Общество

Дороги России по проекту минпромторга приспособят для беспилотных автомобилей: безопасность или потеря рабочих мест?

Photo by Denys Nevozhai on UnsplashНижний Новгород. 23 августа. НТА-Приволжье — Дороги России по проекту минпромторга приспособят для беспилотных автомобилей: безопасность или потеря рабочих мест?

Согласно проекту постановления правительства РФ об утверждении концепции обеспечения безопасности дорожного движения с участием беспилотных транспортных средств на автодорогах общего пользования, внедрение беспилотников является закономерным этапом развития современных интеллектуальных транспортных систем. 

Высоко- и полностью автоматизированные транспортные средства (ВАТС), по плану, должны будут поэтапно включаться в движение на дорогах. Сейчас разработанная минпромторгом концепция находится на антикоррупционной экспертизе.

Весомые плюсы: безопасность, рост доходов и экономия топлива

Как сказано в документе, это повысит безопасность дорожного движения и номинальную пропускную способность дорог, оптимизирует транспортные процессы, сформирует заданное поведение участников движения, способствует развитию различных сервисных услуг пользователям транспортной системы. Кроме того, по мнению разработчиков документа, будет поддерживаться заданный уровень содержания дорожного полотна.

От увеличения объемов перевозок грузов и пассажиров в связи с отсутствием необходимости отдыха водителей могут быть получены дополнительные доходы.

По некоторым оценкам подключенные ВАТС, действующие в беспилотном режиме, могут дать экономию топлива в размере 19–22% и увеличить скорость доставки на 26–30%, в сравнении с транспортными средствами, управляемыми человеком.

Вовлеченность водителя или полное освобождение?

Как уточняют разработчики, переоценка водителем возможностей систем автоматизации снижает вовлеченность находящегося за рулем в процесс управления, системы автоматизации провоцируют его переключить внимание на чтение, просмотр видеороликов, общение с пассажирами или по телефону и даже сон.
"Необходимо обеспечить либо постоянную вовлеченность водителя, либо полностью освободить его от задач управления, что может быть достигнуто уже в настоящее время при поддержке дорожно-транспортнойинфраструктуры", - говорится в постановлении.
При этом безопасному движению ВАТС должны способствовать разделение потоков в пространстве и времени, оптимизация скоростного режима, а также использования парковочного пространства и другие факторы.

Правила для транспортных систем

Поскольку подключенные к дорожно-транспортной инфораструктуре автомобили имеют широкий диапазон потенциальных уязвимостей, решения по обеспечению безопасности, убеждены разработчики, должны быть многоуровневыми и внедряться на этапе создания транспортного средства.

Важно, что автоматизированные системы вождения, используемые на высоко- и полностью автоматизированных транспортных машинах, должны соблюдать правила дорожного движения, в том числе направленные на поддержание условий беспрепятственного и безопасного движения транспортного потока; обеспечивать в приоритетном порядке безопасность дорожного движения; осуществлять сетевое взаимодействие с дорожно-транспортной инфраструктурой при наличии технической возможности с ее стороны, а также:

- осуществлять мониторинг окружающих объектов дорожно-транспортной обстановки и безопасно взаимодействовать с ними;

- стремиться безопасным образом реагировать на ошибки, допускаемые водителями и пользователями транспортных средств, и другими участниками дорожного движения в целях сведения до минимума потенциальных последствий таких ошибок;

- действовать только в пределах разрешенной для них среды штатной эксплуатации (СШЭ);

- переходить в состояние минимального риска в том случае, когда та или иная поездка не может или не должна быть завершена, например, в случае сбоя в работе АСВ или иной системы транспортного средства;

- реагировать на непредвиденные ситуации таким образом, чтобы свести до минимума опасность для пользователей данного транспортного средства и других участников дорожного движения;

- выдавать водителю однозначное уведомление в том случае, когда транспортное средство выходит за пределы СШЭ;

- иметь возможность собственной деактивации безопасным способом.

При этом, как говорится в документе, "полноценные дорожные испытания ВАТС должны заключаться не просто в пробеге определенного количества километров, но и в подтверждении успешного выполнения ряда базовых сценариев управления".

Взаимопонимание между человеком и машиной

В постановлении также уточняется, что машины должны быть способны точно принимать запрос от водителя на активацию АСВ и передавать информацию водителю или пользователю относительно своих намерений и характеристик транспортного средства во время движения в беспилотном режиме.

Следует заметить, что, согласно постановлению, в машинах, где отсутствуют традиционные системы управления рекомендуется разрабатывать устройства человеко-машинного интерфейса в том числе для их взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями.

Запрещенные дороги и новые водители

Не все дороги подойдут для движения ВАТС, среди прочего необходимо создание телекоммуникационной дорожно-транспортной инфраструктуры , линейной и станционной инфокоммуникационной и объектовой инструментальной инфраструктуры, создание и развитие технологической платформы, включающей прикладные программные модули, средства защиты каналов передачи данных, а также, обеспечение функционирования всей инфраструктуры на базе единых открытых протоколов как единой цифровой экосистемы.
"С учетом массового появления беспилотных транспортных средств необходимо определить возможные уязвимости системы и угрозы, спроектировать модели угроз по возможным направлениям, дестабилизирующих транспортные сети", - добавляют разработчики.
Кроме того, по их мнению, для использования техзнологий безопасно необходимо обучение широкого круга потребителей новых технологий — водителей и пользователей.

Потеря рабочих мест

Авторы проекта признают, что при массовом внедрении ВАТС имеется один значимый недостаток - это потеря рабочих мест людьми, чья работа так или иначе связана с управлением транспортными средствами. Под сокращение могут попасть не только водители такси, грузовиков и автобусов. Отмечается, что полностью изменится рынок страхования, резко снизится необходимость в специалистах по анализу ДТП и восстановительному ремонту автомобилей, отсутствие нарушений ПДД преобразует и сегодняшнюю ГИБДД.

Тем не менее, появится ряд новых специальностей, связанных с облуживанием новой транспортной системы. Косвенное влияние различной степени ожидается практически на все области деятельности, поскольку транспортная система обслуживает многие сферы экономики.

Ранее сообщалось о том, что зона тестирования беспилотных автомобилей в ПФО может быть расширена на Нижегородскую, Самарскую области и Чувашию.

Напомним, беспилотное такси появилось год назад в Иннополисе в Татарстане. Помимо этого, в Набережных Челнах с января 2019 года проходят испытания беспилотного КамАЗа.

Наталья Денисова

Все новости раздела «Общество»

Аналитика
Интервью
Комментарии
19 Сентября