Экономика. Бизнес

Экономические потери России от алкогольной сверхсмертности составляют 445 млрд. рублей в год

Нижний Новгород. 16 июня. НТА-Приволжье - Экономические потери России только от алкогольной сверхсмертности и связанных с злоупотреблением алкоголем пожаров составляют 445 млрд. рублей в год, без учета потерь от сниженной в результате потребления алкоголя производительности труда. Об этом говорится в докладе комиссии по социальной и демографической политике Общественной палаты РФ, копия которого находится в распоряжении агентства "НТА-Приволжье". Вместе с тем, согласно информации, данные расчеты являются ориентировочными, так как сделаны на основе ожидаемых результатов от реализации разработанной специалистами программы, учитывают только эффект от снижения подушевого уровня потребления алкоголя до 8-9 л в год. По другим данным, потери составляют от 3 до 5% ВВП страны. Доходы от производства и оборота алкоголя составляют 66 млрд. рублей в год. Лишь незначительная часть их составляют доходы бюджета. Таким образом, указанные потери многократно превышают соответствующие доходы. По оценкам экспертов, суммарный ущерб российскому обществу складывается из следующих составляющих - экономические потери от ежегодной смерти 500–600 тыс. российских граждан от прямых и косвенных причин, связанных с чрезмерным употреблением алкогольных напитков (в США – около 100 тыс.). Эти потери во многом обусловлены преждевременной смертностью мужчин трудоспособного возраста. Кроме того, злоупотребление алкоголем вызывает особенно высокую смертность среди мужчин 40–60 лет, которые обладают наиболее ценными профессиональными навыками. В случае их преждевременной смерти утрачиваются наиболее опытные трудовые ресурсы, обесцениваются инвестиции в человеческий капитал. Экономические потери в производительности труда вследствие чрезмерного употребления алкогольных напитков или употребления алкогольных напитков на рабочем месте, частичной или полной утраты пьющим человеком своей экономической эффективности задолго до смерти. Среди участвовавших в исследовании в 2004 году мужчин с опасно высоким уровнем потребления алкоголя 20% были безработными и 40% не имели постоянного дохода. Для сравнения, для остальных мужчин эти показатели составили 3% и 12% соответственно. Для тяжело пьющих работников характерны прогулы и низкая производительность труда. Таковых среди мужчин, имеющих постоянную работу, было 10%. Характерны потери в производительности труда вследствие чрезмерного употребления алкогольных напитков или употребления алкогольных напитков на рабочем месте, в том числе, в связи с алкогольным травматизмом. Следует указать и на экономические потери, обусловленные самоубийствами и убийствами, дорожно-транспортными происшествиями, повлекшими смерть участников, а также совершением иных преступлений в связи с злоупотреблением алкоголем. Велики также и следующие виды потерь - экономические потери от асоциализации, полного или частичного выключения из общества около 600 тыс. детей-сирот, в том числе "социальных сирот", покидающих свои семьи из-за пьянства и сопутствующего ему насилия и аморального поведения родителей, невыполнения ими своих обязанностей по воспитанию детей. Кроме того, имеют место экономические потери от сниженной рождаемости в связи с постоянным пьянством мужа и/или жены. В семьях, где муж или партнер потреблял алкоголь чаще 5 раз в неделю, рождаемость была близкой к нулевой, что приводит к вышеупомянутым негативным демографическим последствиям. Экономические потери, связанные с рождением детей с врожденными или наследственными заболеваниями, вызванными чрезмерным употреблением их родителями алкогольных напитков. Экономические потери от незаконного производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, минуя госбюджет. При оценке экономических аспектов требуется учитывать вынужденные прямые затраты на деятельность системы здравоохранения в связи с лечением связанной с злоупотреблением алкоголем соматической заболеваемости, последствий травм и несчастных случаев, а также алкоголизма и алкогольных психозов, содержание, лечение и социальную реабилитацию больных алкоголизмом и иными заболеваниями, обусловленными злоупотреблением алкоголем, выплаты социальных пособий, страховых выплат по медицинскому и социальному страхованию в связи с лечением или иждивением лиц, страдающих алкоголизмом или заболеваниями, вызванными чрезмерным употреблением алкогольных напитков и употреблением суррогатов, Кроме того, необходимо учитывать обеспечение правопорядка в связи с последствиями злоупотреблением алкоголем, содержание лиц, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения (а таких 15–35%), в местах отбывания наказания и следственных изоляторах, расходы на органы охраны правопорядка, связанные с высоким уровнем преступности, содержание системы учреждений исполнения наказаний в силу обусловленности многих преступлений чрезмерным употреблением алкогольных напитков, выплаты сиротам, потерявшим родителей в связи с алкоголем, и на содержание сирот в детских домах, интернатах, выплаты приемным и патронажным семьям, борьбу с беспризорностью и безнадзорностью детей и на содержание "социальных сирот". Потери неимущественного характера - маргинализация и криминализация значительной части общества, распространение субкультуры алкоголезависимых, деформация системы общественных (в том числе – семейных) ценностей, значительный ущерб духовно-нравственному потенциалу общества в целом. Расчеты экспертов Центрального федерального округа по экономической эффективности Программы первоочередных мер государственной политики в сфере производства и потребления алкоголя показали, что снижение производства этилового спирта до уровня соответствующего (при прочих равных условиях) потреблению 8 л на душу взрослого населения приведёт к сокращению к 2015 году налоговых доходов федерального бюджета приблизительно на 1 млрд. 131 млн. 801,201 тыс. рублей за счёт сокращения поступлений с акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, производимый на территории Российской Федерации. Ежегодное повышение в течение 2008–2015 годов налоговых ставок по акцизам на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию на 5−20% с учётом сокращения производства приведёт к увеличению доходов федерального бюджета примерно на 288 млн. 094,851 тыс. рублей. Реализация мер противодействия незаконному обороту алкогольной продукции приведёт к увеличению доходов федерального бюджета от акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, производимый на территории Российской Федерации, примерно на 10 – 15%, что составит около 216 млн. 071,138 тыс. рублей. В целом сокращение федерального бюджета к 2015 году составят 627 млн. 635,211 тыс.рублей. Таким образом, соотношение экономических выгод и издержек реализации программы с учётом её финансировании (30 млрд. рублей ежегодно) при достижении целевых значений показателей программы ежегодно составит: Конечный экономический эффект равен 740 млрд. 004 млн. 424,788 тыс. рублей. Доходы от производства и оборота алкоголя оцениваются в 66 млрд. рублей в год. Уровень доходов государства от производства и оборота алкоголя крайне низкий, несмотря на достигнутый опасно высокий уровень злоупотребления алкоголем. Можно предположить, что государство полностью адекватно контролирует на современном уровне и использует для наполнения бюджета только 5-7% экономического потенциала современного, опасно гипертрофированного алкогольного рынка. Среди причин такого положения – крайне низкие акцизы, плохая собираемость акцизов, достигающая 30%, уход "в тень" от 50% до 70% алкогольного рынка, отсутствие интеграции пивного рынка в алкогольный рынок, легализация самогоноварения, широкое распространение суррогатов, неразвитость уголовных и административных санкций за нарушения законодательства.

Все новости раздела «Экономика. Бизнес»

Аналитика
Интервью
Комментарии
18 Октября