Интервью

Главное, чтобы городская власть была легитимной, ответственной и состоятельной с точки зрения народа и закона

Главное, чтобы городская власть была легитимной, ответственной и состоятельной с точки зрения народа и закона

Один из самых обсуждаемых вопросов в нижегородской политике на сегодняшний день — возможность возвращения прямых выборов первых лиц региона. Вопрос все чаще поднимается представителями гражданского общества в Нижнем Новгороде, предлагается к переосмыслению федеральными политиками разного толка. В процесс обсуждения на разных городских площадках вовлекается все больше политических сил,  формируются в том числе кампании маргинализированного протеста.

История Нижнего знает разные формы определения того, кто будет руководить городом. Например, самого первого градоначальника выбирали лишь жители города, достигшие 25 лет и имевшие годовой доход не менее 50 рублей. На выборы тогда явилось около 100 человек. В советские времена председатель горисполкома назначался на должность с благословения обкома и горкома партии. Были у нас и всенародные выборы мэра. Теперь главу администрации назначает по конкурсу специальная комиссия. Как лучше для города и самого градоначальника — выбирать или назначать — об этом говорит глава администрации Нижнего Новгорода Олег Кондрашов.

— Общественное мнение сегодня таково, что градоначальника надо выбирать прямым всенародным голосованием. Если хочется понравиться горожанам, безусловно, только так и надо отвечать на этот вопрос. Но я думаю, что эффективным может оказаться любой из перечисленных выше способов. Каждый конкретный формат выборов был актуален для своего времени.

Когда градоначальника назначает комиссия из уже избранных горожанами депутатов, то ответственность перед жителями, безусловно, остается, тем более что я ведь тоже избирался по своему округу в Городскую думу и, значит, через всенародные выборы прошел.

В принципе, любой вариант — назначение ли, выборы ли, конкурс ли — имеет право на жизнь. Главное, чтобы городская власть была легитимной, ответственной и состоятельной с точки зрения народа и закона. И могла отвечать как за свои достижения, так и за свои ошибки. 
 

Среди нижегородских градоначальников до 1917 года было много купцов, причем не ниже, чем первой или второй гильдий. Как думаете, почему?  

— Горожане, видимо, тогда считали, что если со своим купеческим хозяйством человек управляется, то и с городским справится. В градоначальниках из купцов ценили рассудительность, хозяйственность, ответственность и честность. В старину люди были не менее разборчивыми, чем сейчас, и если раньше выбирали именно таких градоначальников, значит, они были нужны.

Всегда на этот пост выдвигали тех, кого требовало конкретное время, кто мог стать движущей силой именно в данный момент. Долгое время в Нижнем Новгороде такой движущей силой были не военные, ни аграрии, ни представители интеллигенции, а купцы. Именно они развивали город, строили его, обихаживали, могли организовать таких же, как они купцов, на благое дело. Вот потому и получались у нас градоначальники из купеческого сословия. 

А какие люди нужны сейчас на посту градоначальника?  

— Одни говорят, что специалисты-управленцы.  

То есть менеджеры? Вы ведь первый в Нижнем Новгороде стали именно менеджером города…

— Мне не нравится этот термин, давайте называть мою должность официально — глава администрации города. Так и понятнее, и мне ближе.

Что же касается чистых управленцев во главе города. Что, у нас есть специальные вузы, которые готовят будущих мэров? Нет. Глав администраций не выпускает ни один университет. Никому и в голову не придет такое. Вузы готовят абстрактных управленцев. Но даже к самым крепким базовым знаниям, полученным в самом лучшем российском или заграничном университете, нужно прикладывать опыт. Причем, опыт результативный, и желательно, чтобы уже достигнутые результаты были положительные. То есть не разрушил, а создал, не обанкротил, а развил.

Для потенциального градоначальника очень важно иметь опыт управления большими проектами и большими коллективами, причем коллективами разнородными. То есть это должны быть не сто солдат, которые по твоей команде шагают в ногу, и не сто лесорубов, которые дружно валят лес, а люди разных профессий, которых надо объединить одним делом и нацелить работать на результат.

Безусловно, никто не отменяет и значимость таких личностных качеств, как порядочность и открытость. Сильная воля, лидерские качества — это тоже очень важно.

Но никогда нельзя рассматривать эти качества в отрыве от реальных дел человека. Характер всегда проявляется в действии.

И, безусловно, надо любить город и горожан. Ведь к каждому проекту, который надо реализовать, к каждой задаче, которую надо решить, нужно подходить не только с точным расчетом и знанием технологии, но и с мыслями о людях, о том, насколько полезным, нужным, важным будет этот проект или эти действия именно для людей, для жителей города. А если ты не любишь людей, то об этом думать не будешь. В результате ничего хорошего не выйдет.

И еще надо быть порядочным. Если обещаешь что-то, надо обязательно это сделать или уж начать делать первые шаги, если решение проблемы обещает быть долгосрочным. Кстати, можно и не обещать. Это ведь тоже один из "способов" управления. Но уж если пообещал — сделай, кровь из носу! 

Среди нижегородских градоначальников были такие, кто избирался на эту должность более одного раза. Как вы считаете, за что градоначальнику дают повторный кредит доверия?  

— Если градоначальника избирают на второй срок, то это уже не кредит доверия. Это означает, что руководитель, данный ему кредит доверия, оправдал за свой первый срок. И люди согласны с выбранным им курсом развития города и готовы идти в том же направлении и дальше. Переизбрание на второй срок — наивысшая оценка деятельности любого градоначальника. Ну, а три срока — это высший пилотаж!

С 1789 года градоначальников выбирали на 2 года. Лишь с 1943 года срок пребывания на посту главы городской администрации был увеличен — председателей горисполкома стали выбирать на 5 лет. Логика понятна, в советское время все было привязано к пятилеткам. В постперестроечное время, начиная с 1988 года, мэров вновь стали выбирать на 2 года, а с 1994-го — на 4 года. А на ваш взгляд, каким должен быть этот срок? 

— Срок пребывания на той или иной должности должен определяться масштабом предстоящих работ. Если на человека возлагается большая ответственность, перед ним ставятся амбициозные задачи, то вполне резонно дать ему на реализацию всех проектов временной карт-бланш.

Городское хозяйство — это очень сложный механизм. И это не дежурные слова. Прежний мэр, передавая мне дела, предупредил, что мне понадобится минимум год, чтобы в этом разобраться. Я вам честно скажу, что мне понадобилось почти два года, чтобы понять во всех подробностях, как работает этот механизм и как выстроить взаимодействие между всеми подразделениями, чтобы добиваться максимального результата.

А чтобы реализовать все те программы, которые мы запустили в Нижнем Новгороде, — к примеру, расселение ветхого фонда, строительство детских садов - нужно больше времени. Принятие решения, проектирование и строительство требует минимум трех лет. 

Исходя из этой арифметики, срок работы на посту градоначальника должен быть пять-семь лет?  

— Пять. Этого достаточно, чтобы начать, сделать и успеть отчитаться. Надо, чтобы человек горел работой, чтобы ему интересно было работать. Должен быть и своего рода задор.  

А откуда черпать в бесконечной веренице будничных дел этот самый задор?  

— Во-первых, изначально надо идти, я даже сказал бы, надо влетать в работу с задором. Надо, чтобы желание работать было день и ночь. А потом, конечно, очень важно, чтобы были результаты твоей работы — они окрыляют, дают силы для дальнейшей деятельности. Вот, например, я выхожу на Нижневолжскую набережную — на ее обновленную, благоустроенную часть — и просто по-человечески радуюсь тому, что вижу. Этого не было раньше, а теперь есть. Уверен, что все нижегородцы испытывают подобные эмоции. Вот это и есть результат! 

Каждый или почти каждый из нижегородских градоначальников запомнился каким-то ярким деянием, совершенным во благо родного города. Например, с именем Михаила Егоровича Есырева связано основание первых мужских народных училищ — Благовещенского и Ильинского — и начало государственного школьного дела в городе. Иван Степанович Пятов особую заботу проявлял о благоустройстве города — при нем ремонтировали тротуары, мостовые, начали вывозить мусор, очищать дворы. Михаил Сергеевич Климов много внимания уделял статистике: были составлены обывательские книги, списки и ведомости купцов и их капиталов… При бароне Дмитрии Николаевиче Дельвиге, который был городским головой в 1893–1896 годах, в городе был пущен первый регулярный трамвай, построен первый в Российской империи фуникулер, а благоустройство Нижнего Новгорода не уступало столичному. Алексей Дмитриевич Проскурин, который руководил городом с 1950 по 1967 год, начал активное жилищное строительство, в том числе методом народной стройки. Дмитрий Иванович Бедняков, бывший мэром с 1991 по 1994 год, разработал проект Устава города. А что уже сделано и что ещё предстоит сделать или, иными словами, чем запомнитесь вы нижегородцам?  

— Наверное, нечестно говорить, что запомнюсь я один. Сегодня у Нижнего Новгорода две головы — глава города и глава городской администрации. Мы работаем вместе с Олегом Валентиновичем Сорокиным. А уж чем наша работа на благо города запомнится, время покажет. Но думаю, мне за неё стыдно не будет! Сделано уже немало и есть реальные планы на ближайшее будущее.

Самым главным, что случилось за 2010–2015 годы, все-таки стоит считать прорыв в развитии Нижегородского метрополитена. Вместе с областным правительство мы смогли завершить бросок — по-другому и не скажешь — через Оку и провести метро из заречной части города в нагорную.Безусловно, сейчас мы раб

Безусловно, сейчас мы работаем над огромным количеством больших проектов: это и социальные программы по расселению ветхого фонда, и строительство детских садов, чтобы ликвидировать очередность в детские сады, и глобальные инфраструктурные стройки, как в рамках подготовки к чемпионата мира 2018 года по футболу, так и для развития спорта в городе в принципе, это возведение ФОКов, строительство новой Ледовой арены.

Мы стали реализовывать проекты, без которых, казалось, можно было обойтись, — та же Нижневолжская набережная, благоустройство других наших центральных мест. На это раньше всегда было жалко денег, всегда говорили, что надо подождать, есть более важные дела, например, расселение ветхого фонда. Но обидно, что в благоустройстве, в ухоженности мы подотстали от наших соседей. А я не понимаю, почему мы должны уступать, например, тем же Чебоксарам или той же Казани. И мы начали браться за такие проекты.  

Городовое положение 1870 года назначило жалованье за деятельность городского головы, до этого все трудились на благо города бесплатно, из общественного долга, желания что-то хорошее сделать для города. Более того, были случаи, когда градоначальники тратили на благоустроение Нижнего Новгорода свои средства — они строили больницы, школы, приюты, храмы… Ведь в городской казне далеко не на все хватало денег и тогда! А градоначальники были не бедные — из купцов Федор Петрович Переплетчиков и вовсе завещал все свое состояние городу. И после смерти его в 1845 году вплоть до 1918 года Нижний Новгород пользовался доходами переплетчиковского капитала! Нынешние купцы, то есть предприниматели, конечно, тоже занимаются благотворительностью, и низкий им поклон за помощь больным детям, многодетным семьям, за покупку медицинского оборудования и ремонт школ. Кстати, и Вы создали благотворительный фонд, который всего за год работы смог стать опорой для многих людей. Однако согласитесь, что прежде масштабы благотворительности были совсем иные. Как думаете, почему?  

— Нижний Новгород всегда был городом купцов и щедрых благотворителей. Это и Николай Александрович Бугров, и семья Рукавишниковых, и Дмитрий Васильевич Сироткин, и многие другие. Если человек добился успеха в делах и стал состоятельным, то важно, чтобы он помнил о своем городе и стремился оказывать обществу посильную помощь. И сейчас мы возрождаем те традиции меценатства, что складывались веками.

Но не надо забывать, что после многих лет запрета на предпринимательство и частную собственность в России появилось первое поколение людей, которые заработали заметные деньги. И у многих из них до сих пор есть боязнь потерять их, опасение, что могут вернуться времена, когда чужое богатство национализировали, экспроприировали и так далее. Поэтому по-настоящему в плане масштабной благотворительности можно рассчитывать на второе поколение деловых людей Нижнего Новгорода.

Дайте только время, и лет через десять-двадцать лет на деньги современных нижегородских купцов в городе построят и приюты, и хосписы, и больницы, и частные музеи... И эти благотворители войдут в историю, как и их знаменитые предшественники. Поэтому по-настоящему в плане масштабной благотворительности можно рассчитывать на второе поколение деловых людей Нижнего Новгорода.  

Трудно быть богом, утверждали еще полвека назад братья Стругацкие. А чиновником сейчас быть трудно? 

— Трудно. Я чиновник всего третий год. Но уже успел почувствовать, что негативное отношение к чиновникам стало сейчас чуть ли не общенациональной идеологией. При всех коррупционных скандалах в стране и справедливой критике за равнодушие и чванство, все-таки считаю такое в целом отношение к тем, кто находится на государственной службе, ошибкой. Ведь в военное время государству служат военные, а в мирное время — чиновники. Это основа управления государством. Тем более что среди муниципальных служащих 99,9% честных и порядочных людей.  

Почему-то принято считать, что женщине не по плечу руководить таким огромным городом, как наш. Среди 56 нижегородских градоначальников была лишь одна женщина — Клавдия Андреевна Зимина. Она руководила нашим городом в 1929–1930 годы. И именно в это время город укрупнился — в городскую черту вошли Канавино и Сормово, прошла реорганизация пожарной охраны, началась работа по прокладке новых линий водопровода, был организован курортный поселок Зеленый Город. Зимина оказалась одним из самых эффективных градоначальников, как сказали бы сейчас. Однако больше женщин, которые управляли городом, в истории нашего города не было. Как думаете, почему?  

— Думаю, это просто стечение обстоятельств. Сейчас такое время, когда больше нужны мужские качества — надо продавливать нужные решения, выбивать те же федеральные деньги… А когда придет время холить, украшать наш город, тогда понадобятся женские качества — забота, стремление к красоте, хозяйский глаз...

Я считаю, что женщина может управлять городом, более того, такие женщины есть. Их немало и сегодня. Просто те из них, кто шел этим путем — имею в виду, двигался к креслу мэра, по дороге находили себе более интересные занятия и в политике, и в бизнесе, и в личной жизни.

Кстати, сейчас в структуре муниципалитета работает много умных, талантливых женщин. Иногда я даже говорю, что у администрации Нижнего Новгорода женское лицо. И зачастую наши дамы дадут фору любому мужчине в профессионализме и знании дела. Так что говорить о том, что мы женщинам не доверяем, нельзя. Мои заместители по направлению общественной работы — Мария Холкина, а по социальному блоку — Татьяна Беспалова. Из 23 структурных подразделений семью руководят именно женщины — Татьяна Шмакова, Светлана Утросина, Ирина Семашко, Ирина Тарасова, Галина Гуренко, Ольга Гусева, Елена Мишина.  

А реальна ситуация, когда в кресле нижегородского градоначальника будет сидеть женщина?

— Вполне реальна. А уж если мэра будут выбирать, то тем более. Вот, к примеру, выбрали же губернатором Владимирской области Светлану Орлову, а мэром Архангельска — Галину Ширшину. 

Практически каждый из нижегородских градоначальников, особенно в современной истории, говоря о своем желании занять этот пост, признавался в любви к родному городу. А вы готовы сказать сейчас слова любви лучшему городу на свете?  

— Я уже говорил, что любовь к городу — это необходимое для градоначальника качество. Но для меня это не только профессиональное требование. Я родился в Нижнем. Я вырос здесь, учился в школе, взрослел, первый раз влюбился. Отсюда я уходил в армию, здесь учился в институте. Даже когда я вел бизнес в Москве, я считал это время командировкой для себя. И из принципа не менял нижегородскую прописку на московскую регистрацию. Хотя в те годы, а это было в середине 1990-х, без регистрации в столице было трудно. Я благодарен столице за приобретенный жизненный и деловой опыт, но как только появилась возможность вновь работать в родном городе, я моментально уехал из Москвы и ничуть об этом не жалею.

Я люблю родной город всей душой. Здесь множество красивейших мест. Это Нижегородский кремль, откосы и набережные, с которых открывается удивительные виды. Это и наша шумная Покровка и элегантная Рождественская улица, купеческие дома в Започаиньи, Чкаловская лестница…

Да, наверное, у каждого нижегородца такое отношение к нашему городу. Все мы любим его, ценим его неповторимую самобытность, стремимся сделать его еще более благоустроенным и комфортным для жизни.

Я искренне верю, что Нижнему Новгороду предначертана особая роль в истории нашей Родины. В дореволюционное время Нижний был крупнейшей торговой площадкой — "карманом России", в советский период город превратился в важнейший промышленный центр, а сейчас претендует на то, чтобы стать лидером в сфере инновационной экономики. Каждая из этих вех в истории развития оставила свой неповторимый отпечаток на современном облике нашего славного города. Это дает нам повод для гордости и благодарности. Нижний Новгород достоин нашей любви. И я его люблю беззаветно.

(по материалам "Дня города")

Все новости раздела «Интервью»

Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
19 апреля