Интервью

Прозрачность деятельности и высокая производительность регионального оператора зависит от деятельности региональных властей, а также контролирующих и надзорных органов

Прозрачность деятельности и высокая производительность регионального оператора зависит от деятельности региональных властей, а также контролирующих и надзорных органов

Михаил Евгеньевич, в последнее время в отрасли жилищно-коммунального хозяйства происходят значительные изменения. Как вы считаете, станут ли теперь наши граждане жить в уютных ухоженных домах? Каким образом отразились на нижегородцах изменения в финансово-коммерческой сфере ЖКХ последних лет?

На самом деле, как ни странно вопрос, об уютном жилище это не только проблема государства, но и самых граждан, и не в плане внутреннего убранства квартиры, а именно по вопросу функционирования многоквартирного жилого дома. Ведь возможность реализации всех прав, предоставленных гражданам, в том числе и Жилищным Кодексом РФ, зависит от активной позиции большинства жильцов каждого конкретного жилого дома. В целом считаю, что имеют место быть позитивные изменения в сфере ЖКХ, более того, считаю, что надзор и контроль за соблюдением законности по исполнению актов жилищного законодательства также находится на высоком уровне и в большинстве случаев дает обратную связь лицу, обратившемуся с жалобой на чьи-либо действия. Конечно, я понимаю, что нижегородцев не радуют периодические повышения тарифов на коммунальные услуги, но если посмотреть шире, то дорожает все, в том числе и по причинам макроэкономического характера.

Всего около 150 многоквартирных домов в Нижегородской области выбрали способ накопления на капремонт дома на счетах регионального оператора, пять домов приняли решение перечислять взносы на капремонт на спецсчет. В целом  в региональной программе капремонта участвуют 25 тысяч домов. Решение о выборе способа накопления фонда капитального ремонта МКД нижегородцы должны принять до 8 ноября 2014 года. Смогут ли собственники изменить форму накопления на капитальный ремонт позже? С чем связана слабая активность граждан?

С учетом положений ч. 5 ст. 170 ЖК РФ и закона Нижегородской области от 28.11.2013 N 159-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской области" в редакции от 30.04.2014 N 61-З – 8 ноября 2014 года является окончательной датой определения способа накопления на капитальный ремонт. Нужно отметить, что в Нижегородской области установлен максимально возможный для этого срок.

Если собственники помещений в установленный для этого срок не выбрали способ формирования фонда или выбранный ими способ не был реализован в тот же срок, орган местного самоуправления единолично принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (ч. 7 ст. 170 ЖК РФ). Таким образом, если в орган жилищного надзора вовремя не поступило уведомление от владельца специального счета об открытии такого счета с приложением протокола соответствующего собрания собственников помещений в МКД, автоматически фонд будет формироваться на счете регионального оператора. Никакой другой ответственности за непринятие собственниками решения самостоятельно не предусмотрено - решение просто будет принято за них.

Слабая активность граждан связана с незнанием этого вопроса в принципе, а также с тем, что собрание собственников помещений в МКД полномочна созывать компания (ДУК, ТСЖ и т.п.), управляющая таким МКД и, в исключительных случаях, определенная группа граждан (кворум). Принятие решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта и об использовании фонда капитального ремонта должно быть принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. А из-за отсутствия гражданской позиции у большинства жильцов такой кворум собрать исключительно сложно, что и приведет к тому, что средства будут формироваться на счетах регионального оператора.

Справится ли региональный оператор с такими объемами работ? Будет ли его деятельность "прозрачной"? Насколько безопасно для граждан доверять свои средства региональному оператору?

Плюсами формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора является то, что региональный оператор перед такими собственниками несет ответственность как за сохранность средств, так и за организацию капитального ремонта, выбор подрядчика, он также выступает техническим заказчиком работ и несет ответственность за их качество. Комиссия за ведение счета кредитной организации выплачивается в меньшем размере, так как сумма пропорционально делится между всеми домами, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора. Ответственность за деятельность регионального оператора несет субъект Российской Федерации, то есть правительство Нижегородской области. Минусом же может являться длительный срок изменения формы накопления со счета регионального оператора на специальный счет.

Прозрачность деятельности и высокая производительность регионального оператора зависит от деятельности региональных властей, а также контролирующих и надзорных органов.

Не всех владельцев помещений в жилом доме волнует вопрос его капитального ремонта, многие отказываются платить за капремонт. Могут ли остальные жители дома принудить "отказников" оплатить долги через суд?

Нет, принудить в рамках "правового поля" не могут. Уполномоченным лицом от имени всех жильцов и собственников помещений в МКД выступает управляющая таким МКД компания (ДУК, ТСЖ и т.п.) Именно эта компания должна проводить работу по взысканию задолженности, в том числе и в судебном порядке, через службу судебных приставов.

Кроме того, нужно учитывать Письмо Минстроя России от 07.07.2014 N12315-АЧ/04, согласно которому региональный оператор обязан провести ремонт в соответствии с плановыми параметрами даже при недостаточности средств фонда.

С момента передачи фонда региональному оператору с собственников помещений могут быть взысканы долги по взносам на капитальный ремонт в пределах трех лет самим региональным оператором.

На сегодняшний день в восьми регионах России действует система кредитования капремонта многоквартирных домов. С 2015 года планируется массово запускать эту систему кредитования. Означает ли это, что жильцам не надо будет долгие годы копить на капремонт? В каком объеме государство будет помогать жителям этих домов с выплатой процентов по таким займам?

Считаю, что это существенно упростит выделение денежных средств на капитальный ремонт и ускорит его проведение, но нужно понимать, что кредит нужно возвращать, поэтому спрос с жильцов в части оплаты ими взносов на капитальный ремонт возрастет. Правительство Нижегородской области в зависимости от принятого решения может выступать гарантом по такому кредиту или же частично гасить проценты по предоставленному кредиту.

Часто ли у жильцов возникают споры с домоуправляющими компаниями? В любое ли время они могут отказаться от услуг "проштрафившейся" организации? Есть ли им альтернатива в городе и районах области?

По идее жильцы вправе в любое время отказаться от "проштрафившейся" управляющей компании. Но сложна процедура отстранения такой компании от деятельности, а именно созыв собрания всех собственников помещений в МКД, кворум не менее 50% от всех собственников, и принятие такими лицами решения простым большинством, то есть, к примеру 50,1%. Низкая активность граждан и в некоторой степени "пофигизм" не всегда позволяют сделать это, кроме того, альтернативой ДУКам может быть ТСЖ, которое предварительно нужно создать, нанять требуемых работников от управляющего до сантехника и т.п., а если было ТСЖ, то альтернативой может быть ТСЖ или управляющая компания соседнего дома, которая, в свою очередь, может отказаться, сославшись на то, что ей хватает и ее нынешнего дома. Поэтому это мера крайней необходимости, и, к сожалению, управляющие компании, понимая это, пользуются таким положением дел.

Год от года в регионе все больше домов признаются аварийными. Успевают ли городские и региональные власти строить новые? Если в Нижнем Новгороде этот процесс идет достаточно уверенными темпами, то как обстоят дела в районах области? Ведь в селах, где тоже есть многоквартирные жилые дома, нового строительства практически не ведется. Как вы в целом оцениваете процесс переселения граждан из аварийного жилого фонда в регионе?

Дома строить новые не успевают, я думаю, это видно и понятно. У самой власти денег на строительство жилых домов для переселенцев нет, поэтому такие квартиры власти получают путем соответствующих соглашений с инвесторами и строительными компаниями, которые планируют застройку земельного участка предоставляемого из государственной или муниципальной собственности. Таких площадок в Нижнем Новгороде с учетом фактического запрета на "точечную" застройку осталось крайне мало, поэтому стройка сдвинулась в окологородские границы, а также близлежащие населенные пункты Бор, Кстово и т.д. Что касается иных уголков нашего региона, то здесь все зависит от развития соответствующего района области, если есть градообразующие предприятия как в Выксе или Арзамасе, то вопрос строительства жилых домов под так называемые потенциальные кадры, в которых власти и получают часть квартир для переселенцев, не стоит так остро. Если же в районе таких предприятий нет, то и вопрос переселения решать практически невозможно, исключением могут быть случаи действия региональных или федеральных программ.

Кроме того, отсутствует всякий смысл строительства жилых домов для переселенцев там, куда последние из Нижнего Новгорода не поедут - за 150-200 км от центра.

С появлением в платежках графы за счет по ОДН было связано множество скандалов. На первом этапе было выявлено множество несоответствий по учету площади общедомовых территорий. Нередко счет за электричество по ОДН превышал счет индивидуальных платежей. Как с этим обстоят дела на данный момент?

На данный момент все разъяснения о порядке начисления ОДН и учета площадей для его расчета даны, судебная практика по применению законодательства также имеется, поэтому не возникает каких-либо альтернативных действий, в связи с чем процесс "устаканился". Первоначально проблемы были лишь потому, что все новое не всегда дает четкого понимания, как и что делать, поэтому иногда совершались ошибки.

Сергей Клемес

Все новости раздела «Интервью»

Аналитика
Интервью
Комментарии
12 июня