Экономика. Бизнес

Прудник считает, что главным последствием кризиса для России будет трансформация "общества потребления"

Нижний Новгород. 4 декабря. НТА-Приволжье – Главным последствием кризиса для России будет трансформация "общества потребления". Об этом нижегородский политолог, старший научный сотрудник Института социологии РАН Александр Прудник заявил на заседании нижегородского отделения клуба политического действия "4 ноября" в четверг. По его словам, последние 4 – 5 лет все российское общество "жило не посредствам". Это касалось как элиты, среднего класса, так и людей с низким уровнем доходов. Более того, власть всячески поощряла такие социальные настроения, принимая соответствующие законы и создавая институциональную базу для развития потребительского общества. Особенностью России стало то, что социально-экономическая модель общества потребления была заимствована у западных стран, где доходы населения гораздо выше, а экономический климат более привлекателен, чем в России, считает А.Прудник. Политолог привел некоторые статистические данные, свидетельствующие о том, как в докризисный период шел рост потребления товаров и услуг, который, зачастую, не подкреплялся платежеспособностью населения. Так за первое полугодие 2008 года в России было продано 1,645 млн. автомобилей (по этому показателю 1 место в Европе). За первую половину 2008 года россияне потратили $40 млрд. на одежду и обувь (среднедушевой показатель расходов в 3 раза выше, чем в США). В стране работает 7 тыс. салонов красоты, в которых постоянные клиенты оставляют в среднем 13% своих доходов. Только в Москве за I полугодие клиентами было потрачено $6 млн. в качестве платы за услуги салонов красоты для животных. "Сейчас и элита, а тем более остальное население начинает осознавать, что нужно жить по средствам. Такого экономического благополучия, которое стимулировало рост потребления даже ненужных товаров и услуг, уж точно не будет в течение 1 – 2 лет", - отметил А.Прудник. Старший научный сотрудник Института социологии РАН также отметил скорость, с какой произошел слом психологических настроений в обществе – от эйфории по состоянию на лето – начало осени к подавленности и растерянности в октябре и ноябре. А.Прудник подчеркнул, что чаще всего такие настроения не связаны с личным опытом человека, однако они во многом культивируются различными слухами.

Все новости раздела «Экономика. Бизнес»

Аналитика
Интервью
Комментарии
15 Декабря