Интервью

Я надеюсь, что в 2013 году общественные организации и нижегородцы будут не только активными участниками акций, проводимых министерством экологии, но и инициаторами природоохранных мероприятий

Я надеюсь, что в 2013 году общественные организации и нижегородцы будут не только активными участниками акций, проводимых министерством экологии, но и инициаторами природоохранных мероприятий

Николай Владимирович, когда можно ожидать окончательного решения правительства РФ по вопросу поднятия уровня Чебоксарской ГЭС?  

Прежде всего, хочется отметить активность нижегородцев при проведении общественного обсуждения предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), выполнения мероприятий по поднятию уровня Чебоксарского водохранилища до отметки 68 м в городах и районах области, попадающих в зону влияния Чебоксарского водохранилища.

Напомню, что общественные обсуждения проходили в период с 14 июня по 15 сентября 2012 года.  Всего состоялось 16 слушаний в десяти муниципальных районах и городских округах Нижний Новгород, Дзержинск, Бор. В ряде районов слушания, кроме райцентров, состоялись в других населенных пунктах – в селе Курмыш Пильнинского района, в селе Михайловском и рабочем поселке Васильсурск Воротынского района. Всего в слушаниях приняли участие более 3 тыс. человек, задано более тысячи вопросов. Только через наше министерство прошло более 600 обращений жителей в адрес ОАО "РусГидро" и ОАО "Инженерный центр энергетики Поволжья". Кроме того, многие нижегородцы направляли свои замечания, вопросы напрямую в эти организации или через местные администрации.

Общий итог всех слушаний, прошедших в Нижегородской области (как и в Республике Марий Эл) - везде заказчики и разработчики проекта встретили активное неприятие предложениям о повышении уровня Чебоксарского водохранилища.

В большинстве муниципальных образований в итоговых документах слушаний предлагаемый к реализации проект предложено считать неэффективным, вредным и нецелесообразным. Таким образом, позиция правительства Нижегородской области, которое последовательно выступает категорически против реализации проекта, получила общественную поддержку. В ряде муниципальных образований приняты и направлены президенту России и в правительство России обращения, в которых поставлен вопрос о необходимости отмены всех поручений по разработке проекта подъема уровня Чебоксарского водохранилища и разработки проекта обустройства этого водохранилища без повышения уровня воды, на существующей отметке 63 метра.

Об этом шел конкретный разговор и на федеральном уровне – в ходе прошедших в сентябре и ноябре текущего года слушаний в Общественной палате Российской Федерации, в которых активно участвовали нижегородские экологи. Участники слушаний, прошедших 26 сентября, согласились с нашими оценками проекта повышения уровня Чебоксарского водохранилища – в том, что он является вредным, экологически опасным и экономически нецелесообразным. А на вторых слушаниях, прошедших 22 ноября, принята рекомендация наложить мораторий на всякое новое гидроэнергетическое строительство на равнинных реках России, а также на модернизацию существующих ГЭС на равнинных реках, которая ведет к повышению существующего уровня водохранилищ.  

Сейчас при Общественной палате России создается специальная экспертная группа для обсуждения проекта подъема уровня воды в Чебоксарском водохранилище.

Окончательное решение по проекту будет принято по итогам прохождения государственной экспертизы, которая будет проводиться в рамках Градостроительного кодекса и государственной экологической экспертизы.

Сроки направления проекта на госэкспертизу назывались разные, но много раз переносились. По последней информации, проект должен быть отправлен на экспертизы в ноябре 2012 года, но, скорее всего, сроки сдвинутся на декабрь или первый квартал 2013 года.

Районы Нижегородской области разрабатывали генеральные схемы очистки. Завершена ли эта работа? Что представляют собой эти схемы, станет ли меньше свалок после реализации запланированных в рамках схем мероприятий?  

Генеральная схема очистки территории - это проект, направленный на решение комплекса работ по организации сбора, транспортирования, обезвреживания, размещения бытовых отходов и уборке территорий населенных пунктов. Она определяет объемы работ, методы сбора, удаления, обезвреживания и переработки бытовых отходов, необходимое количество спецмашин, оборудования и инвентаря для системы очистки и уборки городских территорий, очередность выполняемых мероприятий, а также технологию зимней и летней механизированной уборки городских улиц, дорог, площадей, тротуаров и обособленных территорий.

Министерством экологии и природных ресурсов были разработаны требования к проектированию генеральных схем очистки территорий, которые были направлены в администрации районов в качестве типового технического задания. В настоящее время работа по разработке генеральных схем очистки территорий находится на завершающем этапе.

Генсхемы должны разрабатываться таким образом, чтобы ее данные стали составной частью регионального кадастра отходов производства и потребления. Разработчики генсхем представляют данные об отходообразователях района в объеме, достаточном для включения в базу данных регионального кадастра.

Таким образом, при разработке генсхем осуществляется технологическая взаимосвязь между инструментами управления отходами на местном и региональном уровнях.  

Сколько сейчас в Нижегородской области насчитывается несанкционированных свалок, что делается для их ликвидации?  

За девять месяцев текущего года сотрудниками регионального министерства экологии и природных ресурсов выявлено 207 несанкционированных свалок, из которых 136 свалок к настоящему моменту ликвидировано, по остальным ведутся работы.

Если говорить о мерах, принимаемых для ликвидации стихийных свалок, то работа по выявлению мест несанкционированного размещения отходов ведется регулярно. Вместе с тем, организация сбора и вывоза отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления. При выявлении нарушений природоохранного законодательства в части обращения с отходами возбуждаются дела об административном правонарушении, выдаются представления об устранении выявленных нарушений, готовятся исковые заявления о принятии мер по ликвидации несанкционированных свалок.

В целях повышения эффективности контроля за ликвидацией стихийных свалок по предложению министерства в 46 муниципальном образовании региона разработаны планы мероприятий по предупреждению, недопущению и ликвидации несанкционированных свалок ТБО на подведомственных территориях.  

Как Вы можете оценить работу по строительству мусоросортировочных комплексов с межмуниципальными полигонами ТБО в Нижегородской области? Сколько таких объектов уже построено и введено, сколько запланировано на 2013 год?  

Реализация областной целевой программы "Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области" начата в 2009 году. К настоящему времени можно лишь дать предварительные оценки реализации данной программы.

В июле 2012 года был введен в эксплуатации межмуниципальный полигон "МАГ-1", который будет обслуживать Нижний Новгород, Дзержинск и Володарский район. Кроме того, в конце года будет введен в эксплуатацию мусоросортировочный комплекс в Городецком районе для обслуживания семи районов и городских округов области: г.  Бор, Семеновский, Городецкий, Ковернинский, Сокольский, левобережные части Лысковского и Воротынского районов.

В следующем году реализация программы будет продолжена. В 2013 году планируется ввести в эксплуатацию комплекс утилизации в городском округе города Выкса и начнется строительство объекта в Вадском районе, также будет завершена модернизация комплексов в Кстовском и Балахнинском районах.

Помимо строительства комплексов утилизации, программой предусмотрена рекультивация свалок, несоответствующих требованиям экологической безопасности. Такая работа уже ведется в ряде районов, например, была рекультивирована свалка в Балахнинском районе, завершаются работы в Чкаловском районе. Кроме того, начаты работы в Сокольском и Варнавинском районах области. На 2013 год запланировано начало работ по рекультивации свалок в городских округах г. Выкса, г. Бор и Семеновский, а также в Городецком, Навашинском, Ковернинском, Кулебакском районах.  

Как решается вопрос нейтрализации неприятных запахов на НМЖК?  

В соответствии с поручением губернатора подведомственным учреждением министерства экологии и природных ресурсов ГБУ "Экология региона" была проведена работа по отбору проб воздуха в районе промзон Канавинского и Московского районов. Содержание предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ не зафиксировано.

Запах от деятельности НМЖК в меньших количествах, но продолжает присутствовать в воздухе в данных районах. Тех мер, которые были приняты предприятием, оказалось недостаточно. Поэтому остается пожелать руководству НМЖК усилить работу по ликвидации неприятных запахов.  

Как идет работа в рамках выполнения поручений президента по ликвидации накопленного экологического ущерба в Нижегородской области, в частности на объектах "Белое море" и "Черная дыра", расположенных в Дзержинске. Из каких источников будет осуществляться финансирование?  

В настоящее время разработан проект консервации шламонакопителя "Белое море", который прошел государственную экспертизу, объявлен аукцион на выполнение первого этапа работ, который будет выполнен уже в этом году. Следующие этапы запланированы на 2013-2015 годы. В этом году предусмотрено федеральное финансирование, но, начиная с 2013 года, консервация шламонакомителя будет финансироваться из федерального, областного, муниципального бюджетов, а также за счет средств компании "Сибур".

Что касается "Черной дыры", то в 2012 году проведена научно-исследовательская работа по определению химического состава накопленных отходов, это работа проводилась за счет софинансирования областного и местного бюджетов. До конца года планируется выполнение НИР, по итогам которой будет определена технология утилизации отходов и сформировано техническое задание на проектирование. Ликвидация свалки запланирована на 2013-2015 годы. Финансирование работ будет осуществляться за счет средств федерального, областного, муниципального бюджетов.  

Какие задачи и планы будут поставлены перед министерством экологии и природных ресурсов в 2013 году?  

В этом году было организовано много хороших разноплановых мероприятий в рамках реализации наших программ – это и акции по раздельному сбору мусора, и детские экологические лагеря, и проведение различных конкурсов среди детей.

Работа с подрастающим поколением, с населением региона в целом, является одной из перспективных направлений работы министерства. Ведь основы бережного отношения к природе, грамотного взаимодействия с окружающим миром легче привить в детском саду, в школе. В свою очередь, дети напрямую могут влиять на своих родителей.

Особо хочется отметить, что 2013 год в России объявлен годом охраны окружающей среды, и я надеюсь, что общественные организации и нижегородцы будут не только активными участниками акций, проводимых министерством экологии, но и инициаторами природоохранных мероприятий.

2013 год - юбилейный для Международного форума "Великие реки". Проведение 15-го форума будет приоритетом в работе министерства экологии и природных ресурсов.

В следующем году будет продолжена работа по основным ключевым направлениям министерства – это и программа "Развитие системы обращения с отходами", и программы по охране окружающей среды, экологическому образованию и просвещению нижегородцев, обеспечению экологической безопасности населения, и как было сказано ранее, выполнение поручений президента.

Все новости раздела «Интервью»

Нижний Новгород
Аналитика
Интервью
Комментарии
27 апреля