Реклама
Интервью

Сейчас сложно спрогнозировать какие-либо финансово-бюджетные показатели Нижнего Новгорода даже на ближайший период

Сейчас сложно спрогнозировать какие-либо финансово-бюджетные показатели Нижнего Новгорода даже на ближайший период

Проект бюджета Нижнего Новгорода на 2016 год готов, депутаты Думы приступили к его рассмотрению. Первое чтение бюджета показало, что главный финансовый документ

Нижнего Новгорода меняется в сторону увеличения зависимости бюджета города от

межбюджетных трансфертов, но в тоже время основные параметры проекта бюджета 2016 года практически соответствуют бюджету 2010 года. О проблемах и перспективах на будущий год в интервью «НТА-Приволжье» рассказала директор департамента финансов, заместитель главы администрации Светлана Утросина.

- Светлана Ивановна, сегодня активно идет обсуждение бюджета города на будущий год. Сейчас в условиях ограниченных бюджетных возможностей можно говорить о прогнозах по исполнению бюджета в 2016 году?

- В настоящий момент очень сложно спрогнозировать какие-либо финансово-бюджетные показатели города даже на ближайший период.

Сегодня, когда федерация и область на неопределенное время перешли на краткосрочное (годовое) планирование у муниципалитетов просто не может существовать своей собственной бюджетной политики. Сам термин "политика" подразумевает наличие целей, путей их достижения и финансовых источников, необходимых для реализации задуманного.

В бюджетном законодательстве Российской Федерации муниципалитет стоит на низшей ступеньке бюджетной системы. Город исполняет бюджетные обязательства, возложенные на него федеральным и областным законодательством за счет средств, определенных ему опять же вышестоящими органами власти. При этом, естественно, ни федеральная, ни областная власть не участвуют в сбалансированности местных бюджетов - это проблема города.

Таким образом, у местной власти очень много обязанностей и слишком мало прав.

- Соответствует ли доходная часть бюджета Нижнего Новгорода на 2016 год существующим экономическим реалиям? Можно ли будет ее выполнить при нынешних обстоятельствах?

- Основные параметры проекта бюджета 2016 года практически соответствуют бюджету 2010 года. Собственные доходы в 2010 году - 11,9 млрд. руб.; в 2016 - 11,8 млрд. рублей. Налоговые доходы 2010 года на 341,2 млн. рублей, даже выше, чем в планируемом 2016 году; неналоговые доходы в 2016 году запланированы на 242 млн. больше, чем в 2010.

Структура доходов бюджета меняется в сторону увеличения зависимости бюджета города от межбюджетных трансфертов, что подрывает финансовую самостоятельность. Эту негативную тенденцию также подтверждают международные рейтинговые агентства. В 2010 году доля безвозмездных поступлений составляла 40,6 % от общей суммы доходов Нижнего Новгорода, в 2015 уже 50,4 % (с 8,0 млрд. руб. в 2010 году до 14,0 млрд. руб. - в 2015).

В период с 2010-2016 годов были изменены нормативы отчислений по налогам, поступающим в бюджет города: налог на доходы физических лиц тогда был 30%, сейчас – 18%, налог на имущество организаций тогда – 20%, сейчас вообще он не взимается, такая же ситуация и с доходами от развития застроенных территорий.

- Если мы говорим о потерях бюджета, можно озвучить цифры для наглядности…

- Потери бюджета города в связи с изменением налогового законодательства с 2010 по 2016 год составили примерно 4,9 млрд. рублей.

- Стоит отметить, что изменились и расходные полномочия бюджета.

- На региональный уровень переданы расходы по содержанию учреждений здравоохранения, но в тоже время муниципалитет принял на себя обязательства по обеспечению деятельности: МП "Нижегородпассажиравтотранс", 19 специализированных детско-юношеских спортивных школ, театра "Вера", одной библиотеки, трех музеев и имущество трех филиалов государственных историко-архитектурных музеев-заповедников, выплату пенсий за выслугу лет для выборных муниципальных должностей и должностей муниципальной службы, проведение мероприятий по организации отдыха и оздоровления детей и молодежи.

- Последние годы бюджет Нижнего Новгорода формируется с плановым дефицитом, который покрывается за счет привлечения кредитных средств. Растет и муниципальный долг, и это не может не вызывать критику. Как вы это оцениваете?

- Дефицит бюджета в 2010 году составлял 1,3 млрд. рублей или 7,7% от норматива, установленного Бюджетным кодексом РФ ( 10% от собственных доходов), в 2016 - 835,2 млрд. рублей или 7,1 %.

Муниципальный долг в 2010 году составлял - 0,8 млрд. руб., в 2016 – 9,2 млрд. рублей.

Администрация города на протяжении всего периода строго соблюдает все ограничения по величине дефицита и муниципального долга, установленные бюджетным законодательством. Однако, выпадающие доходы и возросшие бюджетные обязательства необходимо обеспечивать в полном объеме, а альтернативы кредитам коммерческих банков до середины 2015 года у города не было. Расходы на обслуживание так называемого "коммерческого" долга (процентные платежи), в 2010 году составили 39,0 млн. руб. (при ставках 6,8 – 7,3 %), в 2016 году уже 900,0 млн. руб. (при ставках 12,0-14,0 %).

На сегодняшний момент город получил из бюджета Нижегородской области 280,0 млн. рублей в виде бюджетного кредита. Сроком на три года под 0,1 % годовых. Эти средства можно назвать целевыми, потому что муниципалитет обязан за счет них оплатить кредиторскую задолженность 2014 года в сумме 250,0 млн. руб., а на 30,0 млн. руб. построить инфраструктурные объекты к стадиону "Стрелка" для проведения ЧМ по футболу в 2018 году.

Говоря о перспективах, хотелось бы сказать, что основная задача, поставленная Министерством финансов РФ, перед всеми уровнями власти – это недопущение наращивания текущих расходов, переход от бюджетов "ожиданий" к бюджету" максимальной эффективности и бездефицитности".

Все новости раздела «Интервью»

Аналитика
Реклама
Интервью
Реклама
Комментарии
Реклама
14 Декабря 111