Интервью

"Лучшие песни всегда пишутся на одном дыхании"

"Лучшие песни всегда пишутся на одном дыхании"
Советский и российский композитор-песенник, народный артист Молдовы, Украины и России Александр Морозов в программе "Герои Волги" поговорил с Русланом Станчевым о процессе творчества, возврате интереса к классике и музыкальной цензуре.

Свою первую песню вы написали еще 50 лет назад, в 1968 году. Получается, что ваше творчество, по сути, знакомо представителям четырех поколений. Как вам удается каждый раз делать так, чтобы ваши песни слушали люди совершенно разных возрастов? Это интуиция, талант или что-то свыше?

Скорее всего, последнее. Я убежден, что творчество умом не понять, и, если бы написание песен контролировалось разумом, наверное, каждый композитор имел бы в своем арсенале огромное количество хитов. Но при этом, как известно, даже самые маститые композиторы, написавшие более тысячи песен, рады, если среди них оказывается хотя бы десяток всенародно любимых. Это считается очень большой удачей.

Что касается непосредственно моего творчества, я никогда не ориентировался на образцы западной популярной музыки, хотя всегда слушал ее и любил. Но при этом я сознательно избегал механических переносов и подражания чему-то, поскольку, мне кажется, это было бы слишком очевидно для слушателя.

То есть, ваш секрет успеха именно в том, что вы нашли свою творческую нишу?

По крайней мере, я старался ее найти. При этом я всегда писал музыку на готовые стихи.

Это проще?

Для всех по-разному, но для меня действительно проще. Я осознаю, что именно от меня зависит, какой получится песня, какую музыку я наложу на те или иные стихи. Вместе с тем, когда первой рождается музыка, ты попадаешь в зависимость от поэта. И иногда бывает так, что пишут не совсем то, что бы хотелось, поэтому я предпочел быть тем, кто вносит финальную лепту в творческий процесс. Тем более, уже в начале своей карьеры я сотрудничал с такими выдающимися поэтами, как Глеб Горбовский, Анатолий Поперечный и Николай Рубцов. Помню, как в 1974 году мне попал в руки первый посмертный сборник Рубцова — я заболел этим поэтом и создал семь вокальных циклов, более 70 произведений на его стихи, в том числе легендарную песню "В горнице моей светло". Когда я сажусь писать песню, я абстрагируюсь от всего, и стараюсь уловить, как могло бы то или иное произведение отозваться в душах максимально большого числа людей.

И как же все-таки к вам приходит вдохновение? Можете описать, как происходит процесс творчества?

Каждый раз это происходит по-разному - каких-то готовых рецептов того, как написать песню, у меня нет. Иногда музыка пишется стихийно, стоит мне только прочитать произведение. Прочитал стихи - и в сознании возникла эмоция, шлягворд, который делает песню хитом. Иногда музыка рождается не сразу, и тогда ты заболеваешь этим, а дальше - как бог даст. Однако, как показала практика, лучшие песни - те, которые уходят в народ - всегда пишутся на одном дыхании.

Мне кажется, что для артиста, и особенно для композитора, народная любовь является высшей формой признания творчества. Я прав?

Безусловно, хотя народную песню, в отличие от других, можно спеть безо всякого аккомпанемента. Не нужна никакая фонограмма, никакие изощрения, потому что это – то самое состояние, когда поет душа, когда люди общаются, когда им хочется объединить свои эмоции. По большей части народные песни поются уже веками, но иногда в эту нишу проникает и современное творчество ныне живущих авторов и композиторов.

За вашу долгую и успешную карьеру вы успели поработать с множеством советских и российских исполнителей, таких как Иосиф Кобзон, Алла Пугачева и София Ротару, группы "Веселые ребята" и "Синие птицы". Мне особенно интересно творчество первой на советском пространстве синти-поп группы "Форум", которая, по сути, была полностью вашим проектом. Как вам удавалось совмещать работу с такими разноплановыми музыкантами?

Еще до "Форума", как вы отметили, я работал и с "Веселыми ребятами", и с группой "Ариэль", и со многим другими. Получилось так, что на стыке 1970-1980-х годов я на какое-
то время отошел от работы в жанре "попсовой" музыки. В те годы я решил получить образование в Ленинградской консерватории - мне всегда нравилась классическая музыка, и я хотел разобраться в том, как пишутся классические произведения. За годы учебы в консерватории мое сознание и мой организм, если можно так выразиться, "отдохнули" - такие передышки, которые позволяют что-то переосмыслить, порой имеют огромное значение для музыканта при переходе на некий новый качественный уровень. Я успел соскучиться по публике, концертам и поездкам, но вместе время шло, и музыкальные приоритеты изменились. Но самое главное - в те годы в нашей музыкальной индустрии впервые появилось "компьютерное" звучание. Это и стало определяющим фактором для появления группы со "свежим" саундом, такой, как "Форум". Все поразительным образом совпало, и в результате о нас очень быстро узнала публика во всех концах страны - хотя на тот момент не было еще толком ни радио, ни музыкального телевидения. Куда бы мы не приезжали - будь то Казахстан, Таджикистан, Владивосток или Калининград - мы везде собирали аншлаги. Мне особенно приятно, что молодое поколение артистов до сих пор поет такие песни, как "Белая ночь", и они продолжают свою жизнь.

Как известно, в шоу-бизнесе всегда есть таланты, и есть, мягко скажем, случайно оказавшиеся там люди. Почему так происходит, и кто это определяет? Продюсеры во всем виноваты?

Многое, безусловно, определяют они. Даже среди моих коллег-композиторов в шоу-бизнесе, как правило, преуспевают те, кто обладает деловой жилкой. Люди, которые сумели объединить в себе творческое и менеджерское начала, сумели и гораздо больше заявить о себе.

Вас многое связывает с Нижнем Новгородом, вы часто здесь бываете, и даже написали гимн нашего города. С тех пор, кстати, прошло уже много времени…

Двадцать два года, если точнее. Юбилей "Нижегородской Лирической" мы отмечали в позапрошлом году. На днях мне, кстати, прислали очень интересный маленький видеоэпизод с хоккейного матча. После очередной забитой шайбы стадион внезапно затянул "Нижний Новгород - это значит домой". Для меня это стало очень приятным откровением.

В мире современных технологий музыка сопровождает нас повсюду. У вас нет ощущения, что ее качество, однако, девальвировалось, что у людей больше нет возможности до конца ее прочувствовать, расслышать и понять? Все превратилось в масс-маркет и фаст-фуд.

Лично мне очень жаль, что мы утратили естественное звучание человеческого голоса, который сейчас можно обрабатывать как угодно. Кроме того, многие фонограммы сейчас делаются электронным способом, в них нет живого дыхания. Вместе, как раз из-за этого живой звук сейчас особенно ценится, и я надеюсь, что новое поколение музыкантов будет стараться нам его вернуть. Музыкальная индустрия не может строиться исключительно на технологиях, иначе мы ту утратим душевную радость, которую музыка дарит слушателю. Не случайно сейчас мы наблюдаем очередной всплеск интереса к классике, к живым оркестрам - на Западе на таких концертах собираются полные залы. В России в последние годы тоже появилось немало прекрасных площадок, и если мы вернем любовь к классической музыке, мне кажется, это будет большое завоевание.

В Нижнем Новгороде не так давно запретили выступления пяти популярных у молодежи музыкальных коллективов, некоторые из которых звучат на многих радиостанциях. Против концертов выступили родители, которым кажется, что тексты песен оказывают на детей деструктивное влияние. Безусловно, в некоторых композициях присутствует ненормативная лексика, но, как известно, в свое время под запретом был и панк-рок, и хэви-метал, а группы, которые запрещали, иногда впоследствии становились великими. Правильно ли вводить какие-то ограничения, особенно учитывая то, что сейчас на просторах интернета можно без труда найти любую музыку, а запрещенное всегда интереснее?

Мне кажется, здесь надо отталкиваться от человеческой сущности. Люди не рождаются панками - они становятся такими в процессе жизни, а музыка лишь отражает их внутреннее состояние. Тем не менее, безусловно, артисты, которые выступают перед многотысячными залами, должны быть ответственными за то, что они несут в массы. В советские времена вопросами цензуры занимались худсоветы, которые мы очень не любили, и, наверное, возвращаться к этому не стоит, но, при всем уважении к музыкантам любого жанра, орущая матом многотысячная толпа мне все-таки кажется нездоровым явлением.

Все новости раздела «Интервью»

Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
28 марта