Маркетинговый план в бизнес-плане: структура и содержание
При открытии собственного дела будущему предпринимателю не обойтись без составления бизнес-плана. Работа над ним не должна быть формальностью, поскольку от этого зависит успех предприятия. Одна из наиболее важных частей бизнес-плана – план маркетинга, в котором раскрываются возможные пути развития компании. В маркетинговом разделе содержится информация о распределении, ценах, продвижении товаров и услуг. Эти данные рассматриваются потенциальными инвесторами в первую очередь.
Для чего нужен маркетинговый план
Основная цель МП – показать, что товар либо услуга востребованы, конкурентоспособны и имеют свой сегмент на рынке. Если у вас нет времени или возникают затруднения в составлении документа, вы можете заказать маркетинговый план для бизнеса для рынка b2b в агентстве Mega Research.
Рассматривая необходимость и важность составления МП, вспомним вкратце о понятии маркетинга.
Маркетингом принято считать деятельность, направленную на:
- продвижение товаров и услуг в определенных рыночных сегментах;
- взаимодействие с целевой аудиторией и формирование имиджа продукта, повышение лояльности к бренду;
- выявление условий, при которых потенциальный клиент согласен приобрести предлагаемый товар, услугу.
МП – приоритетная составляющая бизнес-плана, поскольку:
- именно маркетинг отвечает на множество вопросов «как?» касательно определения цены, привлечения клиентов, рекламирования продукта;
- результаты маркетингового исследования и планирования непосредственно влияют на показатели других разделов бизнес-плана (производственного, финансового, организационного).
Составление МП предшествует разработке программ, касающихся производства и финансов. Ведь прежде, чем разрабатывать продукт, важно убедиться в его необходимости, наличии спроса.
Какие задачи решает план маркетинга
МП основывается не на интуитивных предположениях, а на исследованиях и разработках, по результатам которых разрабатывается маркетинговая стратегия, определение направлений развития предприятия.
Основные задачи планирования:
- анализ результатов исследований, выявление потребностей рынка, изучение спроса;
- анализ конкурентов;
- выбор сегмента ЦА, выявление группы людей, которым нужен продукт (студенты, семьи с детьми, пенсионеры, представители определенной профессии);
- определение характеристик товара либо услуги, которые будут максимально отвечать потребностям целевой аудитории;
- формирование уровня качества продукции и установление цен на нее;
- разработка системы сбыта;
- оценка возможности выхода на новые рынки.
Составление плана позволяет составить полное представление о проекте и ответить на разного рода вопросы.
Структура маркетинг-плана
В общем структура документа выглядит приблизительно так:
- Анализ спроса на продукт и построение прогнозов на будущее. Цель этого раздела – доказать актуальность бизнес-решения, необходимость в выводе на рынок определенного товара, услуги. На данном этапе изучаются конкурентные бизнесы, анализируется их возможность покрыть весь спрос. Для офлайн-бизнеса (производственные предприятия, салоны красоты, мастерские) это довольно сложно, потребуется пройти небольшой пробный период. Что касается онлайн-продвижения, можно изучить статистику поисковых запросов в определенном регионе и на их основании выстраивать прогнозы.
- Выделение целевой аудитории. Для грамотного продвижения продукта необходимо знать пол, возраст, финансовые возможности, потребности потенциального клиента. В качестве дополнительных характеристик учитывают регион проживания, семейное положение, психологические характеристики. Так, для свадебного фотографа ЦА выступают женщины и мужчины в возрасте 20–40 лет. Целевые группы определяются путем анализа аудитории конкурентов и последующих логических выводов. Следует помнить, что продать продукт абсолютно всем невозможно.
- Анализ конкурентов. Такой анализ позволяет выявить преимущества и недостатки конкурентных фирм, перенять их положительный опыт и избежать ошибок. Действительно ценная информация содержится в тайне, однако открытые источники использовать никто не запрещает. Данные о конкурентах получают с сайтов, страниц в соцсетях. Можно также детально ознакомиться с продукцией брендов проанализировать рекламу, пообщаться с нынешними и бывшими сотрудниками. Чем больше методик будет применено, тем лучше.
- Ценовая политика. В маркетинг-плане необязательно прописывать конкретные цифры, однако разъяснить принципы ценообразования все же нужно. В этом разделе можно предусмотреть всевозможные выгодные предложения, акции, установить максимальный предел снижения цен. Как правило, со временем ценовая стратегия подлежит корректировкам.
- Определение рынков сбыта. При работе над этим разделом нужно быть предельно осторожными, дабы не вызвать сомнений у потенциального инвестора. Эффективность каналов зависит от объема продукции и цен на нее. Если речь идет о товарах, способы продаж могут быть различными: онлайн и офлайн, опт и розница, реализация в магазинах, со склада.
- Реклама. В МП определяют, каким образом будет рекламироваться продукт, бренд (наружная, теле-, радиореклама, пресса, соцсети, платное поисковое продвижение); на каких конкурентных преимуществах стоит акцентировать внимание; какой бюджет планируется выделить на рекламную кампанию и как будет проверяться ее эффективность.
Помимо этих пунктов документ содержит миссию и ценности компании, стратегию продвижения продукта, календарное планирование достижения целей.
Ключевые маркетинговые стратегии
Для продвижения товаров и услуг на рынке существует немало стратегий, и задача собственника бизнеса – выбрать основную. К базовым стратегиям относятся:
- Минимизация расходов. Такой подход подразумевает установление минимальных цен с целью создания спроса на стартовом этапе продаж.
- Дифференциация. Товар либо услуга позиционируются с наиболее выгодной стороны, с позиции отстройки от конкурентов.
- Сегментация. Происходит ориентация на конкретный, узкий сегмент целевой аудитории, который в дальнейшем планируется увеличить. При этом клиентам важно обеспечить более эффективное удовлетворение потребностей, нежели у конкурентов.
Также существуют стратегии глобальные (интернационализация, кооперация), конкурентные (наступательная, оборонительная, стратегия лидера), функциональные, стратегии роста.
Какие методы используются для составления плана маркетинга
При работе над МП применяют:
- опросы;
- наблюдение, сбор информации и ее анализ;
- консультации профильных специалистов, экспертов;
- экспериментальные продажи или оказание услуг в тестовом режиме;
- прогнозирование.
Маркетинг-план обязательно должен учитывать наличие у компании других продуктов, ее финансовые, организационные, производственные аспекты деятельности.
Следует отметить, что составление МП – сложный и трудоемкий процесс. Чтобы запустить бизнес продуманно и максимально избежать промахов, лучше всего доверить разработку документа профессионалам. На сайте www.megaresearch.ru вы можете заказать создание индивидуального плана маркетинга либо купить готовый бизнес-план.
*На правах рекламы.
Регион: Н. Новгород
Комментарии