Интервью

Я готов принять участие в работе по реабилитации в регионе предприятий военно-промышленного комплекса

Я готов принять участие в работе по реабилитации в регионе предприятий военно-промышленного комплекса

Валерий Николаевич, какие наиболее важные законы, касающиеся Нижегородской области, в частности, были одобрены Советом Федерации в 2012 году? Каковы планы Совфеда на 2013 год?

Должен сразу отметить, что законодательные акты Российской Федерации не регламентируют правовые вопросы деятельности отдельно взятого субъекта Федерации, за исключением особых, я бы сказал, чрезвычайных ситуаций. Поэтому принимаемые законы, если они содержат указания на полномочия субъектов Российской Федерации, касаются всех регионов.

В 2011 году по поручению Валентины Ивановны Матвиенко сенаторами была организована работа по обобщению предложений субъектов Российской Федерации о тех полномочиях, которыми их следовало наделить в законодательном порядке. Нижегородская область тоже представила свои предложения, касающиеся перераспределения полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Предложения затрагивали, в основном, вопросы жилищного, природоохранного и налогового законодательства.

Учитывая пожелания субъектов Федерации, парламентом 29 февраля 2012 года был принят Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", конкретизировавший полномочия субъектов Федерации.

Так, орган исполнительной власти субъекта Федерации, на территории которого находится место жительства такого ребенка, однократно предоставляет ему благоустроенный жилой дом (квартиру) по договору найма специализированного жилого помещения. При этом это лицо должно достигнуть 18 лет или до того, как станет совершеннолетним, приобрести полную дееспособность (региональным законодательством могут быть предусмотрены и иные случаи). Закон вступил в силу с 1 января 2013 года.  

Также был принят "Федеральный закон от 25 июня 2012 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в котором конкретизированы виды контроля (надзора) и органы, уполномоченные на его осуществление". В частности, на органы местного самоуправления возложен муниципальный земельный контроль на участках, предоставленных ими для нужд защиты госграницы. Согласно поправкам государственный экологический надзор включает помимо прочего надзор не только в области охраны водных объектов, но и их использования.  

Изменения затрагивают порядок проведения внеплановых проверок субъектов хозяйственной деятельности. Конкретизируется содержание государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля. Органы государственного жилищного надзора наделены полномочиями по приему и учету уведомлений о начале деятельности по управлению многоквартирными домами и оказанию услуг (выполнению работ) по содержанию и ремонту общего имущества в них. Принят и ряд других законов, затрагивающих интересы субъектов Российской Федерации.  

Поэтому с уверенностью могу сказать, что те приоритеты, которые были заявлены Нижегородской областью в ходе мониторинга, учтены в законотворческой деятельности Совета Федерации.  

В 2013 году перед Советом Федерации стоит много задач, в том числе  реформирование избирательного законодательства. Планируется рассмотреть большое количество законопроектов в сфере экономики, например, такие как проекты законов о федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг, о государственном стратегическом планировании.  

Будет оставаться приоритетной и социальная сфера. Парламентарии рассмотрят законопроекты, направленные на защиту детей и защиту материнства, законопроекты об охране здоровья населения, развитии пенсионной системы Российской Федерации.  

Все законопроекты затрагивают интересы всех субъектов Российской Федерации. Конечно, законопроекты могут быть внесены на рассмотрение и во внеплановом порядке.  

Вы занимаетесь вопросом обеспечения жильем военнослужащих. Сколько еще военнослужащих не обеспечено жильем в Нижегородской области? Как и когда будет решен этот вопрос? Есть ли способы и какие для того, чтобы перевести служебное жилье, предоставленное военнослужащим, в собственность?  

Вы знаете, что 27 июня истекшего года состоялась встреча президента РФ Владимира Владимировича Путина с членами Совета Федерации. На этой встрече мною были озвучены самые острые вопросы об обеспечении жильем военнослужащих Нижегородского и Мулинского гарнизонов: от  недобросовестной работы военных жилищных органов до откровенных  злоупотреблений и "разбазариваний" федерального бюджета.  Длительное время проблемы нижегородских военных приходилось решать буквально в "ручном режиме": проводить совещания с командованием, настаивать, ускорять и даже самому вручать ордера военнослужащим.  

После вмешательства в проблему главы государства многие вопросы были разрешены, темпы предоставления жилья военнослужащим по договорам социального найма значительно ускорились. Так, с начала 2012 года по договорам социального найма жилье получили 217 семей военнослужащих  Нижегородского гарнизона. По состоянию на 1 января 2013 года нуждаются в получении жилья еще 538 военнослужащих.  Так что работа в этом направлении осуществляется.  

А вот вопрос о передаче в собственность военнослужащим служебного жилья является не простым с точки зрения использования правильного правового механизма.  

Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, либо в связи с прохождением службы. Вопрос приватизации служебного жилья неоднократно рассматривал Конституционный суд, который в своих решениях отметил, что  военнослужащие не могут быть ущемлены в своих жилищных правах по сравнению с другими категориями граждан, имеющими возможность приватизировать жилье специализированного жилого фонда.  

Но здесь возникает вопрос передачи служебного жилья военным ведомством в муниципальную собственность для последующей приватизации. Казалось бы – механизм понятен. Но Министерство обороны обязано иметь стабильный фонд служебного жилья для размещения в нем офицеров, перемещаемых по службе. Как определить тот критерий, по которому можно принять решение о безвозмездной и безвозвратной передаче жилья в муниципальную собственность? К тому же закон не наделяет муниципалитет ни правом, ни обязанностью отдать это жилье военнослужащему, не состоящему на учете нуждающихся в жилье в муниципальной очереди.  

Хотя к служебному жилью в меняющих свой статус военных городках вполне может быть применен такой механизм без ущемления прав гражданских лиц.

Но более реальным, на мой взгляд, является решение вопроса о приватизации жилья, полученного военнослужащими по договорам социального найма. Я знаю, что в оборонном ведомстве такая возможность рассматривается, и готовятся соответствующие законопроекты.  

Какие задачи стоят перед правительством Нижегородской области на 2013 год, какую помощь могут оказать нижегородские сенаторы?  

Я хотел бы обратить Ваше внимание в первую очередь на планы правительства Нижегородской области, направленные на инвестиционное развитие региона. Это формирование автомобильного и нефтехимического кластеров, целью которых является развитие соответственно автомобильной и нефтехимической промышленности.  

Большие перспективы открываются для региона с созданием биомедицинского кластера, целью которого является разработка и продвижение инновационных технологий в сфере медицинского приборостроения и оборудования. Принято решение о строительстве в Нижнем Новгороде Центра инновационного развития медицинских технологий "Малое Сколково" в ННГУ им. Н.И.Лобачевского.  

Реализация этих планов и программ повлечет за собой решение транспортных проблем, социальных вопросов, вопросов занятости населения.  

В 2013 году должен быть реализован обширный план приватизации не эффективного в управлении государственного имущества. Доходы от приватизации поступят в областной бюджет и будут использованы на социальные нужды. Будет продолжена работа по совершенствованию системы  дошкольного и общего образования, работа по оказанию помощи молодым специалистам. 

Думаю, что каждое из этих направлений должно получить поддержку членов Совета Федерации от Нижегородской области. Мне довелось принимать непосредственное участие в решении вопроса о создании на базе ННГУ им. Лобачевского научного центра по разработке и применению микрореакторных технологий. Есть перспективное предложение от ученых Саровского ядерного центра о применении их разработок при лечении тяжелых заболеваний, над которым мы сейчас работаем.  

Нижний Новгород со времен Великой Отечественной войны являлся одним из важнейших центров оборонной промышленности. Сейчас эти отрасли незаслуженно забыты, что наносит серьезный ущерб интересам страны. Поэтому я со своей стороны выражаю готовность принять участие в работе по  реабилитации в регионе предприятий военно-промышленного комплекса.   

Валерий Николаевич, расскажите, пожалуйста, о новом порядке   формирования Совета Федерации?  

Целью принятия нового Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" является реализация идеи о всенародном избрании представителей сенаторского корпуса при сохранении непартийных принципов формирования Совета Федерации.  

Согласно вновь утвержденному порядку, во время своей избирательной кампании кандидат в главы региона должен будет одновременно представить трех претендентов на пост члена Совета Федерации, одного из которых сможет делегировать впоследствии в верхнюю палату.  

Внесенные изменения позволят избирателям избирать не только главу региона, но и, косвенно, кандидатов на пост сенатора от исполнительной власти. При этом в законе предусмотрено, что, если член Совета Федерации от исполнительной власти досрочно прекратит свои полномочия, его место займет другой кандидат из губернаторского списка.  

Членом Совета Федерации от представительного органа власти региона сможет стать только депутат регионального законодательного собрания.  

К кандидатам для наделения их полномочиями члена Совета Федерации предъявляются следующие требования: кандидат должен быть гражданином Российской Федерации, должен достигнуть возраста тридцати лет, обладать безупречной репутацией и постоянно проживать на территории соответствующего региона в течение последних пяти лет. Но это требование не распространяется на кандидата, который на день голосования уже является членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы или замещает государственную должность субъекта Российской Федерации, или замещал ее в совокупности в течение пяти лет, предшествующих выдвижению кандидатом в сенаторы.  

Конечно, новый порядок формирования Совета Федерации расширяет возможности избирательных прав граждан, но по моему мнению, существенно усложняет для каждого человека, избирателя, выбор именно того губернатора, которому он хотел бы отдать предпочтение. Наличие в каждом из предвыборных списков кандидатов в губернаторы еще трех кандидатур возможных сенаторов дезориентирует гражданина в его выборе.  

Надеюсь, что практика поможет скорректировать этот механизм.   

Валентина Матвиенко заявляла, что намеревается сделать Совет Федерации более открытым. Какие шаги делаются в этом направлении, есть ли уже первые результаты?  

Перед законодателями – членами Совета Федерации, да и всей властью в целом,  всегда стоял вопрос – как сделать свою работу открытой, понятной людям. Степень прозрачности, открытости для общества – всегда были показателями   демократичности общественного устройства. Особенно это касается работы законодательных органов власти.  

Понять насущные проблемы общества, объяснить мотивы принятия законов и их целесообразность и пользу для общества - всегда было нелегкой задачей членов Совета Федерации.  

Конечно, в Совете Федерации успешно действует сайт в интернете, который рассказывает о работе палаты и обо всех принимаемых законах. Сейчас успешно решается вопрос создания и развития парламентского телевидения. Трансляции заседаний палаты в интернете стали сегодня обычным делом. Да и не только заседаний: важнейшие круглые столы, конференции и слушания по общественно-важным вопросам жизни страны можно наблюдать, а в будущем и интерактивно в них участвовать.  

Большая программа есть в палате и по взаимодействию с региональными СМИ.

Хочу рассказать об одной новации, где Нижний Новгород был первым. 29 ноября 2012 в Москве в Совете Федерации состоялась встреча с главными редакторами нижегородских СМИ, представителями министерства информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области и пресс-службы правительства Нижегородской области.  

Представители пресс-службы Совета Федерации рассказали об обновленной версии интернет сайта Совета Федерации, который будет более доступен, интересен и информативен для пользователей.

Одним из основных вопросов круглого стола было обсуждение проекта развития телеканала Совета Федерации, который будет не только транслировать мероприятия из Совета Федерации, но и специальные выпуски региональных новостей.  

Нижегородские журналисты высказали экспертные мнения, как сделать данный информационный продукт более эффективным, в результате были найдены наиболее эффективные формы информационного взаимодействия между Советом Федерации и регионами.

Участие нижегородских журналистов во встрече помогло понять потребности, характер и вид интересующей регион информации о законодательной работе палаты.  

Новое время диктует и новые задачи, давая новые возможности для их выполнения. На одном из последних заседаний президиума Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании было рекомендовано законодательным органам власти субъектов РФ рассмотреть возможность создания региональных электронных систем обеспечения деятельности депутатов и интеграции их с ГАС "Законотворчество". Это даст возможность на новом уровне организовать взаимодействие региональных парламентов с Советом Федерации и Государственной Думой в информатизации законодательного процесса.

Вместе с тем еще рано говорить, что у нас уже создана целостная система информационного взаимодействия. Сегодняшняя задача - создание "Электронного парламента", который позволит выйти на системное взаимодействие палат Федерального Собрания с законодательными органами регионов.

Возвращаясь к работе вашего представителя в Совете Федерации, хочу добавить, что по итогам исследования в 2012 году, проведенного Национальной службой мониторинга я занял почетное 10 место. Это почти 700 публикаций или ссылок на мои комментарии в средствах массовой информации федерального и регионального уровней. В то же время на своих встречах с нижегородцами был дан ответ на более чем 100 обращений граждан.  

Открытость, прозрачность работы и мотивации принятия тех или иных решений органами власти – признак демократичности общества. Только информированный, убежденный гражданин может противостоять негативным тенденциям и способствовать созданию процветающего и справедливого  общества.  

Все новости раздела «Интервью»

Аналитика
Интервью
Комментарии
20 Октября