Интервью

К 2016 году в Нижегородской области предполагается создать 13,44 тыс. мест в детсадах, что позволит полностью ликвидировать очередность для детей 3- 7 лет

К 2016 году в Нижегородской области предполагается создать 13,44 тыс. мест в детсадах, что позволит полностью ликвидировать очередность для детей 3- 7 лет

Сергей Васильевич, как проходила подготовка школ к новому учебному году? Каков объем финансирования подготовки?

К началу нового 2012-2013 учебного года комиссиями всех муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, в состав которых входили представители Госпожнадзора, Роспотребнадзора, специалисты министерства образования Нижегородской области принято 1,009 тыс. общеобразовательных учреждений Нижегородской области.

Всего за счет средств бюджетов всех уровней на подготовку образовательных учреждений Нижегородской области к новому учебному году было выделено более 1,5 млн. рублей, в 2011 году эта сумма была в два раза меньше - 838,2 млн. рублей.

Объем затрат на приобретение учебной литературы в 2012 году составил 200,1 млн. рублей, в том числе для Нижнего Новгорода – 74,1 млн. рублей.

Во все школы области закуплено и поставлено более 1 млн. экземпляров учебников, что составило 100% от потребности.

Обучение детей младшего школьного возраста максимально приближено к месту проживания. С этой целью в регионе началась реализация проекта "Начальная школа "Учительский дом".

Учительский дом – это учреждение, осуществляющее обучение по программам начального общего образования у учителя на дому. Такая система удобна для отдаленных населенных пунктов, в которых школы находятся под угрозой закрытия. В настоящее время функционируют 2 учительских дома в Краснооктябрьском и Богородском районах, в 2012 году планируется завершить строительство трех таких домов в Лукояновском, Шарангском районах, городском округе город Выкса на 14 мест каждый.

Какие нововведения реализуются в школах в этом году?

В наступившем учебном году продолжается поэтапный переход на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. По новым стандартам обучаются около 62 тыс. учащихся первых и вторых классов. Обеспеченность общеобразовательных учреждений учебниками составляет 100%.

Кроме того, с 1 сентября 2012 года порядка 20 тыс. четвероклассников всех общеобразовательных учреждений Нижегородской области приступили к изучению нового комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ), направленного на укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и гражданско-патриотического воспитания школьников, морального оздоровления общества.

Ведущие издательства РФ выпустили учебники по 6 модулям данного курса (это основы православной, исламской, иудейской, буддийской культур, основы религиозных культур мира и основы светской этики). Кроме того, изданы программы, электронные приложения к учебникам, методические пособия.

В Нижегородской области все общеобразовательные учреждения в рамках субвенции, выделяемой на реализацию общего образования, обеспечили каждого четвероклассника бесплатным учебником по выбранному модулю курса ОРКСЭ.

Существует ли проблема нехватки мест в школах?

По статистическим данным, в 2011 году по Нижегородской области наполняемость классов – комплектов в городской местности составила 23,5 обучающихся. В соответствии с типовым положением об общеобразовательном учреждении этот показатель – 25 человек. В сельской местности в каждом классе – комплекте обучалось в прошедшем году 10,9 человек при норме – 14. Таким образом, все школьники в регионе обеспечены местами в общеобразовательных учреждениях, проблемы нехватки мест в школах нет.

Как Нижегородская область выглядит на фоне других регионов РФ по результатам сдачи ЕГЭ?

Основными показателями итогов ЕГЭ являются: доля выпускников, не преодолевших минимальный порог по предметам, средний балл, количество стобалльных работ.

В 2012 году выпускники Нижегородской области показали следующие результаты: по 11-ти из 13-ти сдаваемых предметов доля выпускников, не преодолевших минимальный порог, ниже среднего по РФ. Особенно радует, что по русскому языку она ниже более чем в 2 раза (0,67% - Нижегородская область, 1,5% - РФ), по математике – более чем в 1,5 раза (1,75% и 2,9% соответственно). По английскому и немецкому языкам доля не преодолевших минимальный порог в регионе сопоставима со среднероссийским уровнем. По 11-ти из 13-ти предметов средний балл выпускников Нижегородской области выше, чем среднероссийский показатель. Ниже среднего уровень по английскому и немецкому языкам.

Выпускники региона показали 47 стобалльных результатов - это 20-е место среди 84-х субъектов РФ.

Нижегородские выпускники подали более 900 апелляций по результатам ЕГЭ. Каковы решения по этим протестам?

Всего по итогам проведения ЕГЭ в 2012 году было подано 976 апелляций о несогласии с выставленными баллами. Их них в 288 случаях (29,5%) результат повышен, в 8 случаях (0,8%) – понижен. В остальных 680 случаях (69,7%) результат оставлен без изменений.

Сколько бюджетных мест в нижегородских вузах в 2012-2013 учебных годах? Сокращается ли их количество? Какие специальности наиболее востребованы у абитуриентов?

В 2012-2013 учебном году в вузы Нижегородской области поступило около 7,3 тыс. человек на бюджетную основу по очной форме обучения. Это количество соответствует прошлогоднему приему. Наиболее востребованными направлениями остаются экономико-управленческие и IT- специальности.

Много ли негосударственных вузов в Нижегородской области? Какова их доля в общем количестве вузов? Каково качество образования в них?

В Нижегородской области действуют 2 негосударственных вуза – Нижегородская правовая академия (институт) и Нижегородский институт менеджмента и бизнеса и 16 филиалов негосударственных московских вузов. Контингент студентов по всем формам обучения 20,4 тыс. человек, что составляет 15% от количества студентов государственных вузов. Все негосударственные учебные заведения имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности, неоднократно проходили процедуру государственной аккредитации.

Оправдывает ли себя принцип индивидуального финансирования школ? Сколько школ региона переведено на данное финансирование и по какому принципу они отбирались?

Перечень сельских малокомплектных школ ежегодно формируется министерством образования Нижегородской области из списков, предложенных главами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, и в срок до 1 сентября текущего финансового года утверждается правительством Нижегородской области.

Порядок отнесения общеобразовательных учреждений к сельским малокомплектным и рассматриваемым в качестве таковых органами государственной власти Нижегородской области и органами, осуществляющими управление в сфере образования, общеобразовательным учреждениям муниципальных районов и городских округов Нижегородской области, финансирование которых производится по отдельному нормативу, не зависящему от числа обучающихся, утвержден постановлением правительства Нижегородской области от 27 января 2011 года.

К сельским малокомплектным школам относятся общеобразовательные учреждения при одновременном соблюдении следующих условий: малочисленность учащихся (при средней наполняемости классов менее 14 человек); объем субвенции, выделяемый исходя из численности учащихся по нормативу, недостаточен для содержания учреждения в течение всего календарного года; удаленность от базовой общеобразовательной школы более чем на 15 км и невозможность проведения реструктуризации либо изолированное положение учреждения по причине наличия водных преград и отсутствия постоянно действующей переправы через них, отсутствия дорог с твердым покрытием, наличия только железнодорожного сообщения с другими населенными пунктами; обеспечение межрайонного взаимодействия по предоставлению мест в общеобразовательных учреждениях детям из соседних (близлежащих) муниципальных районов и городских округов Нижегородской области в рамках оптимизации сети общеобразовательных учреждений.

На индивидуальное финансирование, не зависящее от количества обучающихся, в 2011 году переведено 61 общеобразовательное учреждение; в 2012 году – 127; в 2013 году – 221 учреждение.

В течение какого срока будет ликвидирована очередь в детские сады в Нижнем Новгороде, в области?

В целях реализации Указа президента Российской Федерации "О мерах по реализации государственной политики в области образования" по выполнению комплекса мероприятий по достижению 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет в регионе разработан план мероприятий поэтапной ликвидации очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные учреждения ("дорожная карта") с учетом особенностей региона, имеющегося спроса и ресурсного обеспечения. Финансовая составляющая за три года вышеназванной "дорожной карты" - 4,9 млрд. рублей.

К 2016 году дополнительно предполагается развернуть 13,44 тыс. мест для детей в возрасте от 3 до 7 лет, что позволит полностью ликвидировать очередность в этой возрастной группе в Нижегородской области.

Для решения проблемы дефицита мест в детских садах в регионе работали программы: областная целевая программа "Увеличение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях Нижегородской области за счет выполнения работ по ремонту и оснащению оборудованием не полностью используемых помещений на 2011-2012 годы"; областная целевая программа "Увеличение количества мест в дошкольных образовательных учреждениях за счет выполнения работ по ремонту и оснащению оборудованием пустующих зданий образовательных учреждений Нижегородской области на 2012-2014 годы"; программа по строительству семейных детских садов "Создание семейных детских садов в Нижегородской области в 2011 - 2022 годах".

В рамках этих программ до конца 2012 года планируется введение дополнительно 5,13 тыс. мест в детских садах Нижегородской области.

Полное удовлетворение потребностей населения в дошкольных образовательных учреждениях невозможно без нового строительства современных зданий детских садов, которое осуществляется в рамках областной целевой программы: "Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества жизни населения Нижегородской области на 2012-2014 годы".

На сегодняшний день подготовлена общая областная целевая программа "Ликвидация очередности в дошкольных образовательных учреждениях Нижегородской области детей в возрасте 3-7 лет на 2013-2015 годы и на период до 2023 года".

Какова средняя зарплата учителей, педагогов детсадов и преподавателей вузов в Нижегородской области? Будет ли она увеличиваться?

По ежемесячному мониторингу выплат заработной платы средняя заработная плата за июль 2012 года составила: у учителей - 17 тыс. рублей; педагогических работников дошкольных образовательных учреждений дошкольного образования – 11,1 тыс. рублей; профессорско- преподавательского персонала образовательного учреждения высшего профессионального образования, подведомственного министерству образования Нижегородской области – 13,76 тыс. рублей.

С 1 января 2012 года на 15% повышена заработная плата педагогическим работникам и помощникам воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Кроме того, предусмотрено повышение заработной платы работников образовательных учреждений Нижегородской области: на 30% с 1 сентября 2012 года - педагогическим работникам, включая мастеров производственного обучения государственных бюджетных образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и высшего профессионального образования; на 30% с 1 сентября 2012 года - педагогическим работникам детских домов; на 15% с 1 сентября работникам специальных (коррекционных) образовательных учреждений Нижегородской области, в занятых в классах (группах) с детьми (воспитателям и помощникам воспитателей); на 14% с 1 октября 2012 года учителям общеобразовательных учреждений с целью доведения ее до средней заработной платы в экономике региона за 2011 год; на 15% с 1 октября 2012 года остальным работникам дошкольных образовательных учреждений.

В целях исполнения Указов президента РФ произведены расчеты объема дополнительных средств на 2013 год по повышению заработной платы работников образовательных учреждений для поддержания средней заработной платы учителей общеобразовательных учреждений на уровне средней заработной платы в экономике региона. В частности, предусмотрено повышение зарплаты с 1 апреля 2013 года на 10% и с 1 сентября 2013 года на 17,9. Для доведения средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до уровня планируемой средней заработной платы в общем образовании планируется повышение - с 1 апреля 2013 года на 20% и с 1 сентября 2013 года на 64,3%. С целью поэтапного доведения к 2018 году заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения государственных бюджетных образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования до средней заработной платы в экономике региона - повышение с 1 сентября 2013 года на 15%. С целью поэтапного доведения к 2018 году заработной платы преподавателей государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200% от средней заработной платы в экономике региона - с 1 апреля 2013 года на 10% и с 1 сентября 2013 года на 20%.

Все новости раздела «Интервью»

Аналитика
Интервью
Комментарии
12 Июля