Интервью

"Языком современной драматургии говорит сегодняшний мир"

"Языком современной драматургии говорит сегодняшний мир"
Второй год в нижегородском Центре театрального мастерства проходит режиссерская лаборатория современной драматургии под руководством Виктора Рыжакова. В рамках ее работы студенты магистратуры Школы-студии МХАТ и Центра им. Вс. Мейерхольда вместе с местными актерами в течение недели создают эскизы спектаклей по пьесам современных драматургов, вошедших в шорт-лист фестиваля молодой драматургии"Любимовка". Мы поговорили со знаменитым режиссером о современном театре и его месте в мире.

Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития современного театрального искусства в Нижнем Новгороде?

Самые серьезные ожидания от тех процессов, которые мы с коллегами наблюдаем в последние время. Уже второй год существует центр театрального мастерства, объединивший самую прогрессивную часть людей, занимающихся театральным искусством. Формализма в этом деле и в этой профессии быть не должно. С появлением этого центра возникло совсем иное, какое-то особенное движение молодых творческих энергий. Очевидно, что сегодня, Театр ищет новые формы коммуникации, новый язык общения со своей аудиторией и, конечно же, без современной драматургии представить эти процессы уже невозможны. Второй год происходит знакомство театральной общественности Нижнего Новгорода с лучшими театральными текстами, которые были представлены на фестивале "Любимовка" в сентябре 2018 года. Это один из главных драматургических фестивалей России, на который ежегодно отправляют порядка 700 пьес. В шорт-лист входит двадцать с лишним, шесть из которых мы представляем в этом году. Сегодня интерес к театральному искусству настолько велик, что даже на рядовую читку пьесы, представленную в рамках фестиваля "Любимовка", практически невозможно попасть. Вход свободный, по записи, в течении недели был расписан по страждущим стать свидетелем презентации новых пьес со всей России. И в результате, залы не вмещают всех желающих, люди стоят на улице слушая текст через ауди трансляцию. Лишнее подтверждение того, насколько велик интерес к современной текстам. Языком современной драматургии говорит наш «сегодняшний мир», это новый язык на котором разговариваем и мы с вами. Ведь театр — это искусство, существующее во времени.

А если говорить о соотношении драматургов из столичных городов и из регионов? Каково оно на сегодняшний момент? Есть ли талантливые драматурги в регионах страны?

Самые талантливые драматурги как раз и живут именно в России. Москва же — место достаточно условное, сюда съезжаются творческие силы со всей страны, многие именно здесь начинают свою профессиональную карьеру. Коренных москвичей-драматургов единицы. Большинство пишущих людей, даже попадая в столицу остаются жителями своих замечательных городов, носителями своего особенного культурного кода. Ни для кого уже не новость, что именно Екатеринбург стал одним из центров российской драматургии, представленный школой Николая Коляды и его учениками, известными всему миру. Авторы из Тольятти, Петербурга, Херсона, Нижневартовска, Серова, Москвы, Ижевска, Перми, Хабаровска, Минска, Кемерово, Кропивницкого и других городов представляют великую территорию современной русской драматургии. Театральный язык становится одним из актуальных способов коммуникации XXI века.

Это понятно, современный мир все больше и больше разделяет людей, наделяя их разнообразными гаджетами, делает наше общение все больше и больше формальным. Мы привыкаем к общению в удаленном доступе — мы списываемся, созваниваемся все больше в сетях. Большинство из нас практически перестали общаться при встречах. Мы встречаемся только для работы. Именно поэтому, театр становится сегодня тем местом, где человека заставляют отбросить все девайсы. Любое действие, происходящее в театре, проводится вне всех этих приложений. От недостатка живого человеческого общения, оно становится настолько ценным, что все больше и больше молодых людей находят возможность своего внутреннего высказывания о современном мире именно через язык драматургии. Выходит, совсем не случайно появление такого количества драматургических конкурсов, фестивалей и лабораторий. Конец XX и весь XXI век — взрыв современной драматургии. И это большая ценность. Кто-то скажет, что много графомании и еще такой, скажем, совсем нехитрой, неумелой драматургии. Но хочется возразить — чтобы родился серьезный автор, должен быть создан серьезный литературный контекст. Чем больше конкурсов лабораторий, в которые уже включился Нижегородский ЦТМ, тем лучше. Это делает честь и городу, и профессиональному сообществу, которое наплевало на все привычные театральные клише, существовавшие здесь много-много лет и теперь создало собственное актуальное пространство межличностной коммуникации и диалога. Здесь общаются и профессионалы театрального дела, здесь начинает образовываться новый зритель, который ходит в театр не для того, чтобы развлечься и отдохнуть, а для того, чтобы задавать сложные общечеловеческие вопросы. Театр становится тем местом, где вдруг озвучены темы, которые по-настоящему волнуют всех. То есть теперь в театр можно не просто пойти развлечься и посмотреть давно разыгрываемую пьеску языком истертым и устаревшим, что и отличает театральное искусство от того, что происходит в реальной сегодняшней жизни. Конечно, театр может быть музейным, но может быть и тем, который говорит голосом современного живого человека про наболевшее. 
 
Кто-то возмущается: "А я не хочу слышать эту современную лексику". Ну, тогда может ты не хочешь видеть самого себя?! Ты желаешь иллюзий и обмана!? На самом деле одна из задач театра пробудить желание человека меняться и менять свой окружающий мир, заставить его существовать в пространстве тех вопросов, которые не дают ему этой спокойно жизни. 
 
Что касается нижегородского центра театрального мастерства — что Вы о нем думаете? 
 
Мне кажется, что это уникальная новая институция новая в Нижнем Новгороде. Могу только констатировать факт, что первые представленные работы были приняты с большим зрительским воодушевлением и на меня произвели серьезное впечатление. Выбраны прекрасные тексты, участвуют серьезные актерские силы. Артисты из разных академических и других театров Нижнего Новгорода участвуют в совершенно новых для себя театральных компаниях. В этом и есть большая профессиональная ценность. Они как-то друг друга мотивируют, друг друга подпитывают очень важной активной исследовательской энергией, без которой современный театр вообще не существует. 
 
Вы сторонник диалога со зрителем. Расскажите, чему современный зритель может научить актера, режиссера?

Ничему, конечно же, он учить специально никого не будет, просто театр — это такое особенное место, где актеры и зрители обмениваются энергиями. Ну, и, конечно же, зритель должен начать проговаривать свои впечатления от увиденного — говорить после спектакля в формате обсуждения спектакля. Контакт между театром и его зрителем должен стать безусловным и проявляться в многообразии форм. Театр может от зрителя получить, каким-то образом, хорошо артикулированный запрос. Современный театр всегда нуждается в общении со своим зрителем. Поверьте, что не только зритель нуждается в театре, но и мы нуждаемся в зрительском внимании. Это процесс обоюдный. Главное точно услышать этот зрительский месседж. Театр — место встречи, куда приходят только те, у кого есть повышенное желание услышать со сцены то, чего так не хватает в сегодняшнем мире, то от чего невозможно спокойно заснуть, то о чем кричит весь сегодняшний мир. И у артистов есть возможность реализовать потребность именно в таком серьезном жизненно необходимом диалоге. 
 
По поводу сегодняшнего мира. На Ваш взгляд, допустима ли цензура в театре? Понятно, что зритель европейский от зрителя российского, у которого консервативный взгляд на мир, отличается. 
 
Это не консервативность, это страх — неспособность поверить в то, что мир изменяется и может быть совершенно другим — не таким, как был вчера или позавчера. Нам удобно думать о том, что мир неизменчив. Европейцы, может быть, в силу своей буржуазности или близости к технологическим процессам, более циничны и открыты ко всему новому. Но то, что мир трагичен, безвозвратно стареет и валится в бездну, всегда было ощутимо именно для великого русского психологического театра. Театр пытается фиксировать какие-то очень важные изменения, которые позволяют нам сохранить настоящие человеческие ценности, ускользающие от нас ровно с той же скоростью, с которой мир меняется и превращается в высокотехнологичную систему, прирастая всё новыми и новыми открытиями. Никто не думал, что современный мир будет так быстро развиваться, никто даже представить не мог, что открытие общедоступного киберпространства даст такое невероятное развитие новой обездушенной цивилизации, нового цифрового языка. Те процессы, в которых мы сегодня участвуем, беспощадны по отношению к человеку. Еще пройдет несколько лет и искусственный интеллект будет предъявлен миру, и человечеству придется сделать выбор между надвигающимся всепоглощающим прогрессом и истинными духовными ценностями. И дело уже не вкаком-то формальном знании, а в способности ощущать этот мир и пользоваться иным знанием — своим собственным опытом и памятью. То, чему мы, по-моему, так и не научились. 
 
Это новое пространство, о котором вы сказали, оно в определенной степени стерло какие-то границы. Что такое нестоличный театр сейчас? Если говорить о маленьких городах — когда театры там перестанут быть музейными и станут актуальными?
 
Сейчас в маленьких городах России процесс идет быстрее и свободнее, чем в больших индустриальных центрах. Есть такой фестиваль малых городов России. Он проходит на разных территориях, центром его является Театр наций в Москве, который его организует и проводит. Я вам скажу, что если вы сейчас посмотрите результаты отбора на «Золотую маску» 2019 года — вы увидите, сколько небольших российских городов представлено во всех номинациях — начиная с коми-пермяцкого Кудымкара и Лесосибирска. Вот вам результат этого рабочего процесса. Там действительно происходят серьезные театральные изменения. Профессиональное сообщество делает свое дело — оно не такое большое, но способно охватить всю Россию. Настоящие творцы и художники живут в разных точках страны. Кто-то приезжает получить образование в Петербург или в Москву, и возвращается в свои города, но уже работает со своими коллегами и в регионах. Театр - искусство способное стать связующим между огромными территориями нашей великой страны и в этом году главный национальный фестиваль представит такую невероятную географию процессов, что всем мало не покажется. 
 
Вы являетесь постановщиком спектаклей по пьесам драматурга Ивана Вырыпаева. Есть ли какие-то грядущие совместные проекты? 
 
Это не совсем так. Не только драматургия Вырыпаева, предмет моего режиссерского внимания. Тексты Ивана - огромная часть нашей общей биографии, часть наших профессиональных и человеческих отношений, часть нашего диалога о главном. Диалог, где всегда необходимо отвечать на самые трудные и неудобные вопросы. 
 
Так сложилось, что уже большое количество лет мы работаем в разных театральных пространствах, но при этом, выходит – мы остаемся вместе, так как работаем над одними и теми же пьесами. Для меня они остаются очень серьезным исследованием современного человеческого мира. В одном знаменитом и амбициозном театре Москвы, в декабре начнутся репетиции над новой замечательной пьесой драматурга. Если всё сложится, то очень надеюсь, что весной с потрясающими и неравнодушными артистами мы соберем большой и важный спектакль. 
 
Каковы Ваши впечатления о поездке в Нижний Новгород? 
 
Все, что происходят сегодня здесь, невероятно интересно и важно. Пусть не обижаются на меня театральные деятели этого города, но последние 20 лет Нижнего Новгорода на театральной карте России, как будто и не существовало. И вот уже второй год о Нижнем Новгороде и, в частности о Центре Театрального Мастерства бесконечно ведутся серьезные профессиональные дискуссии и разговоры на московских и петербургских театральных собраниях. В этом Центре собирались невероятные творческие энергии, молодые театральные силы города, сюда съезжаются молодые режиссеры и драматурги, здесь не боятся искать "новые театральные формы", разрабатывать собственный, оригинальный способ взаимодействия со зрителем, здесь не боятся говорить о важных насущных проблемах, которые всех тревожат и в тоже время объединяют. Здесь невероятно много талантливых и неравнодушных людей. Это место притяжения и силы. Восторг.

Наталья Денисова

Все новости раздела «Интервью»

Аналитика
Интервью
Комментарии
20 Июня