Реклама
Интервью

"Уровень грамотности растет, хотя иногда и кажется, что многие делают ужасные ошибки в интернете"

"Уровень грамотности растет, хотя иногда и кажется, что многие делают ужасные ошибки в интернете"
Координатор акции "Тотальный диктант" в Нижнем Новгороде Ксения Деменева в программе "Герои Волги" рассказал тема "Тотального диктанта"-2020, тотальной безграмотности и повышенному интересу к русскому языку.
 
- "Тотальный диктант" в Нижнем Новгороде, как и по всей стране, в планируемые даты не состоится и переносится на более поздний срок?
 
- Все верно. Мы переносим ее на осень, пока точной даты не известно. Она будет объявлена 25 марта. Но это будет середина осени.
 
- Каким будет "Тотальный диктант"-2020 в Нижнем Новгороде? Понимаю, что подготовительная работа была проведена большая, уже можно сделать прогнозы по количеству площадок, участников?
 
- Планировали невероятно масштабную акции в этом году при поддержке "Центра 800". Хотели сделать более 40 площадок. Одна из которых – губернаторская, где Глеб Никитин был бы или "диктатором", или же участником.
 
Кроме того, планировали подключение большого количества школ и практически все вузы, музеи и библиотеки. Мы хотели сделать большой городской праздник, и, я надеюсь, что мы это сделаем.
 
- Можно назвать примерное число участников.
 
- В прошлом году у нас было примерно две тысячи заявок. В этом году мы отталкивались от трех тысяч. Но могло бы быть и больше. Все зависело от того, как отреагируют нижегородцы. Я полна оптимизма, и уверена, что к нам придет больше, чем три тысячи человек.
 
- Какие результаты нижегородцы демонстрируют на "Тотальном диктанте"? много ли у нас отличников?
 
- В прошлом году у нас было 1,5 тысячи участников, из них 150 отличников. Это невероятно большое число. Столько отличников не было у нас никогда. Можно сказать, что уровень грамотности растет, можно еще говорить о том, что текст был не очень сложный. И это отмечают многие. Но мне кажется, что грамотность стала популярной. Акция проводится давно, и она должна была уже повлиять на население.
 
- Кто и как принимает решение относительно текста? Какой будет диктант на примере этого года?
 
- Решение принимает Новосибирский центральный штаб. Выбирают писатели. В этом году Андрей Геласимов. Он написал текст диктанта, который посвящен жизни и деятельности Циолковского.
 
- Это должен быть современный писатель, и текст должен быть написан специально для диктанта?
 
- Да, это специальный текст для диктанта. Писатели готовят свою программу и с ней они выступают в виде текста.
 
-Это для чего делается, чтобы не было утечки? Или для того, чтобы популяризировать самого автора?
 
- Думаю, что главная задача – показать текст, написанный на настоящем русском языке. На таком, какой он есть сейчас. Дело в том, что классические тексты написаны уже не совсем современным языком. Этот язык далек от нас, там есть "темные" слова, малоупотребительные конструкции. И сейчас лучше брать тексты наших современников.
 
И если текст написан специально для диктанта, значит его еще никто не читал.
 
- Знаю, что были организованы курсы по подготовке к "Тотальному диктанту". Они, наверняка еще и продолжаться, потому что время на подготовку к диктанту есть. Проявили ли нижегородцы интерес к этим курсам?
 
- В этом году мы сделали пять школ. Это большое количество для Нижнего Новгорода, потому что обычно была одна школа, которая существовала при Лингвистическом университете. В этом уже открыто много точек, чтобы многие нижегородцы могли их посетить. Были открыты школы грамотности: на улице Львовской, в центральной городской библиотеке и др.
 
Естественно, их нижегородцы стали посещать и всем все нравилось. Самое главное для меня, как для преподавателя, эти курсы вели мои студенты –филологи 1 и 3 курсов.
 
- В какой форме проходили эти занятия? Повторяли школьную программу по русскому языку?
 
- Нет, конечно. Штаб присылает специально разработанные занятия, есть и упражнения и обязательно – диктовка. Поскольку мы готовим к диктанту, мы должны учить людей заново уметь писать под диктовку.
 
- Как в целом развивается "Тотальный диктант" в мире? Могут ли его писать иностранцы?
 
- Пять лет назад было осознано, что на диктант начинают ходить иностранцы, но они не могли его написать. Они приходили, пытались писать, но у них не получалось. Было принято решение, что мы разработаем диктант для иностранцев – систему из 10 заданий по русскому языку и 11 задание – маленький диктант – фрагмент оригинального текста.
 
Это больше контрольная работа, такой тэст-фест. Задания, который интересно сделаны. Кроссворд, сопоставление картинки и слов. Иностранцы ходят на это мероприятие, как на сам диктант. В перспективе, если человек напишет подобную работу, он когда-нибудь придет писать и сам диктант.
 
- Вообще "Тотальный диктант" развивается, недавно писали географический. Есть разновидности. Возможно появление еще чего-то: по математике или биологии?
 
- Думаю, что скоро это все будет появляться. Людям хочется провести ревизию своих знаний, посмотреть на что они способны, что осталось от школьной программы. Будет диктант, скорее всего, по иностранным языкам. Будут и разные формы диктантов для людей с нарушениями здоровья.
 
Диктант проводится и в он-лайн режиме. Шпаргалки никто не проконтролирует, но ведь цель – не написать диктант на 5, а проверить себя. Задача – бросить вызов себе.
 
- Бывает такое, что на диктант в очной форме приходят со шпаргалками?
 
- Ни разу не замечали и не отбирали шпаргалок. Люди относятся к этому, ни как к контрольной работе, это праздник, куда приходят с хорошим настроением, с желанием писать диктант без помощи словарей.
 
- Почему по-вашему интерес к "Тотальному диктанту" растет?
 
- Растет интерес к русскому языку, потому что мы начинаем обращать внимание на то, как мы говорим. Это уровень осознанности, который идет из школы. Она помогает нам осознать русский язык, как ценность и необходимость для нас. Кроме того, люди хотят поучаствовать в большой, интересной масштабной акции. Это мировая акция. Ты присоединяешься не просто к узкому коллективу, ты присоединяешься ко всему миру в этот момент. Это невероятное чувство причастности.
 
- В желании выложить фотку в Instagram с "Тотального диктанта" ничего плохого нет?
 
- Это прекрасно. Мы планировали сделать несколько тантамаресок, когда люди фотографируются в виде космонавтов, потому что тема космоса и Циолковского, и будут писать в Instagram, что участвовали в диктанте.
 
- На общий уровень грамотности влияют такие акции?
 
- Мне кажется, что люди стали грамотнее, когда появился "Тотальный диктант". Уровень грамотности растет, хотя иногда и кажется, что многие делают ужасные ошибки в интернете. Это потому, что люди стали больше писать. Когда они писали в стол или бумажные письма, их- никто практически не видел. Теперь грамотность видна. Но интерес к ней стал выше. Постоянно задаем вопросы на Грамоте.ру. Люди пытаются понять, как написать правильно, как сделать так, чтобы тебя быстро понимали, чтобы писать быстро и быть эффективным в письменной коммуникации.
 
- Стоят ли вызовы и угрозы перед русским языком? Говорят же, что интернет убивает язык, мы не обращаем внимание в переписке на знаки препинания… это серьезно может повлиять на русский язык? 
 
- Это влияет на русский язык, но не означает, что это плохо. Язык – живой организм,  он развивается. Приходят новые слова, все начинают пугаться, а он таким образом развивается. Пунктуация становится более гибкая, отвечает потребностям пишущего. Орфография подстраивается под потребности пишущего.
 
Перед лингвистами стоит два вопроса: что мы должны делать – идти за потребителем языка, за носителем или предписывать правила. Раньше предписывали, сейчас к этому относятся более гибко. Язык принадлежит ни одному человеку и не группе лиц, он принадлежит людям.
 
Хочу сказать, что отсутствие точки в конце предложение не является нормой. Кофе подстраивается под общую норму, сопротивлялись какое-то время, а потом приняли, и признали кофе – среднего рода.
 
- Довольны ли вы, как преподают русский язык в школах? Правильная ли эта программа или все же что-то бы вы поменяли?
 
- Мне кажется, что в целом все неплохо. Во многом благодаря ЕГЭ многие правила заучиваются. Я бы хотела, чтобы русского языка было в школах больше, и не только с точки зрения орфографии и пунктуации, а с точки зрения знаний системы, курсов стилистики, истории. Хочется большее, но это большее можно почерпнуть и не в школе. Сейчас со школы стала сниматься нагрузка в пользу акций лекций, видеокурсов, кружков. Человек будет выбирать себе знания.
 
- Есть такое понятие, как врожденная грамотность? Или это утопия?
 
- Есть люди с высоким уровнем грамотности. Я бы не сказала, что это врожденное. В первую очередь, это люди очень начитанные. Это касается и орфографии, и пунктуации. Чем больше мы читаем, тем больше, мы пишем.
 
- Были варианты проведения диктанта в корпоративном режиме. Такая форма может прижиться?
 
- Во многих городах она широко распространена. Знаю, что и Санкт-Петербурге, и во Владивостоке "Тотальные диктанты" проходят с большим размахом. Нижний знает мало корпоративных диктантов, но мы к этому стремимся. Потому что корпорация может сделать грамотность своей внутренней культурой.

- Если человек осенью будет писать диктант, что делать летом, как подготовится?

- Повторить некоторые правила, почитать про Циолковского, вспомнить, что связано с космосом. Запасаться оптимизмом.

Все новости раздела «Интервью»

Аналитика
Реклама
Интервью
Реклама
Комментарии
Реклама
01 Июня 111