Интервью

На территории региона будут созданы консолидированные группы, которые станут централизованно выплачивать налоги в бюджет Нижегородской области

На территории региона будут созданы консолидированные группы, которые станут централизованно выплачивать налоги в бюджет Нижегородской области

Ольга Юрьевна, существуют ли какие-либо трудности с исполнением облбюджета на 2012 год?

В настоящее время исполнение доходной и расходной частей бюджета производится согласно плану. Доходы консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2012 года получены в сумме 93 млрд. рублей, что составляет 74% к годовому плану. Доходы областного бюджета получены в объеме 73 млрд. рублей, что составляет 75% к уточненному плану.

Исполнение бюджета Нижегородской области на 2012 год по доходам прогнозируется на уровне плана. Перевыполнения не ожидается, так как имеется значительная суммы переплаты по налогу на прибыль, по которой в течение года налогоплательщикам производится возврат налога.

Исполнение бюджета по расходам также прогнозируется на запланированном уровне.

Нижегородское правительство планирует в 2013 году разместить облигационный заем в объеме 7 млрд. рублей. На какие цели будут направлены эти средства, под какой процент вы планируете привлечь заем?

В рамках стратегии управления государственным долгом Нижегородской области одним из наиболее выгодных финансовых инструментов для финансирования долгосрочных проектов являются заимствования на рынке ценных бумаг. Область уже на протяжении 8 лет успешно размещает облигационные займы. Для инвесторов государственные ценные бумаги области являются высоконадежным и достаточно ликвидным финансовым инструментом, что характеризует область как надежного заемщика и способствует повышению инвестиционной привлекательности региона.

В связи с тем, что облигационные займы являются среднесрочным видом заимствований со сроком обращения до 5 лет, средства от размещения планируется, как и в предыдущие годы, направлять на финансирование долгосрочных проектов, а также для рефинансирования действующих долговых обязательств, в том числе для оптимизации структуры государственного долга путем увеличения сроков заимствований и снижения стоимости заимствований за счет замещения "дорогих" ресурсов на более "дешевые".

Процентная ставка по купону будет определена на аукционе при размещении облигационного займа в 2013 году и будет зависеть от многих экономических факторов, которые будут складываться на финансовых рынках, как в стране, так и в мире. Прогнозная ставка по облигациям 2013 года составляет около 10% годовых, так как инвесторы оценивают облигации Нижегородской области как высоколиквидный и надежный инструмент для вложения денег, но данная ставка является прогнозной, и в случае каких-либо изменений на финансовых рынках капитала ставка может изменяться в большую или меньшую сторону. Так, в 2012 году прогнозная ставка составляла 10% годовых, а фактически средняя ставка размещения облигаций составила 9,73% годовых.

Верхний предел госдолга на конец 2013 года запланирован в объеме более 55 млрд. рублей, насколько критичны эти цифры?

Государственный долг области по состоянию на 1 октября 2012 года составил 35 млрд. рублей, сократившись с начала года на 3 млрд. или на 8%. На сегодняшний день он составляет 45% от собственных доходов, что значительно ниже установленного в регионе предельного значения в 65%. Кстати, этот предел довольно жесткий. В Татарстане, например, принят лимит в 98% от собственных доходов, в Кирове – 90%. Федеральным законодательством разрешается наращивать госдолг до 100% от собственных доходов. Впрочем, некоторые регионы и этим правилом пренебрегают. К примеру, у Мордовии в этом году госдолг достигал 175% от дохода.

Мы прогнозируем, что на конец 2012 года госдолг Нижегородской области составит 60% от собственных доходов, а на конец 2013-го – 59%, то есть, опять же, не достигнет предельного значения.

Здесь существует и еще одна тонкость. Важно, на что идут заемные деньги. Правительство Нижегородской области направляет их на развитие – строительство крупных объектов транспортной, инженерной инфраструктуры, например, метрополитена. Такой подход позволяет даже экономить. Ведь процентная ставка госдолга ниже уровня инфляции, а значит, откладывать проект на несколько лет выйдет дороже, чем занять и начать строительство сегодня.

Исходя из всех этих предпосылок, можно с уверенностью говорить о том, что госдолг Нижегородской области находится на экономически безопасном уровне. Тем не менее, правительство региона планирует постепенно снижать его удельный вес. Уже в 2014 году он уменьшится до 58% от собственных доходов региона, а в 2015 году - до 54,6%.

Каковы основные параметры облбюджета-2013, насколько выросли доходы, по сравнению с 2012 годом? Сможем ли мы выйти на бездефицитный бюджет?

В соответствии с проектом областного бюджета-2013, доходы составят 101,5 млрд. рублей, то есть 108% к первоначальному бюджету на 2012 год, в том числе налоговые и неналоговые доходы – 92,1 млрд. рублей, что на 11,9 млрд. рублей или на 15% превышает уровень 2012 года.

При формировании доходов учтена индексация ставок по акцизам на алкогольную продукцию, акцизам на нефтепродукты, увеличение размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в целях применения по патентной системы налогообложения, а также увеличение видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться данная система налогообложения, рост бюджетообразующих показателей (ФОТ, прибыль прибыльных организаций, остаточной стоимости имущества, розничного товарооборота).

В целом рост налоговых и неналоговых доходов будет обеспечен за счет увеличения налога на доходы физических лиц – на 4,3 млрд. рублей; акцизов на ликеро-водочные изделия – на 1,7 млрд. рублей; акцизов на нефтепродукты - на 0,8 млрд. рублей; налогов на совокупный доход – на 1,3 млрд. рублей; налога на имущество организаций – на 2,6 млрд. рублей.

Для обеспечения роста доходной базы и налоговой отдачи в Нижегородской области осуществляется комплекс мероприятий, направленных на взаимовыгодное сотрудничество с головными компаниями, структурные подразделения которых находятся на территории области, активизацию работы комиссий с организациями, допустившими недоимку по платежам в бюджет, снижающими заработную плату, ухудшившими финансовые результаты деятельности, использующими различные схемы ухода от налогообложения, выплачивающими "серую" заработную плату и т.д.

Что касается дефицита бюджета, то на 2013 год он запланирован в размере 7,6 млрд. рублей. В последующие годы он будет поступательно снижаться. К 2014 году мы планируем уменьшить дефицит до 6,7 млрд. рублей, к 2015 – до 2,8 млрд. К бездефицитному бюджету мы должны прийти в 2018 году.

Какие районы Нижегородской области являются наиболее проблемными по исполнению доходов местных бюджетов?

За 9 месяцев текущего года план по доходам местных бюджетов исполнен по всем муниципальным районам и городским округам области. В настоящее время проблем с исполнением местных бюджетов нет. Что касается дотационности, то получателями дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в 2012 году являются 49 муниципальных районов и городских округов, кроме Нижнего Новгорода, Сарова и Кстовского муниципального района.

Какие средства запланированы в 2013 году на подготовку к Чемпионату мира по футболу?

В проекте закона Нижегородской области "Об областном бюджете на 2013 год" на подготовку к Чемпионату мира по футболу предусмотрено 240 млн. рублей на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту "Строительство стадиона на 45 тыс. зрителей для проведения игр Чемпионата мира по футболу 2018 года". На те же цели в 2013 году предполагается поступление средств из федерального бюджета в сумме 350 млн. рублей.

Каковы основные статьи расходов облбюджета в 2013 году?Ожидается ли повышение зарплаты работникам социальной сферы, прежде всего, врачам и учителям? Будет ли увеличена зарплата чиновников?

Бюджет 2013 года сохранит традиционную для Нижегородской области социальную направленность. В общей сложности, 67% расходов бюджета будут направлены на социальную сферу. Большинство педагогов, медиков, работников культуры почувствует серьезное увеличение своих доходов. Причем, правительство области в "ручном режиме" ведет эту тему. Как только мы видим возможность ускорить повышение или увеличить его объем, сразу же корректируем планы.

К примеру, ранее предполагалось в течение года увеличить зарплату педагогам дошкольных учреждений на 79%. На сегодняшний день принято решение о повышении на 90% уже с 1 января 2013 года. Также с 1 января, а не в течение года, как предусматривалось ранее, на треть вырастут заработки учителей школ. Зарплаты врачей, социальных работников, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального обучения и научных работников увеличатся с 1 октября 2013 года на 15%, преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений начального и среднего профобразования, работников культуры, младшего и среднего медперсонала, биологов и химиков медицинских учреждений - с 1 октября 2013 года на 10%.

Кроме того, серьезные средства предусмотрены на модернизацию образования и здравоохранения. Появляются и совершенно новые программы. К примеру, программа строительства детских садов, выделенная из ОЦП "Развитие…", с финансированием на 2013 год в размере 1 млрд. рублей. Она предполагает создание за год тысячи новых мест для образования дошкольников. Что касается самой ОЦП "Развитие…", то по ней планируется выделить на 15% больше средств, чем в 2012 году.

С 1 октября 2013 года планируется индексация заработной платы органам государственной власти на 7%.

В каком объеме запланированы доходы и расходы бюджета Нижнего Новгорода на 2013 год?

Основные параметры бюджета Нижнего Новгорода на 2013 год на сегодняшний день таковы: доходы прогнозируются в размере 16,3 млрд. рублей, расходы – в размере 18 млрд. Дефицит составит 1,7 млрд. рублей.

Ожидаете ли Вы трудностей при рассмотрении облбюджета депутатами нижегородского Заксобрания? С чем эти трудности могут быть связаны?

Особых трудностей при рассмотрении бюджета не ожидается. Во-первых, проект областного бюджета сформирован в полном соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ и законодательством области. Исходные данные, используемые при формировании межбюджетных отношений, согласованы с администрациями муниципальных районов и городских округов области, с представительными органами местного самоуправления согласованы дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц.

Формирование бюджета осуществлялось исходя из необходимости решения задач, поставленных президентом и правительством Российской Федерации и, самое главное, в нем предусмотрены средства на исполнение Указов президента от 7 мая 2012 года.

Во-вторых, правительством области налажена конструктивная работа со всеми комитетами Законодательного собрания области. 4 октября мы уже обсуждали с депутатами основные параметры бюджета на так называемых "нулевых чтениях", которые правительство области традиционно проводит до официального внесения бюджета в ОЗС, для того, чтобы по возможности учесть в бюджете острые социальные вопросы, с которыми население обращается к нашим депутатам и выработать возможные варианты решения проблем.

Сейчас проходит обсуждение проекта бюджета в комитетах Законодательного собрания к принятию его в 1 чтении. По всем возникающим вопросам мы находим согласованные решения.

Ожидается ли в 2013 году сокращение налоговой базы в связи с принятием федзакона о консолидированной оплате налогов в бюджет?

Действительно, в этом году область потеряла около 5 млрд. рублей из-за ухода части налога на прибыль в другие регионы. На федеральном уровне крупным предприятиям разрешили объединять свои филиалы, офисы, производства в консолидированные группы и платить единый налог на прибыль, как правило, в том регионе, где размещен головной офис. Этой возможностью воспользовались около 30 предприятий, расположенных в Нижегородской области, например, входящие в структуру "Лукойла" и "Транснефти".

Однако в следующем году мы намерены не только покрыть эти убытки, но и извлечь из решения федерации прибыль. На территории региона будут созданы свои консолидированные группы, которые станут выплачивать налоги централизованно в бюджет Нижегородской области, так как львиная доля их имущества находится здесь.

Например, с 1 января 2013 года в такую группу объединятся Саровский ядерный центр, ОКБМ им.Африкантова, НИИИС им. Седакова и ряд других объектов "Росатома", за исключением атомных станций. Таким образом, налоговые поступления от одного только "Росатома" в 2013 году увеличатся почти в два с половиной раза.

О своем намерении создать консолидированную группу на территории области заявил и такой крупнейший налогоплательщик как "Газпром".



Все новости раздела «Интервью»

Аналитика
Интервью
Комментарии
15 Октября