Экономика. Бизнес

Маркетинговый план в бизнес-плане: структура и содержание

Нижний Новгород. 13 апреля. НТА-Приволжье – Маркетинговый план в бизнес-плане: структура и содержание.

При открытии собственного дела будущему предпринимателю не обойтись без составления бизнес-плана. Работа над ним не должна быть формальностью, поскольку от этого зависит успех предприятия. Одна из наиболее важных частей бизнес-плана – план маркетинга, в котором раскрываются возможные пути развития компании. В маркетинговом разделе содержится информация о распределении, ценах, продвижении товаров и услуг. Эти данные рассматриваются потенциальными инвесторами в первую очередь.

Для чего нужен маркетинговый план

Основная цель МП – показать, что товар либо услуга востребованы, конкурентоспособны и имеют свой сегмент на рынке. Если у вас нет времени или возникают затруднения в составлении документа, вы можете заказать маркетинговый план для бизнеса для рынка b2b в агентстве Mega Research.

Рассматривая необходимость и важность составления МП, вспомним вкратце о понятии маркетинга.

Маркетингом принято считать деятельность, направленную на:

  • продвижение товаров и услуг в определенных рыночных сегментах;
  • взаимодействие с целевой аудиторией и формирование имиджа продукта, повышение лояльности к бренду;
  • выявление условий, при которых потенциальный клиент согласен приобрести предлагаемый товар, услугу.

МП – приоритетная составляющая бизнес-плана, поскольку:

  • именно маркетинг отвечает на множество вопросов «как?» касательно определения цены, привлечения клиентов, рекламирования продукта;
  • результаты маркетингового исследования и планирования непосредственно влияют на показатели других разделов бизнес-плана (производственного, финансового, организационного).

Составление МП предшествует разработке программ, касающихся производства и финансов. Ведь прежде, чем разрабатывать продукт, важно убедиться в его необходимости, наличии спроса.

Какие задачи решает план маркетинга

МП основывается не на интуитивных предположениях, а на исследованиях и разработках, по результатам которых разрабатывается маркетинговая стратегия, определение направлений развития предприятия.

Основные задачи планирования:

  • анализ результатов исследований, выявление потребностей рынка, изучение спроса;
  • анализ конкурентов;
  • выбор сегмента ЦА, выявление группы людей, которым нужен продукт (студенты, семьи с детьми, пенсионеры, представители определенной профессии);
  • определение характеристик товара либо услуги, которые будут максимально отвечать потребностям целевой аудитории;
  • формирование уровня качества продукции и установление цен на нее;
  • разработка системы сбыта;
  • оценка возможности выхода на новые рынки.

Составление плана позволяет составить полное представление о проекте и ответить на разного рода вопросы.

Структура маркетинг-плана

В общем структура документа выглядит приблизительно так:

  1. Анализ спроса на продукт и построение прогнозов на будущее. Цель этого раздела – доказать актуальность бизнес-решения, необходимость в выводе на рынок определенного товара, услуги. На данном этапе изучаются конкурентные бизнесы, анализируется их возможность покрыть весь спрос. Для офлайн-бизнеса (производственные предприятия, салоны красоты, мастерские) это довольно сложно, потребуется пройти небольшой пробный период. Что касается онлайн-продвижения, можно изучить статистику поисковых запросов в определенном регионе и на их основании выстраивать прогнозы.
  2. Выделение целевой аудитории. Для грамотного продвижения продукта необходимо знать пол, возраст, финансовые возможности, потребности потенциального клиента. В качестве дополнительных характеристик учитывают регион проживания, семейное положение, психологические характеристики. Так, для свадебного фотографа ЦА выступают женщины и мужчины в возрасте 20–40 лет. Целевые группы определяются путем анализа аудитории конкурентов и последующих логических выводов. Следует помнить, что продать продукт абсолютно всем невозможно.
  3. Анализ конкурентов. Такой анализ позволяет выявить преимущества и недостатки конкурентных фирм, перенять их положительный опыт и избежать ошибок. Действительно ценная информация содержится в тайне, однако открытые источники использовать никто не запрещает. Данные о конкурентах получают с сайтов, страниц в соцсетях. Можно также детально ознакомиться с продукцией брендов проанализировать рекламу, пообщаться с нынешними и бывшими сотрудниками. Чем больше методик будет применено, тем лучше.
  4. Ценовая политика. В маркетинг-плане необязательно прописывать конкретные цифры, однако разъяснить принципы ценообразования все же нужно. В этом разделе можно предусмотреть всевозможные выгодные предложения, акции, установить максимальный предел снижения цен. Как правило, со временем ценовая стратегия подлежит корректировкам.
  5. Определение рынков сбыта. При работе над этим разделом нужно быть предельно осторожными, дабы не вызвать сомнений у потенциального инвестора. Эффективность каналов зависит от объема продукции и цен на нее. Если речь идет о товарах, способы продаж могут быть различными: онлайн и офлайн, опт и розница, реализация в магазинах, со склада.
  6. Реклама. В МП определяют, каким образом будет рекламироваться продукт, бренд (наружная, теле-, радиореклама, пресса, соцсети, платное поисковое продвижение); на каких конкурентных преимуществах стоит акцентировать внимание; какой бюджет планируется выделить на рекламную кампанию и как будет проверяться ее эффективность.

Помимо этих пунктов документ содержит миссию и ценности компании, стратегию продвижения продукта, календарное планирование достижения целей.

Ключевые маркетинговые стратегии

Для продвижения товаров и услуг на рынке существует немало стратегий, и задача собственника бизнеса – выбрать основную. К базовым стратегиям относятся:

  1. Минимизация расходов. Такой подход подразумевает установление минимальных цен с целью создания спроса на стартовом этапе продаж.
  2. Дифференциация. Товар либо услуга позиционируются с наиболее выгодной стороны, с позиции отстройки от конкурентов.
  3. Сегментация. Происходит ориентация на конкретный, узкий сегмент целевой аудитории, который в дальнейшем планируется увеличить. При этом клиентам важно обеспечить более эффективное удовлетворение потребностей, нежели у конкурентов.

Также существуют стратегии глобальные (интернационализация, кооперация), конкурентные (наступательная, оборонительная, стратегия лидера), функциональные, стратегии роста.

Какие методы используются для составления плана маркетинга

При работе над МП применяют:

  • опросы;
  • наблюдение, сбор информации и ее анализ;
  • консультации профильных специалистов, экспертов;
  • экспериментальные продажи или оказание услуг в тестовом режиме;
  • прогнозирование.

Маркетинг-план обязательно должен учитывать наличие у компании других продуктов, ее финансовые, организационные, производственные аспекты деятельности.

Следует отметить, что составление МП – сложный и трудоемкий процесс. Чтобы запустить бизнес продуманно и максимально избежать промахов, лучше всего доверить разработку документа профессионалам. На сайте www.megaresearch.ru вы можете заказать создание индивидуального плана маркетинга либо купить готовый бизнес-план.

*На правах рекламы. 

Регион: Н. Новгород

Все новости раздела «Экономика. Бизнес»

Около 3,5 тыс. компаний создано в Нижегородской области в 2023 году
Около 3,5 тыс. компаний создано в Нижегородской области в 2023 году Регион: Нижний Новгород
Нижегородские самозанятые поставили госкомпаниям товары и услуги на сумму свыше 27 млн рублей Регион: Нижний Новгород
Более 200 вопросов поступило к встрече Глеба Никитина с бизнес-сообществом
Более 200 вопросов поступило к встрече Глеба Никитина с бизнес-сообществом Регион: Нижний Новгород
Выбор надежного поставщика электрооборудования: почему это важно и на что обращать внимание Регион: Нижний Новгород
Новый сайт бизнес-омбудсмена запустят в Нижегородской области
Новый сайт бизнес-омбудсмена запустят в Нижегородской области Регион: Нижний Новгород
Порядка 200 инвестпроектов в сфере АПК планируют создать в Нижегородской области
Порядка 200 инвестпроектов в сфере АПК планируют создать в Нижегородской области Регион: Нижний Новгород
Автомобили УАЗ планируют собирать во Вьетнаме
Автомобили УАЗ планируют собирать во Вьетнаме Регион: Ульяновск
Саратовская область заняла I место в ПФО по темпу росту частных инвестиций Регион: Саратов Карго доставка из Турции: плюсы и минусы Регион: Нижний Новгород
Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
18 апреля