Интервью

Женщины и так на себя много взяли мужской работы

Женщины и так на себя много взяли мужской работы

Здравствуйте, в студии Роман Скудняков, в эфире программа "Без галстука". Этот человек мечтал стать врачом или учителем, но, несмотря на то, что выбрал профессию экономиста, в конце концов, все же осуществил свою мечту. У нас в гостях директор Семеновской православной гимназии Светлана Кондакова.

Светлана Александровна, здравствуйте. С Вами в старших классах ведь практически мистическая история приключилась – пришли в школу агитаторы и просто загипнотизировали идти на экономиста. Неужели Вы так внушаемы?

Нельзя сказать, что загипнотизировали. Мне присуща такая черта как гиперответственность. Когда люди убедительны и видно, что они действительно заинтересованы в своем деле...А я бесконечно любила свою малую родину, любила и люблю до сих пор село и деревню, нисколько не стесняюсь того, что я деревенская. Для меня это скорее честь.

Село-то Вы свое любите, а уехали из него.

Так получилось. Хотелось помогать селу. Бросить — не бросила, я корнями привязана до сих пор. Несколько раз в году мы бываем на благословенной Шарангской земле, в родной деревеньке Пестово, хотя я там не родилась, но я считаю ее своей второй Родиной. Шарангская школа, которую я закончила, действительно самая-самая лучшая для меня. Да и не только для меня.

А время работы экономистом не считаете зря потраченными?

Нет. Все, что происходит с человеком в жизни, — не зря.

Ну, все-таки слишком разные профессии, согласитесь. То Вы хотели быть учителем, то хотели быть врачом, то экономистом. Ведь абсолютно разные требуются умения, навыки, характер работы разный.

Совершенно верно. Работа разная, но в любой работе есть одно зерно — с душой делать то дело, которое ты в данный момент делаешь. Работа экономиста тоже достаточно интересная, хотя имеет свою специфику. В первую очередь, меня всегда тянуло к людям. Общение с людьми было моим главным жизненным приоритетом. Эта работа давала тоже массу положительных эмоций и радость доставляла, правда недолго.

Можно ли Вашу гимназию назвать консервативной? Просто есть такое ощущение, что если это православная гимназия, то она просто обязана быть консервативной. А если она консервативная, то как это сочетается с той самодеятельностью, с теми мюзиклами, которые Вы ставили и участвовали в юности? Не скучно ли?

Нет. Наши детские мюзиклы, конечно, были веселыми, но они несли хорошую смысловую нагрузку. Это всегда была сказка о добре, которое побеждает. Поэтому здесь не было ничего крамольного или чего-то, чтобы шло в противоречие с совестью. Что касается консервативности, надо сначала договориться о понятии. Что понимать под словом консервативность? Если в том плане, что мы приверженцы традиционных православных устоев, нашей традиционной русской жизни — то да, мы в этом плане консервативны. Если это касается внешний проявлений, то я не совсем понимаю, в чем здесь может заключаться консерватизм применительно к православной гимназии. Что такое православная гимназия? Это общеобразовательное учреждение, которое дает детям весь спектр образовательных услуг. Если говорить таким канцелярским языком, то выполняется весь учебный план любой общеобразовательной школы России, но особенность наша заключается в том, поскольку мы являемся не государственным учреждением, мы реализуем православный компонент образования и через обучение, и через весь уклад гимназической жизни. Наша воспитательная система построена на фундаменте православия, здесь нет никакого разреза с внешним миром.

Творят ученики-то?

Да, еще как творят. У нас замечательные театральные постановки, у нас прекрасный хореографический коллектив. Мы стараемся детям прививать хороший вкус, хороший вкус в музыке, в танцах, речь должна быть образцовой. Речь сейчас настолько засорена, даже средства массовой информации порой шалят, что греха таить.

Поэтому что такое консерватизм и что такое свобода? Свобода человека в нашем понимании — это в первую очередь свобода от греха. Человек, приверженный греху, не может быть свободен. Он раб греха. А свобода внутренняя может быть, только если человек свободен от рабства греха. Тогда речь идет о настоящей свободе. Господь создал человека свободным, дал ему свободную волю, свободный разум и свободу выбора. Никогда не вмешиваясь в его жизнь, он дает право выбора. Вот это вот самое дорогое.

Вы очень упорно не хотели переходить из учителей в директора гимназии.

Я не то, чтобы не хотела. Просто для меня православная гимназия всегда была сродни святыням. Когда она образовалась в 2000-ом году, моему второму ребенку было 3 года. Будучи уже тогда человеком воцерковленным, ну, по крайней мере, делающим первые осознанные шаги в церкви, я очень хотела, чтобы мой ребенок учился в такой школе. Я до сих пор это убеждение сохранила, и оно, наверное, будет неизменным. Если не произойдут какие-то глобальные катаклизмы. Именно такое образование необходимо не только моему ребенку, потому что он мой родной, я в нем заинтересована как мать, а вообще в принципе всему нашему обществу.

Все-таки от гимназии к Вам. Как дался переход из учителей в директоры?

Когда гимназия начала развиваться и расти, она очень ярко о себе заявила сразу. Ответственность, которую несет на себе руководитель этого учреждения, огромна.

То есть Вы боялись ответственности?

Я боялась, что я не справлюсь, что у меня не хватит ни интеллектуальных возможностей, ни физических, ни моральных сил.

Как поверили в себя?

Благословил мой духовник. То есть послушание церковное в этом плане и хорошо тем, что ты отбрасываешь свои измышления, человек духовно опытный видит нечто большее, чем ты. Когда я обратилась с советом к своему духовному отцу, он сказал: "Я тебя с радостью благословляю". Я вообще надеялась услышать другой ответ, потому что да, было страшно брать на себя такой груз, а с другой стороны, боль, которая пронизывала в этот сложный период временного отрезка для гимназии, страх того, что это может как-то пошатнуться и обрушиться, был очень велик. Поэтому хотелось подставить свое плечо, но, в то же время, понимая свое недостоинство, что ты даже, может быть, не тот человек, который должен этим заняться, кто-то более умный, более опытный, более грамотный. Только надежда и уверенность в то, что я буду делать все, что от меня зависит, а дальше как уже Господь благословит, так и будет складываться.

Рубрика "Без купюр". Короткие вопросы, короткие ответы. Ваша гимназия была первой православной гимназией в области. Не боялись прогореть, все же это не государственная школа, которая может попросить помощи у муниципалитета?

Прогореть не боялись. Но родители, которые отдали своих детей в гимназию, действительно были авантюристами. Они были подвижниками, они вдохновляли. Их вера в то, что они отдали в гимназию самое дорогое, что у них есть — детей, позволяла нам справиться со всеми проблемами. Конечно же, надежда на то, что Господь все управит.

При нынешней жесткой системе образования упор делается на подготовку к ЕГЭ. В учебном же плане Вашей гимназии можно увидеть занятия по риторике, латыни, хореографии. Вам не кажется расточительным вводить такие "несовременные" предметы, ведь в ЕГЭ их нет?

Нет, не кажется совершенно. ЕГЭ мы сдаем, потому что это государственная образовательная программа, мы ее выполняем. А то, что касается риторики, латыни, словесности и прочих прикладных дисциплин — нет. Наша гимназия и начиналась как классическая гимназия. Хотя назвать ее таковой в первое время было несколько смело. Тем не менее, мы убеждены, что классическое образование дает те максимально эффективные результаты, которые можно ждать от образования вообще. Потому что именно классическая гимназия, если окунуться в прошлое, Николаевская классическая гимназия, которую иногда называют еще Уваровской гимназией, была одним из лучших периодов для российского образования. Потому что та плеяда ученых, мыслителей, литераторов, музыкантов, то есть выдающихся людей, являлась выходцами классической гимназии. Но я не уверена, что они также успешно сдали бы современный ЕГЭ, как это делают многие наши современники. ЕГЭ все-таки особая система оценки знаний. Мы тоже готовим детей к ЕГЭ, но наша основная задача — не только подготовить их для будущей жизни как хороших профессионалов и узко специализированных людей, а в первую очередь, чтобы они воспитали свою душу живой, сохранили ее, чтобы они были не просто запрограммированными исполнителями хорошей работы, а чтобы они были живыми людьми.

В школах ввели предмет "Основы религиозных культур и светской этики", на выбор 6 разных блоков. Зачем надо было делить, ведь, например, Паша выберет православие, а Гульнар – ислам, и уже не факт, что после этого курса они смогут друг друга понять. Почему не ввести единый предмет, который бы отражал все 6 блоков?

Наверное, Вы правы. В том плане, что нужно изучать культуру твоих соседей, близких людей, с кем ты живешь рядом, общаешься хотя бы для того, чтобы лучше понимать друг друга. Но традиционная религиозная культура это дело, скорее всего, семейное. Может быть, общество побаивается затрагивать эту проблему, потому что сразу появляется такое опасение, что это перерастет в шовинизм или еще в какие-то нехорошие явления. Поэтому курс "Основы религиозных культур и светской этики" для нашего учреждения, хотя мы его тоже вводим, является немножечко искусственным, потому что мы сами по себе создавались как православная гимназия. Естественно, наш ориентир — православие, традиционная религия для России, его тысячелетняя история не нуждается в каких-то подтверждениях. Что касается ислама и других религий, то сейчас действительно Россия гостеприимно распахнута для всех народов. Поэтому и им нужно дать возможность изучать этот предмет.

Так получилось, что Вы были на свадьбе во времена горбачевского сухого закона, и спиртного на столе не было. По Вашим воспоминаниям Вам было весело, а гостям, наверное, не очень?

Мы как участницы фольклорного ансамбля "Волушка" были приглашены на эту свадьбу. Вообще все было как-то весело, живо. Может быть, что-то было за кулисами, мы не знаем. Но все пели, танцевали, были игры, какие-то конкурсы, костюмы. Было действительно весело, я думаю, им свадьба запомнилась. Она была студенческой такой, молодежной, поэтому для того, чтобы веселиться, спиртное нам не особенно и нужно.

Я знаю, что Вы очень любите петь, причем именно народные песни. И при этом в выходные нередко поете в церковном хоре. Вам не кажется, что это как-то противоречит духовная и народная музыка?

Нет, народная музыка своими корнями тоже уходит вглубь истории, вглубь веков. Народная музыка ближе всего к духовной музыке. Поэтому здесь нет никакого противоречия. Как русская песня - это душа народа, так и церковная песня.

То, что молодежь практически не знает таких народных песен, Вам не обидно?

Обидно. В школе создавали фольклорный ансамбль, в котором с удовольствием пели мальчики. Удалось этот пласт чуть-чуть приоткрыть. В гимназии мы много поем, у нас есть хор, у нас есть клиросное пение. Народные песни мы поем тоже.

Большинство россиян считают себя патриотами. Однако по данным опроса ВЦИОМ августа этого года, правильно назвать цвета государственного флага России и их расположение могут лишь 68% россиян, а первые слова национального гимна правильно смогли назвать меньше половины опрошенных. Я боюсь представить, а сколько же людей могут рассказать про свою малую родину, например, Нижегородскую область. Так с чего же начинается "Родина"?

Родина начинается с семьи, с отношений в семье. Родословную свою надо, безусловно, знать. Мы в своей работе придаем этому огромное значение. Мы стараемся повернуть детей лицом к проблемам семейной культуры, и одно из направлений нашей деятельности — краеведческая деятельность. 2008 год у нас шел под лозунгом изучения своей родословной. Была общая гимназическая тема, очень достойная научно-исследовательская конференция по теме "Моя родословная" была проведена. Нам удалось получить работы, в которых дети с помощью родителей, конечно, докопались до очень глубоких корней — до седьмого-восьмого поколения нашли.

Сейчас много споров идет, говорят, что молодежь сейчас совсем не та. Причем, очень часто родители, когда видят какие-то проблемы у своего ребенка, говорят, что это школа виновата, государство виновато. Естественно, учителя и руководители школ во многом винят другие институты, в том числе и семью. А Вы к какой категории относитесь? Кто виноват в том, что дети у нас не совсем те, какими мы хотели бы, чтобы они были?

Здесь, все-таки, что бы не говорили, основы основ рождаются и закладываются в семье. Все равно все идет из семьи. Но что такое семья? Семья — это ячейка общества, поэтому все семейные болячки отражаются на обществе и наоборот. Соответственно, все, что происходит в обществе, идет изнутри, из семьи. Очень больно видеть сейчас разрушение института семьи. Причем возникает ощущение, которое подкрепляется многочисленными доказательствами, что работает какая-то машина, которая систематически, методично и настойчиво разрушает нашу семью, развращает нашу молодежь, тем самым просто вырывая из нашей жизни целое поколение детей, молодых людей.

Что значит развращает?

Если посмотреть на присутствие рядом со школами торговых точек, которые свободно реализуют слабоалкогольные напитки, табачные изделия...

Они же нарушают закон.

Они нарушают закон. Но если провести эксперимент, и взять на улице несколько молодых людей возраста 14-15 лет и предложить купить им эти товары, я думаю, что в 90% случаев попытка увенчается успехом. У нас закон очень слабо соблюдается.

Действительно, ряд экспертов говорит, что сейчас подрастает поколение потребителей, для которых самоцелью являются вещи и бренды. Традиционный вопрос: "А что же делать?"

Воспитывать. Воспитывать нужно опять же своим примером. Здесь как раз, когда обостренное чувство боли за наше молодое поколение, за наших детей, за Россию и было основополагающим толчком для того, чтобы создавать православную гимназию. Пусть хотя бы часть детей, ведь невозможно всех охватить, хотя это было бы и неплохо, воспитать несколько в другой культуре, в нескольких других ценностях и ориентирах, именно традиционных, которые были присущи России столетиями.

Рубрика "На острие". Самые острые вопросы нижегородцев. Александра Бахметьева, Московский район: "Последние 3 месяца в СМИ идет целая кампания против православной церкви: чего стоят хотя бы регулярные сообщения о нарушении церковнослужителями ПДД. Кому нужна эта самая настоящая травля, тем, кто хочет сделать нас атеистами?"

Кому нужна, я ответить коротко не смогу. Поэтому оставлю это за кадром. А то, что эти новости с каким-то особым смаком подаются в средствах массовой информации, я, пожалуй, соглашусь. Если обычный человек совершает правонарушение, то интерес к этому не особенно остро возникает, если же это священнослужитель, то, конечно, здесь идет обостренное внимание.

Это, как и к представителям власти. Считается, что священнослужители не должны нарушать.

Естественно. Но не надо забывать о том, что священнослужители тоже люди со своими проблемами, болячками и болезнями, слабостями. Бывают разные ситуации. Поэтому не надо сразу оголтело судить, распинать и приговаривать. Судить о поступках отдельных, даже если это священнослужитель, не очень красиво, ведь они тоже могут ошибаться. Но здесь не надо смешивать два понятия: саму веру и действия людей. Потому что иногда приходится слышать: "Вот оно ваше православие", хотя нет ничего общего между православием и действиями отдельных людей. Потому что православные - это те же люди. Только с одним небольшим отличием — они тоже совершают плохие поступки, но они в них стараются каяться, осознавать и исправлять. А это присуще далеко не всем.

Вопросы читателей "Аргументы и факты. Нижний Новгород". Олег, Нижний Новгород: "Недавно был на службе в католической церкви и православной. Удивило, что у католиков исповедник выступает как личный наставник. К каждому индивидуальный подход, а у нас всех в очередь поставили и чисто механически грехи отпустили. Вам не кажется, что такой порядок позволяет больше грешить, если все так формально?"

Это неправильная позиция, что в очередь всех поставили и механически отпустили грехи. Совсем нет. В момент исповеди происходит незримое действие благодати духа святого. Да, люди должны подходить, соблюдая очередность, но на каждой исповеди происходит контакт прихожанина и священника. Священник является свидетелем перед Господом, что этот человек пришел в церковь, что он что-то принес Богу и хочет либо что-то услышать, либо получить ответ на какой-то свой вопрос, получить помощь. Поэтому нет, я не согласна с тем, что это механическое действие.

"Формула успеха". Прежде чем спросить о Вашем жизненном девизе. Мне кажется, Вы человек достаточны рисковый, даже от идеи ездить на мотоцикле Вы отказались только после неудачного приземления в стог сена. Риск – дело благородное?

Наверное, какой-то риск, связанный с желанием покрасоваться, — нет. А вот риск, когда ты жертвуешь ради чего-то или ради кого-то, да.

А ради чего Вы тогда оказались в стоге сена?

Ну, это несколько авантюрный склад характера и желание попробовать. Это здорово - технику освоить. Хотя, наверное, с тех времен я для себя и поняла, что не женское это дело. У меня нет никакого больше желания браться за технику, садиться за руль... Не боюсь, не хочу просто. Если нет такой острой надобности — браться за руль... Женщины и так на себя много взяли мужской работы.

А мужчины что, отдыхают?

Нет, я не в укор мужчинам и не в укор женщинам. Но женщина должна оставаться женщиной. Ей природой, Богом предназначено быть матерью, хранительницей очага, существом мягким, ласковым и добрым. А мужчина должен быть добытчиком, хозяином. Все-таки женщина должна быть за мужем, а не перед мужем.

Я думаю, что сейчас есть семьи, которые с Вами поспорят. Какая Ваша формула успеха?

Я не считаю, что я добилась какого-то успеха.

Вы же гордитесь своей гимназией?

Гимназию люблю. Там моя душа.

Что позволяет сделать так, чтобы дело, которое тебе нравится, процветало?

Любить дело, которым ты занимаешься. Можно любить все, что ты делаешь: садишь ли редиску, растишь ли детей.

Хорошее сравнение — редиска и дети. Редиска растет быстрее.

Да, редиска быстрее. Но, как и при выращивании редиски, приходится пропалывать сорняки, поливать, питать, так же и воспитание детей. Сначала необходимо хорошее семя, потом нужны хорошие условия, которые позволяют согреть, дать свет и тепло, вовремя прополоть сорнячки и терпеливо дождаться плода.

Вы очень любите работать в саду. Осень - время сбора урожая, российские агрономы в этом году собрали рекордный урожай фиолетового картофеля, который полезнее обычного. А какой самый удивительный урожай Вы собирали?

Необычных урожаев, наверное, нет. Все традиционно.

А чем гордитесь?

Не гордимся, радуемся тому, что у нас растут шикарные помидоры. Даже сорт, мы не знаем, как он правильно называется, друзья называют его "кондаковский". Потому что, действительно, помидоры очень вкусные.

Мы подготовили для Вас вопрос. Если вы ответите правильно, то получите книгу "Нижегородская книга рекордов и достижений". Если неправильно, то "Прогулки с бабушкой". Прекрасные картинки, есть что показать. Чем пытались отравить отца-основателя США Джорджа Вашингтона? И 4 варианта ответа: помидором, цианистым калием, табаком или книгой.

Я не очень сильна в истории Соединенных Штатов, плохо знаю биографию Вашингтона. Может быть, цианистым калием?

Это чтобы уж наверняка. А вот книгой? Тяжеловато?

Нет, можно книгой отравить, смотря какая книга.

А табак?

Да, тоже отрава.

А помидор? Что, нельзя помидором отравить?

Если добавить в него определенные вещества, то можно.

Итак, Ваш вариант - цианистый калий.

Да, давайте на нем остановимся.

Когда Джорджу Вашингтону однажды подали на обед аппетитное жаркое, обильно украшенное помидорами, он и не подозревал, что его пытались отравить. К счастью, этот плод не оправдал ожидания повара-отравителя, и Дж. Вашингтон после этой трапезы прожил еще 23 полных знаменательными событиями года и с тех пор полюбил томаты. Дело в том, что помидор в Европе считался крайне ядовитым. Возможно, это заблуждение породило то обстоятельство, что индейцы Мексики, откуда томаты были вывезены, считали их непригодными для еды. Европейцы выращивали томаты как декоративные растения в цветочных горшках на подоконниках. Это как раз то, чему Вы так радуетесь в этом году, а когда-то люди их не ели, боялись отравиться. Успехов Вам, чтобы Ваша гимназия процветала, чтобы большее количество семей вели к Вам с удовольствием детишек.

Спасибо. Дети и родители к нам идут, но, к сожалению, мы не имеем возможности принять всех.

Может быть, это хорошо, конкурс должен быть всегда.

Может быть, это не так плохо, но, тем не менее, хотелось бы, чтобы такую возможность имели все.


Все новости раздела «Интервью»

Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
20 апреля