Интервью

Через 10-15 лет, я надеюсь, мы не узнаем ни ВУЗы, ни школы

Через 10-15 лет, я надеюсь, мы не узнаем ни ВУЗы, ни школы

Биография  

Александр Александрович Федоров родился 8 октября 1970 года в городе Семенов Нижегородской области. 

Окончил исторический факультет Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского по специальности "Историк, преподаватель обществознания", поступил в аспирантуру Нижегородского государственного педагогического университета. В педагогическом университете прошел путь от лаборанта кафедры всеобщей истории до ректора, которым был избран в апреле 2012 года.   

Доктор философских наук. Имеет почетные грамоты министерства образования Нижегородской области, благодарственное письмо губернатора Нижегородской области, другие награды. Любит хорошую книжку, классическую музыку, живопись, долгие путешествия на машине. Владеет немецким и французским языками, переводит с латыни. Любимое увлечение – наслаждение бесконечным многообразием мира.  

Здравствуйте, в студии Роман Скудняков, в эфире программа "Без галстука". Этот человек мечтал стать инженером-летчиком, а в итоге стал философом. У нас в гостях ректор нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина Александр Федоров. Александр Александрович, здравствуйте. 

Здравствуйте. 

Вы мечты о небе променяли на мечты о жизни в целом. Почему?  

Я сменил одно небо на другое. Небо техническое на небо философское.  

Оно оказалось более интересным?

Оно более обширное и в нем очень много общего с тем, что есть в профессии летчика. Созерцать мир с огромной высоты и иметь возможность занять любую точку в пространстве это то, что эти профессии объединяет. 

Два условия для каждого участника нашей программы: первое — мы общаемся без галстука. Вообще, для ректора крупного ВУЗа Нижнего Новгорода насколько логично появляться без галстука?  

Я думаю, очень логично. Я позволяю себе периодически эту вещь и не считаю, что галстук является обязательным аксессуаром мужчины, иногда можно себе и позволить.  

Второе условие — ответить на все без исключения вопросы нижегородцев, которые мы получили к нашей сегодняшней программе. Принимается?  

Конечно.  

Тогда продолжаем. Вы родились 8 октября, вот в этот день также родились русский борец, атлет, заслуженный артист РСФСР и заслуженный мастер спорта Иван Поддубный, русская поэтесса Марина Цветаева и советский писатель и сценарист Юлиан Семенов. Скажите, кто из этих людей вам наиболее близок и почему? 

Я выберу Поддубного. Несмотря на то, что я восхищаюсь поэзией Цветаевой некоторой, но Поддубный мне представляется более целостной личностью. Человек, который действительно так сложил свое персональное, что это стало колоссальным примером для его последователей, подражателей и такой точкой опоры, за которую сможет зацепиться любой человек.  

А вот целостная личность от не целостной, на ваш взгляд, чем отличается?  

Последовательностью поступков. Мне кажется, что Поддубный ярчайший пример того, как можно свою жизненную энергетику воплотить в потрясающий персональный мир. Цветаева - женщина, безусловно, гениальная, но ее гениальность, принцип гениальности, должна сопровождаться неврастенией. Это очень сложно и очень тяжело переносить, и когда такой образец становится во главе твоей жизни, твоего персонального мира — это путь к кризису. Ей можно восхищаться издалека. Что касается Поддубного, мне кажется, одной из величайших характеристик его личности было спокойствие. 

Скажите, а Вы от мамы-химика и отца-журналиста что унаследовали?  

Я унаследовал системный интерес к жизни, к ее многообразию и вариативности. Перед моими глазами был стопроцентный гуманитарий и естественник, который очень любил культуру, поэзию, литературу, мать - поклонница, как бы банально это не звучало, Пушкина, его жизни, его биографии и его творчества. И это многообразие, возможность увидеть мир с самой разной стороны, как раз, и является той великолепной вещью, которую я вынес из своего детства и взросления. 

Кстати, часто ли Вас наказывали в детстве?  

Нет.  

Строго ли?  

Нет, я помню всего 2 таких случая, поскольку их, скорее всего, было всего 2. Поэтому я их и запомнил.   

И как же наказывали?  

Это было в 1 классе, у меня был отвратительный почерк и мать застала меня за погружением букв "р" в пропись и вот этот хвост, который есть у буквы "р" у меня тянулся до конца страницы и даже, по-моему, по столу. Ну, она не выдержала, взяла тапочку и меня...  

С тех пор буковка "р" стала другой?  

Она стала чуть покороче.  

А второй раз?  

Второй раз был единственный случай, когда отец применил ремень. Это было за вранье. Я не помню точных обстоятельств, но с тех пор я стараюсь воздерживаться.  

Вы как отец, собственно говоря, можете рекомендовать способы строгого воспитания детей или все-таки с детьми нужно быть чуть мягче, чем были Ваши родители по отношению к вам?  

Нет, здесь мягче ни в коем случае быть нельзя, физическое наказания я, в общем-то, не приемлю, кроме экстремальных случаев и здесь главное баланс. 

То есть, вы против голландской школы, которая считает, что детям нужно разрешать все?  

Нет, я против, это будет страшно. Я боюсь себе это представить, поэтому не хочу участвовать в этом эксперименте.  

Вы родились в Семенове, живете в Нижнем Новгороде, работали в европейских архивах. В одном интервью я нашел такую фразу - "Каждому выпало родиться именно в том месте и потом нести сие бремя на протяжении всей жизни". Вам не кажется, что это звучит несколько пессимистично?  

Бремя не такая плохая вещь, это своего рода отпечаток, который накладывает, может быть, самый существенный момент в жизни человека. Что может быть существенней рождения? Разве что смерть, да? И в тот момент, когда ты впечатываешься в этот мир и на тебе стоит печать конкретного места, ты погружаешься и несешь с собой до конца своей жизни потрясающую вещь — ауру того момента, того пространства и времени, в котором ты пришел в этот мир. Я считаю, что насколько это бремя определяет судьбу, настолько же оно и помогает.  

В Семенове часто появляетесь или совсем забросили свою родину?  

Ни в коем случае, периодически посещаю. Мне нравится этот городок, нравится гулять по улицам, люблю туда приезжать в любое время суток и подпитываться истоками. 

В 16 лет Вашими любимыми писателями были Дюма, Достоевский, Лем и Платон. Ну, я понимаю, Дюма — авантюры, приключения, Д'Артаньян. Достоевский, могу понять — сам зачитывался, несколько раз перечитывал. Но Платон-то как любимым стал? 

Это момент в моей жизни, когда я впервые осознал, что такое философия, насколько она может быть интересней и невероятней приключений в физическом мире. И первый раз, может быть, пережил серьезнейшее приключение в мире ином, мире мысли и идей, когда открыл книгу диалогов Платона. И осознал, что люди 2,5 тыс. лет назад думали приблизительно о том же, о чем и мы, и ни к каким выводам не пришли. Вот это меня тогда поразило, я понял, что это то, чем стоит заниматься.  

Рубрика "Все дело в галстуке". Что общего между галстуком и тайными сообществами?  

Колоссальное количество сходств. Это символическая структура — знак, при помощи которого человек показывает миру, что он принадлежит к некоему сообществу, некой общности. Это как масонский знак, как перстень с черепом на руке, говорящий - "не подходите ко мне, потому что я другой" или наоборот — "подходите ко мне только так, как я вам позволяю". Приблизительно вот так.  

Рубрика "Без купюр" — короткие вопросы, короткие ответы. Вам чуть более сорока, Вы уже ректор, доктор философских наук. Вообще, эти достижения обычно если кому и даются, то ближе к 60. Многие в этом видят Вашу целеустремленность, но наверняка, есть и недоброжелатели которые считают, что в основе не целеустремленность, а какие-нибудь хорошие связи с нужными людьми. Что им скажете?  

Было бы очень хорошо, если бы были связи с нужными людьми. 

То есть…  

К сожалению, я был лишен этого на протяжении всей жизни. Были люди, которые мне помогали, но только тогда, когда я чего-то добивался. Я не был, так сказать, введен в этот мир при покровительстве царственных особ — отец принципиально отказывался мне помогать и принимать решения, мать помогала мне в каких-то вещах, которые дозволительны матери. 

На отца не обижались из-за того, что отказывался? 

Вы знаете, нет. Наоборот — я ему очень благодарен, я делал свой выбор и ничуть об этом не жалею.  

Еще год назад Ваш ВУЗ был в списке неэффективных учебных заведений. Этот статус, присвоенный на федеральном уровне, Вас деморализовал или наоборот мобилизовал на серьезную работу?  

Порадовал, потому что впервые государство за последние 25 лет серьезно отнеслось к тому, что творится с педагогическим образованием, до какой нищеты были доведены педагогические ВУЗы, Педагог - это профессия будущего, педагогический ВУЗ - место, где готовят педагога, должен выглядеть лучше, чем любая школа, чем любой офис, чем любой выставочный зал. Это место, куда люди должны хотеть прийти, сделав осознанный выбор, и хотеть туда вернуться, закончив этот ВУЗ. Они должны прийти в школу с сознанием того, что видели идеальную модель образования и я очень надеюсь, что этот рейтинг приведет к правильным вещам. И сейчас я участвую в рабочей группе министерства образования и науки РФ по реформе педагогического образования, и я буду на этом настаивать.  

Вас призвали в армию во время учебы. Вы даже не успели сдать экзамены, пошли в армию, вернулись в университет, доучились. Не считаете ли Вы то время, которое Вы потратили на армию, потерянным?  

Ни в коем случае. Учитывая, что у меня к этому времени сложился системный интерес к гуманитарным наукам...  

Неужели философию тоже изучали?  

Конечно, мне предоставилась такая уникальная возможность, сейчас о ней расскажу. Вы знаете, я считаю, что армейский опыт, когда тебя регулярно кормят и не заставляют умирать от холода, он полезен каждому. Защита Отечества - это одно из тех дел, которому человек может посвятить всю свою жизнь и каждый обязан сделать туда свой вклад. И поэтому, когда ко мне приходят матери студентов и говорят: "Ну, как же он завалит сессию и уйдет в армию" - меня это не трогает, а наоборот - раздражает. Я считаю, что это полезный опыт, и мир открылся для меня с другой стороны, там было много трудностей, много неприятностей, но это было здорово. 

Существует стереотип, что все философы при жизни несчастные люди. Например, Иммануил Кант был жутко высокомерным, друзей не имел, дважды чуть не женился, но одна невеста уехала, а вторая вышла за другого. С братом поддерживал рваные отношения, а сестре отсылал деньги, но не виделся десятки лет. Скажите, пожалуйста, считаете ли Вы себя счастливым человеком?  

Я считаю, что счастье - это вещь практически недостижимая и это очень хорошо. В жизни должны быть какие-то идеалы, к которым ты стремишься, но никогда не достигаешь. Случайно попав в это место, где существует тот идеал, ты обнаруживаешь, что стремился вовсе не к этому. С этим нужно быть очень осторожным. Ну а Кант, для философа он, по-моему, прожил жизнь более чем благотворную, учитывая масштаб им содеянного, например разбежавшиеся от него женщины, проблемы, может быть, с каким-то своим пропозиционированием в мире. У него было 2 любимых вещи: он любил хорошо поесть, хотя страдал гастритом и любил ежедневные прогулки в одно и то же время по одному и тому же маршруту. И в эти моменты, мне кажется, он был по-настоящему счастлив, и эти моменты давали ему возможность творить новую философию.  

Я знаю, что в погоне за познанием мира Вы присутствовали при родах своей супруги. На самом деле, для большинства мужчин - это еще больший стресс, чем для женщин. В этой конкретной ситуации, кого врачи больше успокаивали — супругу или Вас? Только честно. 

Отвечаю совершенно честно, жена может выступить свидетелем. Я пережил одно из самых значительных открытий в своей жизни, мне не было ни страшно, ни противно. Я не знаю, откуда берутся такие стереотипы. Жена не даст соврать, я оказал ей очень существенную психологическую поддержку, когда она держала меня за руку и совершала то, что происходит со всякими женщинами, когда они должны исполнить свою миссию в этом мире — деторождение, пришествие в мир нового человека. Осознание мучений женщины, которая проходит через это невероятное действие — для меня это было потрясающим открытием. Не скажу, что каждый мужчина должен это пережить и к этому можно отнестись по-разному — некоторые говорят, что после этого вообще перестают жить со своей женой и занимаются другими делами. Но мне кажется, что если ты хочешь завершить, как в случае Поддубного, некоторую целостность, завершить оболочку себя, своего персонального мира, то это нужно пережить обязательно.  

Главная тема. Высшее образование — путевка ли это в жизнь? Передо мной статистика, согласно которой, около 20% выпускников 9-ых классов идут получать среднее профессиональное образование. При этом выпускники не только успешно трудоустраиваются, но получают и очень неплохую зарплату — в среднем 50 тыс. рублей. Почему нижегородцы, несмотря ни на что, продолжают поступать в ВУЗы и учиться 6 лет, чтобы потом получать зарплату в 2 раза меньше?  

Мы достигли той критической стадии, когда должны честно признаться — система образования в том виде, в котором она существует, будь то национальные исследовательские университеты, федеральные, педагогические ВУЗы, которые не финансируют, технические университеты, которые могут заниматься всем подряд, достигла того момента, когда мы должны перейти к абсолютно новому качеству и построить новую систему. Мы должны принять очень непростое для себя решение, и это решение займет не один год, для того, чтобы понять, что ВУЗы в 90-е годы сделали колоссально много для страны. Они выступили фактором социализации людей, оставшихся без работы, без дела, иногда без денег. Вся эта молодежь, которая впервые в истории нашей страны за последнюю тысячу лет получила безусловный доступ к высшему образованию и ринулась туда, не осознавая последствий. Вот это было большущее дело, которое позволило нам выжить в 90-е и начало двухтысячных. Теперь речь идет совершенно о другом, мы должны подумать о качестве образования и достижении мировых образцов. Понимаете, те модели, которые мы сейчас планируем строить, и то, что нам предлагает министерство, что мы обязаны предложить РФ, должно кардинальным образом отличаться от того, что есть.  

Чем должно отличаться, что не устраивает конкретно?  

Через 10-15 лет, я надеюсь, мы не узнаем ни ВУЗы, ни школы. Мы ориентируемся на вещи, когда для нас ценен сам факт высшего образования.  

Корочки. 

Именно так. Компетенция — вот что самое главное. То, что ты не просто знаешь, а умеешь.  

Вот к этому сейчас и приходит. Работодатели даже не смотрят на диплом и какой ВУЗ ты окончил, они дают тебе конкретное практическое задание и смотрят справишься ли ты с ним.  

Да, именно так и это, по-моему, абсолютно правильный подход. Сама по себе форма обучения, которую мы сейчас имеем, и которую должны преодолеть в ближайшие 2-3 года если дружно возьмемся за дело, сейчас умирает. Например, традиционные лекции — зачем человеку читать на протяжении всего семестра? Ты все равно не будешь знать больше, чем компьютер. Вход в интернет, подготовка кейсов — это все займет 15 минут. Вместо того, чтобы полтора часа рассказывать о том, о чем можно прочитать каждую неделю, на протяжении всего семестра да еще и не по 1 паре, не лучше ли поставить задачу так — вот есть проектная группа, проектные условия, мы выбираем информацию, делаем 5-6 вводных лекций, а потом мы вместе делаем научное исследование, какую-то разработку вплоть до ее коммерциализации.  

Европейские ВУЗы давно по этой системе работают. Знаю, что Роскильдский университет в совместной работе с ННГУ это делал еще лет 8-10 назад.  

Наши партнеры из Германии, с которыми мы сотрудничаем, партнеры из Китая... 

То есть, проектная работа сейчас приходят в российские ВУЗы?  

Она должна стать одним из основных действий. Вопрос в том, что мы не сможем впихнуть в человека за 4 года бакалавриата и 2 года магистратуры весь массив знаний, который соответствовал бы профессии. Да это и не нужно, его нужно научить учиться для того, чтобы он, как и настоящий учитель, не был исследователем или ведущим ученым, а был навигатором и хорошим воспитателем, который объяснит детям, где взять знания, пригласит эксперта и покажет им, как ориентироваться в этом бесконечном мире.  

Кстати, Вы сказали несколько слов про корочки. Еще одна интересная статистика - исследование минобразования РФ — только 5% студентов педагогических ВУЗов видят себя будущими учителями. Вам не обидно от такой статистики? Ведь, по сути, получается, что особенно в педагогические ВУЗы идут ради корочек, а не ради знаний. 

Я имел удовольствие, точнее имел несчастье дискутировать по этому поводу и с министром...  

Нет, Вы определитесь это было удовольствие или несчастье, или и то и другое одновременно?  

Это было несчастье и с министром образования РФ, и с замминистра Александром Алексеевичем Климовым.  

Они это запомнили.  

Естественно. Это не так. Из педагогических ВУЗов на работу в школы, системы СПО, дошкольные учреждения идут от 60-70% учеников педагогических специальностей. В прошлом году мы показали цифру, которая балансирует между 65 и 67%. Вопрос в другом, с чем мучается весь мир, это вопрос закрепления в школах. Казалось бы, Соединенные штаты — удачнейшая страна, которая реформировала систему педагогического образования 5 раз за 20 век, процент закрепления в школах составляет 42%, что бы они там не делали. С сентября 2011 года они начали новую реформу и знаете какой пункт вышел на первый план? А не вернуться ли к созданию профильных педагогических ВУЗов, то что у нас хотят преодолеть. Может быть, стоит подумать о том, что мы не осознаем очень важную вещь — педагог, с которым общается дошкольник, ученик, потом система дополнительного образования после высшего, во время высшего, должен быть действительно одной из самых творческих профессий, которую себе только можно представить. То есть, это должен быть человек, который заведет тебя настолько, что ты пойдешь и построишь ракету. Он не должен знать, как строится ракета, он должен убедить тебя создать ее. По сути, эта профессия очень философская. 

Вот Вы готовите специалистов бюджетной сферы — преподавателей. В Нижегородской области есть программа, которая была инициирована губернатором Валерием Шанцевым: дом, машина, стабильная заработная плата. Губернаторы из других регионов приезжали перенимать опыт. Программа внешне красивая, но наверняка в жизни не всё так позитивно!  

Нет, она более чем позитивна и более чем успешна.  

То есть, вот эти 67%, этот результат может быть и благодаря программе?

Безусловно, я помню первый год этой программы, когда люди не знали, что это такое, мы искали студентов в нашем ВУЗе, чтобы запихнуть их в эту программу. Вы знаете, на следующий год на одно место претендовало по 10 человек.  

Уже искать никого не приходилось.  

Вопрос в следующем, концепция этой губернаторской программы, действительно, существенным образом помогла сбалансировать колоссальный дефицит кадров в сельских школах и школах в районных центрах. Теперь речь идет о следующем — условия, из которых она строилась, а именно пункт 1 должен перейти в пункт 2, вся программа должна измениться, должна эволюционировать дальше. Нужно как следует подумать, придумать новые шаги и механизмы, и еще более привлекательные вещи. Вот Валерий Павлинович периодически повторяет такую вещь — "Мы можем совершить прорывы в промышленности, привлечь инвестиции, но останутся ли у нас люди? Поедут ли они туда?". Вот создание социальных условий на том же селе - это следующий важный этап.  

Рубрика "На острие", самые острые вопросы нижегородцев. Юрий Щербатин, Мещерское озеро: "На телевидение сегодня огромное количество мистических программ, сериалов, проектов. Какой канал не включи, на тебя сразу посыпятся гадалки, экстрасенсы, инопланетяне, теории заговоров. А есть ли во всей этой шелухе хоть крупица правды?". С философской точки зрения.

 Только с философской точки зрения. Этим болеет весь мир.  

Это излечимо? 

В какой бы стране не включили телевизор, увидите то же самое. Мне кажется, что это беда, которая сопровождает человека, и относится к каким-то атавистическим, первобытным архетипам. То ли страх от какого-то давно вымершего зверя, преследующий нас до сих пор, то ли что-то еще тянет нас к этим вещам. Все знают одну очень существенную вещь — как только возникает ситуация неопределенности в социальной, экономической, политической сферах или идейной сфере, то сразу же возникает колоссальный пласт абсолютно диких мистических течений. Есть очень мощные философско-мистические комплексы, существующие в европейской истории, идеи, которые принесли огромные блага европейской цивилизации, повлияли на развитие науки. Здесь эта беда может регулироваться только двумя способами, или это способ исключительно административный, попытка, так сказать, заменить этот контент чем-то другим более полезным и более интересным. Потому что, когда человек не находит какой-то определенности в жизни, он начинает представлять себе жизнь еще более сложной или наоборот еще более простой, чем она есть -  если хлопнешь в ладоши перед тремя видами карт, то у тебя все получится.  

Или если перед экзаменами что-нибудь сделаешь.  

Да-да, что-то сделаешь перед экзаменами и все получится. К сожалению, мир устроен гораздо более сложно. А вторая вещь - это изменение идейной атмосферы в обществе — этот рецепт действует гораздо более эффективно, но времени на него нужно гораздо больше.

Кстати, в одной из своих статей Вы писали, что история России делится на 36-летние и  54-летние циклы и один из таких важных переломных моментов будет в 2017 году, что-то кардинальное произойдет в стране. Скажите, пожалуйста, чего же нам ожидать в 2017 году?  

Не выступлю здесь как прогнозист. В данном случае я говорю о том, что теория циклов, сложившаяся в современном, не только гуманитарном, но и в экономическом и точном знаниях, не просто может быть использована для оценки текущих и будущих событий — она должна быть использована. Действительно, мы фиксируем группу циклов, связанных с социально-экономическим, политическим и экономическим развитием не только России, но и мира. К сожалению, на период с 17 по 18 годы большинство из этих циклов сходятся практически в одной точке. В этот период времени мы будем иметь колоссальные проблемы с экономической динамикой и мировым фондовым рынком и то, что мы уже видели это только цветочки. Мы будем иметь колоссальное падение интереса к продаваемым нами нефти и газу, об этом много говорят, к этому уже готовятся и, я надеюсь, что правительство сможет сбалансировать эту сложность процесса. Мы будем иметь кардинальные изменения в ряде прорывных технологий, которые будут менять нашу жизнь, усложнять одновременно с упрощением. Мы не знаем пока этого качества сложности жизни, мы только в него входим.

Мы будем иметь огромные и, я боюсь, что пока нами не предсказанные, изменения в идейной сфере, может быть это появление новых очень мощных религиозных движений. Может быть, это будет падение традиционных религий или их девальвация, а ведь на их место должно что-то прийти, не бывает пустого пространства в социуме, оно чем-то заполняется. Вот к этой точке нужно быть готовым. Мы живем в уникальную эпоху, той степени сложности, которой сейчас достиг социум и такой скорости изменений человечество не знало. Более того, нам стоит позавидовать, ведь мы, действительно, живем на переломе глобальных эпох, как когда средние века шли на смену античности, новое время на смену предыдущей эпохи. Не будет правильной этическая оценка "хорошо это или плохо", это великолепно, я считаю.  

17-18 годы переживем?  

Нам некуда деваться, человечество достаточно заботится о себе, чтобы приложить все усилия для сохранения своей стабильности.  

Вопросы читателя газеты "Аргументы и факты. Нижний Новгород". Диана Афонина: "В интернете школьники регулярно выкладывают видео издевательств над учителями: и не слушают, и матом ругают и даже доходит до рукоприкладства. Почему сегодня школьники позволяют себе столь пренебрежительно относиться к преподавателям? Или это оттого, что у учителей низкая квалификация, раз они сладить не могут?".  

Это комплексная проблема, все вышеперечисленное имеет место быть. Педагог, который приходит работать в школу, должен быть не столько выдающимся предметником, сколько хорошим психологом, воспитателем и прогнозистом того сообщества взрослеющих людей, которыми он управляет. Я знаю очень разные школы, вот у меня ребенок учится в 186-ой школе, в 1 классе и я не представляю, что там может быть такое. Там абсолютно другая атмосфера, абсолютно другие принципы и таких школ я знаю огромное количество в нашем городе. Помните знаменитый фильм Гай Германики "Школа"? Да, может быть, такие фильмы тоже можно снимать, но не подумать ли о том, чтобы все-таки попытаться создать сначала идеальную модель школьной среды, чем рассказывать ученикам о том, что они могут творить, если некоторая безнаказанность будет им позволена. Это вопрос, который должен стоять перед обществом самым первым. Ученику в школе должно быть комфортно, он должен быть максимально защищен — никакой дедовщины, никаких издевательств, никакого панибратства между учителями и школьниками быть не должно. Вот это должно войти в профессиональный кодекс учителя и профстандарт педагога, который сейчас и готовится.  

Ученые говорят, что у каждого человека на Земле есть двойник. Верите ли Вы в это?  

Я думаю, что здесь вопрос нужно поставить глобально — есть ли у нас, вообще, параллельная вселенная или нет. Мир-то настолько вариативен и сложен, что такой конструкции как, например, линейное время, линейное пространство просто не существует. Когда мы движемся по жизни, мы никогда не движемся из точки "А" в точку "Б". Например, не пошли бы мы сегодня с вами на работу, этого сюжета не было бы, была бы другая траектория жизни. Или наоборот, представим себе нечто другое, что могло случиться. Предположить, что на свете есть кто-то такой же, как я или как вы, я вполне могу. В этом мире, наверное, ничего нельзя исключать. Даже знаменитые физические постоянные, которые регулируют этот мир, наверное, тоже где-то имеют исключения. 

Мы, кстати, редакцией программы "Без галстука" нашли человека, внешне похожего на вас. Я сейчас покажу фото - театральный режиссер Василий Бархатов.  

Как-то раз, мы прилетели на Корфу, вышли из аэропорта и видим - идет полицейский просто моя копия, я смотрел на него, как в зеркало. Он тоже на меня посмотрел дикими глазами и прошел мимо. У меня возникли самые нехорошие чувства, что это я и есть. 

Кстати, театральный и оперный режиссер Василий Бархатов руководствуется формулой успеха: "Не бывает успешных людей, которые ни разу не допустили ошибки. Есть только успешные люди, которые допустили ошибки, но сделали правильные выводы". А какая самая серьезная ошибка была в Вашей жизни? Помните?  

Нет, к сожалению, я думаю, либо я ее не заметил и последствия меня ожидают. Но я понимаю это как элемент моего жизненного мира и согласен с режиссером, что это неотделимо от твоей жизни. 

Какова она, Ваша формула успеха?  

Никогда не останавливаться на достигнутом и не считать себя лучше других. Я думаю, что все достижения есть некоторая мнимость. Когда ты начинаешь думать, что твоя научная работа или твоя деятельность является выдающимся вкладом в мировую науку или в управление государством, то нужно позаботиться о визите к врачу.  

Это Ваш официальный совет?  

Ни в коем случае, это личный выбор каждого. И считать, что кто-то тебя глупее, кто-то идет другим путем, которым не должен, это ерунда.  

Вы свободно владеете английским языком...  

Я неплохо говорю по-немецки и по-французски.  

Итак, немецкий и французский язык, вы знаете 2 языка. С латыни читать-то можете?  

Да, могу.  

Какие языки Вы еще изучаете?  

Сейчас передо мной, как раз, стоит задача изучения английского языка, я начал с этим работать. Я сейчас участвую в программе бизнес-школы Сколково "Новый лидер высшего образования" на протяжении всего года. Я считаю, что прежде чем быть ректором, любому из уже действующих ректоров нашей страны неплохо было бы получить хорошее бизнес-образование, чем я сейчас и занимаюсь.  

Ну что же, я не просто так говорил про языки, потому что мы подготовили для Вас вопрос. Если Вы на него правильно ответите, то получите "Нижегородскую книгу рекордов и достижений", если ответите неправильно, то "Прогулки с бабушкой по Нижнему Новгороду". Что первоначально означало слово "школа"? И 4 варианта ответов: лобное место, философское течение, палка или отдых.  

Да можно все выбрать.  

Как у вас с греческим языком?  

Слово "схоле" звучит как на латыни, так и на греческом одинаково. Это место, где собирались чтобы что-то делать, что-то обсудить и кого-то послушать. Можно подогнать это под философское течение.  

Итак, 4 варианта ответа что первоначально означало слово "школа": лобное место, философское течение, палка или отдых.  

Философское течение.  

Философское течение? 

Да. Я знаю, что это неправильно.  

А почему, например, не палка?  

Хочется книжку прочитать про бабушку.

Может быть отдых? 

Вы знаете, я не буду врать — я не помню этимологию буквально.  

Вам ближе всего из этих 4 вариантов философское течение. Посмотрим, правы ли Вы. Слово "школа" первоначально возникло в Древней Греции, но его значение в переводе с греческого было совсем другим — досуг и отдых. Однако, этот досуг не был праздным, он подразумевал философские беседы в свободное от работы время. Постепенно у философов появились постоянные ученики и это понятие стало обозначать учебный процесс. А когда возникла необходимость специальных помещений для обучения детей, их в дань этой традиции тоже назвали школами. Итак - отдых. Мало, кто в это может поверить. Представляете, будете детям говорить "Идите, пожалуйста, на отдых в школу". Хотели книгу "Прогулки с бабушкой", — пожалуйста, она Ваша. 

Спасибо.  

Спасибо за участие в программе, Александр Александрович.

Ну и всего самого доброго Вам и Вашему коллективу для того, чтобы мы в Нижегородской области имели только самых достойных преподавателей в наших школах и ВУЗах.  

И Вам большое спасибо, было очень интересно.  

Авторская программа Романа Скуднякова "Без галстука" выходит в эфире телекомпании "Волга" по понедельникам в 23:00 мск., повтор программы по четвергам в 12:15 мск. Все самое интересное из программы "Без галстука" - в газете "Аргументы и факты НН". Радиоверсию программы слушайте на радио "Добрые песни" (96,4 FM) по средам в 15:00 мск. и в четверг в 23:00 мск. Полная версия - на сайте информационного агентства "НТА-Приволжье".

 

Все новости раздела «Интервью»

Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
20 апреля