешает вам. Целиком не надо никогда. А вот главные тезисы обязательно надо. Это один из способов справиться с волнением.

Совет от Дональда Трампа: умейте подшутить над собой. Очень важно обладать способностью посмеяться над мелкими неприятностями из вашего прошлого.

Это самый главный совет. Это самая главная проблема, особенно с чиновниками.

Как же они могут посмеяться над своими недостатками?

Да.

А Вы над чем смеетесь?

Над собой? Прям сразу — над корявым почерком на доске, над неумением сидеть, я все время хожу, мы со Сладковым все время друг друга подкалываем. Я в этом преуспела настолько, что когда я написала книгу "Прямой эфир" - последнюю, мне все мои трое детей сказали, что там слишком много самоиронии и мало самоуважения. Мне пришлось какие-то вещи убирать. Я сейчас эти вещи очень люблю, я знаю, что люди любят, когда не важничают, когда человек не пафосно себя ведет, когда он действительно умеет посмеяться над собой. Господи, у меня есть такие в этом смысле примеры. Сагалаев так классно умел шутить над собой и сразу разрешал ситуации, Окопов...Это, конечно, образцы настоящих ораторов.

Чтобы справиться с волнением, подвигайте челюстью вперед-назад так, чтобы потренироваться поговорить.

Ну, она может там застрять навсегда, эта челюсть. Это все актерские техники, мне кажется, лишние для людей, которые волнуются. Я скорее за аутотренинг: "Я все могу, я подготовился, меня здесь ждут, мне есть что сказать", то есть, надо себя похвалить.

Я, кстати, посмотрел Вашу книгу "Вам слово. Выступление без волнения", там есть удивительный совет: чтобы справиться с волнением, нужно признаться в этом аудитории. Не слишком банально?

Ну, если это делать подряд каждые 3 секунды, говорить "Извините, я волнуюсь", то вас снимут с трибуны и никто слушать не будет. Но если это сделать искренне 1 раз, иногда не надо даже думать как, а просто: "Готовился и вдруг все забыл". И вот когда человек говорит это искренне, аудитория добрая, она все равно среагирует каким-то молчанием и сочувствием. Вообще, людям нравится, когда они не делают вид, что они особенные. Вот и все. Волнуешься — ну признайся.

А вот эти правила, можно ли о них говорить, если аудитория все время разная и люди воспринимают по-разному?

Главное правило - это учитывать аудиторию.

"На острие". Самые острые вопросы нижегородцев. Мария Гроздева, Верхние Печеры: "Все больше людей общаются только по электронной почте, аське или смсками. Недавно дочь написала мне записку из одних смайликов. Скоро вообще забудут русский язык. Как научить говорить правильно, если классическая литература с эталонами языка, по мнению молодежи, как они выражаются - "отстой".

У меня четыре внучки. И когда я их спрашиваю или когда они мне говорят, что я прикольная бабушка, то я очень радуюсь. Словом "прикольно" у них по любому поводу, при этом у них великолепный грамотный русский язык, если мы говорим о чем-то другом. Как это делается? Родители играют в игры, в литературные игры, те же самые эрудиты сейчас еще интереснее. Или там из одного слова составить несколько слов. Очень полезно разговаривать с детьми стихами, полезно сочинять стихи.

Но не все могут.

Научитесь, все могут научиться. Мы на тренингах все сочиняем стихи.

То есть начинают даже те, кто никогда раньше этого не делал?

Это не надо называть стихами. Это просто подбор слов в рифму, от этого получается речь другая. А так, как вы подбираете слова, вы их начинаете вспоминать. Меня очень беспокоит, что русский язык сузился до очень-очень узкого. Но было время, когда все говорили по-французски. Помните смесь французского с нижегородским? И ничего, язык выстоял. Может быть, он и интернет-нашествие переживет.

Может быть или переживет?

Может быть. Все-таки это очень влияет на культуру. Безусловно, интернет-язык влияет на культуру общества в целом. Но мне кажется, что забота о русском языке - это забота, прежде всего семьи и школы. Но школа, конечно, сейчас уступает той, в которой я училась.

Денис Маиров, Московский район: "Ежегодно в Болдино Вы устраиваете фестиваль "Живое слово". Вам не кажется, что в погоне за профессионалами фестиваль стал абсолютно неинтересным для обычных нижегородцев?"

Ну, я генеральный директор и генеральный продюсер, мне не только не кажется, просто есть факты. Я уж, конечно, не буду говорить, какой у нас замечательный фестиваль, просто мы не можем никого расселить и устроить. В этом году было более 500 человек. Могут приехать все нижегородцы и приезжают со всех окрестных районов. Это стало главным праздником села Большое Болдино. Там с открытой веранды Пушкинского дома стихи читал Михаил Казаков, там выступала Улицкая, Быков, все там были, все там выступают для всех. Если Вам интересно, приезжайте, слушайте. Как это может быть не интересно, я не знаю.

Просто далеко, наверное. Ну и проблемы с инфраструктурой.

Там выставка-ярмарка народная, там самогончик, огурчики, пирожок и все это со словечками.

Умеете Вы завлечь.

А в Болдино все продавцы сочиняют стихи про каждый свой продукт. Это вообще удивительно, как они говорят все. Не только я умею завлечь, еще и "Первый канал" каждый год показывает сюжеты оттуда.

Вопрос читателя "Аргументы и факты. Нижний Новгород" Алена Евстифеева: "В Вашей книге для детей "Скайпик" рассказана простая история о том, как одна семья завела щенка. Не удивлюсь, если эта книга во многом автобиографична. Будете ли Вы еще писать для детей?"

Она написана про моих внучек, про мою дочь. Было желание написать такую повесть, чтобы девочки стали более дружными. Они у нас как-то не очень дружили.

Ершистые, видимо, были?

Они не подходили по характеру.

Может быть, не очень много внимания уделяли? Все-таки работа.

Ром, как-то трудно нас в этом заподозрить. Наши дочери очень дружные, у меня мама - доктор педнаук, такой настоящий, и я тоже вроде в этом понимаю, муж мой. Дело не в этом. Дело бывает еще в несходстве характеров. Сейчас-то они дружные. Но "Скайпик" внес свою лепту, потому что все-таки действительно они были доведены до слез через эту книгу, и как-то стали ближе друг к другу.

Не считаете, что пора написать какой-нибудь роман о семье, роде?

Я бы лучше женский роман какой-нибудь о любви написала, я думаю, я к этому когда-нибудь приду, мне хочется. Но я не уверена, что художественная литература - это мой жанр. Что касается детской книги, то детская книга во всех странах поддерживается государством. В отличие от всех стран мы этого не делаем. И люди покупают те книги, которые они читали в детстве — Барто, Успенская, Чуковского и Михалкова. Все. Это получается такой круговорот детских книг. Очень трудно на этот рынок пробиться. Мою книгу очень высоко оценили, издательство "Россмен" - они Гарри Поттера и многое печатают, но вторую книгу они не заказали, продавалась она трудно. Потому что детского писателя Нину Звереву не знает никто, в отличие от учебников по телевидению или красноречию, которые стали бестселлерами. Я этим очень довольна. Я говорю, учебник у меня уже 4 издания за год, уже более 12 тыс. напечатано и спрос, и спрос, хотя он на "Ozon" стоит очень дорого, я все время пугаюсь, когда вижу эту цену.

Раньше Нина Зверева рожала детей, теперь рожает книги.

Да. А еще рожает детей, которые рожают книги. Книга моей дочери — потрясающая книга. Второе издание уже вышло "Наши хорошие подростки" про то, как воспитывают детей в Голландии, где Неля живет, и России.

Там по-другому воспитывают?

Там все просто, там их воспринимают такими, какие они есть, не требуют от них невозможного, не устраивают лишних проблем. Вообще на эту книгу такие отзывы пришли хорошие, я так горжусь. Вообще у нас в семье все пишут хорошо, но Неля как-то особенно хорошо, она математик, она пишет как-то очень точно, очень легко. Здесь прямо формула общения с детьми.

А вот что-нибудь конкретное можно оттуда привести? Что мы такого делаем неправильно?

Можно. Мы когда ругаем детей за что-нибудь, мы часто их ругаем за свои несбывшиеся амбиции. Например, ребенок не хочет учиться. Нам это не нравится. Мы говорим: "Ты должен учиться, почему ты не хочешь учиться?". Мы ругаем. Как делают в Голландии. Если родители считают, что эта проблема важная, они совершают некоторые усилия, чтобы ребенок тоже считал эту проблему важной.

То есть, прийти он должен к этому сам.

Сам, только сам. А если они считают, что плохо учится, ну и ладно, это его проблемы. То есть дети.. тут такая хорошая написана формула, что мы очень много проблем, которые мы считаем проблемами с нашими детьми, по голландской формуле окажутся не проблемами. Плохо ест? Он просто ест не так, как нам хочется. Плохо учится? А, может быть, он просто учится не так, как нам хочется. Играет не с теми? Тоже самое. Надо отпустить ребенка. Как пишет Неля, иногда надо не вести руль, а сесть на пассажирское сиденье. Иногда бывает трудно человеку, который ведет машину, он не привык сидеть на пассажирском кресле. Надо понять, что дети, они сами по себе.

Мы придем к этим истинам, как Вам кажется? И что может помочь нам их принять?

Меня поражает Голландия. Там в 6 часов вечера на каждой кухне сидит семья. Их собирать не надо, дети несутся домой в 6 часов, чтобы поужинать с родителями. Это, конечно, мечта. Нет, наши очень ругачие родители, ругачие и амбициозные. Если что-то у них не получилось, то они хотят, чтобы это за счет детей получилось.

Как-то Вы с грустью об этом говорите, пессимистично, не в Вашем стиле.

Неля живет в Голландии, она свою книгу не рекламировала. 3 тыс. экземпляров разошлось и сейчас новый тираж. Значит, есть такие родители, значит им это интересно. Так что будем надеяться. А вот те, кто на Сахаровском проспекте были, они, наверное, уже по-другому воспитывают, другое поколение.

Писательское дело прибыльнее журналистики?

Мне об этом сказал великий Петр Вайль, когда я была у него в гостях, он же был шеф радио "Свободы" в Праге. Мы были у него в гостях с Михаилом Анатольевичем Сладковым. А он же друг Бродского, Довлатова. Он каждое утро вставал в 5 утра и писал свои книги "Гений места", "Кулинария в изгнании", у него же прекрасные книги, одна лучше другой. Я говорю, Вы зарабатываете? Он говорит: "Нина, я работаю в журналистике, потому что это мое хобби. Нельзя заработать на литературе. Есть только человек 15 в России, которые миллионеры, которые зарабатывают на литературе. Туда очень сложно пробиться. И надо тогда заниматься только этим. Причем это не учебники, а художественная литература". И Улицкая, и Донцова, теперь и наш Захар Прилепин, Акунин...их очень мало. Остальные все — тут никаких денег нет.

Нина Витальевна, рубрика "Формула успеха". Не так просто сказать девиз, правила, которым Вы стараетесь следовать. У Вас со временем формула успеха меняется?

Наверное, меняется. Мне сейчас очень нравиться пословица "Глаза боятся, а руки делают". Потому что есть и проблемы со здоровьем, и со временем. Но, конечно, все можно сделать. Только надо уметь держать в голове все дела, но заниматься каждый раз одним и всерьез. Правило есть — не говорите самим себе "Нет". Слово "Нет"- плохое слово, а слово "Нельзя" вообще надо забыть. А еще есть такое правило, что воплощать в жизнь легче невыполнимые проекты, чем обычные. Вот создать в Нижнем Новгороде школу российского масштаба и сделать ее лучшей — это был совершенно невыполнимый проект. Поэтому получилось.

Вы вообще постоянный человек?

Я очень консервативный человек. Если я живу в Нижнем всю жизнь, при учете, что меня всю жизнь зовут в Москву, а я так никуда и не уехала. Хотя в Москве мне намного легче, чем в Нижнем. Я там наиболее востребована.

Многие говорят, что Москва - тяжелый город.

У меня там гораздо больше интересной работы, чем в Нижнем.

Я знаю, что Вы любите море.

Да, очень.

А почему, как многие русские, не купить себе где-нибудь домик на море, на Бали, например? Чем не рай для творчества?

Может быть, дочь когда-нибудь купит нам домик на море. В деревне она нам домик построила, может теперь и на море. Вторая дочь как-то о нас заботится, инвестирует свои высокие заработки в наш комфорт. Вообще счастье. У меня живы родители замечательные, которых я очень люблю. А у меня уже дети заботятся о нас. Это вообще фантастика. Я люблю море, люблю океан, но гораздо больше я люблю лесную речку Узолу, на которой мы уже 30 лет живем с большим удовольствием. Это самое любимое место на земле.

Это и есть лучший отдых?

Конечно. Вот месяц — это обязательно в деревне. И только.

Сейчас мы подошли к вопросу. Если правильно ответите, вот книга "Нижегородская книга рекордов и достижений" станет Вашей. Если ответите неправильно, то будут "Прогулки с бабушкой" - раскраска.

Неплохо.

Неплохо. Я думаю, Вы человек амбициозный, Нина Витальевна. Мне кажется, Вам все-таки хочется "Нижегородскую книгу рекордов и достижений".

Не знаю.

Какое явление можно увидеть лишь раз в году? 4 варианта: расступающееся море, дождь из животных, белая радуга или синяя луна?

Что значит дождь из животных?

Ровно то, что я сказал.

Не знаю, нет у меня ответа. Не хочу, я видимо, Книгу рекордов.

А мне почему-то кажется, что Вы все равно ее получите. Поэтому выбирайте.

Хорошо, тогда я буду как в "Кто хочет стать миллионером", рассуждать. Не знаю. Приливы и отливы каждый день можно наблюдать, но как море расступается — понятия не имею. Белая радуга. Радугу очень люблю, часто вижу, ни разу не видела белой. Синяя луна, может быть. Хотя я тоже ни разу не видела. Вот если бы мужа сюда посадить...Мне очень просто, когда такие вопросы, я сразу к нему бегу.

Понятно. Но здесь звонка мужу не будет. Так какое явление можно увидеть лишь раз в году?

Синюю луну.

А луна для Вас имеет какое-то особое магическое значение?

Нет. Просто я могу это себе легко представить.

На самом деле, в природе очень много удивительных и редких явлений. Например, на землю регулярно выпадают дожди из животных. Чаще всего, они состоят из рыб, лягушек, хотя бывают и из птиц. В тумане иногда можно увидеть белую или туманную радугу. А луна из-за повышенной задымленности или влажности может окраситься в синий цвет. Однако все эти явления можно наблюдать нерегулярно. А вот раз в год в Южной Корее происходит удивительное явление — между двумя островами расступается море, обнажая проход длинною 2 км и шириной 40 м. В течение часа жители и туристы гуляют по открывшейся суше и собирают попавшие в эту ловушку морские деликатесы.

Я не очень любознательна. У мня баклажанный отдых, мне все равно, самое главное, чтобы море, белый песок и больше ничего не надо.

Там море тоже теплое, Нина Витальевна. Тем не менее, Ваша логика была очень интересна. "Прогулки с бабушкой"...

"Прогулки с бабушкой" мне очень подходят, у меня 4 внучки, младшая живет в Голландии, индийская наша принцесса. Раскраски это то, что надо.

Нина Витальевна, спасибо за участие в программе. Я передаю Вам вопросы нижегородцев, на которые мы не успели ответить, для того, чтобы Вы ответили на них лично.

Спасибо.

Желаю успеха Вам, потому что то, что Вы делаете с политиками и журналистами, думаю, позволяет двигаться вперед и надеяться на светлое будущее.

Спасибо большое, Роман. Спасибо, что пригласили меня в эту студию, мне очень нравится Ваша программа. Жаль, что Вы не мой ученик. Зато Вы одноклассник моего сына, что тоже очень приятно. Хочу сказать, что Вы так нежно обходили тему возраста, но мне вот уже 60, для меня это такой юбилейный год. Это год, когда вышли очень интересные книги и год, когда мне очень нравится жить. Спасибо Вам большое.

Авторская программа Романа Скуднякова "Без галстука" выходит в эфире телекомпании "Волга" по средам в 22.50 мск., повтор программы по пятницам в 10:35 мск. Все самое интересное из программы "Без галстука" - в газете "Аргументы и факты НН". Радиоверсию программы слушайте на радио "Рандеву" (103.4 FM) - по воскресеньям в 19:00 мск. Полная версия – на сайте информационного агентства "НТА-Приволжье".


 


Все новости раздела «Интервью»

Аналитика
Реклама
Интервью
Реклама
Комментарии
Реклама
14 Июля 111