Интервью

Мгновенная расправа! Мгновенная! Но не сразу (продолжение)

Мгновенная расправа! Мгновенная! Но не сразу (продолжение)
Пресс-конференция президента Беларуси Александра Лукашенко представителям российских региональных СМИ, прошедшая в Минске 11 октября, во многом затрагивала белорусско-российское сотрудничество в разных сферах, участие Белоруссии и России в интеграционных процессах. Журналисты интересовались у Лукашенко опытом государственного строительства, социальными преобразованиями, подходами к развитию экономики и производственной сферы. Пользуясь возможностью, представители СМИ задавали вопросы относительно перспектив сотрудничества Белоруссии с их конкретными регионами, что выглядело, по мнению автора этих строк, немного местечково, но зато дало возможность принимающей стороне подробно поговорить о двустороннем взаимодействии.

В пресс-конференции приняли участие более 90 человек, представляющих федеральные средства массовой информации, СМИ субъектов России, союзные СМИ и Межгосударственная телерадиокомпания "Мир". В числе участников пресс-конференции впервые был и корреспондент нижегородского информационного агентства НТА-Приволжье.

Несколько моментов, освещенных на пресс-конференции, мы предлагаем вниманию посетителей сайта НТА-Приволжье.

***
В Нижегородской области есть примеры прямого взаимодействия с экономикой Республики Беларусь. По словам управляющего филиалом Банка ВТБ в Нижнем Новгороде Игоря Рожковского, в регионе активно субсидируются процентные ставки по привлеченным кредитам.

"В рамках соглашения с республикой Беларусь, если мы  кредитуем поставщиков товаров из Белоруссии, то бюджет Белоруссии  их субсидирует. Банк ВТБ подключился к схеме льготного кредитования поставок белорусской техники в Россию. Сегодня эта программа популярна и активно реализуется. Соглашение дает возможность компаниям нижегородского региона на специальных условиях получать кредитные средства для покупки оборудования и техники в Белоруссии, а также оптимизировать и ускорить финансовые операции между контрагентами двух стран", - говорит И.Рожковский.

***
В Белоруссии более 2,5 тыс. предприятий с российским капиталом, их число постоянно увеличивается, как и объем взаимной торговли. За период с 1996 по 2012 годы товарооборот вырос почти в семь раз – с 6,5 до 44 млрд. долларов в прошлом году.  

- При сохранении такой впечатляющей динамики, - считает Александр Лукашенко, - в ближайшем будущем нам вполне по силам достичь рубежа товарооборота в 50 млрд. долларов.

***
Государство может быть сильным и суверенным только при развитии людских ресурсов, уверен президент Белоруссии. А люди должны работать. Лукашенко не скрывает, что всегда в этом плане был жестким руководителем

- Очень жестким, - подчеркнул глава Беларуси на пресс-конференции. - Если не работаешь – труба. Меня и в райком могли вызвать, и выговор объявить за это, и прочее, но я всегда заставлял работать. И сегодня белорусам говорю: у нас только ленивый может не заработать денег. Ну, Россия огромная, есть такие места, и их много, где очень тяжело заработать: или предприятие разрушилось, или еще что-то. А что мешает в Беларуси заработать? Через нас летают, едут по трассам на автомобилях и велосипедах, дороги хорошие. Путешествуют же не бедные люди. Так ты им окажи услугу прямо на дороге — заработай.

Во-первых, мы гарантируем первое рабочее место закончившему учебное заведение. Во-вторых, у нас сегодня практически ноль – безработица. У нас не хватает рабочих рук. Поэтому работодателя уговаривать ни в коем случае не приходится, они сами ищут этих людей. Но молодежь четко при всех этих условиях понимает, что тебя возьмут на работу, если ты на данном этапе лучше других, если ты хорошо учился, если у тебя, хоть ты и молодой и неопытный, есть знания. Это мы в голову каждому студенту вбили. Ну и отношение все-таки у белорусских студентов к учебе очень солидное. Более того, и у нас есть подобная проблема с распределением. Кстати, у нас же выпускник по распределению должен отработать два года, если за государственный бюджет учился. То есть мы этого не отменяли. Мы, наоборот, сейчас думаем об ужесточении этой нормы, хотя бы по отдельным специальностям. Но мы не можем человеку, который заканчивает вуз сейчас, и знает, что должен отработать два года, сказать: "Так, пять лет отрабатывай". Нет. Мы должны со студентом (или его родителями), которому предстоит выучиться и отработать пять лет, заключить договор. То есть только через пять лет мы можем ужесточить эту политику.

"Бюджет" у нас весь идет через распределение. Но если те, кто учился за свои деньги, тоже хочет пройти через государственное распределение, чтобы получить первое рабочее место, мы тоже это гарантируем. Если "частник", за свои деньги учился, обязательного распределения нет — рынок, полная свобода. Но распределение мы не отменяли.

Не все работодатели заинтересованы в приходе молодых специалистов без опыта, но, если ты хочешь нанять человека, нанимай. Нет, я говорю, у нас нет безработицы, у нас нет армии людей, из которой он, наверное, мог бы выбрать. У него, вероятно, нехватка кадров. Ему самому приходится брать людей и их образовывать и воспитывать под свое предприятие. Мы им "коврижки" за это не даем, скажу честно — мы бизнесу какие-то льготы под это и прочее дать не можем, нет. Почему это мы их должны стимулировать к этому? Люди-то нужны? Нужны! Поэтому придется брать. Берут. У нас по Минску, например, вакансий в два или три раза больше, чем людей, которые ищут в данный момент работу.

Государство помогает только трудоустройству людей с ограниченными возможностями. И притом – прилично помогаем, но это инвалиды.

***
В Белоруссии сейчас десять частных вузов, остальные — государственные.

- За один год мы провели реформу высшего образования, - рассказал А. Лукашенко. - У нас было вузов – в деревне собак столько не было, сколько этих вузов частных. В каждом "сарае" был вуз. Помните, этот процесс и в России был. Мы у себя их не закрывали - мы дали им стандарт и год сроку. Не выйдет – до свидания. Осталось только десять. Но хороших вузов. Если ты хочешь получить хорошее образование, например, в ведущем вузе страны — Белорусском государственном университете за собственные деньги, потому что по бюджету ты не прошел, пожалуйста, иди. Определенные требования – там без экзаменов тоже не поступишь. И по знакомству – у нас это исключено. На президентском уровне каждый год создается комиссия, которая контролирует вдоль и поперек поступление в вузы. Тестирование. У вас в России, я знаю, много шума было по этому поводу. Я своих позвал, говорю: "Смотрите, чтобы так не произошло". Они говорят: "У нас это невозможно". Фельдъегерской связью в это же утро везут документы, которые предложены для тестирования, никто ничего не знает, здесь же при студентах открывают, Комитет госконтроля, контролеры и милиция сопровождают, чтобы никто не вскрыл нигде этот конверт, и так далее и тому подобное. Сколько ни контролировали – ни разу не выявили никаких нарушений. То есть мы серьезнейшим образом относимся к образованию. Поэтому вот это святое – образование, здравоохранение. Я это к чему говорю: мы очень спокойно и очень медленно должны приучать людей себя обеспечивать и жить в рыночной экономике.

У нас практически нет такого, чтобы с высшим образованием человек был не задействован. У нас не так просто получить высшее образование. Это тогда было, когда было 50 частных вузов в каждом "сарае", там клепали этих студентов и выписывали дипломы на коленях, и отправляли. А у нас, чтобы образование получить, это надо понапрягаться. Требования серьезные. Школа немножко подразбосячилась, это я признаю. Вот бывший министр образования, ныне первый заместитель главы администрации президента, это на нем висит, и мы сейчас начинаем и там поджимать. Не тот учитель стал, не тот ученик стал… Хотя, конечно, грех уж слишком обижаться, но не та школа. Я в школе начинал учителем, поэтому мне близки эти проблемы. И я не хочу, чтобы у нас была плохая школа. Там все закладывается, в школе. И мы потихоньку, потихоньку начинаем поджимать. Хотя учителям мы сейчас и ставку повысили – с 18 часов до 20-ти. Тяжелая была проблема, но тем не менее. Сэкономленные деньги отдали в школу, мы не забрали в бюджет, но учителя всë равно обижаются, что зарплата невысокая. И я с ними согласен — есть проблема, которую мы в ближайшее время вынуждены будем решить, как бы тяжело нам ни было.

***
Конечно, на пресс-конференции не обошлось без неких афоризмом, коими славится Александр Григорьевич. Например:

Когда я не знал, что делать, я слушал Запад и делал все наоборот.

Школа немного подразбосячилась.

Мгновенная расправа! Мгновенная! Но не сразу.

Все новости раздела «Интервью»

Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
29 марта