Реклама
Промышленность

Ростех: при реформировании законодательства о банкротстве важно учитывать накопленный опыт оборонно-промышленного комплекса

Нижний Новгород. 23 марта. НТА-Приволжье — Ростех: при реформировании законодательства о банкротстве важно учитывать накопленный опыт оборонно-промышленного комплекса.

Как сообщает пресс-служба компании, Ростех совместно с Российским экономическим университетом (РЭУ) им. Г. В. Плеханова и Национальным союзом профессионалов антикризисного управления (НСПАУ) подготовили экспертные предложения по совершенствованию законодательного регулирования процедур банкротства в отношении предприятий стратегического назначения, оборонно-промышленного комплекса. В их подготовке приняло участие свыше 300 представителей научного сообщества, промышленности, банковского сектора, арбитражных управляющих, предпринимателей, компаний, специализирующиеся на финансовом оздоровлении и реструктуризации.

Экспертные предложения были представлены членам правительственной комиссии РФ по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса. Их принятие позволит увеличить количество реабилитационных процедур в 7-10 раз к 2025 году, повысить процент возврата заемных средств кредиторам в два раза, стабилизировать финансовое положение предприятий ОПК и предотвратить "цепные" банкротства в смежных отраслях.

Прежде всего, предложения касаются увеличение количества реабилитационных процедур в отношении предприятий промышленного комплекса, закрепления на законодательном уровне статуса специализированных антикризисных компаний, задача которых разработка и реализация плана мероприятий по выводу предприятий из предбанкротной ситуации, обязательных требований к таким компаниям.

"Ростех занимается финансовым оздоровлением и реструктуризацией активов фактически с момента его создания в 2007-м году, когда треть из переданных корпорации активов находилась в предбанкротном состоянии. За прошедшие годы проделана колоссальная работа, корпорация выработала различные подходы к финансовому оздоровлению: от адресных и точечных мероприятий до комплексной реструктуризации бизнес-процессов, в том числе с использованием процедур банкротства. Мы за это время разработали и реализовали более 80 программ финансового оздоровления организаций оборонно-промышленного комплекса. Сегодня мы работаем над оздоровлением крупных проблемных холдингов: Уралвагонзавод, ОАК, Концерн "Тракторные заводы", - отметил заместитель генерального директора Госкорпорации Ростех Александр Назаров– "За прошедшие 12 лет мы накопили значительный опыт и надеемся, что наша экспертиза в области финансового оздоровления будет полезна для всего оборонно-промышленный комплекса".

Осознавая необходимость выработки новых подходов к финансовому оздоровлению ОПК, реструктуризации предприятий, совместно Ростех совместно с Национальным союзом профессионалов антикризисного управления и РЭУ им Г.В. Плеханова провел серию стратегических сессий по вопросам финансового оздоровления и банкротства предприятий ОПК с участием всех участников процесса.

Дискуссии проходили на фоне подготовки масштабных изменений в закон о банкротстве. В отдельных аспектах позиция экспертов совпадала с предложенной новым законопроектом, в других – существенно расходилась.

Основное внимание специалисты отвели вопросу значительного сокращения реабилитационных процедур в течение последних пяти лет. Ежегодно инициируется свыше 10 тысяч дел о банкротстве юридических лиц, при этом доля реабилитационных процедур не превышает 1%. В 2019 году суды ввели 228 процедур внешнего управления и финансового оздоровления, что на 1,2% (297) меньше чем в 2018 году. Это противоречит интересам промышленности, при реструктуризации которой на первый план выходит сохранение компетенций и квалифицированных специалистов, выполнение гособоронзаказа.
Профессиональное сообщество сочло необходимым доработать законодательное регулирование реабилитационных процедур и, прежде всего, для стратегических предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса. Эксперты предложили разграничить понятия реабилитационных процедур "финансового оздоровления", "внешнего управления", "реструктуризация активов", их цели и функции. Эксперты и практики отметили, что резкое сокращение видов реабилитационных процедур до одной – "реструктуризации долгов" – несёт заметные риски, поскольку это предложение сокращает возможности адресного их применения в отношении конкретного предприятия. Эксперты согласились с предложением Минэкономразвития увеличить срок реабилитационных процедур до 4 и более лет. Данный срок необходим для финансового оздоровления промышленных предприятий с длительным циклом производства и невысокой рентабельностью производства.

Второй острой темой стало предложение о введение в законодательство положения об антикризисных компаниях для промышленного сектора, задача которых осуществлять реструктуризацию и развитие проблемных активов. Законодательное закрепление статуса, роли и функций таких компаний будет способствовать развитию реабилитационной направленности института банкротства в России, предотвращению "цепных реакций" банкротства в смежных отраслях экономики, повышению количества работающих предприятий в стране.

"Очень своевременной была постановка вопроса о введении в законодательство понятия об "антикризисных компаниях" и их легализации. В настоящий момент их рыночную нишу занимают полукриминальные "проектные офисы" и "юридические сервисы", которые используют законодательные пробелы с целью уклонения от уплаты задолженности, корпоративных захватов, недобросовестной конкуренции. Очень важно и то, что обсуждение ведется совместно с Национальным союзом профессионалов антикризисного управлениях", – отметил президент Национального союза профессионалов антикризисного управления, первый руководитель Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротству) Сергей Беляев.

Еще одной важной темой стало закрепление отдельного порядка в законе о банкротстве, который регламентирует специфику антикризисного управления предприятиями стратегического назначения и ОПК и проведение процедур их банкротства. Специалисты предложили ввести преимущественное применение реабилитационных процедур для этих предприятий. Ее проведение должно происходить с привлечением антикризисной компании, которая координирует с Правительственной комиссией программы действий, информируют о мерах по финансовому оздоровлению и их итогах. В качестве вознаграждения организаций-санатора предлагается рассмотреть государственные преференции, такие как государственные гарантии по кредитам, привлекаемым на финансовое оздоровление; налоговые льготы на средне- или долгосрочную перспективу и иное.

Дискуссии на круглых столах вскрыли еще один значимый аспект для организаций ОПК: в новом законопроекте контролирующие собственники встанут в пятую очередь кредиторов, что означает минимальные шансы на возврат их вложений в реализацию госконтрактов и поддержания работоспособности предприятия. Контролирующие лица будут лишены права голоса на собраниях кредиторов и утратят возможность каким-либо образом влиять на реализацию предприятием ГОЗ в процедурах банкротства.

"В текущей редакции поправок в закон о банкротстве профессиональное сообщество увидело риски. Приоритет в процедурах банкротства организаций ОПК будут иметь кредиторы, перед которыми стоит основная цель по возврату задолженности, и у которых отсутствует потребность в сохранении высококвалифицированных специалистов, компетенций организаций ОПК, производственных цепочек и кооперации. Также законопроект предусматривает обязательное прекращение в течение девяти месяцев деятельности предприятия-должника, в отношении которого введена процедура конкурсного производства. С учетом длительности производственных циклов, этого просто может не хватить на завершение существующих контрактов, проведение необходимых процедур по сохранению производственного и научного потенциала. Поэтому сегодня нужно прорабатывать новую модель взаимоотношений между всеми участниками процесса банкротства стратегических организаций", — отметил генеральный директор ООО "РТ-Капитал" Кирилл Федоров.  

Экспертные предложения направлены на создание абсолютно новой модели взаимоотношений между всеми участниками процедуры, учитывающей интересы кредиторов, менеджмента и собственников предприятий, работников должника. Они призваны сбалансировать интересы всех заинтересованных сторон, гармонизировать законодательство в сфере антикризисного управления и финансового оздоровлений предприятий ОПК, выработать единые подходы к реабилитационным финансовым процедурам и повысить их применяемость в антикризисном управлении.

СПРАВКА
Госкорпорация Ростех – одна из крупнейших промышленных компаний России. Объединяет более 800 научных и производственных организаций в 60 регионах страны. Ключевые направления деятельности – авиастроение, радиоэлектроника, медицинские технологиии, инновационные материалы и др. В портфель корпорации входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, Концерн Калашников, "Вертолеты России", ОДК, Уралвагонзавод, "Швабе" и др. Ростех активно участвует в реализации всех 12 национальных проектов. Компания является ключевым поставщиком технологий "Умного города", занимается цифровизацией государственного управления, промышленности, социальных отраслей, разрабатывает планы развития технологий беспроводной связи 5G, промышленного интернета вещей, больших данных и блокчейн-систем. Ростех выступает партнером ведущих мировых производителей, таких как Boeing, Airbus, Daimler, Pirelli, Renault и др. Продукция корпорации поставляется более чем в 100 стран мира. Почти треть выручки компании обеспечивает экспорт высокотехнологичной продукции.

Все новости раздела «Промышленность»

Реклама
Аналитика
Реклама
Интервью
Реклама
Комментарии
Реклама
06 Апреля 111