Интервью

При строительстве метро в Нижнем Новгороде были применены самые новейшие технологии

При строительстве метро в Нижнем Новгороде были применены самые новейшие технологии

Антон Валерьевич, каковы итоги работы по решению проблем транспортной инфраструктуры и в частности, по ремонту дорог в 2012 году?

Начиная с 2012 года мы серьезно увеличили объемы финансирования дорожного строительства и намерены сохранять эту тенденцию и в будущем – это стало возможным благодаря созданию дорожного фонда. Правительством региона утверждена программа совершенствования транспортной инфраструктуры, рассчитанная на три года. В рамках программы определено финансирование работ как по содержанию и ремонту автомобильных дорог, так и по развитию всей дорожной инфраструктуры региона. Это позволило уже в первый год существования дорожного фонда существенно снизить количество участков дорог, нуждающихся в ремонте, повысить техническое состояние искусственных покрытий и, как следствие, – уменьшить аварийность.

В 2012 году был полностью выполнен план по ремонту дорог областного значения – более 457 км автомобильных дорог и 6 мостов приведены в надлежащее состояние. Это почти в 4 раза больше показателя прошлого года. На ремонт и содержание автомобильных дорог региона было направлено более 2 млрд. рублей. Работа велась на территории всей области без исключения, причем наряду с ямочным ремонтом работы велись и на протяженных участках дорог – от 6 до 27 км. Помимо этого выполнялись работы по нанесению дорожной разметки, установке барьерных ограждений и дорожных знаков.

Помимо областных дорог муниципалитетам в виде субсидий были выделены средства на ремонт внутрипоселковых дорог и дворовых территорий населенных пунктов. Также в 2012 году велось строительство 13 и проектирование 19 объектов дорожного хозяйства. Среди них такие, как обходы городов Выкса и Шахунья, подъезды к поселку Троицкий скит в Арзамасском районе и к деревне Гумнищи в Балахнинском районе.

Не могу не напомнить, что этой осенью в Нижнем Новгороде введено сразу несколько масштабных объектов дорожной инфраструктуры. В День народного единства 4 ноября 2012 года в областном центре было завершено строительство новой транспортной развязки, соединяющей Заречную и Нагорную части города, которая включает в себя реконструированную площадь Лядова, совмещенный метромост и автодорожные подходы к нему – автодорогу в Большом Красном овраге и по улицам Одесской, Барминской и Студенческой, путепровод через Окский съезд, дублер улицы Красносельской и эстакаду, соединяющую метромост с Московским шоссе. Активное строительство этих объектов началось в 2007 году и продолжалось более четырех лет. За это время построено более 7 км городских дорог, 1,9 км перегонных тоннелей метрополитена, станция метро "Горьковская", полностью обновлена плядова, построен совмещенный метромост через р.Ока протяженностью 1,4 км. Общая стоимость работ составила более 23 млрд. рублей. И это только первые шаги, направленные на решение инфраструктурных проблем внутри города. Одним из стратегически важных объектов является развитие метрополитена в Нагорной части города и этому в дальнейшем планируется уделить особое внимание.

До 2014 года в области, не считая Нижнего Новгорода, планируется построить более 50 км автомобильных дорог общего пользования, отремонтировать 2,5 тыс. км автомобильных дорог, 29 мостов и путепроводов. Конечно, мы понимаем, что этого количества недостаточно. Протяженность дорог в Нижегородской области составляет около 13 тыс. км – по длине дорожной сети регион занимает пятое место в России и все накопившиеся проблемы решить в одночасье невозможно. Но думаю, что постепенно мы приведем все автомобильные дороги в регионе в нормативное состояние – это одна из первостепенных задач.

В каких объемах запланировано на 2013 год строительство и ремонт дорог в Нижегородской области? Какие основные магистрали будут ремонтироваться, каковы приоритеты в строительстве?

В 2013 году на ремонт дорог в дорожном фонде предусмотрено более 2,7 млрд .рублей. Запланировано привести в нормативное состояние более 400 км автомобильных дорог и в первую очередь дорог регионального и межмуниципального значения с автобусным движением на таких магистралях как: Н.Новгород-Шахунья-Киров, Ряжск-Касимов-Муром-Нижний Новгород, Работки-Порецкое, Шопша-Иваново-Нижний Новгород и другие. Также будет продолжен ремонт муниципальных дорог внутри населенных пунктов, а также ремонт дворовых территорий. Одной из основных задач развития дорожной сети региона является обеспечение сельских населенных пунктов подъездами с твердым покрытием и в следующем году запланировано строительство пяти таких объектов.

Кроме того, уже готов проект мостового перехода через Волгу на Кировской трассе параллельно существующей Борской переправе. На протяжении 300 км течения реки Волга существует только один двухполосный мост в Нижнем Новгороде, построенный еще в 1965 году. Новый проект – это современный мостовой переход с подходами по две полосы движения в каждую сторону, с уширением дамбы, что позволит ликвидировать ставшую уже традиционной Борскую пробку.

Таким образом, создание дорожного фонда позволило не только существенно увеличить объемы ремонта дорог, завершить строительство масштабных объектов транспортной инфраструктуры, но и планировать строительство масштабных проектов, таких как Волжский мост.

Какие мероприятия запланированы на 2013 год в рамках реализации проекта строительства второго моста через Волгу?

В настоящее время завершена разработка проектной документации на строительство мостового перехода через р. Волгу на автомобильной дороге Нижний Новгород-Шахунья-Киров, который включает две дополнительные полосы автомобильного движения на мосту и подходах. В настоящее время проект направлен на государственную экспертизу и после получения положительного заключения мы сможем приступить к строительству.

На следующий год запланированы подготовительные работы – организация строительной площадки и вынос коммуникаций из зоны строительства. Также предусмотрены земляные работы на подходах к мосту, начало работ по сооружению фундаментов опор моста. Строительно-монтажные работы на объекте планируется начать после прохождения паводка 2013 года. На эти цели в дорожном фонде предусмотрен 1 млрд. рублей.

В Нижегородской области широко реализуется программа строительства ФОКов. Сколько комплексов уже построено по области, в том числе и в Нижнем Новгороде с начала реализации программы? Какой объем средств и какое количество ФОКов запланировано к введению в 2013 году?

В настоящее время в регионе уже успешно функционирует 22 физкультурно-оздоровительных комплекса, из них два – в Нижнем Новгороде. Завершается строительство еще двух – в Автозаводском районе Нижнего Новгорода и в р.паранга.

На следующий год предусмотрено финансирование строительства физкультурно-оздоровительных комплексов в Кстово, Княгинино, Ардатове в объеме 1,191 млн. рублей, ввод в эксплуатацию которых запланирован в 2013 году. В настоящее время по этим объектам готовится документация на проведение торгов по определению подрядной организации. Кроме того, в 2013 году начнется возведение еще одного ФОКа в Нижнем Новгороде. Ввод в эксплуатацию планируется в 2014 году.

В перспективе ФОКи должны появиться в каждом районе области, а также по два – в каждом районе областного центра.

Недавно у Вас состоялась встреча с представителями словенской компании Elan Inventa, которая является крупнейшим производителем и поставщиком изделий и услуг для оборудования спортивных сооружений. Как Вы считаете, могут ли оборудование, технологии и опыт данной компании быть использованы при строительстве стадиона к ЧМ по футболу 2018 в Нижнем Новгороде?

Действительно, в конце ноября я встречался с представителями компании Elan Inventa, которая является крупнейшим мировым производителем и поставщиком изделий и услуг для оборудования спортивных сооружений. Словенские предприниматели представили проекты по оборудованию и модернизации спортивных объектов.

Особенно меня заинтересовали варианты мобильных перегородок для спортивных залов и сборно-разборных конструкций трибун. Они позволяют максимально использовать пространство и в собранном виде увеличивают место для спортивных занятий. Например, 10-рядные трибуны могут трансформироваться в конструкцию шириной 70 см. При этом установка и демонтаж занимают совсем немного времени. Трибуны в строящихся в регионе ФОКах занимают треть спортивного зала. А предложенные мобильные конструкции позволят в случае необходимости, иметь вместо одной, например, сразу три полноценные спортивные площадки. Используя данные технологии, мы сможем более рационально планировать рабочее пространство ФОКов, что позволит привлечь к занятиям спортом большее количество людей.

По итогам встречи я дал поручение рассмотреть возможность применения оборудования компании при строительстве и реконструкции спортивных объектов в Нижегородской области, в частности, при строительстве ФОКов. Эта работа сейчас ведется министерством строительства. Не исключено, что оборудование Elan Inventa будет использовано при оборудовании стадиона к проведению игр Чемпионата мира по футболу 2018 года.

Какой объем жилья планируется ввести в эксплуатацию до конца 2012 года в Нижегородской области? Какова стоимость этого жилья?

По итогам 2012 года мы рассчитываем ввести в эксплуатацию 1,5 млн.кв жилья – это на 2% больше, чем в прошлом году. Из них в Нижнем Новгороде будет введено 505 тыс.кв.м. У меня нет сомнения, что план будет выполнен. Структура вводимого в 2012 году жилья такая же, как и в предыдущем, 2011 году: 64% – малоэтажное жилье, 36% – многоквартирное. Доля жилья эконом-класса составит 67%. На 2013 год запланирован ввод в эксплуатацию 1,53 млн.кв жилья.

Как решается проблема долгостроев в Нижегородской области? Сколько их останется на конец года? Какие мероприятия по решению этой проблемы запланированы на 2013 год?

Безусловно, решение проблемы граждан, обязательства перед которыми не исполняются застройщиками и, соответственно, проблемы домов-долгостроев – одна из наших приоритетных задач – сотни нижегородцев не могут получить уже купленное жилье. Все "недострои" можно условно поделить на несколько категорий.

К первой можно отнести дома, застройщики которых обанкротились и ликвидированы. Вторая категория – это дома, строительство которых возобновили сами застройщики после ряда проведенных региональным правительством мероприятий. К третьей можно отнести "проблемные" дома, строительство которых приостановлено в связи с отсутствием средств у застройщиков. Четвертая категория – уже заселенные, но не введенные в эксплуатацию жилые дома.

Тем не менее, каждый конкретный случай мы рассматриваем индивидуально и ищем свой, подходящий именно для этого дома вариант решения проблемы с целью завершения строительства и ввода в эксплуатацию. Правительством региона предусмотрен целый комплекс мер по решению данной проблемы.

В каких-то случаях оказание поддержки дольщиков осуществляется в рамках реализации областного закона №146 о мерах господдержки граждан, пострадавших от действий застройщиков. В рамках указанного закона возможно оказание финансовой помощи дольщикам, как на завершение строительства дома, так и на получение компенсации вложенных средств.

В ряде случаев для решения проблемы мы намерены привлекать инвесторов. С этой целью были внесены изменения в областной закон №52 о предоставлении земельных участков в собственность. Социально-ориентированные инвесторы в регионе есть, и работа с ними ведется. В качестве компенсации им будут предоставлены бесплатно в собственность земельные участки для нового жилищного строительства. Инвесторы будут определены на основании конкурсных отборов, которые будут объявлены в ближайшее время после выполнения всех необходимых мероприятий, как со стороны инвесторов, так и со стороны юридических лиц, созданных дольщиками этих объектов.

В некоторых случаях ввод объектов планируется за счет выделения ТСЖ, созданных жителями, субсидий из областного и местных бюджетов на выполнение мероприятий, необходимых для обеспечения ввода дома в эксплуатацию.

Благодаря системной работе уже удалось помочь многим участникам долевого строительства. За два последних года на территории области введено в эксплуатацию 14 долгостроев. В настоящее время ведется работа по завершению строительства и вводу в эксплуатацию еще 22 домов.

Антон Валерьевич, продолжая тему строительства спортивных объектов, стоимость строительства стадиона к Чемпионату мира по футболу 2018 года в Нижнем Новгороде может составить около 14 млрд. рублей, нижегородское правительство планирует направить на проектирование стадиона 935,557 млн. рублей. Сделаны ли уже какие-то шаги по строительству стадиона и по подготовке транспортной инфраструктуры в целом к Чемпионату мира 2018?

Работа по подготовке началась практически сразу же после того, как Россия была названа местом проведения ЧМ по футболу 2018. На сегодняшний день намечена перспективная площадка для строительства стадиона – на "Стрелке" - в границах улиц Должанская, Самаркандская, Бетанкура. На этом стадионе, рассчитанном на 45 тыс. зрителей, будут проведены матчи группового этапа и 1/4 финала Чемпионата мира по футболу. На сегодняшний день уже проведен конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение проектных и изыскательских работ по футбольному стадиону. Победителем стало Федеральное государственное унитарное предприятие "Спорт-инжениринг", предложившее выполнить работу за 890,65 млн. рублей. Согласно контракту, на проектирование отводится 2,5 года. Строительство стадиона планируется завершить в 2017 году.

Помимо стадиона необходимо будет построить ряд других объектов инфраструктуры. Это и тренировочные площадки, и базы команд, гостиницы, автомобильные дороги и парковки, новые транспортные развязки, объекты инженерной инфраструктуры – энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, утилизации отходов.

В частности, что касается транспортной инфраструктуры, могу сказать, что планируется: строительство транспортных развязок на улицах Должанская и Акмолинская; строительство дублера прагарина (от ул.Рокоссовского до ул.Ларина), строительство дублера пр.Ленина по ул.Баумана и ул.Героя Попова на участке от Молитовского до Мызинского моста; реконструкция автодорожных подходов к Канавинскому мосту; строительство причалов и причальной инфраструктуры в районе стадиона.

В рамках подготовки к Чемпионату мира также запланировано продление линии метрополитена от ст. "Московская" до ст. "Стрелка" и далее до ст. "Волга", а также продление Автозаводской линии метрополитена от ст. "Горьковская" до ст. "Сенная".

Планы масштабные, но их выполнение во многом будет зависеть от финансирования. Сейчас мы активно ведем переговоры с федеральными структурами о выделении средств на строительство объектов транспортной инфраструктуры в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года.

Большинство читателей ленты "НТА-Приволжье" (59,42%) уверены, что открытие станции метро "Горьковская" поможет решению проблемы пробок в городе. На Ваш взгляд, открытие станции метро "Горьковская" поможет решить проблему с пробками в целом, частично или не поможет решить проблему пробок совсем?

Полностью согласен с большинством ваших читателей. На мой взгляд, метро – крайне необходимый Нижнему Новгороду вид транспорта. Судите сами – после открытия станции "Горьковская" пассажиропоток нижегородского метрополитена увеличился в 2,5 раза. Мне известно, что многие автолюбители теперь добираются на работу на метро, а соответственно, их машин уже нет на дороге в час пик. Если раньше метро пользовались 50-60 тыс. человек, то теперь около 130 тыс. А во время недавних снегопадов количество пассажиров на станции метро "Горьковская" увеличилось на 33% по сравнению с показателями будничных дней и составило 173 тыс. И для них проблема пробок была точно решена, поскольку время в пути от станции "Московская" до станции "Горьковская" занимает 6-7 минут, а с Автозавода до центра города люди теперь имеют возможность доехать за 20 минут.

Строительство линии метрополитена – очень масштабный проект и технически очень сложный. Можете ли Вы назвать какие-либо особенные технологии, применяемые при его реализации?

Действительно, вы правы – это не только масштабный, но и технически сложный проект, при строительстве которого были применены самые новейшие технологии.

Например, при строительстве моста были использованы шесть изобретений. Сам метромост – это русловое пролетное строение, представляет собой неразрезную металлическую ферму и состоит из верхней ортотропной плиты автопроезда и нижней плиты метропроезда. Протяженность линии от станции "Московская" до станции "Горьковская" – 3,6 км, в том числе мостового перехода – 1,27 км. Длина мостового перехода по автопроезду – 1,34 км, в то время как длина мостового перехода по метропроезду – 1,23 км.

"Проходка" тоннелей проводилась в сложнейших гидрогеологических условиях. Минимальный радиус горизонтальной кривой составлял 600 метров, а уклон был близок к предельно допустимому. Кроме того, пришлось пройти три уровня грунтовых вод. Для того, что бы исключить течь грунтовых вод в тоннеле, использовались специальные прокладки, которые не позволяют воде поступать внутрь, а при изготовлении блоков тоннельной обделки применялся специальный водонепроницаемый железобетон. На самой станции «Горьковская» для защиты от грунтовых вод была использована технология «стена в грунте» – ограждающая и несущая конструкция, представляющая собой траншею глубиной 25 м, которая заполняется специальным раствором. Она держит землю при разработке котлована станции и служит дополнительной преградой для грунтовых вод.

Впервые в российском метростроении в Нижнем Новгороде при укладке рельс на метропроезде моста была применена технология фирмы PANDROL – для скрепления рельс проложена подрельсовая прокладка. Она позволяет уменьшать вибрацию и шум, а также эксплуатационные расходы и, безусловно, положительно скажется на долговечности конструкций моста. Кроме того, галерея метропроезда на совмещенном мосту не только остеклена, но и утеплена. Таким образом, тоннель полностью закрыт от внешних воздействий. Это позволяет поддерживать в тоннеле постоянную температуру, что положительно скажется на бесперебойной и безаварийной работе метро.

Все новости раздела «Интервью»

Аналитика
Интервью
Комментарии
18 Октября