Общество

Интервью главного редактора журнала "Проекты русского сада" Ирины Калистратовой в авторской программе Романа Скуднякова "Без галстука" на ТК "Волга"

Ирина Калистратова: "Реальная потребность детей – совершенствовать себя"

Биография

Ирина Юрьевна Калистратова родилась 1 июля 1960 года в городе Горьком. После окончания биологического факультета ННГУ, работала научным сотрудником в Институте гигиены труда и профзаболеваний занималась внедрением в практику метода хромосомных аберраций, проводила обследование сотрудников Дзержинских предприятий и ликвидаторов Чернобыльской аварии. После рождения детей Ирина Юрьевна стала изучать психологию и педагогику. В дальнейшем более 10 лет проработала в системе школьного образования, была руководителем методобъединения учителей экспериментального класса.

С детства увлекаясь работой в саду, Ирина Калистратова начала работать как ландшафтный дизайнер. Параллельно вместе с семьей создавала свой сад, в коллекции которого сейчас насчитывается несколько сотен растений. Ирина Юрьевна реализует социальные проекты по самосовершенствованию для детей и взрослых через создание уникальной окружающей среды, мини-парков и садов.

Является главным редактором журнала "Проекты русского сада"

Здравствуйте, в студии Роман Скудняков, в эфире программа "Без галстука".

Этот человек свои школьные годы вспоминает как бесцельно прожитое время, но при этом сама почти 10 лет занимается инновационной образовательной деятельностью.

У нас в гостях педагог-психолог и ландшафтный дизайнер Ирина Калистратова.

Ирина Юрьевна, здравствуйте.

Здравствуйте.

Что же Вам так неуютно в школе было, поясните.

Не хватало организованности, совмещенной со свободой. Свободы не хватало. Это тонкость такая противоречивая.

Мне кажется, человек, который хочет свободы, может ее получить в любое время, будь то советское или сейчас, нет?

Ну, так оно и получалось. Приходилось, каким-то образом компенсировать это.

Воспитывать учителей?

Почему воспитывать? Нет, просто мы были предоставлены сами себе. Может быть, мы смогли бы получить от учителей несколько больше, если бы школа была организована по-другому.

Вас учителя наказывали?

Нет. Я такого не помню. От учителей остались очень приятные воспоминания, всех их я вспоминаю с благодарностью.

Два условия для каждого участника программы - мы общаемся без галстука - и Вы достойно с этим условием справились. Второе условие – ответить на все без исключения вопросы нижегородцев, которые мы получили в нашей программе. Принимается?

Да.

Тогда продолжаем. Я знаю, что однажды Вы ради здоровья пошли наперекор начальству и не стали выполнять техническое задание, а именно, не стали работать с химреактивами.

Да

Скажите, после этого как на Вас смотрели коллеги? Стороной обходили, или завидовали.

Нет. Нашли решение. Вообще, наши научно-исследовательские институты имели хороший внутренний климат. Мне это всегда было симпатично. Решение было найдено, проблема решена.

Вы на протяжении 6 лет реализовывали в экспериментальном классе уникальную систему образования по выявлению творческих способностей. Это был не просто класс. В этом классе были и Ваши дети. На них не страшно было экспериментировать?

Нет, как раз это и давало уверенность, потому что всегда был какой-то камертон, который близко, рядом. И всегда можно было вовремя что-то исправить, если что-то не туда пошло.

Мы занимались без учебников, работая с текстами культуры. Я старалась показать, как я пользуюсь текстами культуры для себя, в своей профессиональной работе. Дети, глядя на мое общение со стихами, с поэзией, тоже понимали, как пользоваться этим.

А сейчас можете показать что это такое? Провести мини мастер-класс?

Вы знаете, Ваша передача меня каким-то образом организовала по поводу моих воспоминаний. Я стала думать, а что же для меня мои увлечения в детстве, в юности, мое фотографирование, общение с природой. Мне это нравилось, я много рисовала, например, растения, когда училась в университете на биофаке. Вот, я думаю: "зачем же мне это нужно". С одной стороны у меня был пример – Петр I, который собирал гербарий. Может быть, поэтому он был хорошим царедворцем. Вместе с тем, мне трудно ответить на этот вопрос. Я понимаю, что не нахожу каких-то точных формулировок. Для меня это важно. Мне хочется показать, что для меня эти увлечения. И, вы знаете, я взяла томик Пушкина, и нашла ответ на этот вопрос. На вопрос: "Что для нас вообще природа?" Окружающий нас ландшафт - искусственный или естественный ландшафт. Первое что приходит на ум в связи с природой, что это способ отвлечься, отдохнуть.

И, просматривая Пушкина, я нашла точное понимание нашей тяги к природе. В стихотворении "Деревня":

Приветствую тебя, пустынный уголок,

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья

Я твой: я променял порочный двор цирцей,

Роскошные пиры, забавы, заблужденья.

На мирный шум дубров, на тишину полей,

На праздность вольную, подругу размышленья.

Размышление – вот отдых. Праздность и размышление – вот что нам это дает. Это все не просто так оказывается, это нас организует. А если мы его и дальше будем читать:

Я здесь от суетных оков освобожденный,

Учуся в истине блаженство находить,

Свободною душой закон боготворить.

То есть, целый процесс самовоспитания происходит:

Роптанью не внимать толпы непросвещенной,

Участьем отвечать застенчивой мольбе

И не завидывать судьбе

Злодея иль глупца — в величии неправом.

Есть еще одно программное стихотворение, которое Пушкин написал в 1835 году - "Вновь я посетил". Оно заканчивается словами, что внук пройдет во мраке ночи и обо мне вспомянет. Так вот для чего, чтобы обо мне вспомнили. То есть, наше общение с природой, чтобы мы построили свою жизнь так, чтобы о нас вспомнили. Чтобы мы ее смогли организовать так, чтобы это воспоминание возникло. Мне кажется, это очень важно.

Кстати, почему именно Пушкин? У вас к нему особое отношение?

Да, к Пушкину особое отношение, потому что это записные книги человечества, как Библия. Туда всегда можно заглянуть и, как и в этот раз это произошло, найти ответ на какое-то затруднение.

Ирина Юрьевна, в последнее время реализуется очень много инновационных направлений в образовании. К ним по-разному относятся. Возьмем распространенные ЕГЭ, которые не так давно появилось, или например, возьмем новые планы для старшеклассников, где есть защита творческого проекта. Как Вы к такого рода нововведениям относитесь? Они инновационны?

Они инновационны, но только по названию. А по воплощению, к сожалению, нет. То есть, пока декларативно. На данном этапе многие инновации декларативны.

Может быть, они просто не своевременны?

Своевременные, но нужно время, нужна работа. Вот, именно этим мы и занимались – создавали образец такой работы. Если возникает какой-то очаг, какой-то образец – на него можно будет ориентироваться, увереннее себя чувствовать, если ты видишь, как кто-то другой уже это делает.

Вернемся к Вашему увлечению – Вашему саду. Какие цветовые композиции Вам кажутся наиболее гармоничными в саду?

Вы знаете, композиций очень много и мы выбираем то, которое на данный момент нам интересно. Это зависит от нашего возраста, настроения: пришли поссорившись – будет одно настроение, пришли вдохновленными – будет другое, и нам хочется пребывать в разном настроении. Я обратила внимание, если раньше мне нравился интерьер с содержанием зеленого цвета – салатные оттенки, то сейчас предпочтения меняются. Теперь мне больше нравится оформление с красными тонами.

Рубрика "Без купюр" – короткие вопросы, короткие ответы. Я знаю, что в детстве Вы очень любили фотографию. Вообще-то, это увлечение более свойственно мальчикам. Вы не были белой вороной.

Вы знаете, это все благодаря папе. Папа фотографировал, и у меня все время был фотоаппарат. Буквально с трех лет на меня его вешали.

По-моему, Вас просто эксплуатировали.

Наверное, да, поносить давали. А раньше процесс ведь был сложный. Это сейчас мыльницей щелкнул. А, в то время – это была целая наука. Экспонометр, нужно было все параметры установить. После чего я узнала сущность фотографирования. И теперь я это использую на профессиональном уровне, потому что это очень помогает видеть мир особенным взглядом, и запечатлеть что-то необычное. Фотография – она фотография, когда удается увидеть что-то, что не видят другие – это главное.

Растения - из детства увлечение или нет?

Да, растения мне нравились из-за студенческих походов, много в горах времени проводили. Там же все интересное и необычное, не то что здесь. Урал, Сибирь – там много всего другого, и, конечно, хотелось это запечатлеть каким-то образом. Приходилось это все снимать, записывать, протоколировать, гербарии собирать. В общем, работа была достаточно серьезная. Это было не просто пощелкать, а желание создать нечто интересное, чтобы потом удивить других.

А, есть ли фотография, которой Вы гордитесь или которая Вам очень нравится?

Да, есть такие фотографии. Я стараюсь их использовать - размещать в журнале. Они очень наглядно показывают, как фотографию использовать в ландшафтном дизайне, как обучаться созданию ландшафтных композиций, используя фотографирование. Я их использую для примера. У меня есть композиция с растениями, над которыми особенно много приходится работать, не просто взятые из природы. Ведь, если мы что-то внесем, приложим своего разума к этому растению, то получается гораздо интереснее. И растения могут становиться фигурами: шарами, квадратами, да чем угодно. И у меня есть композиция с такими большими шарами. Она очень наглядно показывает, как можно поработать с природой, как соединяется человеческий разум и природа, и что из этого получается интересного, уникального, удивляющего.

Вы знаете, я смотрю на Вашу биографию и постоянно удивляюсь. Вы очень творческий человек, при этом Вы были сотрудником Института гигиены труда и профзаболеваний. Для меня очень формальное название данного института. Вы занимались обследованием ликвидаторов чернобыльской аварии. Страшная работа?

Она не страшная. Там хотелось понять, что происходит и как предотвратить, как последствия устранить, чтобы в дальнейшем не было подобного. Тут не страх, тут так много серьезной работы, что некогда бояться.

Опять вернемся к Вашим растениям. Вы пристрастили своих близких к саду. Супруг, насколько я знаю, вам помогает. Супруг – физик, между прочим. У Вас немалое количество интересных растений, вплоть до того, что есть многоствольная груша. Скажите, это у вас супруг так экспериментирует, как Мичурин, или это Ваше дело?

Это как раз такое семейное явление. Груша, которая не приносила плодов, ее вообще выращивают как декоративную в условиях города, например, просто очень устойчивую, с красивой листвой, а в итоге хотели ее убрать. Я не могу думать о том, как это такое большое растение вообще спиливать. Но, все-таки уже захотели спилить. Но, подходит дочь и говорит: "Нет, не надо убирать". Самое главное, Вы знаете, она сказала, что надо делать с ней. Она не просто сказала "не надо". Она нашла решение – его сделали формовой культурой. Формовая культура – это когда стригут раза два за сезон и что-то интересное получают. Получилось много шаров на большом количестве стволов. Шары разного размера, на разных уровнях, и вот эта игра в шары, это семейное увлечение и позволило этой грушей нам удивляться до сих пор.

Часто ли Вы так экспериментируете с другими растениями?

Понимаете, когда это первый раз произошло – уже затягивает. И ты понимаешь, что ты уже сможешь еще что-нибудь интересное выудить, и начинаешь еще пристальнее смотреть, особенно через объектив.

Видно, как Вы занимаетесь популяризацией садоводства, любите ландшафтный дизайн. Зачем все это, если подавляющее число нижегородцев выезжает на дачу для того, чтобы грядками заниматься: картошку сажать, морковку. Нет времени у них на ландшафтный дизайн.

На самом деле, раньше было очень много популярных программ и литературы: книжечек маленьких, недорогих брошюрок, журналов, на которые можно было дешево подписаться. "Наука и жизнь" одна чего стоила. Все время была информация, которая помогала сориентироваться в мире, что-то интересненькое там подсмотреть, перенять. Сейчас такого нет. И огород может быть очень интересным. Это не обязательно грядки с капустой. Он может быть красивым. Может быть много дизайнерских решений. Просто этому нужно немного поучиться и опять же у кого-то подсмотреть. Поэтому я стараюсь включать это в свои занятия, показывать это.

Про себя Вы говорили, что работа для Вас как хобби. Вы ее очень любите. Не боитесь, что однажды выйдете в любимый сад, и поймете, что видеть его больше не можете – настолько опротивел?

Ну, разочароваться не разочаруюсь, но, такое действительно бывает.

От настроения зависит?

Да. Потому, что работы в саду очень много – это все не просто так. Самое сложное – найти решение. Растений сейчас очень много. Они буквально могут нас завалить и своей красотой, и своим количеством. Женщины любят же покупать растения – они падки на все красивое.

Знаем, знаем.

Но, суметь организовать все это изобилие во что-то уникальное и красивое – вот это самое сложное. Здесь нужна работа, нужны пробы материала. Вот, действительно, я вам мужчинам могу сказать, что материала должно быть много. Я говорю это в защиту женщин, потому что иначе этот творческий процесс будет неэффективным. Плюс – избыточность. Из какого сора растут стихи, не ведая стыда. С этим нужно мириться. Нужно содействовать этому и помогать. Тогда мужчины станут свидетелями очень интересных явлений.

Я обещаю, думаю мужчины, которые нас смотрят, тоже поддержат.

Главная тема – "Зелень в городе". Наши города похожи на каменные джунгли. Если на центральных улицах и бульварах сегодня разбивают клумбы, то во дворах у большинства из нас клочковатый газон или просто вытоптанная земля. При этом в Германии почти у каждого дома есть зеленый уголок с зеленым газоном и цветами, живой изгородью, или просто в окне стоит самое красивое растение. Скажите, почему у нас такое наплевательское отношение к окружающей среде?

Это не то, что наплевательское отношение. Здесь так же, как и в инновациях в образовании нужна специальная работа. Нужна такая же организация как у меня при поиске, какого-то решения. Если мы не сможем организовать себя, структурировать свою работу, то, это так и будет. Все будут настраиваться, если есть какая-то вполне определенная структура. Я специально стала взаимодействовать с учебными заведениями, с воспитательными заведениями, чтобы это понять. И я обнаружила, что очень сложно в существующих порядках, нашем укладе жизни в городе что-то изменить.

Проще оставить все как есть?

Да.

Пусть лучше будет плохонько, но зато не трогают?

Да.

Но, с этим нужно бороться.

Не надо бороться ни в коем случае. Нужно что-то делать свое. Если я работаю в центре "Ласточка" и мне там интересно, и там меня поддерживают, я с интересом и вдохновением там работаю, что-то делаю. Но, вот, мы начали что-то новое. Появились предложения: "А вы поучаствуйте в этом конкурсе" – конкурс администрации города, конкурс партии "Единая Россия", конкурс "Атомэнергопроекта" - столько всяких конкурсов. Я столько написала проектов и вдруг поняла, что погрязла в этих бумагах, в этих идеях и мне стало скучно и неинтересно и я быстро все это прекратила и начала просто высаживать растения в центре "Ласточка" вместе с детьми, вместе с сотрудниками.

Вам не кажется, что лебеда не очень современная и не очень интересная для людей культура? Подсолнух был бы всяко красивее.

Дети сами заявляют себя. Если ты сам начинаешь что-то делать, то дети, если в этом образовательном учреждении нормальная атмосфера и нормальный климат, нормальное отношение взрослых к детству – эти дети тут же начинают себя заявлять. Они сразу говорят "а мы хотим подсолнух", "а мы хотим анютины глазки", "мы хотим лопаточку". У кого-то отняли лопаточку, и есть такой интересный момент - у маленького мальчика, его не видно даже, он совсем маленький, но вдруг он потерял свою лопатку, кто-то ее взял, и он начинает ее искать. Он добивается, чтобы ему эту лопаточку вернули. Для меня – это диагностично. Значит в этом образовательном учреждении все нормально, если ребенок может себя заявить, умеет себя заявить и добивается своего. В итоге мы посадили и подсолнухи, и анютины глазки и я всегда туда иду с каким-то букетиком. Горшочком, но после этого я могу вести занятия и с лебедой и с капустой. А куда же деваться от сорняков? Все равно от этого не уйдешь. Но если я слышу, если у меня ушки на макушки, и если я на одном уровне с этим ребенком, который еще сантиметров 70 ростом – то, меня слышат. А потом по поводу чего-либо более серьезного, реально начинается процесс развития детей, не просто отдыха. Использование композиций ландшафтов для того, чтобы начало развиваться мышление – это гораздо сложнее. Это может превратиться в спа-процедуру. Совершенно запросто. Если уйти и оставить все это на самотек, как любую инновацию тоже, то это и будет происходить, как расслабиться, как поправить свое здоровье. Дети это быстро перенимают. Реальная потребность детей – совершенствовать себя, планочку все время повышать.

Если мы это подхватим, если мы это увидим, оторвемся от своих спа-процедур, как бы нам этого не хотелось, сделать детей здоровыми, счастливыми, если мы не будем слушать, что ему хочется прыгать, а кто-то начал переворачиваться на газоне, ему и это нравится. А при этом нужно научить еще и падать, нужно что-то преподнести. Мы должны включиться в этот процесс. Если мы научимся это видеть, тогда образовательный процесс будет успешен.

Я думаю, вы согласитесь, что чувство красоты, к сожалению, есть не у каждого. Оно, наверняка, есть внутри, но не у всех развивается. Даже у тех, у кого есть чувство красоты, которые хотят сделать что-то красивое около своего подъезда сделать, иногда сталкиваются с проблемой почвы в городе. Скажите, насколько у нас бедные почвы в городе, и можно ли красоту такую сделать около своего дома?

Опять же, нужно иметь просто немного какой-то информации. Есть такая хорошая история, которая даже может быть загадкой. Давайте представив себя в 18 веке, и вы уезжаете на отдых, а у вас есть любимое растение. Экзотические растения выращивали на подоконниках. И переживая, как же питомец на окне будет без Вас, Вы своим домочадцам наказываете: "пожалуйста, сделайте так, чтобы моим растениям было хорошо". Что Вы будете делать, чтобы это растение прозябало хорошо? Что значит это слово?

Чтобы за ним ухаживали также, как ухаживал я: поливали, комфортный режим температуры обеспечивали, чтобы животные ни дай Бог его не съели, дети не разбили горшок с этим цветком или растением.

По-видимому, Роман, у вас филологическое образование и Вы знаете правильный ответ. А вот человек, не имеющий такого образования, выставил бы растение на мороз прозябать. Он бы решил, что прозябать – значит выставить на мороз, вроде бы как созвучно. А на самом деле, прозябание – это выращивание растения.

И ходили такие истории про необразованных домочадцев. У меня такое впечатление, что когда у нас во дворах появляется и что-то погибает – это происходит тогда, когда не хватает каких-то знаний, потому что в любых условиях можно подобрать растения.

Которые не настолько требовательны к почве.

Конечно, и засоление, и на высокую инсоляцию, или наоборот, могут расти в тени, из-за того, что здания очень часто закрывают солнце, есть теневой уголок. Вот, около моего дома жители очень толковые. Они поняли, что во дворе тень, и нужно выращивать теневые растения.

К тому же сейчас не так все сложно, можно в Интернет залезть и посмотреть, какие растения какие условия предпочитают.

Рубрика "На острие" – самые острые вопросы нижегородцев. Инна Аленова, дизайнер: "Недавно читала о том, что сейчас французы сходят с ума по домашним огородам, делают из старых башмаков и ваз горшки и круглогодично выращивают дома пряные травы. Для этого даже специальные стенки делают. А насколько полезна такая домашняя зелень, ведь наверняка не сравнится с настоящей?". Во-первых, башмаки у Вас дома есть?

Я в башмаки сажаю все в саду. Цветы у меня растут в башмаках, в утюгах, в кастрюлях – да в чем угодно. Так вот, у домашних растений сейчас очень много сортов, которые имеют ограниченный рост - культурные варианты. Им не нужно так много света, и опять же, если мы знаем, какие культуры могут с дефицитом света выращиваться, тогда, их в квартире лучше выращивать.

Укроп выращивать, петрушечку…

Укроп и петрушку я бы не рекомендовала, а, вот кресс-салат, например, и пророщенная пшеница – их необязательно растить большими. Их прорастили, чуть-чуть сделали подсветку, купили плодородную землю – получится и полезно и красиво. Это также разнообразит зимой наш стол, наше окружение и просто немного удивит нас и пользу даст.

Вопрос читателя "Аргументы и Факты". Нижний Новгород Евгении Николаевны Башуевой: "Сейчас пошла мода на экзотические растения, чего только не предлагают в питомниках, вплоть до баобабов. Только вот никто не гарантирует, что они в наших условиях не загнутся. Дети мне предложили посадить венерин башмачок, какую-то бразильскую тыкву и еще мушмулу. А стоит ли на них тратиться?".

Мушмула – растение южное, однозначно. На него не нужно тратиться. Венерин башмачок посадить можно.

Оно ведь очень редкое.

Редкое, но раньше оно росло на Волжских откосах. Поэтому, в этом отношении, если мы его вернем – это будет даже здорово. Нужно быть очень скрупулезным в подборе растений, потому, что если какой-либо опыт в выращивании есть, какие-то основные моменты освоены – можно и поэкспериментировать, почему и нет. Даже заняться интродуцированием. Интродуцирование – это выращивание в наших климатических условиях каких-то, например, южных культур, или южно-американских.

Человек всегда на грани возможного любит существовать. Вы знаете, я уже приобрела некий опыт, и у меня стало получаться, потому что можно создать такие условия, которые позволяют выращивать и более южные культуры.

Неужели баобаб у Вас есть?

Нет, конечно, баобаба у меня нет. За баобаб я не возьмусь. Меня интересуют культуры, у которых есть свойство легко приспосабливаться к нашим условиям, например – амурский бархат, он у меня растет, амурский орех – вот такие примеры, которые свидетельствуют о том, что если мы будем вести выбор, если мы поймем и узнаем культуры, которые легко приспосабливаются, шелковица, например, очень вкусная ягода.

Я посадил у себя ее в саду. Пока еще очень маленькая, сказали, что должна вырасти лет через 30.

Нет, не через 30. Года через четыре Вы уже будите вкусные ягоды кушать, и любоваться красотой этого дерева-кустарника. Оно может быть деревом, а может и кустарником. Как ему у Вас понравится! Понравится очень сильно.

Легкая рука была, когда сажал.

А, если не понравится, может быть и кустарником. Расти будет и достаточно быстро вырастет, но первые годы такие растения, и этого не надо пугаться, могут подмерзать. Верхняя часть, которая над сугробом, будет у Вас пропадать. Поэтому чем выше Вы будете нагребать сугроб, а на корни положите лапник, тем лучше будет для молодого растения. А потом оно приспособится к вашему саду.

Это, насколько я понял, совет не только для шелковицы?

Да, не только для нее. Это как раз для всех тех растений, которые мы пытаемся интродуцировать. Такое новое, интересное слово, если кто его не знает.

"Формула успеха". Знаменитая создательница косметической империи Эсте Лаудер считала, что "люди удачливы, если следуют своим внутренним импульсам, рискуют, используют каждую возможность". А Вы как к риску относитесь?

Да. Я же сажаю эти растения, трачу на это деньги и еще я взялась поработать с городской средой – это было очень рискованное предприятие. Что-то получается, и тогда я довольна, что-то не получается и я очень недовольна.

Зато это путь к новым свершениям.

Это путь, да. Во-первых, я узнала замечательных детей, я узнала замечательных сотрудников наших центров реабилитации, которые хотят изменить вокруг себя свое окружение. Сделать его более интересным. Вы знаете, у меня там очередь уже. Звонят из Павлово, и им тоже хочется изменить вокруг школы своей. Это удивительно. И, эти знакомства для меня очень важны.

Ну, что же, а теперь скажите, какова Ваша формула успеха?

Для меня формула успеха – это отсутствие формулы. Для меня успех – это как раз тот случай, когда формула отсутствует.

То есть, не благодаря, а вопреки?

Вопреки. Потому что, когда мы учимся, там формулы нужны. Они важны. Это некая опора. А потом, когда появляется какая-то работа, если бы я к детям, или к растениям подходила с формулами – у меня ничего бы не получилось.

Это одно из самых оригинальных определений, надо его записать.

Мы плавно подошли к нашей самой важной рубрике. Если ответите правильно "Нижегородская книга рекордов и достижений" станет Вашей, если неправильно – "Прогулки с бабушкой". Это неплохая книга-раскраска, тоже пригодится.

Но, прежде вопрос: человек придумал множество способов использования растений – от употребления в пищу и изготовления одежды до медицины. А Вы народные средства на основе трав используете?

Да, эта тема мне интересна. У меня есть целые занятия, посвященные использованию и лекарственных растений и съедобных декоративных растений. Я даже могу сказать, что люблю эту тему.

Маленький совет можете дать? Например, зимой, когда не хватает микроэлементов, витаминов есть ли какие-то растения, которые Вы порекомендуете людям регулярно употреблять, возможно, даже в сушеном виде?

Больше всего, наверно, я люблю чабрец.

Почему чабрец?

Потому что это и чай, это и ковровое растение, это и ароматное растение, потому что, если ты его посадил на тропинке, и, проходя, задел нагой, он пахнет. Всегда пахнет, особенно в жаркую погоду. А, если его подсушить на зиму, он поможет при лечении горла, плюс это просто ароматный чай. Кроме того, если его срезаешь, после срезки, вот сейчас как раз такой период, оно отрастает снова.

То есть, не причиняешь ущерба природе, что очень важно.

Да, очень важно. Ковер остается красивым.

Ну что же, тогда перейдем к вопросу.

В чем сегодня человеку в армии помогают растения? Четыре варианта ответа: в разминировании; в марш-бросках; в прыжках с парашютом; в дальних походах подводных лодок?

Ну, в подводных лодках разумно. Если там разнообразить среду и разместить там растения…

Кактусы, какие-нибудь, которые редко поливать надо.

Да, вполне разнообразить можно, хотя, сложно в такой обстановке - маловероятно. Ну, в парашютах можно в стропах использовать.

Можно перед прыжком принять какое-нибудь растение для храбрости, нет?

Можно, конечно, но не стоит все-таки, потому что действия растений не всегда предсказуемы.

Тем более на высоте.

Растения в марш-бросках – не знаю, даже не представляю.

Осталось только разминирование.

При разминировании? Не понимаю даже, как это возможно, потому что при разминировании ходят вместе с аппаратурой.

Итак, Ваш вариант?

Вариант – "парашют".

А Вы сами с парашютом прыгали?

Нет.

Вот, наверное, стремление к этому варианту, прыгнуть хотите.

Может быть.

Итак, Ваш ответ "парашют"?

Да, я предполагаю, что там используют в стропах, какие-нибудь натуральные, очень прочные волокна.

Ваш вариант принят. А теперь правильный ответ: для разминирования уже давно привлекаются специально обученные животные — пчёлы, крысы, мангусты, а также морские львы и дельфины. Однако помощь в разминировании сегодня оказывают и цветы Резуховидка Таля. Это растение известно тем, что краснеет в суровых условиях, а его генетически модифицированная версия краснеет от присутствия оксида азота, который испаряется из взрывчатых веществ. Таким образом, после распыления семян над минными полями можно чётко определить, в каких местах находятся мины – цветы там будут красными.

Понятно.

Ну, что же, спасибо за участие в программе. Очень приятно, что у Вас такая аура, и Вы прививаете чувство красоты и любви к обучению, к окружающим людям, особенно у детей.

Авторская программа Романа Скуднякова "Без галстука" выходит в эфире телекомпании "Волга" по средам в 22.50 мск., повтор программы по пятницам в 10:35 мск. Все самое интересное из программы "Без галстука" - в газете "Аргументы и факты НН". Радиоверсию программы слушайте на радио "Рандеву" (103.4 FM) - по воскресеньям в 19:00 мск. Полная версия – на сайте информационного агентства "НТА-Приволжье".

Все новости раздела «Общество»

Аналитика
Интервью
Комментарии
23 Июля