Интервью

Хочу заверить, что в Нижегородской области достаточно земли, чтобы обеспечить все многодетные семьи, пожелавшие построить свой дом

Хочу заверить, что в Нижегородской области достаточно земли, чтобы обеспечить все многодетные семьи, пожелавшие построить свой дом

Александр Витальевич, нижегородское правительство в конце июня утвердило прогнозный План приватизации государственного имущества на 2013 год. Какие значимые объекты включены в план?

Как таковых объектов, на которые стоило бы обратить внимание, в плане я не вижу. Реализация объектов, не используемых органами государственной власти для осуществления полномочий является стандартной процедурой. Это наша принципиальная позиция: мы, как орган власти, из хозяйственных рыночных отношений должны уходить. В плане мы закрываем инвестиционные контракты 10-летней давности, которые были заключены еще в 2000, 2001 годах и самое последнее в 2003 году. Сегодня это выразилось в некую долю в объекте. Нынешнее законодательство не позволяет отчуждать это имущество без процедуры включения в прогнозный план приватизации. Эти доли, как правило, располагаются в центре города.

Какой доход планируется получить от приватизации госимущества в 2013 году?

Доход, который планируется получить от реализации имущества в 2013 году, составит около 63 млн. рублей, но эти цифры приблизительные. Даже в объеме тех доходов, которые мы администрируем министерством, плановое задание будет в районе 800 млн. рублей, то есть, 63 млн. - это менее 10%. Приватизация приходит к своему логическому завершению.

Депутаты Законодательного собрания Нижегородской области по предложению Мингосимущества включили в прогнозный План приватизации 20% акций ОАО "Нижегородские канатные дороги". С чем это связано, какой доход планируется получить от продажи этих акций, какой пакет останется в собственности правительства?

Смысл продажи акций заключается в необходимости завершения создания комплекса ОАО "Канатные дороги". Один инвестор проявил желание приобрести пакет акций. Это одна из компаний, участвовавших в строительстве дороги. Мы пошли в этом случае навстречу. От продажи акций областной бюджет планирует получить 100 млн. рублей. На них будут закрыты обязательства Нижегородской области перед собственниками объектов и земельных участков, которые попали в зону строительства канатной дороги на территории Нижнего Новгорода. В областной собственности останется 41,29% акций ОАО "Нижегородские канатные дороги".

Вы можете назвать покупателя пакета акций? Когда планируется провести аукцион?

Процедура продажи акций является публичной, в любом случае будут проведены торги или аукцион. Любой желающий может поучаствовать. Сейчас идет конкурсная процедура отбора оценщика, 4 августа мы подведем итоги и еще пара недель потребуется на то, чтобы сделать оценку пакета акций - там все прозрачно и понятно. В конце августа — начале сентября мы сможем объявить торги.

Как Вы оцениваете деятельность ОАО "Нижегородские канатные дороги"?

Структура этого предприятия такова, что более 400 млн. рублей составляют средства акционеров, примерно на такую же сумму были привлечены банковские кредиты. Безусловно, сейчас вся операционная деятельность ОАО направлена на погашение процентов по кредитам и тела кредитов, все долговые обязательства планируется погасить в течение 5-ти лет. И только потом можно будет говорить о прибыльности. Хотя нужно отметить, что популярность у канатной дороги очень большая. Насколько я обладаю информацией, самые оптимистические прогнозы по количеству перевозимых пассажиров уже сбылись.

Каковы ожидания правительства по выполнению Плана приватизации на 2012 год, насколько он сейчас уже выполнен? И как исполняется план по доходам от использования госсобственности в 2012 году?

Мы ожидаем, что План приватизации государственного имущества на 2012 год будет выполнен полностью и даже перевыполнен. За I полугодие мы его выполнили уже на 130%. Что касается исполнения плана по доходам от управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами в 2012 году, то по итогам I полугодия в областной бюджет поступил 531 млн. рублей или 56,4% от годового задания.

Правительство области в 2012 году планировало продать пакеты акций ОАО "Гостиница "Октябрьская" (100%) и ОАО "Художественные промыслы" (100%). Проданы ли эти акции?

Продажа акций гостиницы "Октябрьская" была запланирована на III квартал этого года. В ближайшее время депутатам Законодательного собрания Нижегородской области будет представлен отчет о рыночной оценке ОАО. Если они согласятся с данной оценкой, то процедура торгов будет запущена уже в сентябре. Что касается ОАО "Художественные промыслы", то намеченный на 31 июля аукцион не состоится, так как была допущена техническая ошибка в датах проведения торгов. 27 июля мы опубликуем новые сроки аукциона, торги пройдут в сентябре, чтобы исключить возможность рискованности сделки. Заявок от потенциальных покупателей поступило достаточно много. В стоимость пакета ОАО "Художественные промыслы" вошли только те материальные ресурсы, которые есть у юридического лица, здание магазина "Художественные промыслы" не входит в эту стоимость, так как находится в аренде.

На прошлой неделе депутаты Законодательного собрания Нижегородской области предложили правительству расторгнуть сделку по продаже пакета акций ОАО "Трансинкор". Как вы можете прокомментировать эту ситуацию?

Мировая практика по продаже пакетов акций компаний показывает, что продажная стоимость в крайне редких случаях превышает их номинал. К таким активам можно отнести только акции крупных транснациональных компаний таких как "Лукойл" или "Газпром". Мы все понимаем, что компания "Трансинкор" не относится к таковым.

По мнению специалистов, проведенная рыночная оценка пакета акций компании объективно отражает его стоимость.

Напомню, что оценивался не просто пакет акций, как объект доходных вложений, а сам бизнес. Большинство банков в посткризисном пространстве относили лизинговые компании к высокорисковым вложениям и часто отказывались их кредитовать. Поэтому оценивать стоимость компании по стоимости ее чистых активов, как предлагают депутаты, не совсем корректно. К тому же утвержденной конкретной методики определения рыночной стоимости акций не существует, а значит, что если есть сомнения в адекватности проведенной стоимостной оценки, то целесообразно заказать независимую экспертизу, что и намеревается сделать областное правительство.

На сегодняшний день нет окончательного решения о расторжении сделки. Мы обязательно проинформируем всех об этой ситуации, здесь не может быть никакой кулуарности и закрытости.

Выполнит ли правительство Нижегородской области требование федеральных властей – избавиться от непрофильного имущества к 2014 году?

У нас принято постановление правительства о реорганизации государственного сектора — госпредприятий и акционерных обществ. В Нижегородской области так называемое "непрофильное" имущество составляет очень малую часть государственного имущества. К тому же, его доля постоянно уменьшается как за счет передачи федеральным органам власти или органам местного самоуправления, так и за счет включения некоторых объектов государственного имущества в Программу приватизации. На момент подписания постановления у нас было порядка 69 предприятий и около 30 акционерных обществ. По результатам мы должны получить 16 предприятий и 8 АО. Это будут только те компании, которые необходимы для осуществления государственных полномочий. Например, "Международный аэропорт Нижний Новгород", "Нижегородская пассажирская пригородная компания", то есть, социально значимые предприятия.

Много ли в Нижегородской области убыточных или неприбыльных госпредприятий? Как планируется работать с ними?

Мингосимущество ведет регулярный мониторинг деятельности госпредприятий. По состоянию на 1 июля в областной собственности числилось 53 госпредприятия, из них финансово-хозяйственную деятельность ведут 31, в том числе: 29 госпредприятий по итогам 2011 года получили прибыль и перечислили в областной бюджет ее часть на общую сумму 13,5 млн. рублей; 2 госпредприятия (ГП НО "Нижегородпассажиравтотранс" и ГП НО "Нижтехинветаризация") завершили год с убытками. Кроме того, нами организована работа по ликвидации неэффективных госпредприятий. В настоящий момент в различных процедурах ликвидации и банкротства находится 22 госпредприятия. Основную массу неприбыльных или убыточных предприятий необходимо либо ликвидировать, либо акционировать, либо продавать, Частник лучше организует работу в рыночных условиях. В Европе вообще нет такого понятия как неналоговые доходы. Ведь они как раз подразумевают некое участие государства в хозяйственной деятельности. По определению, такого быть не должно.

Как идет процесс обеспечения земельными участками многодетных семей? Сколько заявлений подано, сколько удовлетворено? На земельные участки в каких районах поступило больше всего заявлений, какие районы непопулярны?

На начало июля в Нижегородской области было 13,518 тыс. многодетных семей, из них 1,823 тыс. семьи подали заявление на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства. За время реализации закона в Мингосимущество поступили 309 заявлений от многодетных семей, большая часть которых проживает в Нижнем Новгороде. Мингосимуществом и органами местного самоуправления в настоящее время предоставлено в аренду 240 земельных участков. Конечно же, наибольшее количество заявлений имеется по близлежащим к Нижнему Новгороду районам. Среди муниципальных образований наибольшее количество заявлений отмечено в Борском и Дзержинском городских округах, Балахнинском, Кстовском, Выксунском, Богородском районах. Вместе с тем в 5 районах (Б.Болдинский, Лукояновский, Сосновский, Спасский, Тоншаевский) заявления отсутствуют, в 20 районах приняты от 1 до 10 заявлений. Хотя есть пожелания иметь некое второе жилье в районах, которые отличаются хорошей экологией, где есть водные и рекреационные ресурсы.

Может ли семья выбрать конкретное место, где бы ей хотелось построить дом?

Участки для многодетных семей формируются органами местного самоуправления. Два органа МСУ не вошли в этот закон — город Нижний Новгород и город Саров. Нижний Новгород позиционирует себя как столица Приволжского федерального округа, поэтому индивидуальное строительство в городе такого масштаба не целесообразно с градостроительной точки зрения. Чтобы не ущемлять права многодетных семей, проживающих в Нижнем Новгороде, мы готовы предоставлять участки из состава земель областного фонда. Предоставление земель идет не быстрыми темпами, потому что есть некоторые нюансы самой процедуры, она действительно длительная. Выбирать, к сожалению, не приходится, мы предоставляем землю только из сформированных массивов. Чтобы сократить время, планируется ввести процедуру жеребьевки. Если многодетной семье участок не понравился — пожалуйста, можно выбрать из существующих массивов участок в любом другом районе.

Вместе с тем, ситуация постепенно меняется и количество участков, предлагаемых гражданам, увеличивается. Например, из областных земель Мингосимущество сформировало 74 земельных участка в Кстовском районе возле с.Безводное (по 18 участкам идет предоставление, 56 – в стадии межевания), поставлены на кадастровый учет 434 земельных участка в Сокольском районе (сейчас ведется подготовка градостроительных планов и документов планировки территории), в 3 квартале планируется межевание 370 участков в Богородском районе и 70 участков в Чкаловском районе.

Для нижегородцев это будет очень хороший выход. Мы дали свои рекомендации органам местного самоуправления практически всех районов области в части формирования участков, они этим занимаются. К сожалению, это тоже процедура не одного дня. Хочу заверить, что в Нижегородской области достаточно земли, чтобы обеспечить все многодетные семьи, пожелавшие построить свой дом.

Все ли участки обеспечены необходимой инфраструктурой?

Сегодня министерству экономики дано поручение разработать программу, аналогичную программе стимулирования малоэтажного строительства. По прогнозам новый документ будет подготовлен через 1-2 месяца. Это будет среднесрочная программа на 3 года, с 2013 года средства на строительство необходимой инфраструктуры будут закладываться в бюджет Нижегородской области. Акцент будет сделан на земельные участки в тех районах, где наибольшее количество заявок. Что касается других районов, то там участки предлагается формировать в тех массивах, которые идут по нашим областным целевым программам. Под инфраструктурой нужно понимать дороги, электричество, газ, где есть возможность — канализация.

Как проходит процесс инвентаризации земель сельхозназначения? Как планируется использовать невостребованные земли, заросшие кустарником и лесом? Много ли таких участков?

Первоначальная инвентаризация земель сельхозназначения в Нижегородской области была завершена еще в начале 2009 года. По состоянию на 1 июля в Нижегородской области к невостребованным землям относится 676,3 тыс. га. В связи с тем, что с 1 июля 2011 года все полномочия по оформлению сельхозземель закреплены за органами местного самоуправления, невостребованные земли оформляются в муниципальную собственность. Общая площадь невостребованных земель, оформленных в муниципальную собственность, в настоящее время составляет 18,2 тыс. га. Часть земель органы местного самоуправления включают в границы поселений, часть планируют передавать в аренду сельхозпредприятиям для использования в целях сельхозпроизводства. Решения об использовании земель сельхозназначения, в том числе и заросших древесно-кустарниковой растительностью, принимают органы местного самоуправления после оформления их в муниципальную собственность. Невостребованные же земли, оформленные в областную собственность, либо передаются в аренду сельхозпредприятиям (81 участок общей площадью 1,263 тыс. га) для использования по назначению, либо используются для реализации инвестиционных проектов (например, размещение полигона бытовых отходов в Городецком районе), либо предоставляются многодетным семьям под индивидуальное жилищное строительство. И нужно признать, что если в течение 20-30 лет на этих землях растет лес, то использовать ее становиться практически невозможно. Нужно сказать, что той земли сельхозназначения, которая сейчас используется, достаточно Нижегородской области для обеспечения всеми необходимыми продуктами питания.

Как правительство борется с собственниками сельхозземель, которые не используют землю по назначению? Много ли таких площадей?

Прежде всего, хочу отметить, что правительство области не борется с собственниками земли. Наша цель – чтобы земля была вовлечена в оборот и использовалась для ведения сельхозпроизводства в соответствии с разрешенным видом использования. По земельным участкам областной собственности ведется постоянный мониторинг их использования арендаторами, и в случае нецелевого использования Мингосимуществом могут приниматься меры вплоть до расторжения договора аренды. Хочу подчеркнуть, что за последний год у нас не было ни одного случая досрочного расторжения договора аренды земель сельхозназначения по причине нецелевого использования земли. За теми землями, которые не принадлежат областному правительству, по действующему законодательству, контроль осуществляют органы местного самоуправления (на своих территориях) и подразделения управления Росреестра по Нижегородской области, наделенные полномочиями земельного контроля. При получении информации о нецелевом использовании такой земли мы уведомляем о поступивших сигналах либо администрацию соответствующего района, либо управление Росреестра по Нижегородской области. Конечно, те штрафы, которые есть, на мой взгляд, крайне малы. В первую очередь, заинтересованность по выявлению таких земель должна быть у тех структур, которые находятся непосредственно вблизи, то есть, у органов местного самоуправления. Мы со своей стороны готовы оказать поддержку.



Все новости раздела «Интервью»

Аналитика
Интервью
Комментарии
12 Июля