Новости ПФО

Учёные обнаружили рядом с Ульяновском останки гиганского динозавра

фото: Depositphotos / KostPhotoУльяновск. 6 декабря. НТА-Приволжье — Учёные обнаружили рядом с Ульяновском останки гиганского динозавра, сообщают "РИА-Новости" со ссылкой на данные журнала Biological Communications.

Согласно информации, находка свидетельствует о необычно раннем появлении титанозавров на территории будущей Евразии и Северной Америки.

"Раньше считалось, что эволюция титанозавров проходила преимущественно в Южной Америке. Открытие останков волгатитана и тенгризавра говорит о том, что они были распространены гораздо шире во времена раннего мела. Возможно, важные этапы их эволюции проходили в Восточной Европе и Азии", — приводятся слова профессора Санкт-Петербургского государственного университета Александра Аверьянова.

Отмечается, что останки нового вида титанозавров были найдены ещё в 1982 году на берегах Волги, неподалеку от поселка Сланцевый Рудник. Заведующий палеонтологическим музеем в селе Ундоры Владимир Ефимов заметил "гигантские позвонки неизвестной таксономической принадлежности", выступившие из крутого берега реки он предположил, что останки принадлежали брахиозаврам — длинношеим зауроподам.

Когда в 2017 году в Кемеровской области были обнаружены фрагменты сибиротитана, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Александр Аверьянов задумался, где ещё могут встречаться такие останки. Увидев публикации Ефимова, он связался с ульяновским коллегой.

Как оказалось, останки принадлежали древнему титанозавру. Симбирский волгатитан (Volgatitan simbirskiensis), как его назвали учёные, отличался довольно скромными размерами — он весил всего 17 тонн.

Несмотря на заурядность, волгатитан стал первым полноценным титанозавром, найденным на территории бывшей Лавразии, и двенадцатым "российским" зауроподом.

Ранее сообщалось, что челюсть шерстистого носорога обнаружили в Удмуртии.

Кроме того, вымерший подкласс головоногих моллюсков — аммонит — обнаружен в Городце Нижегородской области.

СПРАВКА

Титанозавры принадлежат к числу зауропод — крупных четвероногих травоядных ящеров, для которых характерны огромная масса, большое количество яиц в кладке и быстрый рост молодняка. Семейство Titanosauria считается среди гигантских травоядных динозавров своего рода "мусорной корзиной": к нему причисляют все новые окаменелости, которые нельзя отнести к другим родам зауропод.

Останки большинства титанозавров, включая рекордно больших аргентинозавров (гигантов длиной 35 метров и массой примерно 90 тонн), были найдены в Патагонии — провинции на юге Аргентины, где в далеком прошлом сложились условия, при которых такие крупные существа могли жить и процветать.

Сибиротитан — сравнительно небольшой ящер массой десять тонн, живший в Восточной Сибири около 120 млн лет назад. Его останки обнаружены на территории Сибири и Монголии. Впервые окаменелые остатки этих позвоночных были обнаружены на правом берегу реки Кия возле деревни Шестаково Кемеровской области в 1953 году. В 2002 году группой был описан фрагмент стопы, но скудность ископаемого материала не позволила верное идентифицировать окаменелость. Образцы продолжали находить, и в 2017 году те из них, которые можно было с уверенностью отнести к одному виду, назвали Sibirotitan astrosacralis.
Регион: Н. Новгород